Весна-время перелетных птиц .
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Юлия Марковна Логинова

окружающий мир развитие речи 

занятие направленное на - развитие  интереса к представителям живой природы;

на развития внимания при решении игровых и творческих заданий

на развитие коммуникативных качеств дошкольника

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл весна время перелетных птиц 27.06 КБ

Предварительный просмотр:

        .

Логинова Юлия Марковна

                ГБДОУ №356 Московского района

                                                                               

                                                                              г .Санкт-Петербурга

Конспект  занятия в старшей группе

 на тему "Весна-время  перелетных птиц"

Цель закрепление и расширение знаний детей о перелетных птицах и  представлений детей о весенних изменениях в неживой природе.

Задачи:

*образовательная:

- уточнять и расширять кругозор детей о перелетных птицах;

-формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания;

- совершенствовать диалогическую форму речи;

- продолжать учить высказывать собственные суждения;

* развивающая:

- развивать интерес к представителям живой природы;

- расширять активный понятийный словарь воспитанников;

- развивать внимание при решении игровых и творческих заданий;

 - поощрять   оригинальность образов воображения;

- развивать коммуникативные качества дошкольников в ходе общения.

*воспитательная:

  -воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное

    отношение   к ним

         

- воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга.

Ход занятия.

Содержание

– Дети, послушайте пожалуйста  стихотворение И.Никитина

Полюбуйся весна наступает,
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят…

Скоро гости к тебе соберутся
Сколько гнезд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!

– Дети, о каком времени года говорится в этом стихотворении? (о весне)

– Почему вы так решили? (журавли летят, ручьи шумят, птицы гнезда вьют)

– Давайте вспомним, какие приметы весны вы еще знаете? (тает снег, появляются сосульки, подснежники). Как называется место где уже видна земля, прошлогодняя трава? (проталина).

- На проталинах появляются первые перелетные птицы.

Давайте познакомимся с этими птицами  .

Я вам буду загадывать загадки а вы попробуйте их отгадать

  1. Всех прилетных птиц черней,
    Чистит пашню от червей.
    Взад-вперед по пашне вскачь,
    А зовется птица… (
    Грач)

Грач. Самые первые к нам прилетают черные грачи. Они первые вестники весны. Грачи крупные птицы, покрыты черными перьями. У них крупный, немного изогнутый клюв. Грачи строят гнезда на деревьях. Питаются насекомыми, семенами.

– Только у одних грачей клювы черные, а у других белые, как вы думаете почему? (ответы детей). Как птицы добывают себе корм? (долбят клювом землю). С белыми клювами – это старые грачи, они много поработали клювами добывая себе червей, поэтому клювы у них и побелели. Значит с черными клювами какие грачи? (молодые, потому что они мало еще рылись в земле).

Следующая загадка:

  1.  Мы построили вдвоем,
    Для гостей весенний дом,
    А верней сказать – дворец,
    Прилетай скорей … (Скворец.)

А вы знаете, как в народе скворцов называют? («егор», «егорка»).

Песня у скворца громкая и по-весеннему весёлая. К тому же они искусные пересмешники: в их песне можно услышать отрывки из песен других птиц, кваканье лягушек и даже лай собак. Подражают скворцы и человеческому голосу, а в неволе они легко обучаются произносить слова, а порой и целые фразы.

 Скворцы охотно селятся в скворечники. Но  если он занят воробьями , скворцы общими усилиями заставляют непрошеных квартирантов покинуть скворечник.

«Увидел скворца, знай – весна у крыльца»

Еще загадка

  1.  В лесу ночном кукует птица.
    Она позвать себя боится
    Ку-ку…ку-ку не спит опушка
    А птицу эту звать?
     (Кукушка.)

Кукушка подкладывает свои яйца в чужие гнезда, найдя подходящее гнездо, она следит за его хозяевами. Затем, улучив момент, когда хозяева улетают, подкладывает яйцо. На подложенное яйцо разные птицы реагируют по-разному: большинство птиц выбрасывают чужое яйцо из гнезда, другие бросают гнездо с полными кладками, а некоторые птицы не замечают подлога.

  1.  Прилетает к нам с теплом путь проделав длинный,
    Лепит домик над окном из травы и глины. (
    Ласточка)

 Ласточки – прекрасные летуны, большую часть своей жизни они проводят в воздухе. Питаются ласточки на лету, ловят мелких мух, комаров, мошек, маленьких жучков. Если посмотреть на то, как летает птица в воздухе – можно определить погоду.

Гнездо ласточка сооружает из глины или из земли, склеивая ее своей слюной. Внутри оно выслано мягкой растительной ветошью и перьями.

  1.  Кто без нот и без свирели
    Лучше всех заводит трели,
    Голосистее, нежней, кто же это?... (
    Соловей)

 Соловей. Прилетает в первой половине мая, и вскоре можно слышать его замечательную звонкую трель. Пение соловья продолжается до конца июня. В конце мая — начале июня можно встретить гнезда с яйцами, а во второй половине этого месяца — с птенцами. Гнездо соловей строит обычно прямо на земле.

 - Дети, о каких птицах были загадки (о перелетных). А каких перелетных птиц вы еще знаете? Почему их так называют

А теперь давайте немного отдохнем

Физкультминутка.

Птички прыгают, летают.               Дети прыгают,

Крошки птички собирают.             «клюют»,

Перышки почистили,                      изображают,

Клювики почистили.

Птички летают, поют,                    машут руками,

Зернышки клюют.                         Приседают и клюют

Давайте ребята немножко поиграем я буду начинать а вы продолжайте

Лексическое упражнение “Назови ласково”

Птенец — птенчик

 перо — перышко

 голова — головка, головушка

 соловей — соловушка

шея — шейка

 жаворонок -- жаворонушек                                                         

 крыло — крылышко

скворец — скворушка

 гусь — гусек, гусенок

утка — уточка

лебедь — лебедушка

 гнездо — гнездышко

журавль — журавушка, журка,

трясогузка — трясогузонька

аист — аистенок

цапля — цапелька.



– Как вы думаете, чем в первую очередь будут заниматься птицы, вернувшиеся на родину? (строить, вить гнезда).

Что им для этого понадобится? (сухая трава, кусочки ваты, веточки и т.д.)

 А где строят, вьют гнезда птицы? (на деревьях, на кустах, под деревьями и т.д. – показ картинок).

 А для чего птицам гнезда? (откладывают яйца, выводят птенцов). Птенцы появляются на свет беспомощными.

 Как родители заботятся о них? (согревают своим теплом; прячут под крыло, защищая от непогоды; кормят их и т.д.)

Игра «Определи, чьё гнездо?» 

– Дети, а какие правила нужно соблюдать придя в лес, по отношению к птицам? (не ловить, не уносить с собой птенцов; не брать в руки яйца, птицы могут покинуть свое гнездо; не разорять гнезда и т.д.) 

Итог занятия.

О ком мы сегодня с вами говорили?

 Какие птицы прилетают к нам весной из теплых стран?

 Птицы приносят большую пользу в природе.

 Они поедают вредных насекомых. Поэтому птиц нужно беречь.

 Зимой мы птиц подкармливали. А летом птицы сами могут находить себе корм. Птиц нельзя пугать, обижать, и нельзя разорять гнезда.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перелетные птицы. Рекомендации родителям по расширению и закреплению знаний детей о перелетных птицах.

Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дороге в детский сад, послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже ...

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»...

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы»Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описа...