Главные вкладки

    Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Как дикие животные к зиме готовятся».
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Майденко Валентина Викторовна

    Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе
    «Как дикие животные к зиме готовятся».

    Программные задачи:

    -Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных; дать представление о том, как животные в лесу готовятся к зиме.

    -Развивающие: развивать логическое мышление, воображение, внимание, связную речь, обогащать словарный запас (дупло, берлога, нора, логово).

    -Воспитательные: воспитывать любознательность, любовь к природе, интерес и бережное отношение к животным.

    Оборудование и материалы: Картина «Поздняя осень», картинки с изображением диких животных, их детёнышей, карточки-модели к играм “Кто, где живет? ”, картинки с силуэтами животных, корзинка, музыка «Звуки леса».

    Ход занятия:

    Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне. Послушайте стихотворение…

    Поздняя осень

    У берега несмело

    Ложится хрупкий лед.

    Печально туча серая

    По дну пруда плывет.

    Суровой дышит осенью

    Прозрачная вода.

    Деревья листья сбросили,

    Встречая холода.

    Г. Ладонщиков

    - О чем стихотворение? (об осени) Осень бывает ранняя и поздняя.  

    - А скоро наступит зима, это очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить. У животных леса это самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Но есть животные, которые всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание

    Дикие животные

    С человеком не живут,

    Постоянной помощи

    От него не ждут.

    А живут они в лесах,

    На горах, в лугах, степях.

    Сами пищу добывают,

    Сами деток охраняют,

    Строят прочное жилище,

    Место сбора сами ищут.

    -Ребята, а давайте сходим в лес. Может быть встретим какое-нибудь животное.

    -Мы в листочки превратились и тихонько закружились, Покружились, полетели, на пенёчки тихо сели (дети садятся на свои стульчики)

    -Вот мы и оказались в лесу (музыкальное сопровождение).

    А в лесу надо вести себя тихо, не шуметь, а то можно испугать зверей.

    Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это?

    Дети: Это корзинка.

    Воспитатель: Интересно, что там внутри? Хотите посмотреть?

    Дети: Да!

    Воспитатель: Тогда садитесь на пенечки поудобнее – спинки выпрямили, ножки вместе и я присяду.

    В корзинке и листочки, и грибочки, и шишки, и желуди, а на них загадки. Давайте отгадаем.

    Хожу в пушистой шубке,

    Живу в густом лесу,

    В дупле на старом дубе,

    Орешки я грызу.

    Кто это, ребята?

    Дети: Белка (картинка белочки)

    Воспитатель: Правда, белка. А где живет белка?

    Дети: Белка живет на дереве, в дупле, (хором скажем «дупло»)

    Воспитатель: Чем же занята белка осенью?

    Дети: Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи и желуди – зимой все пригодится. А еще белочка на зиму меняет свою рыжую шубку на серую.

    Воспитатель: А вот еще одна загадка.

    Летом ходит без дороги

    Возле сосен и берез

    А зимой он спит в берлоге,

    От мороза прячет нос.

    Кто это?

    Дети: Медведь. (картинка медведя)

    Воспитатель: Да действительно медведь. А кто знает, как живет медведь?

    Дети: В берлоге.

    Воспитатель: Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит себе уютную берлогу. Надумает медведь спать укладываться, свернется калачиком и уснет до весны.

    Воспитатель: А кто из вас знает, кто еще спит зимой?

    Дети: Ежик. (картинка ежа)

    Воспитатель: А где он прячется?

    Дети: В норе.

    Воспитатель: Да, ежик готовит себе гнездо под кучей листьев и хвороста. Гнездо старательно выстлано травой и листьями. С наступлением холодов еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.

    Воспитатель: Но совсем по- другому готовятся к холодам звери, которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов.

    Комочек пуха, длинное ухо,

    Прыгает ловко, любит морковку.

    Кто это?

    Дети: Заяц. (картинка зайца)

    Воспитатель: А как же он готовится к зиме?

    Дети: Меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета – она белая.

    Воспитатель: А как вы думаете, зачем заяц меняет цвет?

    Дети: Чтобы в снегу не было видно.

    Воспитатель: У зайца много врагов. Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Кормится заяц по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей.

    Физкультминутка:

    Зайка беленький сидит (присели на корточки)

    И ушами шевелит. (показали руками длинные ушки)

    Зайке холодно сидеть, (встают)

    Надо лапочки погреть. (гладят ручки)

    Зайке холодно стоять,

    Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)

    Кто-то зайку напугал —

    Зайка — прыг — и убежал! (прыгают к воспитателю)

    Воспитатель: А кто мне скажет? Какие звери являются врагами зайца.

    Дети: Лисы и волки.

    Воспитатель: Это хищные звери. (хором повторили)

    У лисы есть дом – нора (хором сказали «нора», там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка - волчье логово. (хором сказали «логово»)

    Воспитатель: А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?

    Дети: Да они меняют свои шубки, у них отрастает другой более теплый мех, чтобы зимой не замерзнуть

    -Ребята, мы все- таки испугали зверей и они разбежались. Теперь вот не могут найти свои домики. Поможем им?

    Д/и “Кто где живет? ”

    -Молодцы, ребята! Всех зверей по своим домикам расселили. Дикие животные дома отдохнули и со своими детенышами решили прогуляться.

    (Используются картинки с изображением диких животных и их детёнышей).

    Как- то раз осенним днем

    Звери все пошли гулять гурьбой

    За мамой волчицей топал… Кто? (Волчонок.)

    За мамой лисицей крался… Кто? (Лисёнок.)

    За мамой ежихой катился… Кто? (Ежонок.)

    За мамой медведицей шёл… Кто? (Медвежонок.)

    За мамой бельчихой скакал… Кто? (Бельчонок.)

    За мамой зайчихой прыгал… Кто? (Зайчонок.)

    - Детёныши решили в прятки поиграть и спрятались от своих родителей. Поможем диким животным найти своих деток?

    (Раздаю листочки, изображающие детёнышей. Детям нужно раскрасить каждую картинку соответствующим цветом.)

    -Ну вот мы и помогли зверям найти своих детёнышей.

    -А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем наши глазки и покружимся, как листочки.

    Листочки, листочки

    В деток превратитесь

    В детский сад вернитесь!

    -Подойдите все ко мне. У меня есть вот такой мячик. Давайте поиграем… (или просто встали в круг)

    Мяч красивый и волшебный,

    Будет в руки к вам скакать

    И вопросы задавать.

    Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.

    Воспитатель - Дети

    1. Кого мы видели в лесу? 1. В лесу мы видели медведя, волка, зайца, лису, ежика.

    2. Кто из животных спит зимой? 2. Зимой спят медведь, ежик.

    3. Где спит медведь? 3. Медведь спит в берлоге.

    4. Какие животные не делают себе запасов на зиму? 4. Не делают себе запасов на зиму волк, заяц, лиса.

    5. Какие животные являются врагами для зайца? 5. Волк и лиса

    6. Где живет белочка? 6. Белочка живет на дереве в дупле.

    7. О чем мы говорили на занятии? 7. Как дикие животные готовятся к зиме.

    -Сегодня на занятии все старались. Молодцы!

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе
    «Как дикие животные к зиме готовятся».

    Программные задачи:

    -Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных; дать представление о том, как животные в лесу готовятся к зиме.

    -Развивающие: развивать логическое мышление, воображение, внимание, связную речь, обогащать словарный запас (дупло, берлога, нора, логово).

    -Воспитательные: воспитывать любознательность, любовь к природе, интерес и бережное отношение к животным.

    Оборудование и материалы: Картина «Поздняя осень», картинки с изображением диких животных, их детёнышей, карточки-модели к играм “Кто, где живет? ”, картинки с силуэтами животных, корзинка, музыка «Звуки леса».

