Исследовательская деятельность малышей как средство формирования познавательной активности, опыт работы.
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) на тему

Зарубина Людмила Николаевна

Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование. Формирование у детей навыков практического экспериментривания как во время НОД или игры, так и в свободной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательская деятельность21.43 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Актуальность темы.

Физиологические аспекты проблемы.

Академик Н.Н.Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. Игра – обширное понятие. Сюда входит и манипуляция ребенка погремушкой, и игра на первенство мира, изготовление пирожков из песка, игра в шахматы. Ребенок все старается увидеть, услышать, попробовать на вкус, потрогать, разобрать. Получается, что ребенок сам вводит информацию в свою память, причем микродозами. До 3 месяцев дети усваивают все с помощью органов чувств. Уже с 3 месяцев и до 3 лет в память загружаются речь, сведения о внешнем виде и свойствах окружающих объектов, причем многократно, по всем анализаторам. На заполнение банка памяти природа отвела 20 – 25 лет.

Соблюдение правил безопасности.

Природа заранее «знала», если в ребенка вложить инстинкт самосохранения изначально – экспериментировать он не станет, будет бояться. Прочувствовав полученные болевые ощущения и столкнувшись с неприятностями, начнет самостоятельно соблюдать элементарные правила безопасности. Просьбы взрослого и выражения типа «Я тебе говорила – не лезь», малыша не остановят. Взрослые должны оберегать ребенка в различных жизненных ситуациях, но нельзя впадать и в другую крайность: перестраховываясь, лишать ребенка возможности саморазвития.

Значение детского экспериментирования для психического развития ребенка.

Самостоятельные инициативы ребенка расцениваются как нарушение дисциплины, т.к. не подверженные  контролю, они на самом деле чреваты последствиями. Но таким образом  взрослый лишает маленькую личность права на ошибку. Введенный стандарт ФГОСДО способствует широкому внедрению метода организованного и контролируемого детского экспериментирования в детском саду: индивидуального, коллективного, во всех видах деятельности. Педагогам хочется, чтобы ребенок все делал правильно и чтобы конечный результат получился качественным. Этот фактор и еще один – хорошо разработанная методика речи мешают экспериментированию. Об этом хорошо сказал И.Г.Песталоцци: «Когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившийся на свет, ползет по листку, прекрати упражнения в языке. Молчи!» Взрослые, к сожалению, очень часто не понимают детей и расценивают их деятельность как бесцельную. А ребенок же занимается познанием мира через экспериментирование!

  1. Цели и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование.

Цель: формирование у детей навыков практического экспериментирования как во время НОД или игры, так и в свободной  деятельности.

Задачи: способствовать получению информации о живой и неживой природе; формировать представления о предметном мире, его свойствах и качествах.

Методологической основой моей темы являются:

Новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт;

Труды Н.Н.Поддъякова, А.С.Выготского, определяющие сущность понятия «Детское экспериментирование»;

Исследования А.И.Ивановой в области экспериментирования детей раннего возраста.

  1.   Методы работы с детьми:

Игровые – они ведущие в данном возрасте. Во время игр малыши учатся действовать с природным материалом, получают представления о количестве, цвете, формируются понятия – широкий, узкий, тяжелый, легкий и т.д. Использовались словесные методы – разъяснение, пояснения, художественное слово; репродуктивные методы – зеркальные, синхронные (вместе).

Какие свойства природных материалов могут усвоить дошкольники?  Знакомили  с 3 состояниями воды.  Самое привлекательное состояние для детей – жидкое состояние воды. Первое представление о воде складывается в раннем возрасте – вода течет из крана, воду можно пить, в ней можно купаться, купать игрушки, вода растекается, ее можно разлить. Для уточнения представлений о текучести, воду  переливали в сосуды разной величины и емкости. Таким образом, познакомили малышей со вторым признаком воды – не имеет формы. Затем обращали  внимание на то, что вода безвкусная, без запаха. Но когда дети хотят пить, они говорят: «Вкусная водичка». Но тогда можно задать вопрос – соленая, сладкая, кислая, горькая? Если ни то, ни другое, значит, у воды нет вкуса.

Далее переходили к цвету. Дети могут ошибочно сказать, что вода белого цвета. Тогда  поставить рядом два стаканчика – в один налить молоко и уточнить цвет, в другой налить воду (можно положить рядом белый лист бумаги, уточнив при этом цвет). Так на основе наглядности показывали бесцветность воды.

С этим признаком воды связан  другой – прозрачность. Это свойство воды  подтверждаем, опуская в емкость с водой предметы. Но ведь в луже вода непрозрачная. Для этого проводили следующий опыт – в чистую воду опускали кусочек глины или песка. Объясняли, что вода стала мутной, грязной, поэтому непрозрачной. Таким же образом проводили опыты с окрашиванием воды. С помощью пипетки капали  «дождиком» - так было дано представление о том, что вода состоит из капелек.

Следующее свойство воды – способность отражать окружающие предметы. Это наблюдение можно провести на прогулке в тихий безветренный час. В тазике с водой отражается небо, кроны деревьев и лица малышей.

