Логика образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема:«Что мы знаем о птицах» с использованием мультимедийного пособия "Найди лишнюю птицу"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Сапунова Галина Анатольевна

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель:

 закрепление знаний детей старшего дошкольного возраста о птицах, посредством дидактических игр и познавательно – исследовательской деятельности.

Задачи:

-закрепить знания детей о разнообразии птичьего мира;

-формировать у детей понятия: перелётные, зимующие, кочующие, хищные, экзотические, водоплавающие, домашние птицы; умение их  различать, группировать по заданному признаку;

-побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом;

-закреплять навык употребления сложноподчиненных предложений  с союзными словами «потому что» и «поэтому», активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов;

-развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы.

-воспитывать в детях бережное отношение к птицам.

Материалы и оборудование:

посылка и её содержимое: карточки с изображением птиц, пуховые и маховые перья птиц, два веера, флешка с  записью голосов птиц (воробья, соловья скворца, филина, кукушки и жаворонка), и дидактической игрой «Четвёртый лишний»; деревянные палочки, листы бумаги, новый мяч.

Предварительная работа:

беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок, и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.

 

Логика образовательной деятельности

 

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Организационный момент. Педагог показывает коробку, говорит: «Посмотрите, что мне сегодня утром передала Лариса Васильевна, наш почтальон. Как вы думаете, что это за коробка?

Дети высказывают свои предположения. В итоге делают вывод, что это посылка.

 

Знают, что посылки пересылают по почте.

Как узнаем, кому она адресована и от кого?

Отвечают, что надо прочитать адрес на коробке.

Знают адрес детского сада.

Педагог сообщает, что посылку прислали учёные-орнитологи, уточняет, знают ли дети, кто это?

Высказывают свои предположения.

Дети знают, что орнитологи – это учёные, которые изучают птиц.

Педагог спрашивает, может кто–то догадался, что находится в посылке?

Предположения детей.

У детей появляется заинтересованность  к содержимому  посылки.

Педагог открывает посылку, достаёт конверт в нём загадка, читает её детям: Снится ночью пауку Чудо –юдо на суку. Длинный клюв и два крыла.Прилетит, - плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это…(птица)

Как вы, наверное, догадались, сегодня мы поговорим о птицах. А в этом нам помогут предметы из посылки.

Дети отгадывают загадку.

 

Мотивированы к организованной деятельности.

 

Я вам предлагаю ненадолго стать орнитологами. Давайте вместе скажем: 1,2,3,4,5, будем птиц мы изучать.А сейчас все повернитесь и в учёных превратитесь.

Дети повторяют слова, поворачиваются вокруг себя, проходят  в «лабораторию».

Дети готовы к выполнению заданий.

Педагог сообщает, что орнитологи приготовили детям разные задания. Достаёт из коробки картинки с изображением птиц и предлагает поиграть в игру: «Угадай, что за птица» Со словами: «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица угадай-ка», показывает каждому ребёнку картинку с изображением птицы.

Дети стоят в кругу. Ребёнок, которому воспитатель показывает картинку, должен назвать изображённую на ней птицу и рассказать, что он о ней знает.

Дети знают и различают птиц по внешнему виду, знают некоторые характерные особенности птиц.

Педагог достаёт следующий конверт с разрезными картинками. Предлагает детям поиграть в игру «Сложи картинку»

Собирают картинки, называют птицу.

У детей развиты:  внимание, мелкая моторика, наблюдательность.

Педагог достаёт из посылки мяч и предлагает поиграть в игру «Продолжи предложение, назови причину». Педагог говорит первую часть предложения, а ребёнок, которому брошен мяч, его заканчивает. Например:  Все любят слушать соловья, потому что он красиво поёт. Или: Зимой скворцам нечем питаться, поэтому они улетают на юг.

Дети ловят мяч, заканчивают  предложение, возвращают мяч педагогу.

Закреплены навыки употребления сложно – подчинённых предложений с союзными словами «потому что» и «поэтому».

Педагог достаёт из коробки флешку, подключает её к ноутбуку, предлагает детям по издаваемым звукам узнать и назвать птицу.

Дети внимательно слушают голоса птиц и угадывают птицу по издаваемым звукам.

Умеют различать птиц по издаваемым звукам

Предлагает отдохнуть и выполнить пальчиковую гимнастику:

Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек стайка.

- Эта птичка — соловей, эта птичка — воробей.

Эта птичка — совушка, сонная головушка.

Эта птичка — свиристель, эта птичка — коростель.

Эта птичка — скворушка, серенькое перышко.

Эта — зяблик, это — стриж, это — развеселый чиж.

Ну, а это — злой орлан. Птички, птички, по

домам!

 (Сжать пальчики в кулачки).

Дети повторяют за воспитателем слова и на название птицы загибают пальцы по очереди; на последних словах сжимают пальцы в кулачки.

