Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Как дикие животные к зиме готовятся»
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

    Касияди Татьяна Григорьевна

    Дать детям представление о том. как дикие животные готовятся к зиме. Познакомить с названиями жилищ диких животных: логово, дупло, нора, берлога. Воспитывать любовь к природе, желание сохранять все живое.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Департамент образования

    Администрации города Ноябрьска

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

     ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

     «ВОЛОШКА»

    МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

    Конспект непосредственно образовательной

     деятельности по познавательному развитию

     в средней группе

    «Как дикие животные к зиме готовятся»           

    Подготовила:

    воспитатель

     Касияди Татьяна Григорьевна    

    2015г


    Цель:  дать детям представление о том, как готовятся дикие животные  к зиме

    Задачи: 

    1. Образовательная: учить правильно вести себя в лесу;; знакомство с названиями жилищ диких животных.
    2. Развивающая: развивать и обогащать речь новыми словами: нора, дупло, берлога, логово.
    3. Воспитательная: воспитывать любовь к природе, желание сохранять все живое;

    Словарная работа: дупло, берлога, нора, логово.

    Оборудование: (бумажные) осенние  листья, диапроектор, магнитофон, картинки диких и домашних животных.

    Предварительная работа:   рассматривание пейзажей осени, раскрашивание листьев в осенние краски.

    Ход занятия.

    -Ребята, посмотрите сколько много сегодня у нас гостей. Поздоровайтесь со всеми.  Сегодня мы отправимся в путешествие. Но сначала вы должны отгадать загадку.

    Пришла без красок и без кисти

    И разукрасила все листья.

    ответы детей.(ОСЕНЬ)

    Молодцы, верно! и сегодня мы с вами отправимся в осенний лес. А путь в лес нам укажут листья, которые разбросала осень. Чтобы лес нас принял доброжелательно, давайте вспомним правила, которые необходимо соблюдать в лесу.

    • - не шуми в лесу.
    • не разжигай костров, а если разжег – не забудь его потушить пред уходом из леса;
    • не разоряй муравейники;
    •  не рвит цветы, после тебя придут другие люди, и им тоже будет приятно видеть красоту цветов
    • Если я сорву цветок,        
      Если ты сорвешь цветок,         
      Если мы сорвем цветы,        
      То исчезнут все они         
      И не будет красоты.
    • Не ломай зря деревья, не делай на них надрезы, они от этого сохнут и погибают;
    • Не сори в лесу, убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.

    - А если вы забыли какие-нибудь правила, давайте посмотрим подсказки, которые приготовила нам осень  (дети подходят к картинкам с правилами поведения в лесу, развешанные на импровизированных деревьях)

    (Проходят по листикам на стульчики.)

    - Вот мы и в осеннем лесу. Давайте присядем на стульчики и представим, что вы сидите на пенечках.

    - Посмотрите какой красивый осенний лес.(картинка осеннего леса)Слайд №1)

    - Но что-то животных в лесу совсем не видно. Куда же они все подевались?(залегли в спячку, спрятались от других зверей). Какие животные спрятались, а какие залегли в спячку? (ответы детей). Как одним словом можно назвать всех этих животных?(дикие)

    - Давайте с вами поиграем в игру  «Четвертый лишний»

    заяц, волк, медведь, свинья – лишняя свинья, т.к. это домашнее животное, а остальные дикие животные.

    корова, коза, лошадь, белка – лишняя белка, т.к. это дикое животное, а остальные домашние животные.

    - Ребята, отгадайте загадку.

    Хожу в пушистой шубке,         
    Живу в густом лесу,         
    В дупле на старом дубе,         
    Орешки я грызу.

    Верно – белочка. А кто знает, как же она готовится к зиме?

    Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая. Какая шерсть вырастает у белки? (Ответы детей.) Шерсть эта теплая и серая. Как вы думаете, почему у белки зимой серая шерсть? Правильно, чтобы ее было трудно заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть белке нужна, чтобы не бояться морозов зимой. Как еще белка готовится к зиме? Делает запасы? А что запасает белка? Правильно, белка складывает в кладовую на дереве шишки, орехи, грибы. А кладовая эта называется – дупло. Давайте вместе произнесем это слово- ДУПЛО.

