Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Путешествуем в растительный мир Орловского полесья вместе с тетушкой Совой!"
презентация к уроку по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Арнаутова Ольга Анатольевна

Экскурсия в форме презентации знакомит детей с разными объектами растительного мира национального парка Орловского полесья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvuem_v_rastitelnyy_mir_orlovskogo_polesya.pptx2.98 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПУТЕШЕСТВИЕ В РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР ОРЛОВСКОГО ПОЛЕСЬЯ вместе с тетушкой Совой!

Слайд 2

2 Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я рада видеть вас! Сегодня вас ждет новая экскурсия в Орловское полесье. Вы помните наше прошлое путешествие? С какими птицами, обитающими в Орловском полесье, мы познакомились? Сейчас я приглашаю вас в растительный мир нашего национального парка. Итак, в путь! 2

Слайд 3

3 Послушайте стихотворение нашего земляка Дмитрия Блынского . Как вы понимаете слово «земляк»? Земляк, земляки – это люди, которые родились и живут в одной местности (городе или деревне). Пойдем в мой край, В поля, в луга Орловщины , Нигде я лучше края не встречал. Я тут на "ты" С любым ручьем и рощею, Тут для меня Начало всех начал . Как вы думаете, что чувствует автор? (радость от встречи с родными местами, гордость за свой родной край) Почему он говорит: «Тут для меня начало всех начал»? Орловщина , Орловский край – родина поэта, здесь началась его жизнь. Как вы думаете, чем отличается поле от луга? Пройдемся по лугу, вдохнем воздух, пахнущий травой и медом, рассмотрим луговые растения, постараемся запомнить их особенности и названия, чтобы беречь и сохранять зеленое богатство нашей природы. 3

Слайд 4

Букеты каких цветов разбросаны по лугу? Отгадайте загадки о них. Бежит тропинка через луг, Ныряет влево, вправо. Куда ни глянь, цветы вокруг, Да по колено травы. Зеленый луг, как чудный сад, Пахуч и свеж в часы рассвета. Красивых, радужных цветов На них разбросаны букеты. И. Суриков Почему автор назвал цветы радужными? Как можно сказать по-другому? (разноцветные)

Слайд 5

5 Спроси телёнка и барашка – Цветка вкусней на свете нет. Ведь не случайно «Красной кашкой» Его зовут за вкус и цвет . (клевер) Цветики — корзинкой С желтой серединкой, Белая рубашка. Хороша... (ромашка) Был он желтеньким цветком — Белым стал, как снежный ком. Дунут девочка и мальчик — Облетает... (одуванчик) 5

Слайд 6

6 Клевер – медонос. Как вы это понимаете? (Медонос – это растение, которое выделяет нектар ) Послушайте народные названия клевера: красноголовник , красная кашка, медовый цвет, трехлистник луговой, троица. Догадайтесь, за что клевер получил такие названия . Давайте рассмотрим клевер. Научное название клевера – «трилистник». Как вы думаете, почему? Листок клевера состоит из трех частей. Цветки у клевера бывают красные, розовые, белые. 6

Слайд 7

7 Интересно, что колокольчик не закрывает своих цветков на ночь. Ночью, когда выпадает роса, многим насекомым становится холодно, их крылышки намокают . Насекомые забираются в цветки и проводят там всю ночь, а иногда, в ненастную погоду, и днём отсиживаются в этом гостеприимном местечке. Как вы думаете, кого можно увидеть в колокольчике? Колокольчик - синий цвет Ты открой нам свой секрет, Почему ты не звенишь, Хоть головкой шевелишь, То от ветра клонишься, То от солнца скроешься (Н. Сергеева). В пышном разнотравье июньских лугов голубыми, синими, лазоревыми огоньками вспыхивают издали заметные цветки колокольчиков. Вы помните сказку «Теремок»? Попробуйте сочинить сказку «Колокольчик –теремок». 7

Слайд 8

8 Растущие у самой воды купальницы тоже будто купаются. Купальницу часто называют «жарки». Как вы думаете, почему? Интересно, что цветки купальницы никогда не раскрываются. Цветы очень яркие. Какого они цвета? На что они похожи? (на шарик, солнце, огоньки, фонарики) Какие листья у купальницы? (резные, узорчатые, ажурные, похожи на звездочки) Это купальница. Очень красивый цветок, правда? Купальницей на Руси растение названо потому, что оно растёт вдоль ручьёв и речек, на влажных лугах, а начало его цветения совпадает с началом открытия купального сезона. 8

Слайд 9

9 Мы подошли к озеру. Чем отличается озеро от реки? (в реке вода течет, а в озере – нет). Посмотрите – на воде как будто зеленый ковер. Этот ковер из водяного ореха. Какие еще бывают орехи? Рассмотрите его плоды. Это растение еще называют «рогатый орех». Почему? (на орехе есть шипы, похожие на рога) Водяной орех – очень древнее растение. Занесено в Красную книгу Орловской области. Водяной орех плавает на поверхности воды, а его корни – на дне озера. Рассмотрите листья. На листья какого дерева они похожи? 9

