Конспекты занятий-экспериментов.
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Зрелова Надежда Александровна

Приведены примеры организации исследовательской деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_42.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

                     

,Конспекты  занятий-экспериментов.            Составила воспитатель

                                                                                   МДОУ №23 «Ягодка»

                                                                                         Зрелова Н.А.

             Занятие №1

Исследовательская задача. Доказать, что вес предметов не зависит от их величины.

Материал. Два ведерка, рейка с крючками (весы), вата, песок, маленькие камешки и другие мелкие предметы.

                                             Ход занятия

К концам рейки подвесить ведерки. Насыпать в одно ведерко немного песка.

Что произошло? Как достичь равновесия? Насыпать в другое ведерко столько песка, чтобы достигнуть равновесия. Можно ли сказать, что в обоих ведерках одинаковое количество песка? Объясните почему.

В одно ведерко положить маленький камешек, в другое –вату. Попробовать достичь равновесия. Можно ли сказать, что вес ведерок с ватой и камешком одинаков? Почему потребовалось так много ваты, чтобы её вес был равен весу одного маленького камешка?

Поэкспериментировать с другими предметами. Какой можно сделать вывод о соотношении веса предмета и его величины? Вес предмета не всегда зависит от его величины. Маленький предмет может быть тяжелым, а большой легким. Назовите маленькие, но тяжелые предметы, большие, но легкие.

Как вы думаете, вес сухих и сырых предметов одинаков? Как это можно доказать? Насыпать в оба ведерка одинаковое количества песка. Добавить в одно ведерко воды. Вес какого ведерка теперь больше?почему? какой можно сделать вывод?      Повторить эксперимент с предметами, хорошо впитывающими воду (тканью, губкой, бумагой), и предметами, плохо впитывающими воду или совсем не впитывающими ( стеклянными, металлическими, пластмассовыми). Какой вывод можно сделать? Вес непромокаемых предметов, если их намочить, увеличивается незначительно, а вес предметов, хорошо впитывающих воду, увеличивается намного.

Ответьте на вопросы, доказывая свою точку зрения.

-Почему пуховик легче меховой шубы того же размера?

-Может ли арбуз быть легче яблока?

-Пыль и снежинки имеют вес?

-Сухой слон вести столько же сколько мокрый?

-Летящая птица весит столько же, сколько плавающая?

-Вес стаканчика мороженого с изюмом равен весу такого же стаканчика мороженог без изюма?

-Может ли половина яблока весить больше целого яблока?

Занятие №2

Исследовательская задача. Выявит, какие растения , их плоды и семена человек может  употреблять в пищу; различаются ли они по вкусу.

Материал. Кофемолка, хлеб, необработанные зёрна, различные крупы, картофель, капуста, морковь и другие овощи; яблоки, лимон, апельсин, банан и другие фрукты; подсолнух, грибы (или их муляжи), лук, укроп; листовой чай и кофе в зёрнах; картинка с изображением сахарного тростника.

                                       Ход занятия

Как вы думаете, все ли растения человек может употреблять в пищу? Какие части растений и в каком виде человек использует чаще всего.

Провести классификацию: плоды растений, которые можно есть  не отваривая; плоды растений, которые едят только вареными; плоды растений, которые можно есть и сырыми и варёными.

2. Провести классификацию по другому принципу: зелень, фрукты, овощи, ягоды, грибы, злаки.     Все ли овощи (фрукты, ягоды и т.д.) одинаковы на вкус? Как можно определить их вкус? Предложить детям рассмотреть в зеркале свой язык. Объясните: передняя часть языка реагирует главным образом на сладкое, задняя- на горькое, боковые части- на кислое и соленое, кончик- на соленое. Исследовать вкус всех овощей и фруктов, сравнить его и провести классификацию: сладкие, горькие, соленые, кислые, безвкусные.

Какие фрукты и овощи вы больше всего любите? Почему в наших садах не растут бананы? Поговорить о том, в каких  климатических условиях растут ананасы, киви, мандарины, лимоны, арбузы, виноград и т.д.

3.Из чего сделана булочка? Откуда берется мука? С помощью кофемолки попробовать сделать муку из зерен пшеницы. Рассмотреть листочки чая и зёрна кофе. Выслушать предположения детей о том, как делают гранулированный и пакетированный чай, молотый и быстрорастворимый кофе. Спросить, как они представляют себе процесс изготовления сока.

4.Вспомните, что вы сегодня ели на обед? Из чего был приготовлен суп? Организовать соревнование: кто назовет больше блюд, для приготовления которых используется картофель (морковь, яблоки и др.).

5.Что делают из семечек подсолнуха? Как вы представляете себе процесс изготовления подсолнечного масла? Чем оно полезно?

6.Чем питаются кролики, хомяки, мыши, птицы, черепахи, коровы, лошади, свиньи? Почему зимой диким животным труднее найти пищу, чем летом? Как и чем человек может подкармливать животных? Сделать кормушку для птиц, насыпать туда корм понаблюдать за птицами.

7. Игра «Я- растение». Предложить детям представить, что каждый из них стал растением, например укропом. Рядом с каким растением вы бы хотели жить, играть, скрываться от дождя? Какие растения вы пригласили бы на свой день рождения? С какими растениями вы бы не стали дружить?

Каждому ответу ребенок должен дать логическое обоснование. Игру можно усложнить, предложив придумать два-три самых фантастических объяснения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия - эксперимента "Как гладили казачки?"

Конспект занятия, разработанного для участия в 13 научно-практической конференции " Академия" и занявшее 1 призовое место среди дошкольников в секции " Кубановедение"....

конспект занятия-эксперимента по теме"Свойства жидкости"(№2)

проведение эксперимента с молоком и водой (запах, цвет,плотность), с целью выявления их характерных признаков , их  сравнения....

Конспект занятия эксперимента с водой в 1 младшей группе

Цель: Познакомить детей со свойствами воды в жидком и твердом состояниях. Показать, как цветная вода превращается в цветной лед. ...

Конспект занятия -эксперимента "Сделаем воду чистой"

Данное мероприятие характеризуется мотивирующей направленностью к познавательно - исследовательской деятельности в домашних условиях в форме опытов с объектами неживой природы....

Конспект занятия эксперимента с водой в 1 младшей группе.

Познакомить детей со свойствами воды в жидком и твердом состоянии....

План-конспект занятия - эксперимента с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности «Сравнение природного и искусственного песка».

В данном занятии по экспериментированию предоставлены эксперименты по ознакомлению детей с миром неживой природы(песок), способствующие развитию познавательной и речевой активности детей подготовитель...