    (презентация про белку, слайд №2)

    - Послушайте еще одну загадку.

    Кто-то косолапый        
    По лесу идет.        
    И мохнатой лапой        
    Он кору дерет

    - Верно – это медведь.  Как же медведь готовится к зиме? Правильно, он тоже линяет. А что делает медведь зимой? (Спит.) Как же он всю зиму спит и ничего не ест? Он же может умереть с голоду. (Дети возражают.) Правильно, у него под кожей накапливается жир. Медведь осенью наедается хорошенько. Где медведь спит зимой? (В берлоге.). Давайте вместе повторим как называется жилище медведя. БЕРЛОГА

    (презентация про медведя- слайд №3)

    - Давайте превратимся в диких животных, а каких нам подскажет песенка, в которой говорится почему медведь зимой спит.

    Физминутка «Почему медведь зимой спит» (под фонограмму песни)

    Раз морозною зимой                                                                                                Вдоль опушки лесной                                                                                Шёл медведь к себе домой                                                                                В тёплой шубе меховой.                                                                                Шёл он, шёл к своей берлоге                                                                        По просёлочной дороге                                                                                И, шагая через мост,                                                                                Наступил лисе на хвост                                                                        Подняла лисица крик -                                                                        Зашумел тёмный лес.                                                                                И медведь с испугу вмиг                                                                                На сосну большую влез.                                                                                На сосне весёлый дятел                                                                                Белке домик конопатил                                                                                И промолвил: "Ты, медведь,                                                                Должен под ноги смотреть!"                                                                        С той поры медведь решил,                                                                        Что зимой надо спать,                                                                                По тропинкам не гулять,                                                                                На хвосты не наступать.                                                                                Он зимою безмятежно                                                                                Спит теперь под крышей снежной,                                                                        И доволен неспроста,                                                                                Что родился без хвоста.

    - Давайте присядем на наши пенечки. А теперь подумайте, кто кроме медведя в лесу впадает в спячку? (Ёж.) Почему?( Этим зверям нечего есть зимой, вся их еда осталась под снегом.)

    (презентация про ежа- слайд №4)

    - Отгадайте про кого эта загадка.

    Что за зверь лесной                                                                                 Встал, как столбик, Под сосной.                                                                           И стоит среди травы,                                                                                      Уши больше головы?

    Заяц тоже осенью готовится к зиме. Интересно, как он это делает? Заяц делает запасы, как белка? (Ответы детей.) Нет. А почему? (Потому что зимой у зайца достаточно еды, и он не голодает. Заяц грызет кору деревьев зимой.) Да, заяц осенью линяет. Какая шерсть у него вырастает? (Теплая.) Почему? А еще, какая шерсть у зайца зимой? (Ответы детей.) Белая шерсть. Почему? (Чтобы зайца не было видно на белом снегу, чтобы его не заметили лиса и волк.)

    (Слайд№5- заяц)

    - А эта загадка про кого?

    Хвост пушистый,         
    Мех золотистый.         
    В лесу краса. Кто же это?
     (Лиса.)

    - Верно. Как же лиса готовится к зиме? (Ответы детей.) (Лиса осенью линяет.) Какая шерсть вырастает у лисы? (Теплая.) А меняет ли лиса цвет шерсти? Нет? Правильно.А кто-нибудь сможет ответить – почему лиса не меняет цвет шубки?  (Она и зимой рыжая потому, что ей не от кого прятаться и маскироваться, она — сама хищник.) (Слайд №6)

    - А какой хищник еще зимой не спит? Может моя загадка вам подскажет?

    Серый, страшный и зубастый        
    Произвел переполох.        
    Все зверята разбежались.        
    Напугал зверят тех …  (Волк)

    - У волка за лето и осень отрастает шерсть и становится густой и теплой. Волк спит прямо на снегу, закрыв хвостом нос и ноги. Волки живут зимой семьями. Кто входит в волчью семью? (волк, волчица и волчата)А жилище волка называется – логово. Давайте вместе повторим – ЛОГОВО. (слайд №7)

    - Ребята, а что это шумит?( фонограмма ветра)  Ой какой сильный ветер поднялся, закружил листики, давайте попросим его:

    Ветер, ветер не шали!

    Лучше с нами пошути! (Дети хором произносят слова.)

    - Он шепчет мне на ушко, что хочет поиграть с вами и осенними листочками.

    Проводится разминка «Мы - осенние листочки».

    Мы - осенние листочки.               (Дети образуют круг.)

    Мы на веточках сидели,

    Ветер дунул - полетели.               (Разбегаются по комнате) .

    Мы летали, мы летали -        (Бегают, помахивая листьями) .

    Все листочки так устали!

    Перестал дуть ветерок -

    Собрались мы все в кружок    (Садятся на корточки, поднимают листья над головой.)

    Ветер снова вдруг подул

    И листочки с веток сдул.                

    Все листочки полетели                 (Бегают, помахивая листьями.)

    И на землю тихо сели.             ( Присесть на корточки)

    - Вам понравилось играть с осенним ветерочком? Он вас поблагодарил за игру и улетел.

    - А пока мы с вами танцевали с листочками, ветер нас занес обратно в детский сад. Вы не забыли, что к нам гости пришли?. Ребята, а чтобы и гостям нашим запомнилось  путешествие в осенний лес, давайте подарим им наши нарисованные листочки.

     - Понравилось вам наше путешествие в осенний лес? А что вам запомнилось? Каких зверей мы встретили? (Ответы детей.) Ну а кто расскажет нам, какие звери впадают в спячку. А почему? (Ответы детей.) А кто делает запасы? Почему? Умницы. А как готовятся звери к зиме, чтоб им не было холодно? Конечно, они линяют и у них вырастает теплая шерсть.

    - А зачем белка и заяц меняют цвет шерсти? Почему лиса и волк этого не делают? Ай да молодцы, все запомнили. Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью, как они готовятся к зиме и почему.

    Давайте поиграем в игру «Кто где живет»

    Медведь – … в берлоге.

    Лиса – … в норе.

    Заяц – … под кустом.

    Белка – … в дупле.

    А волчий дом называется…. – логово.

    - Осень и для вас приготовила подарки - яблоки. А яблоки вы будете кушать, когда помоете руки. А пока, давайте попрощаемся с гостями и пригласим их еще раз к нам  в гости.


    Список использованной литературы.

    1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой 3-е изд. Исп. и доп. М; мозаика- Синтез, 2005. 208 стр
    2. Карпухина Н.А. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Развитие речи и знакомство с художественной литературой. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2009. – 477 с. Издательская программа «ПЕДАГОГИКА НОВОГО ВРЕМЕНИ»
    3. Рыжова Н.В. Развитие речи в детском саду./ Н.В. Рыжова; худож. С.В. Павлычева. – Ярославль : Академия развития, 2007. – 112 с.

    Использованные материалы и Интернет-ресурсы

    1. Песня «Почему медведь зимой спит» (Слова: Александр Коваленков,  Музыка: Лев Книппер)
    2. http://ped-kopilka.ru
    3. http://img-fotki.yandex.ru
    4. http://klopik.com/dikie-zhivotnye/
    5. http://ped-kopilka.ru/ 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Неделя педагогического мастерства» Открытый показ образовательной деятельности по познавательному развитию детей в средней группе «Как дикие животные к зиме готовятся»

    Цель: обогащать представление детей об образе жизни диких животных зимой. Задачи: Расширять представления о диких животных: медведь, ёж, белка, заяц, волк, лиса.Закреплять умение устанавливать пр...

    Конспект по познавательному развитию детей в средней группе «Как дикие животные к зиме готовятся»

         Конспект по познавательному развитию детей в средней группе «Как дикие животные к зиме готовятся» - опробировано...

    Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Как дикие животные к зиме готовятся».

    Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе«Как дикие животные к зиме готовятся».Программные задачи:-Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить ...

    Конспект ООД по экологии в подготовительной группе «Как дикие животные к зиме готовятся»

    Конспект ООД по экологии в подготовительной группе «Как дикие животные к зиме готовятся»...

    Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Как дикие животные к зиме готовятся"

    Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Как дикие животные к зиме готовятся"...