Опытно – экспериментальная деятельность по обучению дошкольников азам экономики
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Чернова Ольга Владимировна

Опытно – экспериментальная деятельность по обучению дошкольников азам экономики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azy_ekonomiki.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

УПРВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад №16»

СООБЩЕНИЕ

к педсовету №4

Тема: «Опытно – экспериментальная деятельность по обучению дошкольников азам экономики»

                                                                                              Подготовила

                                                                                                 ст.воспитатель

                                                                                                Чернова О.В.

Саранск 2015 г.

Работая по авторской программе А.Д. Шатовой «Дошкольник и... экономика», и внедряя в практику работы детского сада,  необходимо начать с создания предметной среды и подготовки методического обеспечения, разработать конспекты занятий. В работе нужно опираться на эмпирические знания и жизненный опыт детей, стремясь уточнить и расширить их представления из области экономики, использовать традиционные и нетрадиционные методы воспитания.

Большое внимание уделяется двум блокам программы — «Труд — продукт — стоимость» и «Деньги», задавшись целью дать детям знания из области финансовых категорий, сформировать представления о товаре, как результате и продукте человеческого труда, выработать навыки оценки предметов с точки зрения их качества и стоимости, нравственно-трудовые качества личности через сравнительный анализ своего и чужого труда, а также закрепить умения оценивать вещь как товар и как предмет человеческих отношений.

Подчеркивается,  что стоимость товара зависит от материала, из которого он сделан, времени, потраченного на его изготовление, трудовых усилий человека и качества работы. Каков товар, такова и цена. На занятиях  с детьми нужно сравнить одинаковые по назначению, но разные по качеству предметы (ложка хохломская ручной работы, штампованная и простая деревянная; чашка — авторская, со штампованным узором и простой бокал; книги — в мягкой и твердой обложке, на газетной и мелованной бумаге, с блеклыми и красочными иллюстрациями), учить определять цену товара и его сорт (высший сорт, первый сорт, брак). Чтобы воспитать у детей уважение к человеку труда, стремление сделать что-то своими руками и качественно, во всех случаях сравнения для образца высшего качества (сорта), самой высокой цены выбрать изделия с элементами авторской работы и ручного труда.

Кроме того, нужно дать детям понять, что цена не всегда определяет значимость покупки. Нужно подчеркнуть ценность такого подарка в человеческих отношениях, где делается акцент на воспитание у дошкольников доброты, внимания к близким, терпения (копить, деньги трудно, долго), предложить подумать над тем, какой подарок ценнее — приобретенный в магазине или сделанный своими руками.

Практическим закреплением полученных детьми знаний о производстве товара, его качестве, сортности и цене является изготовление посуды из глины и пластилина. Дети должны  осознать, что товары являются продуктом труда человека, научиться ценить свой и чужой труд, беречь его результаты.

Дошкольников целесообразно познакомить с профессиями — традиционными и новыми (рекламный агент, менеджер), значимостью различных видов труда для человека. Нужно стараться донести до сознания детей, что нет плохих или хороших, нужных или ненужных профессий, все необходимы. Неважно, кто человек по профессии, важно, как он выполняет свою работу, какую пользу приносит людям.

Результат труда людей оплачивается деньгами. Необходимо  объяснить это детям, уточнить их знания из области финансовых категорий, воспитать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами.

Занятия должны проводиться в форме бесед: историческое — происхождение денег в обществе людей, теоретические — куда можно потратить деньги, практические — откуда появляются  деньги и как их тратят в семье.

Практические навыки обращения с деньгами дети приобретают в ходе сюжетно-ролевых игр «Супермаркет», «Сберкасса», «Ателье», «Прачечная», «Кафе «Голубой вагон»», «Музей изобразительных искусств», «Народные промыслы», «Туристическое агентство» и др.

Для более прочного и глубокого усвоения экономических знаний можно так же использовать народные и авторские сказки:

1. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях.

Народных: «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».

Авторских: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И.Чуковский «Телефон».

2.Чтение и обсуждение сказок о труде.

Народных: «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь» и др.

Авторских: А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», К.Д.Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К.И.Чуковский «Федорино горе».

3.Чтение и обсуждение сказок о бартере.

Народных: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело».

Авторских: В.Катаев «Дудочка и кувшинчик».

4.Чтение и обсуждение сказок о деньгах.

Авторских: К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха», Г. -Х. Андерсен «Огниво».

5.Чтение и обсуждение сказок о рекламе.

Народных: «Лиса и козел».

Авторских: Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш.Перро «Кот в сапогах», С.Михалков «Как старик корову продавал»

6. Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже.

Народных: «Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка».

Авторских: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»

Особое внимание уделяется работе с родителями. Ведь экономическое воспитание дошкольника невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье.

Существуют некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию старших дошкольников.

К ним относятся:

информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и в семье;

участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);

создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях;

организация семейных клубов в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьей.

Заключение.

Новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, порождают ряд социальных проблем. Между тем в нашей стране исторически сложилось так, что:

— о понятиях бизнеса, выгоде и невыгодности, о купле-продаже, возможности заработать деньги в народе не принято говорить;

— при обсуждении этих вопросов действует общественный стереотип «неловкости»;

— россияне в основном являются «пассивными» потребителями.

Поэтому-то экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста.

Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений.

Оттого, что желания детей часто не совпадают с возможностями их родителей, возникают конфликты, огорчения, разочарования и как следствие — комплекс несостоятельности будущих граждан общества. Ведь семья — это «реальная экономика», и в ней «... .дети не учатся жить, а живут...» (Е. А. Аркин.)

Эта глобальная социальная проблема может быть решена только сообща родителями и педагогическими коллективами уже начиная с дошкольных учреждений; наконец, эти усилия помогут расширить понятия нравственного воспитания в экономике.

Список литературы:

1. Афанасьева Т.М. Семья. М., 1986.

2. Детский экономический словарь / Сост. Г.В. Евменова, О.И. Меньшикова; Науч. ред. Т.Л. Попова. М., 1997.

3. Джугенхаймер Д. У., Гордон И. Основы рекламного дела: Пер. с англ. М., 1996.

4. Сасова И.А. Экономическое воспитание детей в семье. М., 1989.

5. Сасова И.А., Аменд А.Ф. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки / Под ред. В.К. Розова. М., 1986.

6. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М., 1998.

7. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999.

8. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране «Экономика»: Для детей младшего и среднего школьного возраста. М.,1992.

9. Ра избе рг Б. А., Прутченко А. С. Учебная программа по экономике (для 1 — 11-го классов). М., 1994.

10.Сборник материалов по рекламной деятельности. М., 1995.

11. Сендж Ч., Фрайбургер В., Рот- цол К. Реклама: теория и практика: Пер. с англ. М.,1989.

12. Смолнцева А.А. Введение в мир экономики , или как мы играем в экономику: Учебно- методическое пособие. — С.П.б.: « ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2002.

13.Хесс К. Так устроен мир: Экономика для юношества: Пер. с англ. М., 1992.

14. Чернер С.Л., Нагумнова И.И., Чуйкова М.Н. Азбука экономики. М., 1997.

15.Шатова А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? //Дошкольное воспитание. 1989. № 8.

16.Шатова А.Д- Дошкольник и... экономика // Обруч. 1999. № 1.

17.Шатова А.Д- Дошкольник и... экономика: Программа. М., 1996.

18. Шведова И.Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. М., 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры через опытно-экспериментальную деятельность у старших дошкольников

Воспитание экологической культуры через опытно-экспериментальную деятельность у старших дошкольников...

Значение опытно-экспериментальной деятельности в воспитании дошкольников.

Значение опытно-экспериментальной деятельностив воспитании дошкольников....

«Наураша - цифровая лаборатория в опытно-экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками».

laquo;Наураша - цифровая лаборатория в опытно-экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками»....

Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология: новые идеи» публикация материала на тему: «Наураша - цифровая лаборатория в опытно-экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками». «Центр образования и воспитания» г. Чебо

Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология: новые идеи»  публикация материала на тему: «Наураша - цифровая лаборатория в опытно-экспериментальной дея...

Международный форум инновационных педагогических идей «Современный креативный педагог», публикация материала на тему: «Наураша-цифровая лаборатория в опытно-экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками».

Международный форум инновационных педагогических идей «Современный креативный педагог», публикация материала на тему: «Наураша-цифровая лаборатория в опытно-экспериментальной деятель...

«Организация опытно-экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками»

Выступление на методическом объединении августовское совещание для старших воспитателей и воспитателей...

Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» для новых открытий в опытно-экспериментальной деятельности совместно с дошкольниками и педагогами.

Современные дошкольники очень рано приобщаются к современным мультимедиа устройствам и гаджетам, и совершенно естественно воспринимают их как интересного игрового партнера, со всеми плюсами ...