Познавательно-информационный проект "Народная культура и традиции"
проект (средняя группа) по теме

Познавательно-информационный проект "Народная культура и традиции"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей

№ 4 «Родничок» муниципального образования Ханты-Мансийского

автономного округа–Югры городской  округ город Радужный

Познавательно - информационный проект: «Народная культура и традиции»

группа общеразвивающей направленности от 4- до 5-ти лет

№ 1 «Кроха»

Бородкина Нина Владимировна, воспитатель

2015

Актуальность

     Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.

     Наследие традиционной народной культуры является источником современной национальной культуры и искусства. Вытеснение народных традиций на периферию культурных процессов грозит разрушением самобытности региональной культуры и, как следствие, размыванием и утратой у подрастающих поколений культурной и национальной идентичности. В русле народной культуры складываются представления человека о мире и его мироощущении, система образов и языка, верования, народные знания и умения, обычаи и нравы, формы хозяйственной деятельности, семейной, обрядово-праздничной жизни, система фольклора. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений

    Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент.  И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям.  Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа  с  раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети   впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине!

Цель проекта:

  • Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.  

Задачи проекта:

  • Образовательные: Познакомить с народными традициями, народным искусством, обычаями; дать представление об устройстве русской избы, о народном промысле, о народном фольклоре.
  • Развивающие:  Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
  • Воспитательные: Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.

Тип проекта:

  • по методу – познавательный, творческий;
  • по характеру контактов – открытый;
  • по количеству участников – групповой, дети 4-5 лет, родители, воспитатели;
  • по продолжительности – краткосрочный (1 неделя).

Планируемый результат:

  • Познакомить детей с «русской избой», с предметами старинного русского быта;
  • Продолжить знакомить детей с русскими народными играми, формировать умение в них играть, знакомить с народными пословицами, поговорками;
  • Расширить  представление  о  народном искусстве;
  • Формировать понятие о жанре русского народного творчества «сказка».
  • Воспитывать  интерес  к  фольклору, разучить детские  частушки, потешки.
  • Организовать, совместно с родителями, в группе  выставку – музей предметов народного быта и культуры.

Интеграция областей:

 Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

 Проект состоит из 3 этапов:

1 этап - подготовительный

Формулирование цели и определение задач.

Составление плана основного этапа проекта.

Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.

Подбор материалов по теме проекта.

Организация предметно -  развивающей среды в группе, в соответствии с планом основного этапа реализации проекта.

Взаимодействие с родителями  с целью создания условий для реализации проекта, обеспечения предметами народного  быта и культуры.

2 этап  - основной

Рассматривание иллюстраций, беседы:

«Знакомство с народными инструментами»: балалайка, дудочка, ложки, трещотка, бубен.  (Просмотр иллюстраций с  использованием технических средств обучения,  далее ТСО).

Цель:  Познакомить детей с русскими народными инструментами.  Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.

«Русская народная игрушка», «Народные мастера» -  игрушки из глины: дымковская, филимоновская; деревянные игрушки -  свистульки, матрешки, волчки;  народные куклы ручной работы и т. д. (Просмотр иллюстраций с использованием ТСО).

 Цель: Приобщение к русскому народному искусству. Расширить представление о том, чем играли наши бабушки и дедушки?

Чтение художественной литературы:

Русские народные сказки:  «Репка», «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Волк и семеро козлят».

Цель: Формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества  «сказка», учить  слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы.

НОД:

Непосредственная образовательная деятельность по рисованию  «Веселые матрешки».

Цель: познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки.

Задачи: Учить расписывать матрешку красками. Развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорции. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи  «Русская изба!»                  (с применением ТСО).  

Цель: Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа.
Задачи:
 Познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, прялка, самовар, и др.);  Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками.  Развивать связную монологическую речь через устное народное творчество;  Развивать коммуникативные умения с помощью народных игр. Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа, к русскому фольклору.

Дидактические игры:

 «Чей сувенир?» Цель: углубить знания о некоторых видах народных промыслов и ремесел. Пробуждать интерес к талантам народных умельцев

Подвижные игры:

 «Салки»,  «Гуси, гуси..», «Кошки мышки», «У медведя во бору». Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры;  знакомить с на родными играми;  развивать двигательную активность., закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве»

Хороводные игры:

«Каравай», «Карусели».

Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры;  знакомить с народными играми;  развивать двигательную активность.

Знакомство с фольклором:

Потешки, загадки, считалки, частушки, пословицы, поговорки.

Цель: формировать любовь к устному народному творчеству.

Разучивание потешки:

 «Мышка».
Цель: Знакомство с жанром устного народного творчества. Учить детей выразительно рассказывать потешку, развивать память, связную речь.

3 этап  - заключительный

Итоговое мероприятие:

 Непосредственная образовательная деятельность «Путешествие в  музей предметов национального  быта и культуры разных народов».

Цель: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.  

Задачи:     Расширение представлений о  народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях и обычаях разных  народов; накопление сенсорно - эмоциональных впечатлений о произведениях народно - прикладного искусства; воспитание интереса к русскому фольклору, приобщение детей к народным играм, хороводам.

Исполнение детьми  детских частушек.

Цель: Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.

Организация в группе выставки – музея предметов народного быта и культуры.

 Цель: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

По реализации проекта были получены следующие результаты:

  • Дети познакомились  с «русской избой», с предметами старинного русского быта;
  • Продолжили знакомиться  с русскими народными играми, научились в них играть.
  • Познакомились с  народными пословицами, поговорками;
  • У детей сформировалось понятие о жанре русского народного творчества «сказка».
  • У детей расширились  представления  о  народном искусстве (игрушках, музыкальных инструментах, посуде, предметах быта и т. д.);
  • Продолжает воспитываться  интерес  к  фольклору,  дети разучили детские  частушки, потешки;
  • Совместно с родителями в группе организована  выставка – музей предметов народного быта и культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

Познавательно - информационный проект: «Знакомство с народной культурой и традициями»

Познавательно - информационный проект: «Знакомство с народной культурой и традициями». Основные задачи проекта:Образовательные: Познакомить с народными традициями, народным искусством, обы...

Познавательно - информационный проект: «Народная культура и традиции»

Познавательно - информационный проект: «Народная культура и традиции»...

Познавательно - информационный проект: «Народная культура и традиции»

Цель проекта:Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.   Задачи проекта:Образовательные: Познакомить с народными традициями, народным ...