Дети запомнили стихотворение, выполняют движения по тексту.

Педагог спрашивает у детей: Почему птицы могут летать, а люди нет?

Дети высказывают предположения.

Умеют рассуждать, высказывать свои мысли, вступают в речевое взаимодействие с взрослым и  со сверстниками.

Педагог предлагает провести эксперимент и определить, почему птицы умеют летать. Демонстрирует остальное содержимое посылки:  два веера, пёрышки пуховые и маховые, палочки, листки бумаги. Предлагает детям рассмотреть, сравнить перья, уточнить, чем они отличаются, подумать, какие из них называются пуховыми и согревают птицу, а какие маховыми.

Дети рассматривают, делают вывод, что перья разные: одни мягкие пушистые, другие жёсткие длинные. Мягкие пушистые лёгкие пёрышки расположены на теле птицы, чтобы её согревать, а маховые длинные, жёсткие, тяжёлые – на крыльях и хвосте.

Дети различают маховые и пуховые перья, знают, для чего они служат.

Для того чтобы понять, как летает птица, педагог  сначала предлагает вспомнить, что дети знают о воздухе.

Дети вспоминают: лёгкий, невидимый, его можно ощутить при беге, не мешает движениям и т.д.

Закрепляют свойства воздуха.

Педагог предлагает взять в руки палочку, уточнить, какая она по сравнению с пером. Предлагает подбросить её вверх. Что произошло? Какой можно сделать вывод? Тоже проделываем с листком бумаги и с пёрышком.

Дети определяют, что палочка тяжелее пера. После подбрасывания, она сразу падает. А листочек и пёрышко в воздухе продержались дольше. Вывод: тяжёлые предметы удержаться в воздухе не могут, они сразу падают, а лёгкие предметы падают медленнее.

 

Развиты навыки элементарного экспериментирования. Умеют делать простейшие выводы.

На примере веера педагог показывает, как раскрываются крылья и хвост у птиц, когда они взлетают. Объясняет: с раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается от воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу.

Дети при помощи веера показывают, как птица машет крыльями.

 

Дети знают, почему птицы могут летать.

Педагог предлагает поиграть в игру «Четвёртый лишний». Открывает презентацию, объясняет правила игры: На слайдах будут изображены по четыре разных птицы. Надо будет угадать лишнюю, и объяснить свой выбор.

Дети рассаживаются возле ноутбука. Рассматривают слайды, выбирают правильные ответы, обосновывают свой выбор.

 

Умеют классифицировать птиц по определённым признакам и характерным особенностям.

Рефлексия.

Педагог интересуется, что детям понравилось, что запомнилось, что нового узнали, о чём хотели бы рассказать дома и т.д.

Дети делятся своими впечатлениями.

 

Уточнены, закреплены  знания о птицах.

Педагог сообщает, что лаборатория закрывается и всем пора возвращаться в детский сад, для этого надо снова превратиться в детей. Педагог произносит слова: Ну-ка быстро повернитесь и в ребяток превратитесь!

Дети встают в круг, закрывают глаза, поворачиваются вокруг себя и оказываются в детском саду.

 

Детям понравилось быть учёными – орнитологами. Вызван интерес к профессии, желание заботиться о птицах.

Педагог включает музыкальную композицию «Пение птиц».

Дети свободно двигаются по группе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_ptitsy.ppt2.62 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Путешествие по сказкам»

Познакомить детей со свойствами камней и минералов. Закрепить умение сравнивать предметы по величине, по внешнему виду. Закрепить знания о продуктах питания. Учить угадывать животных по силуэту, по ха...

КОНСПЕКТ Образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Жигулевские горы» (региональный компонент)

v Дать представление о Жигулевских горах.v Знакомить с природой родного края.vПродолжать знакомить с растительностью Жигулевских  гор,  с животным миром....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Ежик в гостях у ребят»

Ход НОДВоспитатель приглашает детей подойти к окну.Восп.: Давайте посмотрим какая на улице погода?Дети: (солнечная, дождливая)Восп.: А какое время года?Дети: ВеснаВосп.: Как вы догадались?Дети: Растая...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Зимушка-зима»

Авторская разработка НОД  по познавательному развитию (ознакомление с миром природы и социальное окружение) в старшей группе на тему "Зима". Цель НОД: расширять и систематизировать знан...

Конспект открытой образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Тема: « Сочинение сказки из жизненной истории с использованием приёма мнемотехники».

В предложенной образовательной деятельности у старших дошкольников продолжаем развивать связную речь  через сочинение сказок с использованием мнемотехники.Дети вместе с воспитателем отправля...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. Тема: развитие элементов логического мышления с использованием интерактивной доски.

Занятие направлено на закрепление умения классифицировать предметы по разным основаниям. В ходе НОД решаются такие познаваателльные задачи как: освоение действий построения модели в форме классификаци...