Главные вкладки

    Логика образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема:«Что мы знаем о птицах» с использованием мультимедийного пособия "Найди лишнюю птицу"
    методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

    Сапунова Галина Анатольевна

    Интеграция образовательных областей:

    «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

    Цель:

     закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста о птицах, посредством дидактических игр и познавательно – исследовательской деятельности.

    Задачи:

    -закрепить знания детей о разнообразии птичьего мира;

    -формировать у детей понятия: перелётные, зимующие, кочующие, хищные, экзотические, водоплавающие, домашние птицы; умение их  различать, группировать по заданному признаку;

    -побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом;

    -закреплять навык употребления сложноподчиненных предложений  с союзными словами «потому что» и «поэтому», активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов;

    -развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы.

    -воспитывать в детях бережное отношение к птицам.

    Материалы и оборудование:

    посылка и её содержимое: карточки с изображением птиц, пуховые и маховые перья птиц, два веера, флешка с  записью голосов птиц (воробья, соловья скворца, филина, кукушки и жаворонка), и дидактической игрой «Четвёртый лишний»; деревянные палочки, листы бумаги, новый мяч.

    Предварительная работа:

    беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок, и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.

     

    Логика образовательной деятельности

     

    Деятельность педагога

    Деятельность воспитанников

    Ожидаемые результаты

    Организационный момент. Педагог показывает коробку, говорит: «Посмотрите, что мне сегодня утром передала Лариса Васильевна, наш почтальон. Как вы думаете, что это за коробка?

    Дети высказывают свои предположения. В итоге делают вывод, что это посылка.

     

    Знают, что посылки пересылают по почте.

    Как узнаем, кому она адресована и от кого?

    Отвечают, что надо прочитать адрес на коробке.

    Знают адрес детского сада.

    Педагог сообщает, что посылку прислали учёные-орнитологи, уточняет, знают ли дети, кто это?

    Высказывают свои предположения.

    Дети знают, что орнитологи – это учёные, которые изучают птиц.

    Педагог спрашивает, может кто–то догадался, что находится в посылке?

    Предположения детей.

    У детей появляется заинтересованность  к содержимому  посылки.

    Педагог открывает посылку, достаёт конверт в нём загадка, читает её детям: Снится ночью пауку Чудо –юдо на суку. Длинный клюв и два крыла.Прилетит, - плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это…(птица)

    Как вы, наверное, догадались, сегодня мы поговорим о птицах. А в этом нам помогут предметы из посылки.

    Дети отгадывают загадку.

     

    Мотивированы к организованной деятельности.

     

    Я вам предлагаю ненадолго стать орнитологами. Давайте вместе скажем: 1,2,3,4,5, будем птиц мы изучать.А сейчас все повернитесь и в учёных превратитесь.

    Дети повторяют слова, поворачиваются вокруг себя, проходят  в «лабораторию».

    Дети готовы к выполнению заданий.

    Педагог сообщает, что орнитологи приготовили детям разные задания. Достаёт из коробки картинки с изображением птиц и предлагает поиграть в игру: «Угадай, что за птица» Со словами: «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица угадай-ка», показывает каждому ребёнку картинку с изображением птицы.

    Дети стоят в кругу. Ребёнок, которому воспитатель показывает картинку, должен назвать изображённую на ней птицу и рассказать, что он о ней знает.

    Дети знают и различают птиц по внешнему виду, знают некоторые характерные особенности птиц.

    Педагог достаёт следующий конверт с разрезными картинками. Предлагает детям поиграть в игру «Сложи картинку»

    Собирают картинки, называют птицу.

    У детей развиты:  внимание, мелкая моторика, наблюдательность.

    Педагог достаёт из посылки мяч и предлагает поиграть в игру «Продолжи предложение, назови причину». Педагог говорит первую часть предложения, а ребёнок, которому брошен мяч, его заканчивает. Например:  Все любят слушать соловья, потому что он красиво поёт. Или: Зимой скворцам нечем питаться, поэтому они улетают на юг.

    Дети ловят мяч, заканчивают  предложение, возвращают мяч педагогу.

    Закреплены навыки употребления сложно – подчинённых предложений с союзными словами «потому что» и «поэтому».

    Педагог достаёт из коробки флешку, подключает её к ноутбуку, предлагает детям по издаваемым звукам узнать и назвать птицу.

    Дети внимательно слушают голоса птиц и угадывают птицу по издаваемым звукам.

    Умеют различать птиц по издаваемым звукам

    Предлагает отдохнуть и выполнить пальчиковую гимнастику:

    Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек стайка.

    - Эта птичка — соловей, эта птичка — воробей.

    Эта птичка — совушка, сонная головушка.

    Эта птичка — свиристель, эта птичка — коростель.

    Эта птичка — скворушка, серенькое перышко.

    Эта — зяблик, это — стриж, это — развеселый чиж.

    Ну, а это — злой орлан. Птички, птички, по

    домам!

     (Сжать пальчики в кулачки).