    Ход занятия:

    Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне. Послушайте стихотворение…

    Поздняя осень

    У берега несмело

    Ложится хрупкий лед.

    Печально туча серая

    По дну пруда плывет.

    Суровой дышит осенью

    Прозрачная вода.

    Деревья листья сбросили,

    Встречая холода.

    Г. Ладонщиков

    - О чем стихотворение? (об осени) Осень бывает ранняя и поздняя.  

    - А скоро наступит зима, это очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить. У животных леса это самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Но есть животные, которые всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание

    Дикие животные

    С человеком не живут,

    Постоянной помощи

    От него не ждут.

    А живут они в лесах,

    На горах, в лугах, степях.

    Сами пищу добывают,

    Сами деток охраняют,

    Строят прочное жилище,

    Место сбора сами ищут.

    -Ребята, а давайте сходим в лес. Может быть встретим какое-нибудь животное.

    -Мы в листочки превратились и тихонько закружились, Покружились, полетели, на пенёчки тихо сели (дети садятся на свои стульчики)

    -Вот мы и оказались в лесу (музыкальное сопровождение).

    А в лесу надо вести себя тихо, не шуметь, а то можно испугать зверей.

    Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это?

    Дети: Это корзинка.

    Воспитатель: Интересно, что там внутри? Хотите посмотреть?

    Дети: Да!

    Воспитатель: Тогда садитесь на пенечки поудобнее – спинки выпрямили, ножки вместе и я присяду.

    В корзинке и листочки, и грибочки, и шишки, и желуди, а на них загадки. Давайте отгадаем.

    Хожу в пушистой шубке,

    Живу в густом лесу,

    В дупле на старом дубе,

    Орешки я грызу.

    Кто это, ребята?

    Дети: Белка (картинка белочки)

    Воспитатель: Правда, белка. А где живет белка?

    Дети: Белка живет на дереве, в дупле, (хором скажем «дупло»)

    Воспитатель: Чем же занята белка осенью?

    Дети: Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи и желуди – зимой все пригодится. А еще белочка на зиму меняет свою рыжую шубку на серую.

    Воспитатель: А вот еще одна загадка.

    Летом ходит без дороги

    Возле сосен и берез

    А зимой он спит в берлоге,

    От мороза прячет нос.

    Кто это?

    Дети: Медведь. (картинка медведя)

    Воспитатель: Да действительно медведь. А кто знает, как живет медведь?

    Дети: В берлоге.

    Воспитатель: Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит себе уютную берлогу. Надумает медведь спать укладываться, свернется калачиком и уснет до весны.

    Воспитатель: А кто из вас знает, кто еще спит зимой?

    Дети: Ежик. (картинка ежа)

    Воспитатель: А где он прячется?

    Дети: В норе.

    Воспитатель: Да, ежик готовит себе гнездо под кучей листьев и хвороста. Гнездо старательно выстлано травой и листьями. С наступлением холодов еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.

    Воспитатель: Но совсем по- другому готовятся к холодам звери, которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов.

    Комочек пуха, длинное ухо,

    Прыгает ловко, любит морковку.

    Кто это?

    Дети: Заяц. (картинка зайца)

    Воспитатель: А как же он готовится к зиме?

    Дети: Меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета – она белая.

    Воспитатель: А как вы думаете, зачем заяц меняет цвет?

    Дети: Чтобы в снегу не было видно.

    Воспитатель: У зайца много врагов. Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Кормится заяц по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей.

    Физкультминутка:

    Зайка беленький сидит (присели на корточки)

    И ушами шевелит. (показали руками длинные ушки)

    Зайке холодно сидеть, (встают)

    Надо лапочки погреть. (гладят ручки)

    Зайке холодно стоять,

    Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)

    Кто-то зайку напугал —

    Зайка — прыг — и убежал! (прыгают к воспитателю)

    Воспитатель: А кто мне скажет? Какие звери являются врагами зайца.

    Дети: Лисы и волки.