Очень сложно познакомить малышей с представлением о газообразным состоянии воды.  Но можно просто показать, как в жаркий день испаряется лужа или специально вылить воду на пол веранды – вода в виде пара исчезнет на глазах у детей. Пар идет из чайника, кастрюли, но это можно наблюдать в домашних условиях. Мы пар рассматривали на картинках.

 Нужно дать представление, что в холодное время вода замерзает, если тепло – тает (проводили опыты с таянием снега и замерзанием воды). Дети рисовали следы по «сухому» снегу и немного оттаявшему. Но задача усвоения свойств воды в младшем возрасте не ставится, только знакомство.

А сколько удовольствия приносят игры с песком! Любые постройки ребенка свидетельствуют о его фантазии, умении трудиться. Песок как строительный материал не долговечен. Поэтому малыши успевают усвоить только первоначальные представления о сыпучести сухого песка и липкости влажного. Малышам было интересно рисовать различные линии по сухому песку. Можно рассказать, что сухой песок легче влажного. Для этого мы провели опыт: сдували сухой песок, а влажный оставался на месте. Еще мы брали горстку сухого песка и осторожно рассыпали на картонку, потом предлагали то же проделать с мокрым песком. Интересно малышам рассматривать отдельные песчинки под лупой. Играли «в прятки» с мелкими предметами в песке. С песком интереснее и полезнее работать на открытом воздухе.

Вспомним стихотворение Б. Заходера:

«Пусть не сердятся родители, что измажутся строители,

Потому что тот, кто строит, тот чего-нибудь  да стоит!

И неважно, что пока этот домик из песка!»

Познакомить детей можно с глиной – она мягкая, легко поддается воздействию. Дети ее мяли, раскатывали в колбаску. Особый восторг вызвала «работа» на детском гончарном круге. В основном, конечно, было наблюдение за работой воспитателя. Изготовили миску и налили в нее воду, так показали свойство глины – не пропускать воду. Сразу сделали сравнение с песком – миска из песка растеклась вместе с водой.

Наблюдали с детьми, как капает воск с горящей свечи. Делали ямки-домики карандашом в теплом мягком воске; остывший воск – твердый, только ломается, крошится.

Проводили эксперименты с воздухом – дети «ловили» его в полиэтиленовые пакеты, вместе надували воздушные шарики, дули на флажки и султанчики, вдували воздух в бутылки с водой через соломинку, сдували кусочки бумаги. Так дети получили представление о том, что воздух есть, но он не виден. В играх с мячом малыши убедились, что он в воде не тонет, на полу высоко прыгает, потому что в нем много воздуха. При наблюдении за перемещением легких предметов на прогулке и из окна, объяснили, что ветер – тоже движение воздуха.

Экспериментировали с камушками: стучали друг о друга (извлекали звук). Затем  предлагались деревянные шарики, у них другой звук, затем металлические. Т.е. дети знакомились с тем, что разные предметы издают разный звук. Малыши получили представление о том, что камни бывают тяжелыми и легкими (но все тонут в воде), имеют разную форму и цвет.

Проводили эксперименты с бумагой: рвется, когда намокнет, бывает тонкой (салфетка) и толстой (картон), ее можно мять и т.д.

Играли с мыльными пузырями: кто больше выдует пузырь, у кого дольше не лопнет. А как они переливаются! Ловили солнечный зайчик, пробовали спрятать его ладошкой. Проводили эксперименты с магнитами. Проводили игру «Ловись рыбка», где использовали удочку с магнитом. Затем дети с помощью маленьких магнитов экспериментировали с мелкими предметами – пуговками, скрепками.

  1. Работа с родителями.

Работу по развитию экспериментальной деятельности необходимо строить не только с детьми, но и с родителями. Проводились индивидуальные беседы и консультации, в родительском уголке размещались советы и статьи на тему «Детское экспериментирование», «Чудесные опыты дома», «Опыты с водой». Родителям рекомендовали литературу: Л.Б.Дерягина «Лепим куличики, пускаем кораблики», С.Кантор,  методику М.Монтессори. Родителям было предложено заниматься с малышами дома по книге «Художники с пеленок». Автор Е.П.Топалова.  Также родители знакомились с моментами экспериментирования детей  по фотографиям в групповом альбоме.

Систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Исследовательская деятельность как средство формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста"

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые све...

Опыт на тему: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Экспериментирование способствует эффективному формированию познавательной активности детей, а главное, даёт возможность развитию детской любознательности,...

Рабочая программа «Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников как средство формирования познавательного интереса»

В данной рабочей программе описана работа по организации и проведению кружковой работы в старшей группе детского сада по теме "Школа магов и волшебников"...

Исследовательская деятельность, как средство формирования познавательной активности ребёнка

Презентация опыта работы на тему: "Исследовательская деятельность, как средство формирования познавательной активности ребёнка"...

Опыт работы "Мотивация как средство формирования познавательной активности детей"

Любая деятельность должна быть интересна для детей, но специально организована воспитателем, подразумевающая активность, взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающ...