ТЕМА: Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром «Времена года».
материал по окружающему миру ( группа) на тему

Бурганова Лилия Амировна

ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:«Познание», «Коммуникация, «Социализация», «Здоровье».

ВОЗРАСТ: дети 2-7 лет

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с дидактическими карточками (играми) «Времена года».

ЗАДАЧИ:

  1. Расширять представление детей о временах года.
  2. Упражнять в правильном построении предложения и умение выслушать ответы товарищей.
  3. Развивать связную речь, память, внимание.
  4. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.
  5. Формировать у воспитанников умение замечать красоту природных явлений.
  6. Переживать радость от общения с природой.

            МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: закрепление изученного материала, ознакомление с новым материалом, рассмотрение дидактических карточек.

          ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ: слайды.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_lili_sadik.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №91комбинированного вида Кировского района г.Казани

                                             

ПОДГОТОВИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ МАДОУ №91

 Бурганова Лилия Амировна

Казань 2015г.

ТЕМА: Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром «Времена года».

ВИДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:«Познание», «Коммуникация, «Социализация», «Здоровье».

ВОЗРАСТ: дети 2-7 лет

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с дидактическими карточками (играми) «Времена года».

ЗАДАЧИ:

  1. Расширять представление детей о временах года.
  2. Упражнять в правильном построении предложения и умение выслушать ответы товарищей.
  3. Развивать связную речь, память, внимание.
  4. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.
  5. Формировать у воспитанников умение замечать красоту природных явлений.
  6. Переживать радость от общения с природой.

        МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: закрепление изученного материала, ознакомление с новым материалом, рассмотрение дидактических карточек.

        ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ: слайды.

Дидактические карточки представляют собой один из видов наглядных пособий, которые значительно упрощают усвоение ребенком информации о предметах и явлениях действительности. Тематика карточек может быть различна.

Помогут познакомить ребенка с окружающим миром; развивать речевые умения; различать и запоминать цвета; научить сравнивать, классифицировать, обобщать.

  • Сравниваем лето и осень:

Признаки лета: трава и лес зеленые, на лугах много цветов, большое количество птиц. Созревают ягоды, жарко. В реке теплая вода, люди купаются. Бывают грозы.

Признаки осени: желтые листья и желтая трава, листопад. Отлет птиц. Холодно, поэтому люди в плащах и пальто. Идет сбор урожая в садах и на огородах. Сильный ветер, дождь.

Пример: Детям показываю карточку «Лето».

Спрашивают:

- Что на ней изображено?

- Какое время года?

- Почему они думают, что на картинке лето?

Выслушиваю и обобщаю ответы детей, затем показываю картинку, на которой нарисовано «Осень». Провожу аналогичный первому разбор ее и обобщаю ответы детей.

Воспитатель: Осень и лето отличаются друг от друга? Вы уже назвали ряд отличий.

        Можно провести беседу о прошедшем лете.

- Что вы наблюдали летом?

- Каких насекомых вы видели летом? Опишите бабочку, кузнечика, пчелу, стрекозу.

- Какие цветы растут на лугу? Опишите ромашки, одуванчики, колокольчики.

- Что вы делали летом?

- Что может подарить нам лето?

- Назовите летние месяцы?

Беседа об осени.

- Как изменился лес с приходом осени?

- Какие краски у осени?

- Какие стали поля?

- Какое небо?

- Как изменилось настроение с приходом осени?

- Как называется явления, когда падают желтые листья?

- Назовите осенние месяца?

  • Сравниваем весну и зиму:        

Также можно сопоставить зиму и весну.

Признаки зимы: холодно и снег; замерзание почвы и водоемов; дни короткие, ночи длинные; исчезли насекомые, растения спят; стало, мало птиц, некоторые животные меняют окраску.

Признаки весны: солнце высоко, светит ярче; ночи укорачиваются, а дни становиться длиннее; небо голубое, ясное; сосульки, снег чернеет, тает; звенит капель; просыпаются животные, которые впадали в спячку; птицы начинают возвращаться с юга и вить гнезда.

ИРГЫ: Также можно использовать их в виде игр: Например:

  • Показывая картинку можно  составить описание времени года или месяца, не называя его, а ребенок пусть угадывает, о чем идет речь. Точно так же попросите ребенка загадать время года или месяц Вам. Можно по очереди с ребенком отвечать на вопрос «Какой?» относительно каждого времени года или месяца, стараясь дать побольше ответов.
  • Можно играть в Лото. Возьмите карточки с изображением времени года. Предложите ребенку подобрать к ним соответствующие карточки с изображениями месяцев.

Говоря о возрастах детей, можно рассмотреть каждый возраст отдельно:

1-ая младшая группа (ясли).

Знакомить детей с доступными явлениями природы. Помогать детям, замечать красоту природы в разное время года. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Учить основам взаимодействия с природой, рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться

по погоде. Сезонные наблюдения. Формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе.

  • Разложите перед малышом изображения четырех различных времен года, желательно похожих по сюжету. Например, на всех картинках будет фигурировать человек. Присмотритесь к его одежде, обратите внимание ребенка на то, как одеваются люди летом, зимой, осенью. Спросите, с чем связаны такие изменения. Если на картинках – природа, акцентируйте внимание на том, как «одеты» деревья, какого цвета все вокруг, почему происходят подобные изменения. Пусть в вашей речи чаще звучат названия времен года: малыш будет их запоминать и также начнет употреблять.
  • Совсем маленькому ребенку можно просто показывать карточки времен года и называть самые основные признаки, показывая их на картинке. Когда он запомнит их, можно просить его найти карточку с тем или иным временем года или назвать то, которое Вы ему показываете. Или разложить карточки по порядку, начиная с того или иного времени года.

 2-ая младшая группа.

Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей. Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается); песка (сухой — рассыпается, влажный — лепится); снега (холодный, белый, от тепла — тает). Формировать представления о простейших взаимосвязях, в живой и неживой природе. Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

Средняя группа.

Под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Программа  «От

рождения до школы» дети средней группы к концу года должны знать расширенное представление о природе. Развитие умения замечать изменения в природе: природные явления, сезонные изменения в погоде, экспериментирование, свойства песка – воды, камня, глины; воды – снега. Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Также дать представления о работах, проводимых в данное время года. Привлечь детей к работам в огороде и цветниках; к участию в играх, забавах к разным действиям и труд по времени года.

Старшая группа.

Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках. Знакомить с многообразием родной природы; с растениями и животными различных климатических зон. Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями

(сезон — растительность — труд людей). Показать детям взаимодействие живой и неживой природы. Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.

  • Если ребенок учится читать, можно отрезать названия и, перемешав, предложить ребенку подобрать картинки к названиям.
  • Предложите ребенку вспомнить, что происходит в вашей жизни каждый месяц: когда и какие праздники вы отмечаете, какие события происходят.

Подготовительная группа.

Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.). Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека. Закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кусты и ветви деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.). Оформлять с детьми альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы. Сезонные наблюдения.

Вывод: Эти карточки для ознакомления с окружающим миром «Времена года» - помогут познакомить ребенка с окружающим миром; развивать речевые умения; различать и запоминать цвета; научить сравнивать, классифицировать, обобщать. Формируют у воспитанников умение замечать красоту природных явлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с использованием ИКТ Тема: «Калейдоскоп дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром»

Занятие с использованием ИКТ Тема:«Калейдоскоп дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром»...

Конспект занятия по окружающему миру «Время года весна»

Конспект занятия по окружающему  миру «Время года весна» Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает сн...

Конспект урока по окружающему миру «Времена года. Зима» в старшей группе.

Знакомство и изучение особенностей времен года....

Презентация. Дидактическая игра по ознакомлению с окружающим миром для интерактивной доски "Лунтик и времена года"

Дидактическая разработка по ознакомлению с окружающим миром «Лунтик и времена года» предназначено для работы с детьми 5-7 лет .Дидактическая игра, выполненная в програм...