Познавательно-информационный проект "Народная культура и традиции"
проект (средняя группа) по теме
Познавательно-информационный проект "Народная культура и традиции"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательно-информационный проект "Народная культура и традиции" | 29.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей
№ 4 «Родничок» муниципального образования Ханты-Мансийского
автономного округа–Югры городской округ город Радужный
Познавательно - информационный проект: «Народная культура и традиции»
группа общеразвивающей направленности от 4- до 5-ти лет
№ 1 «Кроха»
Бородкина Нина Владимировна, воспитатель
2015
Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.
Наследие традиционной народной культуры является источником современной национальной культуры и искусства. Вытеснение народных традиций на периферию культурных процессов грозит разрушением самобытности региональной культуры и, как следствие, размыванием и утратой у подрастающих поколений культурной и национальной идентичности. В русле народной культуры складываются представления человека о мире и его мироощущении, система образов и языка, верования, народные знания и умения, обычаи и нравы, формы хозяйственной деятельности, семейной, обрядово-праздничной жизни, система фольклора. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений
Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине!
Цель проекта:
- Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.
Задачи проекта:
- Образовательные: Познакомить с народными традициями, народным искусством, обычаями; дать представление об устройстве русской избы, о народном промысле, о народном фольклоре.
- Развивающие: Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
- Воспитательные: Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.
Тип проекта:
- по методу – познавательный, творческий;
- по характеру контактов – открытый;
- по количеству участников – групповой, дети 4-5 лет, родители, воспитатели;
- по продолжительности – краткосрочный (1 неделя).
Планируемый результат:
- Познакомить детей с «русской избой», с предметами старинного русского быта;
- Продолжить знакомить детей с русскими народными играми, формировать умение в них играть, знакомить с народными пословицами, поговорками;
- Расширить представление о народном искусстве;
- Формировать понятие о жанре русского народного творчества «сказка».
- Воспитывать интерес к фольклору, разучить детские частушки, потешки.
- Организовать, совместно с родителями, в группе выставку – музей предметов народного быта и культуры.
Интеграция областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Проект состоит из 3 этапов:
1 этап - подготовительный
Формулирование цели и определение задач.
Составление плана основного этапа проекта.
Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.
Подбор материалов по теме проекта.
Организация предметно - развивающей среды в группе, в соответствии с планом основного этапа реализации проекта.
Взаимодействие с родителями с целью создания условий для реализации проекта, обеспечения предметами народного быта и культуры.
2 этап - основной
Рассматривание иллюстраций, беседы:
«Знакомство с народными инструментами»: балалайка, дудочка, ложки, трещотка, бубен. (Просмотр иллюстраций с использованием технических средств обучения, далее ТСО).
Цель: Познакомить детей с русскими народными инструментами. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.
«Русская народная игрушка», «Народные мастера» - игрушки из глины: дымковская, филимоновская; деревянные игрушки - свистульки, матрешки, волчки; народные куклы ручной работы и т. д. (Просмотр иллюстраций с использованием ТСО).
Цель: Приобщение к русскому народному искусству. Расширить представление о том, чем играли наши бабушки и дедушки?
Чтение художественной литературы:
Русские народные сказки: «Репка», «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Волк и семеро козлят».
Цель: Формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества «сказка», учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы.
НОД:
Непосредственная образовательная деятельность по рисованию «Веселые матрешки».
Цель: познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки.
Задачи: Учить расписывать матрешку красками. Развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорции. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи «Русская изба!» (с применением ТСО).
Цель: Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа.
Задачи: Познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, прялка, самовар, и др.); Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками. Развивать связную монологическую речь через устное народное творчество; Развивать коммуникативные умения с помощью народных игр. Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа, к русскому фольклору.
Дидактические игры:
«Чей сувенир?» Цель: углубить знания о некоторых видах народных промыслов и ремесел. Пробуждать интерес к талантам народных умельцев
Подвижные игры:
«Салки», «Гуси, гуси..», «Кошки мышки», «У медведя во бору». Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с на родными играми; развивать двигательную активность., закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве»
Хороводные игры:
«Каравай», «Карусели».
Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.
Знакомство с фольклором:
Потешки, загадки, считалки, частушки, пословицы, поговорки.
Цель: формировать любовь к устному народному творчеству.
Разучивание потешки:
«Мышка».
Цель: Знакомство с жанром устного народного творчества. Учить детей выразительно рассказывать потешку, развивать память, связную речь.
3 этап - заключительный
Итоговое мероприятие:
Непосредственная образовательная деятельность «Путешествие в музей предметов национального быта и культуры разных народов».
Цель: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.
Задачи: Расширение представлений о народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях и обычаях разных народов; накопление сенсорно - эмоциональных впечатлений о произведениях народно - прикладного искусства; воспитание интереса к русскому фольклору, приобщение детей к народным играм, хороводам.
Исполнение детьми детских частушек.
Цель: Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.
Организация в группе выставки – музея предметов народного быта и культуры.
Цель: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству
Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.
По реализации проекта были получены следующие результаты:
- Дети познакомились с «русской избой», с предметами старинного русского быта;
- Продолжили знакомиться с русскими народными играми, научились в них играть.
- Познакомились с народными пословицами, поговорками;
- У детей сформировалось понятие о жанре русского народного творчества «сказка».
- У детей расширились представления о народном искусстве (игрушках, музыкальных инструментах, посуде, предметах быта и т. д.);
- Продолжает воспитываться интерес к фольклору, дети разучили детские частушки, потешки;
- Совместно с родителями в группе организована выставка – музей предметов народного быта и культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»
В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....
Познавательно - информационный проект: «Знакомство с народной культурой и традициями»
Познавательно - информационный проект: «Знакомство с народной культурой и традициями». Основные задачи проекта:Образовательные: Познакомить с народными традициями, народным искусством, обы...
Познавательно-информационный проект «Народная культура и традиции».
Познавательно-информационный проект...
Познавательно - информационный проект: «Народная культура и традиции»
Познавательно - информационный проект: «Народная культура и традиции»...
Познавательно - информационный проект: «Народная культура и традиции»
Цель проекта:Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству. Задачи проекта:Образовательные: Познакомить с народными традициями, народным ...