Проект "Экологическая безопасность"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Проект "Экологическая безопасность". Главная цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «Экологическая безопасность»
Формирование основ экологически грамотного, безопасного поведения детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Воспитатель: Аббазова М.Н.
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Большинство современных детей, редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.
Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Именно для этого ребенку нужен «проводник», этим проводником и станет взрослый. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.
Главная цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе.
Участники проекта:
- дети средней, старшей группы «Бельчата»
- воспитатели;
- родители;
Вид проекта: долгосрочный
Цель проекта:
Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы. Повышение компетентности родителей в вопросах безопасности детей дошкольного возраста. Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к природе, формирование созидательного отношения к миру.
Задачи проекта:
• формирование представлений о безопасности жизнедеятельности, первоначальных умений и навыков экологически грамотного безопасного для природы и самого ребёнка поведения;
• развитие познавательного интереса к миру природы;
• воспитание гуманного, эмоционально положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
• учиться грамотно, защищать природу и бороться за её сохранение; показать роль охраняемой природной территории в сохранении биоразнообразия региона;
• определение основных свойств объектов неживой природы: вода, камень, песок, почва;
• воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
• формирование представления о сезонных явлениях в природе.
Продукты проекта:
Стенды, фотографии, выставка детских рисунков на тему «Безопасность, Природа, Ребенок», исследовательские работы, выставка методической литературы и презентаций: «Региональные компоненты», конкурс «Лучшая кормушка», цветник, дидактические экологические игры, комнатные цветы, коллекции, лабораторные или опытнические зоны в группе, газеты экологические и по безопасности, экологические знаки, памятки для родителей «Правила безопасности друзей природы», фонотека дисков с познавательным материалом о природе, мультимедийные презентации, видеоролик «Безопасность в природе».
Этапы проекта:
Подготовительный этап:
- постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования;
-сбор информации о состоянии экологического воспитания детей, диагностика ребёнка, через дидактические, экологические игры, беседы, рассматривание картин, иллюстраций;
- анкетирование родителей, сбор анализа.
Основной этап:
- проведение тематических, комплексных занятий;
- в повседневной жизни;
- изготовлении эколого-дидактических игр, экологических зон в группе; наглядности;
-целевые прогулки, экскурсии;
- работа с родителями.
Заключительный этап:
- обобщение результатов работы;
-закрепление полученных знаний;
- составление рекомендаций.
Предполагаемые результаты:
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Ребята узнают особенности природы родного края, биоразнообразия региона.
2. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.
4. Дети будут узнавать, и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.
5. Ребята узнают значение воды, воздуха в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.
6. Ребята узнают много интересного из жизни растений и животных.
7. Сформируется представление о том, что нельзя делить объекты природы ( растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
8. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе.
9. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
10. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
11. Повысится компетентность родителей в вопросах безопасности детей дошкольного возраста.
Ресурсы проекта:
1. Материал флоры и фауны ХМАО – Югра : иллюстрации, коллекции, проспекты, гербарии.
2. Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников : Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду», Рыжова « Экологическое развитие детей в детском саду» и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.
3. Уголки природы в возрастной группе.
4. Цветник и огород группы для организации труда в природе.
5. Вся территория сада с природными объектами.
8. Опытническая зона в группе . Огород на окне в группе.
9. Видеотека с собранием дисков познавательного материала по разным направлениям объектов природы.
Содержание проекта. Деятельность с детьми в группе и дома.
1.Наблюдения в природе за живыми и неживыми объектами.
2. Походы и экскурсии на природу.
3.НОД
4.Чтение художественной литературы (Экологические сказки).
5.Знакомство с народными пословицами, приметами, календарём.
6.Изготовление поделок из природного материала. Изобразительная деятельность.
7.Придумывание и загадывание загадок.
8.Настольно-печатные и дидактические игры природоведческого характера.
9.Рассматривание сюжетных и пейзажных картин. Рассказы по серии картинок.
10.Природоведческие познавательные беседы.
11.Экспериментирование с природным материалом, исследования.
12.Коллекции природного материала.
13.Трудовая деятельность на природе: сбор урожая помощь в выращивании плодовых культур, сбор трав и листьев для гербария и поделок, окапывание клумб, уход за растениями.
14.Природоохранная деятельность: подкормка птиц, уборка мусора, участие в озеленении двора, участка детского сада.
15.Просмотр дисков, мультимедийных презентаций, видеоролик .
16.Составление правил безопасного поведения в природе: с живыми и неживыми объектами.
17.Изготовление экологических знаков.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:
- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности;.
- Беседы за круглым столом;
- Родительские собрания в нетрадиционной форме: деловые игры, бюро педагогических услуг;
- Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
- Календарь «Интересные даты» – совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
- Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах и т.д.
- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке;
- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок - передвижек.
Результаты реализации проекта:
Повысилась компетентности родителей на 46%, обеспечила преемственность между семьёй и ОУ в вопросах организации безопасности жизнедеятельности старших дошкольников. Вовлеченность родителей в образовательный процесс увеличилось на 25%.
Разработали и апробировали перспективный план работы с детьми и родителями, критерии оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами поведения в природе.
У воспитанников повысился уровень сформированности представлений о безопасности жизнедеятельности, представления о сезонных явлениях в природе.
У детей повысился интерес к объектам и явлениям природы. Ребята узнают особенности природы родного края. Стали бережно относиться к природе, стремятся к правильному поведению по отношению к миру природы.
Список использованной литературы:
- Авдеева, Н., Князева, О., Стеркина, Р. Основы безопасности детей дошкольного возраста: Программа для ДОУ. / Авдеева Н., Князева О., Стеркина Р. -М.1998с.
- Гончарова,Е.В. Региональная программа. Экология для малышей[Текст]/ Гончарова Е.В. – Тюмень, 2000с.
- Гончарова,Е.В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства./Гончарова Е.В. Монография. Ростов-на-Дону, 2001.
- Гончарова,Е.В Социально-экологическое развитие личности ребенка в условиях гуманистического дошкольного образования./ Гончарова Е.В. Монография.-М.2005.
- Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/11/picture-253673-1368272318.jpg)
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/08/picture-431093-1396944155.jpg)
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/08/picture-431093-1396944155.jpg)
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/08/picture-431093-1396944155.jpg)
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/09/picture-873976-1483984233.jpg)
Пожарная безопасность "Юные пожарные спешат на помощь", "Сказка по пожарной безопасности", "Развлечение по пожарной безопасности", "Как дети научили Мишика правилам пожарной безопасности".
Развлечения и сказка по пожарной безопасности с использованием игр в.Воскобовича....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/14/picture-873231-1484395143.jpg)
Обмен опытом «Система работы по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности предпосылок безопасности сознания безопасности »
Сложившаяся современная социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/04/picture-749489-1454582847.jpg)
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» перспективное планирование Пожарная безопасность. Дорожная безопасность. Безопасность в быту. Старшая - подготовительная группа
laquo;Основы безопасностидетей дошкольного возраста»перспективное планированиеПожарная безопасность.Дорожная безопасность.Безопасность в быту.Старшая - подготовительная группа...