    Воспитатель: Это хищные звери. (хором повторили)

    У лисы есть дом – нора (хором сказали «нора», там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка - волчье логово. (хором сказали «логово»)

    Воспитатель: А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?

    Дети: Да они меняют свои шубки, у них отрастает другой более теплый мех, чтобы зимой не замерзнуть

    -Ребята, мы все- таки испугали зверей и они разбежались. Теперь вот не могут найти свои домики. Поможем им?

    Д/и “Кто где живет? ”

    -Молодцы, ребята! Всех зверей по своим домикам расселили. Дикие животные дома отдохнули и со своими детенышами решили прогуляться.

    (Используются картинки с изображением диких животных и их детёнышей).

    Как- то раз осенним днем

    Звери все пошли гулять гурьбой

    За мамой волчицей топал… Кто? (Волчонок.)

    За мамой лисицей крался… Кто? (Лисёнок.)

    За мамой ежихой катился… Кто? (Ежонок.)

    За мамой медведицей шёл… Кто? (Медвежонок.)

    За мамой бельчихой скакал… Кто? (Бельчонок.)

    За мамой зайчихой прыгал… Кто? (Зайчонок.)

    - Детёныши решили в прятки поиграть и спрятались от своих родителей. Поможем диким животным найти своих деток?

    (Раздаю листочки, изображающие детёнышей. Детям нужно раскрасить каждую картинку соответствующим цветом.)

    -Ну вот мы и помогли зверям найти своих детёнышей.

    -А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем наши глазки и покружимся, как листочки.

    Листочки, листочки

    В деток превратитесь

    В детский сад вернитесь!

    -Подойдите все ко мне. У меня есть вот такой мячик. Давайте поиграем… (или просто встали в круг)

    Мяч красивый и волшебный,

    Будет в руки к вам скакать

    И вопросы задавать.

    Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.

    Воспитатель - Дети

    1. Кого мы видели в лесу? 1. В лесу мы видели медведя, волка, зайца, лису, ежика.

    2. Кто из животных спит зимой? 2. Зимой спят медведь, ежик.

    3. Где спит медведь? 3. Медведь спит в берлоге.

    4. Какие животные не делают себе запасов на зиму? 4. Не делают себе запасов на зиму волк, заяц, лиса.

    5. Какие животные являются врагами для зайца? 5. Волк и лиса

    6. Где живет белочка? 6. Белочка живет на дереве в дупле.

    7. О чем мы говорили на занятии? 7. Как дикие животные готовятся к зиме.

    -Сегодня на занятии все старались. Молодцы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Неделя педагогического мастерства» Открытый показ образовательной деятельности по познавательному развитию детей в средней группе «Как дикие животные к зиме готовятся»

    Цель: обогащать представление детей об образе жизни диких животных зимой. Задачи: Расширять представления о диких животных: медведь, ёж, белка, заяц, волк, лиса.Закреплять умение устанавливать пр...

    Конспект по познавательному развитию детей в средней группе «Как дикие животные к зиме готовятся»

         Конспект по познавательному развитию детей в средней группе «Как дикие животные к зиме готовятся» - опробировано...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Как дикие животные к зиме готовятся»

    Дать детям представление о том. как дикие животные готовятся к зиме. Познакомить с названиями жилищ диких животных: логово, дупло, нора, берлога. Воспитывать любовь к природе, желание сохранять все жи...

    Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» в средней группе «Жизнь диких животных весной»

    Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных весной – линька, конец спячки, забота о потомстве; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; узнавать звуки и объяснять как...

    Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»

    Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Жизнь диких животных зимой»...

    Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Как дикие животные готовятся к зиме"

    Знакомство с названиями жилищ диких животныхРазвитие и обогащение речи новыми словами: нора, дупло, берлога, логово.Учить правилам поведения в лесу.Обобщение знаний о диких животных и их подготовке к ...

    Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе: Тема: «Как звери к зиме готовятся?»

    Расширять представления детей о многообразии природных явлений. Побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных: с наступлением холодов звери...