Планирование экспериментальной деятельности в старшей и подготовительной группе для детей с ТНР
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме

Захарова Людмила Владимировна

Перспективное планирование дважды апробировано в работе по ознакомлению с окружающей и социальной действительностью. Опыты и эксперименты адекватны возрасту старших дошкольников, а также отвечают задачам адаптированной образователньой программы ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 80» комбинированного вида

города Дзержинска Нижегородской области

Перспективное планирование экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

(общее недоразвитие речи)

Составила:

воспитатель

Захарова

Людмила Владимировна,

вторая кв. категория

Дзержинск, 2011


Непосредственно образовательная деятельность

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Социальное партнерство с семьями воспитанников

Октябрь            Задачи: Обобщить и уточнить представления детей   о физических свойствах воздуха.  Заложить у детей представления о том, что людям необходим воздух для жизни.

IV нед. Итоговое занятие. Тема: “Воздух вокруг нас”

I нед. Опыт “Воздух в воде”.

II нед. Опыт “Можно ли сжать воздух”.

III нед. Опыт “Быть в воде и не замочиться”.

IV нед. Опыт “Давит ли на нас слой воздуха, находящийся над землей”.

Поместить емкость и разнос с материалом для опыта.

Наблюдение в уголке природы.

Работа в уголке экспериментов, повтор опытов.

Д/и “Соседи на планете”

Анкетирование родителей.

Организация выставки книг по природе для детей

Ноябрь.            Задачи: Обобщить и уточнить знания детей о физических свойствах воды. Значение воды  для жизни человека

IV нед. Итоговое занятие. Тема: “Вода – это жизнь”

I нед. Опыт “Вода поднимается вверх”

II нед. Опыт “Почему тепло приводит воду в движение”.

III нед. Опыт “Почему идет дождь?”.

IV нед. Опыт “Вода исчезает”.

Работа в уголке природы: поместить материал: цв. чернила, вода, банка.

Наблюдение за растениями в “Уголке природы”.

Д/и “Приключение капельки”

Зарисовка результатов опыта.

Консультация “Научите ребенка любить живую природу”.

Родительский журнал.

Декабрь.     

Задачи: Уточнить и обобщить понятия детей о тайнах света, распространения света. Зависимость света для      жизни людей и всего живого на Земле

IV нед. Итоговое занятие. Тема: “Свет и его влияние”

I нед. Опыт “На свету и в темноте”

II нед. Опыт “В погоне за светом”

III нед. Опыт “Защитим себя от солнца”

IV нед. Опыт “Уличные тени”

Работа в уголке природы. (емкость с зеленью, коробка). 

Наблюдение в природе (за бальзамином, колеусом).

Наблюдение за уличным освещением.

Беседа: “Как выбрать для прогулок с детьми безопасный участок?”

День открытых дверей: “Эксперименты в нашей жизни”

Январь:

 Задачи: Обобщить и уточнить представления детей о Земле: это почва. “Земля необходима  для жизни”

IV нед. Итоговое занятие. Тема: “Земля и её недра”.

I нед. Опыт “Что у нас под ногами?”

II нед. Опыт “Могут ли животные жить в земле?”

III нед. Опыт “Почему все падает на землю?”

IV нед. Опыт “загрязнение почвы, водоемов”

Д/и “Найди и назови”

Работа в уголке природы. Поместить емкость с почвой, лупа тарелка, палочка. 

Наблюдение в природе.

Д/и “Чистота залог здоровья”

Работа в “Уголке природы”.

Д/и “Живое - неживое”

Родительский журнал (материал по охране природы).

Выставка детских работ “Охраняй природу”.

Консультация “Открой мир природы своему ребенку”

Февраль.          

Задачи: Обобщить и уточнить представления детей о  как распространяются звуковые   волны.  

Заложить у детей представления о том, как важно слышать звуки в жизни.

IV нед. Итоговое занятие. Тема: “Звук и его значение”.

I нед. Опыт “Как распространяется звук?”

II нед. Опыт “Где живет эхо?”

III нед. Опыт “Почему Мишутка пищал?”

IV нед. Опыт “Проверим слух”.

Д/и “Определи по звуку”.

Наблюдение на экскурсии

Работа в уголке природы.

Викторина “Открой дверь в мир опытов”.

Родительский журнал.

Март. Задачи: Обобщить и уточнить представления детей о  магнитах. Влияние магнетических  бурь на самочувствие людей.

IV нед. Итоговое занятие. Тема: “Что такое магнетизм, его свойства”.

Iнед. Опыт “Притягиваются -  не притягиваются”

II нед. Опыт “Необычная скрепка”

III нед. Опыт “Магнитные бури”IVнед. Опыт “Два магнита”

Поместить предметы разн. материалы, магнит.