Слайд 10

10 Живым украшением водоемов Орловского полесья является кувшинка белоснежная. Почему её называют «белоснежной»? С чем можно сравнить цветы кувшинки? Прекрасные цветки кувшинки всплывают на поверхность водоема ранним утром и распускаются в виде пышной розы, источая тонкий аромат. Вечером цветок закрывается и погружается обратно в воду. Покажите, как цветок это делает. Кувшинка - одно из первых растений на нашей планете, на озерах оно появилось незадолго до вымирания динозавров. Она занесена в Красную книгу Орловской области. Рассмотрите плод кувшинки. Вы догадались, почему её так назвали? 10

Слайд 11

11 Продолжается наше путешествие. Вот уже виден лес. Мы подошли к опушке леса. Что такое «опушка леса»? (граница леса) На какие слова похоже слово «опушка»? (пушок, пух, пушистый) Какая еще может быть опушка? (на одежде, обуви) Опушка леса – это кустарники, небольшие деревья, которые растут на границе леса, это как бы «пушок» вдоль границы леса. 11

Слайд 12

12 Посмотрите на картину Ивана Шишкина. Что изображено на ней? Какой день – погожий или ненастный? Как можно сказать по-другому? На что похожи невысокие деревья и кустарники? Как бы вы назвали эту картину? Автор ее назвал «Опушка лиственного леса». 12

Слайд 13

13 Назовите деревья, которые растут в лесах. Какие это деревья – хвойные или лиственные? Как их можно различить? Леса бывают разные. Бывает березовая роща . Какие деревья там растут? Какие деревья растут в дубраве? В ельнике? В сосняке или сосновом бору? А бывает смешанный лес, в котором растут разные деревья. 13

Слайд 14

14 В Орловском полесье больше всего хвойных лесов, особенно сосновых. Как они называются? Сосны выделяют в воздух полезные вещества. В сосняке очень легко дышится, там лечебный воздух. Сосняки бывают разные. Это сосняк-беломошник (вверху), а это – сосняк-зеленомошник. Почему их так называют? Земля под деревьями покрыта мхом. На что похож белый мох? (на снег, вату, покрывало, ковер) Если бы земля была покрыта снегом, как можно было назвать этот сосняк? (белоснежник) А ватой? (беловатник) А если покрыт зеленым пухом? 14

Слайд 15

15 Бывает сосняк-брусничник. Почему он так называется? В сосняке-брусничнике растут ягоды – брусника. Если в лесу растет земляника, как его можно назвать? (земляничник) А малина? (малинник) А клюква? 15

Слайд 16

16 В лесах Орловского полесья растут разные ягоды. Брусника Голубика Малина Земляника Клюква 16

Слайд 17

17 Клюква и брусника очень похожи, вы заметили? Как же их отличить? Клюква стелется по земле, а брусника растет маленьким кустиком. Клюква растет на болотистой почве, брусника – на сухих лесных пригорках. Ягоды клюквы созревают в сентябре-октябре, а спелую бруснику можно найти уже в августе-сентябре. Вкус у этих ягод разный – клюква кислая с легкой горчинкой, а брусника кисло-сладкая. 17

Слайд 18

18 Какие хвойные деревья вы знаете? Почему их так называют? Сейчас я хочу вам представить еще одно хвойное растение – можжевельник. Его иногда называют спутником сосны, обитателем хвойных лесов. Название «можжевельник» происходит от слов «меж» (между) и ельник, то есть растущий между елями. Чем отличается кустарник от дерева? Можжевельник – это кустарник, но он может иметь форму дерева с одним стволом. Можжевельник – лекарственное растение. 18

Слайд 19

19 В лесах Орловского полесья растет много интересных растений, например, рябчик шахматный. Почему ему дали такое название – рябчик? Да, за пестрый окрас. Почему шахматный? Рисунок на лепестках напоминает шахматную доску. Еще его называют грустным тюльпаном. Почему? (по форме цветок напоминает тюльпан, только опущенный вниз, как будто грустный) Занесен в Красную книгу России. Садоводы выращивают этот цветок в саду. Кто такие садоводы? 19

Слайд 20

20 Оказывается, что листочки выделяют едкий запах. Как можно назвать легкий запах? (аромат) Часто поляны с черемшой называют «Медвежьим лугом». Как вы думаете, почему? Да, черемшу очень любят медведи – весной, после зимней спячки, они едят её, чтобы запастись витаминами. В старых лесах Орловского полесья растет черемша или медвежий лук. Обратите внимание, что черемша растет большими полянами, а рядом с ней нет других растений. Почему? Растение включено в Красную Книгу России. 20

