Перспективный план по экспериментальной деятельности в средней группе
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Дундукова Анна Валерьевна

Перспективный план по экспериментальной деятельности в средней группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

(МАДОУ д/с «Алёнка»)

Перспективное планирование

по ознакомлению с экспериментальной деятельностью

в средней группе № 6 «Колобок»

на 2022-2023 учебный год

Воспитатели: Дундукова А.В.

Первакова Л.Е.

Месяц, неделя

Объект

Тема опыта

Цель

Материал, литература

Сентябрь

1 неделя

Вода

Окрашивание воды

Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной; в воде растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества.

Емкость с водой (холодной и теплой), кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

«Картотека игр-экспериментов»

Сентябрь

2 неделя

Растения

Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении?

 

Помочь определить, что срезанные растения живут меньше, чем на корню, но раскрываются позже, чем оставшиеся с корнем.

Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность, любознательность.

Клумба с цветами, срезанные цветы.

Е.А.Мартынова, 177

 

Сентябрь

3 неделя

Песок, глина

Почему песок хорошо сыплется?

Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, сито.

«Картотека игр-экспериментов»

Сентябрь

4 неделя

Растения

 Почему цветы осенью вянут?

Установить зависимость роста растений от температуры поступаемой влаги.

Картина с изображением растений.

Е.А.Мартынова, 179

Октябрь

1 неделя

Магнит

Волшебная рукавичка.

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри.

«Картотека игр-экспериментов»

Октябрь

2 неделя

Воздух

Поиск воздуха.

Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. 

Ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой.

О.В.Дыбина

Октябрь

3 неделя

Песок, глина

Где вода? 

Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду.

Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой.

«Картотека игр-экспериментов»

Октябрь

4 неделя

Свет

Солнечные зайчики.

Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Зеркала.

О.В.Дыбина

Ноябрь

1 неделя

Человек

«Умный» нос.

Познакомиться с особенностями работы носа. Определить по запаху предметы.

Различные цветы, продукты с характерным запахом, емкости, содержащие пахучие вещества, картинки, с изображением соответствующих продуктов.

«Картотека игр-экспериментов»

Ноябрь

2 неделя

Резина

Резина, ее качества и свойства.

Узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность),

Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки.

«Картотека игр-экспериментов»

Ноябрь

3 неделя

Песок, глина

«Необычное рисование»

Показать возможность использования для создания картины различных природных материалов.

Подносы с песком, камушки, ракушки, шарики.

«Картотека игр-экспериментов»

Ноябрь

4 неделя

Цвет

Волшебная кисточка.

Получить оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.

Палитра, краски, по четыре контурных изображения воздушных шаров.

Декабрь

1 неделя

Мех

Зачем зайчику другая шубка?

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые.

О.В.Дыбина

Декабрь

2 неделя

Вода

Изготовление цветных льдинок.

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находиться).

Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.

О.В.Дыбина

Декабрь

3 неделя

Снег

Возьмем с собой снеговика.

Формировать у детей представление о том, что снег и лед в тепле тают, и образуется вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона.

Снеговик с носом из сосульки, емкость.

«Картотека игр-экспериментов»

Декабрь

4 неделя

Человек

Язычок – помощник.

Познакомить со значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов.

Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус).

О.В.Дыбина

Январь

2 неделя

Экспериментирование с предметами

«Мыло-фокусник»

 

Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность.

Мыло, емкость, полотенце. вода. Е.А.Мартынова, 196

Январь

3 неделя

Воздух

Что в пакете?

Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).

Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом), алгоритм описания свойств воздуха и воды.

О.В.Дыбина

Январь

4 неделя

Вода, снег

Как согреть руки?

Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед —> вода, вода —> лед).

Варежки, льдинки, свеча, емкости с теплой и горячей водой, металлическая подставка, целлофановые пакетики.         

«Картотека игр-экспериментов»

Февраль

1 неделя

Вода

Изготовление цветных льдинок.

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находиться).

Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.

О.В.Дыбина

Февраль

2 неделя

Экспериментирование с предметами

Легкий -тяжелый

Познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).

Разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («легкий», «тяжелый»).

«Картотека игр-экспериментов»

Февраль

3 неделя

Металл

Металл, его качества и свойства.

Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск).

Металлические предметы, магниты, емкости с водой.

«Картотека игр-экспериментов»

Февраль

4 неделя

Человек

«Откуда берётся голос?»

Помочь понять причины возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

Е.А.Мартынова, 184

Март

1 неделя

Растения

Хитрые семена.

Познакомить со способом проращивания семян.

Семена бобов, кабачков, две баночки с землей, палочка, лейка, салфетка из марли.

О.В. Дыбина

Март

2 неделя

Гнездо птиц (на дереве)

Из чего птицы строят гнезда?

Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки.

«Картотека игр-экспериментов»

Март

3 неделя

Свет

Солнечные зайчики.

Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Зеркала.

«Картотека игр-экспериментов»

Март

4 неделя

Растения

Что любят растения?

Выявить значение влаги для роста и жизни растений.

Луковицы в сухой банке и в банке с водой.

«Картотека игр-экспериментов»

Апрель

1 неделя

Песок, глина

«Волшебный материал»

 

Помочь выявить свойства, которые приобретают песок и глина при смачивании.

 

Вода, емкость, песок, глина.

Е.А.Мартынова 160

 

Апрель

2 неделя

Экспериментирование с предметами

Что звучит?

Научить определять по издаваемому звуку предмет.

Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан.

«Картотека игр-экспериментов»

Апрель

3 неделя

Стекло

Стекло, его качества и свойства.

Учить детей узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводность).

Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, алгоритм описания свойств материала.

О.В.Дыбина

Апрель

4 неделя

Вода

Способность отражать предметы

Показать, что вода отражает окружающие предметы.

Таз  с водой

«Картотека игр-экспериментов»

Май

2 неделя

Вода

Прозрачность воды

Подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная»

Две баночки с водой, набор мелких тонущих предметов.

«Картотека игр-экспериментов»

Май

3 неделя

Пластмасса

Пластмасса, его качества и свойства.

Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).

Пластмассовые стаканчики, вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

«Картотека игр-экспериментов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по экспериментальной деятельности в средней группе.

№Названиецель  Сентябрь1."Радуга"Продемонстрировать простейший  эксперимент, развивать  мышление, умение  анализировать.2."Мыльные  пузыри"Восприятие  величины...

Перспективный план по экспериментальной деятельности детей средней группы

Перспективный план по экспериментальной деятельности детей средней группы...

Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности в разновозрастной группе(5-7л)

Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности  будет полезен воспитателям  старших групп.В плане указны цели, материалы необходимые для проведения опытов и ход....

перспективный план по экспериментальной деятельности в подготовительной группе №1

Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, формирование познавательной активности, любознательности, умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериме...