игры с младшимидошкольниками
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

Надежда Анатольевна Каплиева

С статье предлагается цикл игр с использованием различного демонстрационного материала для активизации познавательной активностии и стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_s_mladshimi_doshkolnikami.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с детьми раннего возраста.

       Третий год жизии характеризуется стремлением к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, появлением новых форм отношений между детьми. Работа с детьми этого возраста строится таким образом, что программный материал, который давался на предыдущем занятии, повторяется на последующем, затем закрепляется и усложняется. В процессе образовательной деятельности обучающие приемы (пояснение, показ образца, игры), хоровые и индивидуальные ответы детей чередуются. Это делает работу интересной, помогает вовлечь в нее всех детей, повышает активность каждого ребенка. Использование разнообразного демонстрационного материала (игрушки, картинки, фигурки настольного театра и др.) усиливает интерес к процессу познания, помогает поддерживать внимание и активность детей. Основные методические приемы, используемые в работе с детьми 3-го года жизни: наглядность и слово. Детям показывают предметы, игрушки, картинки, организуют наблюдения за явлениями природы, трудом взрослых, транспортными средствами и все это  обязательно сопровождают комментариями. При организации  образовательной деятельности с детьми раннего возраста ведущее место  нужно отводить  двигательной активности детей.

В работе с младшими дошкольниками можно использовать  цикл  игры-занятий.

Приготовление обеда

Цель: воспитывать внимательность, доброжелательность; учить различать значения слов «большой»,«маленький»; закреплять понятия «один», «много».

Материал. Детские маски кота Матроскина и пса Шарика; две кастрюли (большая и маленькая); овощи (лук, морковь, капуста, помидоры), фрукты (лимон, апельсин, яблоко, груша).

Ход игры

Дети приходят в гости к Шарику и Матроскину, рассаживаются вокруг стола, на котором стоят подносы и тарелки с овощами и фруктами.

Матроскин.

Здесь и овощи, и фрукты.

Как же нам их разложить?

Назовите нам продукты,

Чтоб компот и борщ сварить.

Воспитатель. Давайте вспомним, как называются эти овощи и фрукты. Что это?

Дети. Капуста.

 Воспитатель. Что мы из нее будем варить борщ или компот?

 Дети. Борщ.

 Воспитатель. А это что?

Дети. Яблоко.

Воспитатель. А его мы куда положим?

Дети. В компот

. Воспитатель. Поможем Шарику и Матроскину приготовить обед? В большой кастрюле Шарик будет варить борщ, а Матроскин в маленькой сварит компот. ,.., дай Матроскину фрукты для компота, а ты…, дай Шарику овощи для борща.

Шарик и Матроскин готовят обед.

 Воспитатель. Пока варится обед, Предлагаю вам секрет. Угадайте поскорей: Что в тарелочке вкусней?Дети, давайте поиграем в игру «Узнай на вкус». Я дам вам попробовать овощ или фрукт, а вы скажете, какой он - горький? сладкий? кислый?

 По аналогии можно поиграть в игры «Узнай по цвету», «Узнай по форме».

В конце игры  дети называют,  из чего приготовлены блюда и рассказывают, почему он полезны для здоровья.

Найди цветок для бабочки

Цель.развивать восприятие; упражнять в умении различать и называть основные цвета; продолжать формировать интерес к игре с цветом; совершенствовать  сенсорные навыки и продолжать знакомить с понятиями «один», «много».

Материал. Маска Дюймовочки, бумажные бабочки (красные, синие, зеленые, желтые - по пять штук каждого цвета), цветы из бумаги (синие, желтые, красные, зеленые - по несколько  штук каждого цвета).

Ход игры

Воспитатель. Сегодня мы гостях у маленькой сказочной девочки - Дюймовочки.

Дюймовочка. Здравствуйте, дети! Как хорошо, что вы ко мне в гости пришли! Вот это мой цветок, а на этих красивых цветах живут мои подруж ки-бабочки, да вот беда: они разлетелись и потеряли свои домики. Помогите, пожалуйста, каждой бабочке найти свой домик. Помните: красная бабочка живет на красном цветке, желтая - на желтом, зеленая - на зеленом, синяя - на синем цветке.

Воспитатель. Давайте поможем бабочкам! Посмотрите, как много на поляне цветов! А сколько летает бабочек?

Дети. Много.

Воспитатель. Правильно. Мы должны на каждый цветок посадить по одной бабочке. Если бабочка, например, красного цвета, на какой цветок мы ее посадим?

Дети. На красный.

Воспитатель. Пожалуйста, возьмите каждый по.одной бабочке и посадите их на цветы такого же цвета, как они.

Дети выполняют задание. Затем воспитатель с детьми составляет коллективное панно 2Бабочки на цветочной поляне»

Ловись, рыбка!

Цель: совершенствовать цветовое восприятие; учить различать цвета, соотносить предметы разной величины; закреплять знание понятий «один», «много»; развивать музыкальный слух, умение действовать по сигналу, бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, упражнять в ходьбе по ограниченной площади; развивать равновесие, ловкость, глазомер.

Материал. Мостик (дощечка или гимнастическая скамейка); четыре ведерка (красное, синее, желтое, зеленое); рыбки (красные, желтые, синие, зеленые; )

Ход игры

Воспитатель.

Мы возьмем с собой ведерки,

Чтобы рыбки наловить.

Путь у нас непрост, нелегок,

Трудно будет нам в пути.

Дети, все готовы

На речку пойти?

Вот и быстрая река,

Глубока и широка,

Мы по мостику пойдем,

На тот берег перейдем.

Теперь друг за другом пойдем по мостику.

Воспитатель. Дети, вот ведерки разных цветов: красного, желтого, синего, зеленого. В речке плавают красивые рыбки этих же цветов. В ведерки надо положить рыбок того же цвета, каков цвет ведерка. Сколько плавает рыбок в речке?

Дети. Много.

Воспитатель. Эта рыбка какого цвета?

Дети. Красного.

Воспитатель. Мы ее положим в красное ведерко. А эта какого цвета?

Дети. Синего.

Воспитатель. Ловите рыбок по одной и кладите в ведерки. (Дети выполняют задание под музыку.) Молодцы! Всех рыбок поймали и правильно разложили по ведеркам.

Всех рыбок дети размещают в  «аквариуме».

А теперь поиграем в игру «Дождик и солнышко».

Под веселую музыку дети бегают, прыгают, веселятся. Когда звучит музыка, имитирующая дождь, все собираются под большим зонтиком (2 раза).

Поставь цветы в вазу

Цель: воспитывать доброе отношение к окружающим ; закреплять знание цветов; развивать умение действовать по сигналу, повторить понятия «один», «много».

Материал. Маски Мишки и Машеньки; четыре вазы красного, желтого, синего, зеленого цвета; четыре красных цветка, столько же синих, желтых, зеленых.

Ход игры

Воспитатель.

Машенька в лесу заблудилась,

У чьей-то избушки очутилась.

В дверь тихонько постучала,

Голос грубый услыхала.

Мишка.

Здравствуй, Машенька, входи!

Дверь тихонько затвори.

Я медведь. Живу в избушке

На самом краю опушки.

Днем я по лесу хожу

И порядок навожу.

За это благодарные лесные жители подарили мне цветы. Их надо поставить в вазы.

Машенька.

Как же справиться мне с этим?

Может, мне помогут дети?

Воспитатель. Не переживай, Машенька, мы тебе поможем. Это вазы разного цвета, а это цветы. Надо в красную вазу поставить красные цветы, в желтую - желтые, в зеленую - зеленые, в синюю - синие. Сколько всего цветов у Мишки?

Дети. Много.

Воспитатель. Правильно, но каждый из вас может взять только по одному цветочку. (Дети выполняют задание.) Дети назовите, какого цвета у вас  цветок?

 (Индивидуальные ответы детей)

Воспитатель. В какую вазочку  его надо поставить?

Дети  ставят цветы в вазы.

Воспитатель. Молодец! Все справились верно с заданием.

Украсим елочку

Цель: развивать речь, воспитывать отзывчивость; учить различать и называть основные цвета; закреплять знания понятий «один», «много».

Материал. Елки (из бумаги, пластмассы), три макушки желтого, красного, синего цвета; шарики для елки (красные, синие, желтые - по 10 штук каждого цвета).

Ход игры

Воспитатель.

Как на нашей на опушке

Три зеленые подружки -

Елки стройные стоят,

В гости ждут к себе ребят.

Возле елок есть игрушки -

Разноцветные шары.

Нужно елки нарядить

И гостей к нам пригласить.

Дети, посмотрите! Вот три елочки. Какого они цвета?

Дети. Зеленого.

Воспитатель. Правильно! Сами они зеленые, а макушки у них разного цвета: синего, красного и желтого. А вот шарики - синие, желтые, красные. Елочку, у которой макушка синего цвета, мы должны украсить шариками синего цвета, елочку с макушкой красного цвета - красными, а елочку с желтой макушкой - желтыми.

Дети берут шарики и вешают на елочку.

Дети назовите, какого цвета у вас  шарик?

 (Индивидуальные ответы детей)

Воспитатель. Правильно! Согласно цвету шарика нужно украсить елочку .

Воспитатель

Жить так здорово на свете.

Так и хочется сейчас

Всем пуститься в дружный пляс.

Дети встают в хоровод и поют новогоднюю песню.

Спрячь мышку

Цель: развивать  внимание и волевую регуляцию, отзывчивость и доброту, желание прийти на помощь тем, кто в ней нуждается; продолжать учить соотносить предметы по цвету; закреплять сенсорные навыки, знание желтого, зеленого, красного и синего цвета.

Материал. Десять масок Мышек и маска Кота; десять карточек с домиками разного цвета с мышками, десять - с дверцами, тоже разного цвета.

Ход игры

Воспитатель предлагает сыграть в подвижную игру «Кот и мыши». Дети-мышки прыгают, бегают, играют. Один ребенок в маске Кота в сторонке притворяется спящим.

Воспитатель.

Котик мышек сторожит,

Притворился, будто спит.

Тише, мышки, не шумите!

Котика не разбудите...

Кот. Мяу-мяу! Мышки, сейчас я вас поймаю!

Дети разбегаются и прячутся в свои норки, например садятся на стулья.

Воспитатель. Молодцы! Вовремя спрятались от Кота. Перед вами домики, где живут мышки. Их, маленьких, беспомощных, тоже выслеживает Кот. Мы спасем мышат! Они будут жить в безопасности. Поможем мышкам?

Дети. Да, поможем!

Воспитатель. Вот двери! Мы их плотно закроем, чтобы мышек не было видно. Двери разного цвета, такого же, как и домики. Если домик зеленого цвета, нам нужна зеленая дверь. Если мы подберем дверь другого цвета, то Кот съест мышку.

 Воспитатель спрашивает детей, какого цвета  дверь? Какой домик надо закрыть этой дверью?

(Дети подбирают двери по цвету к домику и закрывают мышку от кошки.)

Воспитатель.  Молодцы! Все правильно!

Прибегает Кот. Осматривает домики, огорченно разводит лапами.

Кот. Ускользнули в домики все мышки, крепко закрыли двери. Мышек мне не поймать.

Воспитатель. Не огорчайся, Котик! Мы тебе молочка нальем, а если захочешь, поиграем с тобой в игру «Кот и мыши».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...