Консультация "Опыты с воздухом".
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Афанасьева Ирина Владимировна

Советую родителям для обогащения ребенка яркими впечатлениями об окружающей жизни проводить с детьми прогулки. экскурсии, опыты и эксперименты. Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок тоже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

  • Опыт 1. «Прозрачность».

Детям предлагается опустить стакан в банку с водой, но предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод: воздух прозрачный, невидимый.

  • Опыт 2. «Буря».

Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается?

Вывод:  получается буря в стакане воды из-за движения воздуха. Этим движением управляет каждый самостоятельно.

  • Опыт 3. «Поймай воздух».

Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? (В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: «Мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему?»

Вывод: воздух весь не поместится. Так что главное – не перестараться. (Предлагает детям поиграть с шарами).

  • Опыт 4. «Струя воздуха».

После игры можно предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют?

Вывод: воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.

  • Опыт 5. «Упругость».

Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом – обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?

Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

  • Опыт 6. «Лёгкость».

Детям предлагается «утопить» игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут?

Вывод: воздух легче воды.                                        

  • Опыт 7. «Взвешивание  воздуха».

Нужно взять  палку длиной около 60-ти см. На её середине необходимо закрепить верёвочку, к обоим концам которой привязать два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему?

Вывод 1: шарик без воздуха стал легче. Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? У нас опять восстановится равновесие.

Вывод 2: шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

  • Опыт 8. «Движение воздуха».

Для его проведения нужны две свечи. Проводить исследования лучше в прохладную или холодную погоду. Для этого нужно приоткрыть дверь на улицу. Зажечь свечи. Держать одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели.  Дети определяют, куда наклоняется пламя свечей (пламя нижней будет направлено внутрь комнаты, верхней – наружу). Почему так происходит?

Вывод 1: У нас в комнате тёплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и «улетает» через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе. А с улицы к нам «заходит» холодный воздух. Он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, неповоротливый, поэтому предпочитает оставаться у земли. Откуда он будет входить к нам в комнату – сверху или снизу? Значит, вверху дверной щели пламя свечи «наклоняется» тёплым воздухом (он ведь улетает из комнаты, летит на улицу), а внизу холодным (он «ползёт» навстречу с нами).

Вывод 2: Там, где движется и встречается тёплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер – это движение воздуха.

  • Опыт 9. «Я - ветер».

Необходимо приготовить на столиках миски с водой на каждого ребёнка. В каждой миске – своё море – Красное, Чёрное, Жёлтое. Каждый ребёнок – это ветер. Дети дуют на воду. Что получается? Волны.

Вывод: Чем сильнее дуть, тем больше волны.

  • Опыт 10. «Буря».

Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать).

Вывод: движения воздуха могут привести к непредсказуемым последствиям (поломка веток, обрыв линий электропередач, разрушение построек, накрытие волной и т.д.).

  • Опыт 11. «Сила ветра».

Как мы можем определить, есть ли на улице ветер? (По деревьям, с помощью вертушки, ленточки, флюгера на дому.) Какой бывает ветер? (Сильный, слабый, ураган, южный, северный.) Для этого опыта используются веера, сделанные заранее ребятами. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться.

Вывод: ветер - это движение воздуха.

  • Опыт 12. «Воздух – проводник запахов».

Дидактическая игра «Узнай по запаху». Дети проводят игру и делают соответствующие выводы, что если в помещении ели апельсин, использовали духи или что-то еще, то воздух имеет запах этого вещества или продукта. Имеет ли свой запах воздух?

Вывод 1:  Нет.

Вывод 2: запах доходит до каждого присутствующего и улавливается через рецепторы обоняния, т.к. воздух проводит запах.

  • Опыт 13. «Не пропускает воду».

У вас на столе мисочки с водой и стаканчики. Вам нужно перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в миску, держать стакан надо очень ровно. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, и он не пускает туда воду.

  • Опыт 14. «Нагревание воздуха».

На пластиковую бутылочку надеваем шарик. Бутылочку помещаем в тазик с горячей водой. Что происходит? Шарик начинает надуваться, т.е. воздух из бутылочки перемещается в шарик, он расширяется. А теперь эту бутылочку опустим в тазик со льдом. Что произошло? Шарик сдулся, т.е. воздух внутри - сжался.

Вывод: при нагревании - воздух расширяется, при охлаждении – сжимается.

  • Опыт 15. «Свободное дыхание».

Втяните носом воздух. Он проходит через дырочки внутри и по пути согревается, поэтому так важно в холодную погоду дышать носом, а не ртом.

Вывод: нос не только согревает воздух. Но и очищает его от пыли и микробов. Они оседают на волосках , имеющихся в носу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект"Воздух" "Где прячется воздух"

Проект «Что такое воздух?» ГБДОУ д/с № 12 Петроградского районаАвтор: Фотеева З.Т.воспитательИсследовательский проект.Долгосрочный проект, длительность – 6 недель.Участники проекта: Дети, воспита...

Презентация "Воздух вокруг нас, воздух есть везде"

Знакомство детей со свойствами воздуха....

"Воздух вокруг нас, воздух есть везде"

Конспект предназначен для воспитателей и детей средней группы....

конспект НОД "Воздух,воздух,где ты воздух"

Познакомить детей с понятием "воздух",его свойствами и ролью в жизни человека;активизировать в речи детей слова: кислород,невидимый,прозрачный...

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать

ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Воздух, воздух, где ты, воздух»

- познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека; активизировать в речи детей слова: кислород, невидимый, прозрачный. - развивать познавательную активн...