Опыты в уголке природы

Наблюдение в природе.

Д/и “Угадай на ощупь

Работа в уголке природы (2 магнита, нитка).

Рекомендации оборудование уголка природы”.

Родительское собрание “Мое здоровье и окружающая среда”.

Апрель.     

Задачи: Обобщить и уточнить представления детей о   строении глаза. Заложить у детей  представления о том, что глаза нужно беречь

IV нед. Итоговое занятие. Тема: “Для чего нужны глаза?”.

I нед. Опыт “Наши помощники - глаза”

II нед. Опыт “Проверка зрения”

III нед. Опыт “Большой и маленький”

IV нед. Опыт “Если не видишь?”

Работа с перфокартой.

Д/и “Какую пользу приносит”

Рисован. “Глаза наши помощники”.

Карточки с изображением предметов (проверка зрения).

Конкурс плакатов “Береги планету земля”.

Участие в природоохранной акции “Посади дерево”

Май.                 

Задачи: Обобщить и уточнить представления детей о том, что органы осязания   необходимы для жизни и здоровья 

IV нед. Итоговое занятие. Тема: “Осязание”.

I нед. Опыт “Экзамен для кожи”

II нед. Опыт “Что мы узнаем с помощью осязания?”

III нед. Опыт “Горячо - холодно”.

IV нед. Опыт “Познание с помощью осязания”

Работа в уголке природы. Материал для опыта: вата. Тампон, чайная ложка

Работа с перфокартой.

Работа в “Уголке природы”.

Д/и “Угадай на ощупь”

Зарисовка опыта

Д/и “Собери фигуру человека”.

Беседа: “Как выбрать место для летнего отдыха”.

Анкетирование родителей


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 80» комбинированного вида

города Дзержинска Нижегородской области

Перспективное планирование экспериментально-исследовательской деятельности в  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

(общее недоразвитие речи)

Составила:

воспитатель

Захарова

Людмила Владимировна,

вторая кв. категория

Дзержинск, 2012


1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

сентябрь    

Вода.

Цель: познакомить со свойствами

воды, состоянием воды: твёрдое,

жидкое, газообразное, использова-

нием воды, вода не имеет вкуса,

 запаха, формы.

Опыт с водой.

Цель: дать понять, что вода всегда находится горизонтально по отношению к Земле. Очистить грязную воду с помощью фильтров.

Почва.

Цель: дать понять для чего нужна почва, из чего она состоит (песок,

глина, земля). Водопроницаемость песка и глины.

Магнит.

Цель: познакомить детей со свойствами магнита (притягивает   железо), может двигать небольшие предметы.

 

       октябрь

.                   Дерево.

Цель: познакомить детей с поделками из дерева,  где их используют,

как называют рабочих, обрабатывающих дерево

Опыт с деревом.

Цель: дать понять, что дерево в воде не тонет, а плавает, в горячей воде нагревается медленно, поэтому из него делают ложки. Сравнить металл и дерево: что тяжелее?

Земной шар.

Цель: познакомить с картой, глобусом, показать Северный и Южный полюс, материки, моря, океаны, горы. Есть атмосфера – это воздух, которым мы дышим.

Климатические зоны Земли

Цель: познакомить с климатическими зонами Земли: на

севере тундра и холодный климат, на экваторе – джунгли и жарко, живут разные животные.

      ноябрь

Камень.

Цель: познакомить детей с видами

камней, где его добывают, что из

него делают.

Опыт с камнем.

Цель: дать детям понять, что камень быстро нагревается, но и быстро остывает, сидеть на нем нельзя, он холодный ,но и босиком летом не пройдёшь: он горячий. Камень в воде тонет.

Движение. Скорость.

Цель: дать понять, что движение зависит от скорости, направления.

Опыт: сделать горки разной высоты, скатить по ним машины. С какой горки машина проедет дальше?

Солнечная система.

Цель: познакомить детей с солнечной системой – в ней есть звёзды, планеты. Самая большая звезда – Солнце. Есть кометы. Метеориты. Всё это находится в движении.

декабрь

Песок.

Цель: познакомить детей с песком

разного цвета, объяснить, почему

он такой, из чего состоит песок,

где его используют.

Опыт с песком.

Цель: дать понять, что песок сыпучий, из сырого песка можно строить постройки, но они непрочные. На песке можно рисовать.

Опыт с водой.

Цель: показать зависимость воды от температуры воздуха (заморозить воду, нагреть её), добавить краски в воду и заморозить. Что

получится?

Опыт со снегом.

Цель: дать понять, что снег бывает сыпучий и сырой, понаблюдать за таянием снега (в зависимости от температуры воздуха)

январь

Стекло.

Цель: познакомить с производством

стекла, где его используют, как

обращаться со стеклом.

Опыт со стеклом.

Цель: дать понять, что стекло прозрачное, но оно бывает и цветным. Стекло хрупкое, легко бьётся, нужно быть с ним очень осторожным.

Опыт со снегом и льдом.

Цель: дать понять, что быстрее растает снег или лёд?(Занести в группу снег рыхлый, снег утрамбованный или лед)

Ландшафт.

Цель: дать детям понять, что такое ландшафт?( лес, озеро, горы, пустыня, степи, овраги) Использовать макеты, показать, как изображается на карте.

февраль

Резина.

Цель:  из чего производят резину,

что из неё делают, где используют.

Опыт с резиной.

Цель: дать понять, что резина не пропускает воду и воздух (для этого надуть воздушный шарик и налить в него воды). Она эластичная, мягкая.

В каких сапогах лучше ходить в дождь: резиновых, кожаных, почему?

Замерзание воды.

Цель: дать понять детям, где вода быстрее замерзает в подносе с водой или в ведёрке? Объяснить, почему на подносе замерзает быстрее. Обсудить, почему нельзя ходить по льду.

Опыт с мыльными пузырями.

Цель: понаблюдать за мыльными пузырями, отметить, что они отражают все цвета радуги. Почему они летают?

март

Пластмасса.

Цель: познакомить детей с разно-

образием пластмассовых изделий,

как изготавливают пластмассу, где

её используют.

Опыт с зеркалом.

Цель: дать понять, как изготавливают зеркала. Если поверхность неровная, то получается кривое зеркало, которое всё искажает. С помощью зеркала можно пускать «зайчиков». Что похоже на зеркало (вода)?

Испарение воды.

Цель: дать понять детям, что вода испаряется и образуется в водяной пар. Опыт: оставить воду в блюдце на несколько дней; повесить мокрые платочки; нагреть воду до кипения: куда делась вода?

Закон сохранения вещества

Цель: дать понять, что вещество не появляется из ничего и не исчезает, оно переходит из одного состояния в другое (опыт с водой и сахаром).

апрель

  Тема: Знакомство с металлом.

Цель: познакомить детей с понятием металл, виды металла, как его

получают, где используют.

Опыт с металлом.

Цель: дать детям понять, металл быстро нагревается в горячей воде, тонет, не плавает

Опыт с парафином.

Цель: дать понять, что вещество переходит из одного состояния в другое. Зажечь свечу, кончик твёрдой свечи плавится и капает в ложку. Застывает в форме ложки.  

Как работает термометр.

Цель: дать понят детям, как работает термометр, от чего зависят его показания.

май

  Воздух.

Цель: познакомить детей с тем, что

воздух это смесь газов, в основном

кислород, которым мы дышим. Где

используют газ? Газ бывает и ядо-

витым (угарный газ). С помощью

газа надувают воздушные шарики.

Ветер.

Цель: дать понять, что ветер это движение воздуха. С помощью вертушки и полосок бумаги определить направление и силу ветра. Где используют ветер (паруса, вентилятор, фен, ветряная мельница)?

Опыт: как растение дышит.

Цель: определить с какой стороны листа в растение проникает воздух.

Опыт с дождевыми червями

Цель: установить, почему во время дождя черви вылезают на поверхность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование экспериментальной деятельности в старшей группе.

Цель: Формировать основы естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.Задачи:• создание необходимых условий для развития опытно – экспериментально...

Рабочая программа кружка «Юный исследователь» (опытно – экспериментальная деятельность в старшей и подготовительной группах)

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его ...

Календарно тематическое планирование изучение предлогов в старшей и подготовительной группе для детей с нарушением зрения.

Календарно тематическое планирование изучение предлогов в старшей и подготовительной группе для детей с нарушением зрения....

Рабочая программа кружка «Юный исследователь» опытно – экспериментальная деятельность в старших и подготовительных группах

Программа «Юный исследователь» разработана на основе программ И.Э.Куликовской и Н.Н. Совгир «Детское экспериментирование» и программы С. Н. Николаевой «Юный эколог»...

Опытно-экспериментальная деятельность для старшей и подготовительной группы: «Вода».

Экспериментирование – деятельность, основанная на наблюдении, дающая ребенку возможность узнать этот мир, и как он устроен. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, да...

Ежедневное планирование образовательной деятельности в старшей и подготовительной группе

Ежедневное планирование образовательной деятельностив старшей и подготовительной группе...