    Дети повторяют за воспитателем слова и на название птицы загибают пальцы по очереди; на последних словах сжимают пальцы в кулачки.

    Дети запомнили стихотворение, выполняют движения по тексту.

    Педагог спрашивает у детей: Почему птицы могут летать, а люди нет?

    Дети высказывают предположения.

    Умеют рассуждать, высказывать свои мысли, вступают в речевое взаимодействие с взрослым и  со сверстниками.

    Педагог предлагает провести эксперимент и определить, почему птицы умеют летать. Демонстрирует остальное содержимое посылки:  два веера, пёрышки пуховые и маховые, палочки, листки бумаги. Предлагает детям рассмотреть, сравнить перья, уточнить, чем они отличаются, подумать, какие из них называются пуховыми и согревают птицу, а какие маховыми.

    Дети рассматривают, делают вывод, что перья разные: одни мягкие пушистые, другие жёсткие длинные. Мягкие пушистые лёгкие пёрышки расположены на теле птицы, чтобы её согревать, а маховые длинные, жёсткие, тяжёлые – на крыльях и хвосте.

    Дети различают маховые и пуховые перья, знают, для чего они служат.

    Для того чтобы понять, как летает птица, педагог  сначала предлагает вспомнить, что дети знают о воздухе.

    Дети вспоминают: лёгкий, невидимый, его можно ощутить при беге, не мешает движениям и т.д.

    Закрепляют свойства воздуха.

    Педагог предлагает взять в руки палочку, уточнить, какая она по сравнению с пером. Предлагает подбросить её вверх. Что произошло? Какой можно сделать вывод? Тоже проделываем с листком бумаги и с пёрышком.

    Дети определяют, что палочка тяжелее пера. После подбрасывания, она сразу падает. А листочек и пёрышко в воздухе продержались дольше. Вывод: тяжёлые предметы удержаться в воздухе не могут, они сразу падают, а лёгкие предметы падают медленнее.

     

    Развиты навыки элементарного экспериментирования. Умеют делать простейшие выводы.

    На примере веера педагог показывает, как раскрываются крылья и хвост у птиц, когда они взлетают. Объясняет: с раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается от воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу.

    Дети при помощи веера показывают, как птица машет крыльями.

     

    Дети знают, почему птицы могут летать.

    Педагог предлагает поиграть в игру «Четвёртый лишний». Открывает презентацию, объясняет правила игры: На слайдах будут изображены по четыре разных птицы. Надо будет угадать лишнюю, и объяснить свой выбор.

    Дети рассаживаются возле ноутбука. Рассматривают слайды, выбирают правильные ответы, обосновывают свой выбор.

     

    Умеют классифицировать птиц по определённым признакам и характерным особенностям.

    Рефлексия.

    Педагог интересуется, что детям понравилось, что запомнилось, что нового узнали, о чём хотели бы рассказать дома и т.д.

    Дети делятся своими впечатлениями.

     

    Уточнены, закреплены  знания о птицах.

    Педагог сообщает, что лаборатория закрывается и всем пора возвращаться в детский сад, для этого надо снова превратиться в детей. Педагог произносит слова: Ну-ка быстро повернитесь и в ребяток превратитесь!

    Дети встают в круг, закрывают глаза, поворачиваются вокруг себя и оказываются в детском саду.

     

    Детям понравилось быть учёными – орнитологами. Вызван интерес к профессии, желание заботиться о птицах.

    Педагог включает музыкальную композицию «Пение птиц».

    Дети свободно двигаются по группе.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon prezentatsiya_ptitsy.ppt2.62 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Путешествие по сказкам»

    Познакомить детей со свойствами камней и минералов. Закрепить умение сравнивать предметы по величине, по внешнему виду. Закрепить знания о продуктах питания. Учить угадывать животных по силуэту, по ха...

    КОНСПЕКТ Образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Жигулевские горы» (региональный компонент)

    v Дать представление о Жигулевских горах.v Знакомить с природой родного края.vПродолжать знакомить с растительностью Жигулевских  гор,  с животным миром....

    Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Ежик в гостях у ребят»

    Ход НОДВоспитатель приглашает детей подойти к окну.Восп.: Давайте посмотрим какая на улице погода?Дети: (солнечная, дождливая)Восп.: А какое время года?Дети: ВеснаВосп.: Как вы догадались?Дети: Растая...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Зимушка-зима»

    Авторская разработка НОД  по познавательному развитию (ознакомление с миром природы и социальное окружение) в старшей группе на тему "Зима". Цель НОД: расширять и систематизировать знан...

    Конспект открытой образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Тема: « Сочинение сказки из жизненной истории с использованием приёма мнемотехники».

    В предложенной образовательной деятельности у старших дошкольников продолжаем развивать связную речь  через сочинение сказок с использованием мнемотехники.Дети вместе с воспитателем отправля...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. Тема: развитие элементов логического мышления с использованием интерактивной доски.

    Занятие направлено на закрепление умения классифицировать предметы по разным основаниям. В ходе НОД решаются такие познаваателльные задачи как: освоение действий построения модели в форме классификаци...