Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе по теме "Не забудем их подвиг великий"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Салахова Суфия Ахатовна

Материал посвящен 70-летию Победы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_salahova_s.a.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе по теме

 «Не забудем их подвиг великий»

Воспитатель: Салахова Суфия Ахатовна

ЦЕЛИ: 
 знакомство детей с героическим прошлым нашей страны;
формировать чувство патриотизма, любви к Родине.

Задачи:

Образовательные:

- Расширить представления детей о наших  защитниках в годы Великой Отечественной Войны.

- Познакомить с героями - воинами Великой Отечественной войны.

- Формировать у детей патриотические качества и чувство причастности к истории Отечества.

- Вызвать у детей чувство сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны.

-Закрепить знания детей о том, как живущие помнят об участниках ВОВ

Развивающие:    

-Расширять  кругозор детей, узнать больше интересного и нового о войне.

- Развивать навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале.

- Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением.

- Развивать навык активного участия  в диалоге с воспитателем.

Воспитательные:

- Воспитывать желание совершать добрые поступки.

- Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной Войны, желание заботиться о них.

- Воспитывать любовь к Родине .

Материал: аудиозапись песен о войне; иллюстрации с изображением боевых действий; иллюстрации с изображением праздника Победы, салюта, слайдовая презентация к беседе, свеча, георгиевские ленты, флажки, красная лента для упражнения.

 

Предварительная работа:

- Ознакомление дошкольников с художественными и музыкальными произведениями, посвященными Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Рассказы и стихотворения о войне:
- «Шинель» Е. Благинина;
- «На заставе» А. Митяев; 
- «Маленький разведчик», «Близорукий учитель» С. Летова;
- «Сын артиллериста» К. Симонов;
- «Майский праздник» Т. Белозеров;
- «Сестра» Л. Кассиль;
- «День победы» С. Михалков;
- «Бабушка - партизанка» М. Борисова;
- «Навек запомни» М. Исаковский 
и другие.
Музыкальные произведения:
- «Священная война» (Музыка: А.Александров, слова: В.Лебедев-Кумач, 1941 г.);
- «День Победы» (сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова);
- «Седьмая симфония» Д. Шостаковича (часть)

 - комплекс занятий о ВОВ;

- занятия  дополнить экскурсией в музей, показом фильмов о Великой Отечественной Войне;
- выполнение домашнего задания: на формате А4 написать небольшой рассказ с фотографией родственника, который участвовал в войне 1941-1945 годов;

- оформление стенда «Они подарили нам жизнь»

- возложение  цветов  к памятнику  Солдата - победителя.

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Ход:

Релаксация          

Предлагается детям сесть в кружок. Наблюдение за горящей свечой в затемненном помещении.

Воспитатель: (вполголоса)

Горит дрожащая свеча.

Не дунь на пламя с горяча.

А ты волшебный огонек.

О чем бы нам поведать мог?

Воспитатель:  Посмотрите на горящую свечу и скажите, какие чувства она у вас вызывает?..  (радость, успокоение, тревогу, торжество)..... 

- В каких ситуациях мы  еще можем смотреть на пламя и думать о чем - то таинственном и далеком, а важном и глубоком?

(В храме, где горят свечи, в походе у костра, у бабушки в деревне, когда она топит печку, у памятника ...)

Воспитатель: Но есть огонь, который вызывает у людей особые чувства и особые воспоминания (смотрим на экран).               (1 слайд)

 - Ребята, кто знает, как называется этот огонь? Это вечный огонь

Вечный огонь на ветру встрепенулся -

Память о тех, кто с войны не вернулся.

Люди приходят к нему поклониться

И о погибших в боях помолиться.

- Этот огонь ребята, он горит зимой и летом, днем и ночью, и поэтому его называют вечным. Он символизирует вечную память о подвигах наших отважных бойцов.

Беседа о войне

Воспитатель: сегодня мы не просто так рассматриваем эту иллюстрацию. Весной, 9 мая, в этот торжественный день наша страна отмечает очень важный и памятный праздник.

Кто знает, что за праздник?

Дети: День победы.

Воспитатель: Правильно это день победы в ВОВ.

- Ребята скажите, что это была за победа, над кем?

Дети: Над фашистами - врагами.

Воспитатель: Зачем фашисты напали на нашу страну?

Дети: (хотели захватить нашу землю, отобрать всё у нас, забрать русских людей в плен). Германия захотела завоевать и уничтожить нашу страну, потому что наша страна огромная и богатая.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас я вам расскажу, как начиналась война.

Просмотр слайдовой презентации «Великая победа» (2 слайд)

Звучит песня «Священная война». 

Под чуть слышное продолжение песни «Священная война» рассказ воспитателя о ВОВ.

Воспитатель: Много лет тому назад, когда не только вас, ребята, но и ваших пап и мам, дедушек и бабушек не было на свете. Это было время ваших прабабушек и прадедушек. Тогда они были молоды, им хорошо жилось под мирным голубым небом. Они учились, трудились, строили дома, корабли, убирали хлеб, растили детей.

(3 слайд) И совершенно неожиданно, в мирное и теплое воскресное утро 22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут, когда все люди еще спали, без объявления войны, фашисты напали на нашу Родину.   Немецкие войска лавиной самолетов, снаряд и бомб обрушились на нашу Землю. Они уничтожали все вокруг. В первые секунды войны погибли тысячи детей, стариков и женщин.

...Летней ночью, на рассвете,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских,—

Это значит — против нас.

Воспитатель:

- Самолеты врага начали бомбить железные дороги, вокзалы и аэродромы..

(5, 6 слайд) Весь народ поднялся на борьбу с фашизмом (7 слайд) На фронт уходили отцы, старшие братья.

(8 слайд) Даже женщины шли на фронт, чтобы помогать раненым бойцам,

быть  связистами. Люди шли защищать свою Родину, свои семьи, своих детей.

  - Война шла везде: на земле, (слайд 9,10)

В воздухе (слайд 11)

- Страшно было на войне всем. Особенно детям, женщинам и старикам во время атаки фашистских самолетов, когда бомбы летели с неба и им даже негде было укрыться от них.  (12 слайд)

-А после боев оставались разрушенные города и села. Много русских солдат погибло во время этой жестокой войны. (13,14, 15 слайд)

Вот так началась война между Россией и Германией – Великая Отечественная Война.

Воспитатель: Ребята, скажите почему война называется Великой и Отечественной?

(Великой эту войну назвали, потому что в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа огромного напряжения физических и духовных сил. А отечественной она называется, потому что война эта была направлена на защиту своего отечества.)

Воспитатель: - Ребята,  а как  мы с вами знакомились с войной?
(
смотрели детские фильмы о войне, знакомились с героями ВОВ, прочитали очень много рассказов, учили стихи и пословицы, слушали военные песни, рассматривали иллюстрации).

Анализ слова «подвиг»

Воспитатель:  Во время войны совершено было много героических подвигов.

Как вы думаете, что такое «подвиг»?

Дети: это смелый, отважный, хороший поступок, который совершал наш советский народ.

Воспитатель: А как называется человек, совершивший подвиг?

Дети: Герой.

Воспитатель: Ребята, а каким должен быть герой?

Дети: сильным, смелым, выносливым, отважным и …

 - За  отвагу и смелость, героев награждали  орденами и медалями.

Физминутка: «Передай звезду»

Вставайте в круг. Мы по очереди будем передавать «звезду» и называть каким должен быть герой.

- Ребята, в честь подвигов наших солдат, чтобы люди  не забывали о своих героях, по всей стране им воздвигают памятники. (Слайд 16)

Есть такой памятник  и в нашем селе (смотрим на экран) (слайд 17)

Памятник воинам,  погибшим в годы Великой Отечественной войны, с фамилиями тех, кто погиб на полях сражений.

Рассказ воспитателя и детей, о том,  как сражались люди нашего села…..

