Дидактическая игра по ознакомлению с окружающим Тема: «Времена года»
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гудимчик Елена Владимировна

Закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку, учить сравнивать предметы по цвету, величине, форме, по назначению. Воспитывать любовь к природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_po_oznakomleniyu_s_okr._vremya_goda.docx129.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида «Сказка»

г. Лабытнанги

Дидактическая игра по ознакомлению с окружающим

Тема: «Времена года»

Выполнила: воспитатель Кучугура Е.В.

   

C:\Users\User\Desktop\Времена года.jpg

Дидактические задачи:

Закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку, учить сравнивать предметы по цвету, величине, форме, по назначению. Воспитывать любовь к природе.

Игровые правила:

Ребенок рассказывает о своей картинке, а отгадывает ее тот на кого укажет стрелка. Картинку не показывают до тех пор, пока ее не отгадают.

Игровые действия:

Загадывание и отгадывание картинок. Вращение стрелки. Отгадывание загадок

о времени года.

Предшествующая работа:

Беседы о временах года, наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений, рисование из наблюдений.

Материал к занятию:

На каждого ребенка по 1 картинке о времени года: стрелка, муляжи овощей и фруктов, листья деревьев (засушенные). Цветы: василек, ромашка, роза, колокольчик, мак.

Ход игры:

Дети стоят свободно на ковре. Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику с детьми. Дети следят взглядом за движениями рук.

Воспитатель:

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй вольный ветерок!

Здравствуй маленький дубок!

Мы живем в одном краю -

Всех я вас приветствую!

Пальцы правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая друг, друга кончиками, различными движениями рук здороваются с солнцем, небом, ветерком и т.д. Затем дети становятся в круг.

Воспитатель:

Сегодня мы будем беседовать о временах года.

Скажите, какие времена года вы знаете?

Дети:        

Весна, зима, лето, осень.

Воспитатель:

А сейчас мы поиграем в игру «Слово на ладошке».

Вы должны придумывать слова о любом времени года

и передать слова его товарищу, дотронувшись своей

ладошкой до его ладошки.

Дети передают слова:

зима холодная, снежная, осень золотая,

ветреная, дождливая, весна зеленая, звонкая,

лето жаркое, красное, приятное, знойное.

Дети садятся вокруг стола, на столе стрелка. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времен года. Для каждого (ребенка) времени года 2 – 3 картинки. Это может быть: зимний пейзаж, зимние забавы, труд людей зимой.

Воспитатель:

Послушайте правила игры:

Мы сегодня будем играть. У меня в руках много картинок, я их вам пока не покажу и вы не показывайте их друг другу, когда я вам их раздам.

Мы все вместе будем отгадывать, что нарисовано на картинке. Видите, на столе лежит стрелка, тот на кого она укажет, будет рассказывать, что нарисовано на его картинке. А потом стрелка укажет на того, кто должен отгадать, какое время года изображено на картинке. Поэтому будьте внимательны и не ошибайтесь.

Внимание! 1, 2, 3 Стрелка повернись!

(Стрелка вращается, тот на кого указала стрелка, внимательно рассматривает свою картинку, а потом рассказывает о ее содержании)

(Ответ ребенка)

Воспитатель:  

А сейчас стрелка нам укажет на того, кто нам

отгадает, о каком времени года мы услышали рассказ

(После ответа первый играющий показывает свою картинку, чтобы дети убедились в правильности ответа)

Игра продолжается до тех пор, пока дети не расскажут обо всех картинках.

Физминутка

Капля первая упала

(Пальцем показываем траекторию движения сверху вниз)

И вторая побежала - кап! (то же, самое)

Мы на небо посмотрели, (смотрим вверх)

Капельки кап, кап запели,

Намочили лица

Мы их вытирали (вытираем лицо)

Туфли (посмотрели)

Мокрыми стали (показываем руками)

Плечиками быстро поведем

И все капельки стряхнем

От дождя убежим

Под кусточком посидим (Дети садятся на стулья)

Воспитатель:

Дети вы все сегодня хорошо рассказывали о временах года.

Нам пришла посылка давайте посмотрим, что в ней.

Здесь лежат письма, интересно от кого они нам пришли.

Дел у меня немало -

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белеют поля, дома

А зовут меня ....

Дети:

Зима

Воспитатель:

А сейчас давайте поиграем с вами в снежки.

Кто быстрее соберет снежки.

Дальше зима нам предлагает ответить на вопросы:

  1. Как называется сильный ветер? (Ураган)
  2. Назовите зимние месяцы  (Декабрь, январь, февраль)
  1. Как называется явление, когда снег поднимается с земли и дует
    ветер, но слабый? (Поземка)
  2. А если сильный ветер (Вьюга)

Молодцы ребята все о зиме знаете.

Воспитатель:  

Ребята здесь еще письмо угадайте от кого:

Я раскрываю почки

В зеленые листочки

Деревья одеваю

Посевы поливаю

Движения полна

А зовут меня ...

Дети:

Весна

Воспитатель:

Молодцы ребята! Отгадали загадку,

а теперь давайте поиграем в игру

«Каждому дереву свой листочек»

Нужно каждый листочек положить к своему дереву и постарайтесь не ошибиться.

Воспитатель:  

Хорошо! Молодцы! А теперь ответьте на вопросы:

  1. Какой первый весенний цветок? (Подснежник)
  2. Почему говорят, что весна - зеленая?

Дети:        

Весной вся природа оживает, появляются листья,

трава, цветы. Всюду зелень.

Воспитатель:

А вот еще одно письмо. Читаем.

Я соткано из зноя

Несу тепло с собою

Я руки согреваю

Купайтесь, приглашаю

И любите за это

Вы все меня я ...

Дети:

Лето

Воспитатель:

Вот, что еще нам пишет лето.

Я хочу передать вам цветы, соберите их в букет и

скажите, как они называются?

Дети:

Это ромашка - она растет в поле и на лугу.

Это василек - он только в поле растет.

А это мак, роза - они растут на клумбе в саду.

Воспитатель:

А вот еще одно письмо

Несу я урожай,

Поля вновь засеваю

Птиц к югу отправляю

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек

Я золотая...

Дети:        

Осень

Воспитатель:      

Дети, осень нам предлагает поиграть в игру

«Разложи все по корзинкам»

«Овощи и фрукты»

Воспитатель:      

А теперь давайте ответим на вопросы:

  1. За каким временем года я прихожу? (За летом)
  2. Что все люди собирают осенью? Скажите одним словом

(Урожай)

3.        Расскажите все о свекле

Дети:

Свекла круглая, темно малиновая, с хвостиком, похожа на репку, редиску, из нее делают салат, варят свекольник, добавляют в борщ. Свекольным соком лечат кашель. Она вкусная, сладкая. А еще из белой свеклы делают сахар.

4.        Как называется красивое явление природы, когда разноцветные
листья начинают опадать с деревьев.

Дети:        Листопад.