Слайд 21

21 На опушках, в лесах можно встретить прострел или сон-траву. Рассмотрите это растение. На что вы сразу обратили внимание? Стебли это цветка покрыты пухом. Они какие? (пушистые, опушенные, мохнатые) На что похожи сами цветки? (на колокольчики, на тюльпаны) Они могут быть белыми, светло-желтыми или фиолетовыми. А вы заметили, что нет листьев? Оказывается, ранней весной сначала появляются цветки, а листья – в конце цветения. Бутоны цветов протыкают (простреливают) землю, а по форме заострённые, словно стрелы. Как вы думаете, почему прострел называют сон-травой? Это лекарственное растение, обладает успокаивающим и снотворным свойствами. Занесен в Красную книгу Орловской области. 21

Слайд 22

22 Еще ветреницу называют «дочь ветров». Подумайте, почему ? У неё крупные цветки и тонкие стебли, поэтому растение начинает колыхаться даже от легкого ветра. Как по-другому можно назвать легкий ветер? (ветерок) В лесах Орловского полесья можно встретить редкое растение – ветреницу дубравную. О чем говорит её название? В основном, она растет около дубов. Что можно рассказать о ветренице? Какие цветки? Какие листья? Ветреницу еще называют анемоной. Говорят, что смотреть на анемоны не только приятно, но и полезно - белые анемоны помогают снять усталость с глаз. 22

Слайд 23

23 Листья этого растения необычны – они напоминают небольшую тарелочку, верхняя часть которой покрыта многочисленными волосками, а на кончике каждого из них – искрящаяся на солнце капелька клейкой жидкости. Оказывается, росянка – хищник. Вы знаете, кто такие хищники? Росянка ловит насекомых на свои листья. Росянка растет на почвах, в которых недостаточно полезных для растений веществ. Чтобы выжить, росянка приспособилась ловить насекомых. Кто еще питается насекомыми? Росянка – лекарственное растение. Занесена в Красную книгу Орловской области. Посмотрите на это необычное растение. Это росянка. Еще его называют “солнечная роса”. Почему? 23

Слайд 24

24 В лесах, на влажных лугах можно встретить редкое растение, занесенное в Красную книгу – ятрышник пятнистый. Рассмотрите его. Листья ятрышника покрыты темными пятнами. В народе этот красивый цветок называют «кукушкины слёзки» или «слёзы». Считали, что пятнышки – следы слёз, которые роняет кукушка от горького одиночества. 24

Слайд 25

25 Итак, мои дорогие друзья, сегодня мы познакомились с растительным миром Орловского полесья. Он очень разнообразен. Какие виды растений вы знаете? (деревья, кустарники, травянистые растения) Что общего у все деревьев? (строение: корень, ствол, ветви, веточки, листья; на зиму сбрасывают листья) Зачем дереву корень? Ствол? Ветви? Листья? Чем деревья отличаются? (размером, формой листьев, цветом коры) Чем кустарники отличаются от деревьев? Чем травянистые растения (цветы) отличаются от деревьев и кустарников? А что общего между ними? Многие растения, с которыми мы встречались, занесены в Красную книгу. Вспомните, какие это растения. Как вы думаете, почему растения попадают в Красную книгу? (их становится все меньше, они исчезают) Почему их становится меньше и они исчезают? (люди рвут, становится меньше лесов) Как помочь растениям? (не рвать растения) Как помочь лесам ? (не вырубать, не разводить костров, чтобы не было пожаров) 25

Слайд 26

26 Итак, наше путешествие подходит к концу. Что вам запомнилось? О чем вы расскажете мамам и папам? Придумайте для родителей загадку о растении, которое вам понравилось больше всего, по схеме. Если это дерево – схема вверху, а если цветок – схема внизу. Сочините вместе с друзьями сказку «Колокольчик-теремок». Выучите стихотворения Д.Блынского и И.Сурикова. До новых встреч, мои дорогие друзья! 26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки по теме «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с растительным и животным миром Пермского края на основе проектной деятельности»

Пояснительная записка. Дошкольное детство – время рождения личности. Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольни...

Презентация для детей "Путешествуем в Орловское полесье вместе с тетушкой Совой"

Данная презентация представляет собой  обзорную фотоэкскурсию в Национальный парк Орловское полесье для детей дошкольного возраста. Она содержит фотографии, рассказы для детей, вопросы для беседы...

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в мир птиц Орловского полесья"

Данная презентация знакомит детей с птицами, обитающими в национальном парке Орловское полесье. Каждый слайд содержит познавательную информацию, вопросы для детей, загадки и стихотворения....

Презентация "Формирование основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста по средством системы дидактических игр, используя интеравктивный редактор «Сова»

Введение экономического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях — это не дань моде, а прежде всего необходимость еще в раннем возрасте дать детям представления об экономической культ...

Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Изучаем растительный и животный мир Красноярского края»

МАДОУ «Детский сад  №43 «Журавушка»     Конспект непосредственно образовательной деятельностидля детей старшего дошкольного возраста«Изучаем расти...

Консультация для педагогов "Экологическая тропа как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с растительным миром"

Консультация для педагогов "Экологическая тропа как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с растительным миром"...

Беседа с использованием презентации с детьми старшего дошкольного возраста о растительном мире живой природы

Беседа с использованием презентации с детьми старшего дошкольного возраста о растительном мире живой природы...