Юлия:

 Была война.
 И гибли люди.
 И шёл за Родину солдат.

Он воевал.
И был он храбрым.
И бил фашистов всех подряд.

И так дошёл он до Берлина.
Четыре года воевал.

Чтоб я о бабушкином папе
Всем в День Победы
Рассказала:

Рассказы детей:

Чтение пословиц и поговорок о войне

Воспитатель: - На войне было сложено много пословиц и поговорок бойцами. Давайте их вспомним:

- Русский солдат не знает преград.

- Солдатское дело – воевать храбро и умело.

- Друг за друга стой и выиграешь бой.

- Набирайся ума в ученье, храбрости – в сраженье.

- С родной земли умри – не сходи!

- Где смелость, там и победа.

- Кто дрожит, тот и от врага бежит.

- Умелый боец – везде молодец.

Сейчас ещё живы те, кто много лет назад защитил нашу Родину от врага. Но они уже очень старенькие, многие из них больные, инвалиды. Им трудно даже ходить.

(слайд 18)

Беседа о ветеранах и о георгиевских лентах

Их называют ветеранами. В День Победы они надевают все свои военные награды, собираются вместе, чтобы вспомнить военные годы.

Несколько лет назад появилась очень хорошая традиция. В День Победы люди прикалывают на лацкан одежды вот такую ленточку,  в знак памяти о боевых заслугах нашего народа.

Воспитатель: Скажите, ребята, а как называется эта ленточка?

Дети: Георгиевская.

Воспитатель: Ребята, а какие цвета на георгиевской ленточке? Что они означают?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно! Чёрный цвет означает дым, а оранжевый – огонь. И сегодня мы хотели бы поделиться такими ленточками и с вами, чтобы сегодня и впредь вы гордились и  помнили о боевых подвигах ваших дедов и прадедов.

Итог:

Воспитатель: - Какого числа этот праздник?
Дети9 мая.
Воспитатель: - Как отмечают этот праздник? 
Дети: - Люди идут на парад, с цветами и венками, чтобы отдать почести погибшим героям.
Воспитатель: - Какие чувства у людей в этот день? 
Дети: - Чувство гордости и радости, восторга за нашу Родину,

Звучит отрывок песни «День Победы»

 Воспитатель - Как вы понимаете слова «День победы – это радость со слезами на глазах»?

Дети: радость - потому что победа, а слёзы, потому что жалко тех, кто не вернулся с войны

 Воспитатель: Многие из вас вместе с родителями пойдут на парад.  Если вы 9 мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «Спасибо!» за то, что он защитил нашу страну, нашу Родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы все помним о той трудной замечательной победе.

- Проходят десятилетия, сменяются поколения, но Великая Победа, по- прежнему,  остаётся символом национальной гордости, воинской славы и доблести.

- Каждый год 9 Мая на Красной площади в городе Москве проходит военный парад, посвященный Дню Победы! В честь праздника в этот день по всей стране слышны залпы праздничного салюта.     (рассматривание слайда 19,20,21) 

И  мы сегодня с вами тоже пройдемся по залу торжественным маршем и сделаем упражнение «Звездочка».
Торжественный марш и музыкальная композиция «Звездочка»

Литература:

1. Г.Н. Жучкова «Нравственные беседы с детьми  4-6 лет». Москва 2006 г.

  1. Г.А. Ковалева «Воспитывая маленького гражданина». Москва «Аркти», 2005 г
  2. Ю.Е. Антонов «Как научить детей любить Родину».

Москва «Аркти», 2005 г.

  1. Л.А. Кондыркинская «Дошкольникам о Защитниках Отечества», ТЦ «Сфера»,М. 2005 г.
  2. Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников». ЦГЛ Москва, 2005 г.
  3. М.Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста». М. «Аркти», 2005 г.
  4. М.Ю. Новицкая «Наследие». М. 2003 г.
  5. Журнал «Дошкольная педагогика»
  6. Журнал «Дошкольное воспитание» №2, 2015
  7.   Интернет ресурсы.