конспект занятия-эксперимента по теме"Свойства жидкости"(№2)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Шпет Светлана Александровна

проведение эксперимента с молоком и водой (запах, цвет,плотность), с целью выявления их характерных признаков , их  сравнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_opyt-eksperem.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ г Иркутска д/сад № 89

Занятие –эксперимент

( интеграция: познавательное развитие/

 социально-коммуникативное развитие / развитие речи )

в подготовительной группе № 11

Тема «Свойства жидкости (молоко, вода)» (№ 2)

Подготовила: Воспитатель 1КК,

Шпет С А.

                                                2015

Тема: «Свойства жидкости (молоко, вода)» (№ 2)

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

  • Закреплять умения сравнивать свойства жидкости: форма, цвет, запах;
  • Познакомить с новым свойством жидкости-плотность (жирность молока)
  • Учить работать с незнакомыми растворами, соблюдать технику безопасности;
  • Формировать умения самостоятельно делать схематичную зарисовку опыта; анализировать и обобщать увиденное, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы;
  • Обогащать речь: безвкусный, жидкость, молекула, раствор, эксперимент;
  • Воспитывать умения работать в паре, договариваться и учитывать мнение партнера.

Предварительная работа: Наблюдение  за свойствами воды (февраль); наблюдение за снегом, льдом, водой во время  прогулок на участке; д/игры; беседы и рассматривание иллюстраций о разных материалах, веществах.

Оборудование: прозрачные стаканы (3 шт на пару детей), схема, вода, молоко, ватные палочки на каждого, пищевой краситель ( 1пакетик на пару) моющее средство, тарелка (1 на пару)чайные ложки, салфетки, обручи.

Ход:

Загадывание загадки:

        Белая водица,

Всем нам пригодится.

Из водицы белой,

 все что хочешь делай:

сливки, простоквашу,

масло в кашу нашу.

Ешь, пей, гостям налей

и коту не пожалей.  (молоко)

- Следующая загадка:

 В морях и океанах обитает

Но часто по небу летает.

-Для чего нам нужны молоко? Вода? (ответы детей)

-Кто догадался что мы сегодня будем делать?

В: Сегодня мы будем проводить эксперимент  с молоком и водой, сравнивать их свойства,  делать выводы и схематично зарисовывать опыт.

IIч

  • Обсуждение техники безопасности и совместной работы

- Сегодня для опыта нам будут нужны стеклянные стаканы. Какие правила нужно соблюдать при работе со стеклянными предметами?

-  Сегодня мы будем работать в парах, поэтому выполняем задания по очереди, договариваемся  друг с другом.

  • Опыт 1 (свойство-жидкость)

- Что такое вода? Что такое молоко? (ответы детей)

Если не ответили- Сейчас мы узнаем, что это?

Если ответили – Сейчас мы проверим, так ли это?

-Возьмите стакан с водой и перелейте в пустой стакан. Что вы увидели? (она льется). Значит она какая? (жидкая)

-Возьмите стакан с молоком и перелейте в пустой стакан. Что вы заметили? (оно тоже льется) Значит оно какое?

-Какой можно сделать вывод, что и молоко, и вода  какие…….? (жидкие) (воспитатель зарисовывает в схеме).

В: поскольку вода и молоко жидкие, их называют жидкостью. (Повторим хором)

  • Опыт 2 ( свойство – запах)

-Есть ли запах у воды? У молока?

-Мнения разделились, давайте проверим. И запаха у воды? Сперва нюхаем воду. Почему не почувствовали запаха воды? Давайте понюхаем молоко? Что мы можем сказать? (У молока есть запах)

(воспитатель зарисовывает в схеме).

Какой можем сделать вывод?

В: Правильно, молоко имеет запах, вода –нет.

  • Опыт 3 ( свойство – прозрачность, цвет)

-Опустите ложку в стакан с водой. Почему мы видим ложку? (потому что вода прозрачная). Какого она цвета?(обратить внимание, что чистая вода - бесцветная)

- Опустите ложку в стакан с молоком? Что заметили? Почему не видно ложки? Какого оно цвета?

Какой можно сделать вывод?

В: Верно, вода прозрачная и бесцветная,  а молоко –белое, непрозрачное.

  • Физминутка «Молекулы»

Дети берут по кружку (голубой, белый).

- Вода и молоко состоят из молекул. Это такие маленькие частицы, которых видно только под микроскопом. Вы сейчас будете этими молекулами. При нагревании (звонит колокольчик) молекулы начинают двигаться быстрее и быстрее. По сигналу – молекулы воды собираются в свой стакан, молекулы молока – в свой.(2-3 раза)

В: Что такое молекулы? Правильно, это маленькие невидимые частицы жидкости.

IIIч.

  • Опыт 4 ( свойство – плотность жидкости)

-Налейте воды в тарелку (1 пара), и молоко- (2 пара). Возьмите пакетик с красителем и насыпьте его в тарелку. Что происходит? ( В воде краситель растворяется быстро, а в молоке – медленно.)Почему так?

-Это происходит потому что, в молоке есть молекулы жира, и оно гуще, чем вода.

-Ватной палочкой набираем моющее средство и опускаем в воду. Что происходит? (практически ничего)

- Затем другой палочкой опять набираем моющее средство и опускаем в молоко в середину тарелки? Что происходит? (Молоко начинает двигаться) Почему молоко так реагирует на моющее средство?

-Это происходит, потому что моющее средство влияет на молекулы жира в молоке.

-Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?

В: В молоке медленно  растворяется краситель, потому что оно гуще из-за молекул жира. А в воде молекул жира нет, поэтому краситель в ней растворяется быстро.

IVч

- Итак,  ребята, мы провели опыты и  все зарисовали. А для чего мы это делаем?

В: Правильно, мы это делаем, чтобы сравнить свойства воды и молока. Чтобы уметь их различать.

Почему мы не можем выпить это раствор?

В:Верно, нельзя выпивать незнакомую жидкость, тк можно отравиться.

- Посмотрите на схему и скажите, чем отличается вода от молока?

Чем они похожи?

В: Все верно, вода-это прозрачная бесцветная жидкость без запаха. Молоко – это белая жидкость с запахом, гуще чем вода из-за молекул жира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий-экспериментов.

Приведены примеры организации исследовательской деятельности детей....

карточки-помощницы для организации самостоятельной поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста по теме "Свойства жидкости"

Карточки-помощницы для самостоятельного проведения поисково-исследовательской деятельности детьми старшего дошкольного возраста по теме "Свойства жидкости" (взаимодействие воды, молока (кефира), расти...

Конспект занятия - эксперимента "Как гладили казачки?"

Конспект занятия, разработанного для участия в 13 научно-практической конференции " Академия" и занявшее 1 призовое место среди дошкольников в секции " Кубановедение"....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ - ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «СВОЙСТВА ВОДЫ»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ "ПОЗНАНИЕ" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ "СВОЙСТВА ВОДЫ".Цели:Обобщать игровой опыт каждого ребёнка, повышая тем самым влияние...

ТЕМА: «СВОЙСТВА ЖИДКОСТЕЙ: ВОДА И МАСЛО» ОД по опытно - исследовательской деятельности в старшей группе

Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды, познакомить со свойствами масла...

План - конспект занятия "Эксперименты с жидкостями"

Дошкольный возраст - это период развития любознательности детей и одним из любимых видов деятельности является экспериментирование. Вот такие опыты мы проводили с жидкостями....