Проект "Экологическая безопасность"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Проект "Экологическая безопасность". Главная цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekologicheskaya_bezopasnost.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «Экологическая безопасность»

Формирование  основ  экологически грамотного, безопасного  поведения детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Воспитатель: Аббазова М.Н.

 

Актуальность проблемы.

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.  Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна:  первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Большинство современных детей, редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.

Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать,  почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Именно для этого ребенку нужен «проводник», этим проводником и станет взрослый. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.

Главная цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе.

Участники проекта:

 - дети  средней, старшей группы «Бельчата»

 - воспитатели;

 - родители;

 Вид проекта: долгосрочный

Цель  проекта:

Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование  в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы. Повышение компетентности родителей в вопросах безопасности детей  дошкольного возраста. Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к природе, формирование созидательного отношения к миру.

Задачи проекта:

•        формирование  представлений  о безопасности жизнедеятельности,    первоначальных умений и навыков экологически грамотного безопасного для природы и самого ребёнка поведения;

•        развитие познавательного интереса к миру природы;

•        воспитание гуманного, эмоционально положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

•        учиться грамотно,  защищать природу и бороться за её сохранение; показать роль охраняемой природной территории в сохранении биоразнообразия региона;

 •        определение основных свойств объектов неживой природы: вода, камень, песок, почва;

•         воспитывать чувство сопереживания  и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным,  птицам, человеку.

•        формирование представления о сезонных явлениях в природе.

   Продукты проекта:

Стенды, фотографии, выставка детских рисунков   на тему «Безопасность, Природа, Ребенок», исследовательские работы,   выставка  методической литературы и презентаций: «Региональные компоненты», конкурс  «Лучшая кормушка», цветник, дидактические экологические игры, комнатные цветы, коллекции, лабораторные или опытнические зоны в группе,   газеты экологические и по безопасности, экологические знаки,  памятки для родителей «Правила безопасности друзей природы», фонотека дисков с познавательным материалом о природе, мультимедийные  презентации,  видеоролик  «Безопасность в природе».  

Этапы проекта:

Подготовительный этап: 

- постановка цели и задач, определение  направлений, объектов и методов исследования;

-сбор информации о состоянии экологического воспитания детей,  диагностика ребёнка, через дидактические, экологические игры, беседы, рассматривание картин, иллюстраций;

-  анкетирование родителей, сбор анализа.

Основной этап:

- проведение тематических, комплексных занятий;

- в повседневной жизни;

 - изготовлении эколого-дидактических игр, экологических зон в группе; наглядности;

-целевые прогулки, экскурсии;

 - работа с родителями.

Заключительный этап:

- обобщение результатов работы;

-закрепление полученных знаний;

- составление рекомендаций.

 Предполагаемые результаты:

 1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.   Ребята узнают особенности природы родного края, биоразнообразия региона.

 2. Ребята будут бережно относиться  к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

 3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.

 4. Дети будут узнавать,  и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.

 5. Ребята узнают значение воды, воздуха  в жизни всех  живых объектов природы  и ее свойства.

 6. Ребята  узнают много интересного из жизни растений и животных.

  7. Сформируется  представление о том, что нельзя делить объекты природы ( растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

8. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе.

9. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности  в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.

10. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

11. Повысится компетентность родителей в вопросах безопасности детей   дошкольного возраста.

  

Ресурсы проекта:

 1.  Материал флоры и фауны ХМАО – Югра : иллюстрации,  коллекции, проспекты, гербарии.

 2. Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников : Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду», Рыжова « Экологическое развитие детей в  детском саду» и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.

 3. Уголки природы в  возрастной группе.

 4. Цветник и огород  группы для организации труда в природе.

 5.  Вся территория   сада с природными объектами.

 8. Опытническая  зона в  группе .  Огород на окне в группе.

 9. Видеотека  с собранием дисков познавательного материала по разным направлениям объектов природы.

Содержание проекта. Деятельность с детьми в группе и дома.

1.Наблюдения в природе за живыми и неживыми объектами.

2. Походы и экскурсии на природу.

3.НОД

4.Чтение художественной литературы (Экологические сказки).

5.Знакомство с народными пословицами, приметами, календарём.

6.Изготовление поделок из природного материала. Изобразительная деятельность.

7.Придумывание и загадывание загадок.

8.Настольно-печатные и дидактические игры природоведческого характера.

9.Рассматривание сюжетных и пейзажных картин. Рассказы по серии картинок.

10.Природоведческие познавательные беседы.

11.Экспериментирование с природным материалом, исследования.

12.Коллекции природного материала.  

13.Трудовая деятельность на природе: сбор урожая помощь в выращивании плодовых культур, сбор трав и листьев для гербария и поделок, окапывание клумб, уход за растениями.

14.Природоохранная деятельность: подкормка птиц, уборка мусора, участие в озеленении двора, участка детского сада.

15.Просмотр дисков, мультимедийных  презентаций,  видеоролик .

16.Составление правил безопасного поведения в природе: с живыми и неживыми объектами.

17.Изготовление  экологических знаков.

 Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:

- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности;.

- Беседы за круглым столом;

- Родительские собрания в нетрадиционной форме: деловые игры, бюро педагогических услуг;

- Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

- Календарь «Интересные даты» – совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.

- Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах и т.д.

- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке;

- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.

- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок - передвижек.

 Результаты реализации проекта:

Повысилась  компетентности родителей  на 46%, обеспечила преемственность между семьёй и ОУ в вопросах организации безопасности жизнедеятельности  старших дошкольников. Вовлеченность родителей в образовательный процесс увеличилось на 25%.

Разработали и апробировали перспективный план работы с детьми и родителями,  критерии оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами поведения в природе.

У воспитанников повысился уровень сформированности представлений  о безопасности жизнедеятельности, представления о сезонных явлениях в природе.

У детей повысился интерес к объектам и явлениям природы.   Ребята узнают особенности природы родного края. Стали бережно относиться  к природе, стремятся к правильному поведению по отношению к миру природы.

 Список использованной литературы:

  1. Авдеева, Н., Князева, О., Стеркина, Р. Основы безопасности детей дошкольного возраста: Программа для ДОУ. / Авдеева Н., Князева О., Стеркина Р. -М.1998с.
  2. Гончарова,Е.В. Региональная программа. Экология для малышей[Текст]/ Гончарова  Е.В.    – Тюмень, 2000с.
  3. Гончарова,Е.В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства./Гончарова Е.В. Монография. Ростов-на-Дону,  2001.
  4. Гончарова,Е.В Социально-экологическое развитие личности ребенка в условиях гуманистического дошкольного образования./  Гончарова Е.В. Монография.-М.2005.
  5. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  6. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  7. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.
  8. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Обмен опытом «Система работы по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности предпосылок безопасности сознания безопасности »

Сложившаяся современная социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача...

«Безопасность нам нужна, безопасность нам важна» (безопасность в быту)

laquo;Безопасность нам нужна, безопасность нам важна» (безопасность в быту)...