"ЗИМА" Непосредственно-образовательная деятельность с детьми 6 - 7 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Рогова Татьяна Петровна

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной группы

Цель: всестороннее гармоничное развития личности, развитие речевых и психических качеств в соответствии с возрастом детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima_1_podg._gr.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность

с детьми подготовительной группы

Тема: «Зима»

Цель: всестороннее гармоничное развития личности, развитие речевых и психических качеств в соответствии с возрастом детей

Задачи: 

ОО «Познавательное развитие» 

-Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.

- Продолжать формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

- Опытным путём объяснить свойство воды – увеличиваться в объеме при замерзании.

ОО «Речевое развитие» 

- Совершенствовать речь детей как средство общения

- Расширять и активизировать словарь по теме «Зима».

-Воспитывать интерес к художественной литературе, народному фольклору

ОО «Физическое развитие» 

- Закрепить с детьми знания о значении спорта для здоровья человека, воспитывать желание заниматься спортом

- Развитие мелкой моторики рук.

ОО «Социально-коммуникативное развитие» 

-Закрепить правила безопасности в зимнее время – в гололёд

- Расширять представления детей о труде взрослых в деле охраны природы.

- Дать некоторые  представления о профессии орнитолог.

-Закреплять навыки общения со сверстниками и взрослыми.

-Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу

Область «Художественно-эстетическое развитие» 

- Продолжать развивать навыки восприятия звуков, обогащать впечатления детей.

Предварительная работа: наблюдения на экскурсиях, прогулках; проведение 1-го этапа эксперимента с водой (замораживание); заучивание стихотворений о зиме; рассматривание картин, иллюстраций; работа с календарем природы; чтение энциклопедической и художественной литературы; пение песен; слушание музыки.

Оборудование и материалы: выставка книг в книжном уголке, посвященная зиме;

картинки с зимними видами спорта,  картины о зиме, иллюстрации с изображением зимнего пейзажа, картины с изображением птиц и животных, магнитофон

Ход НОД

  1. Организационный момент, начало занятия

Цель:  Установление эмоционального контакта, формирование у детей мотивации к    

            предстоящей познавательной деятельности

Задачи:  Закрепить умение детей называть признаки зимы и месяцы, подбирать существительные к определениям.  Развивать мелкую моторику рук.  

Методы и приемы: отгадывание загадки, вопросы, приглашение к деятельности, дидактическая игра, сюрпризный момент – письмо, пальчиковая игра

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети отгадывают загадку

Отвечают на вопросы воспитателя о зиме.

Подбирают сущ. к прилагательным

Дети встают, выполняют движения по тексту

Проявляют интерес

Настраиваются на выполнение заданий

Ребята, чтобы узнать, о чем мы сегодня с вами поговорим, отгадайте-ка загадку:

Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит  царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром.

В.: О какой "царице" говорится в загадке?

- А "тройка скакунов" - это что?

В.: Поговорим сегодня о зиме

- Назовите признаки характерные  для зимы.

- Какие зимние месяцы вы знаете?

- О каком месяце говорят: “Году - начало, зиме - середина”?

Пpo что можно сказать:
Морозный… (день, вечер, узор...)
Снежная... (погода, зима, буря, королева, долина, горка…)
Холодное… (утро, солнце, небо, мороженое...)
Ледяные... (горки, реки, озера, сосульки, фигуры...)

В: какую холодную зиму вы описали, что даже холодно стало, давайте погреемся.

( Педагог  проводит игру)

Руки в кулачки сожмем
И немножко подождем.
На ладошки мы подуем,
Все снежинки мы с них сдуем.
Каждый пальчик разомнем,
Сильно на него нажмем.
Каждый пальчик разомнем,
Сильно на него нажмем.
Мы ладошки растираем
И лицо обогреваем.
Растираем лоб свой тоже,
Теплым стать ему поможем.
Щеки надуваются.
Снежинки разлетаются.

Посмотрите, какая большая снежинка залетела к нам. Да она не простая! Здесь письмо для нас.

Как вы думаете, мы справимся с заданиями?

Я тоже думаю, что все получится, если мы будем добрыми, терпеливыми, активными. Будем внимательно слушать друг друга, помогать друг другу.

«письмо от Снежной королевы» Слышала я, что вы любознательные и находчивые. Я высылаю вам  задания, проверить, так ли это и нравится ли вам зимушка- зима».

  1. Основная часть занятия.

Цель: развитие познавательной активности детей,  раскрытие основного содержания занятия

Задачи:  Совершенствовать речь детей как средство общения.  Закрепить с детьми знания о значении спорта для здоровья человека, вспомнить зимние виды спорта и познакомить с санным  видом спорта – бобслеем.  Продолжать формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Опытным путём объяснить свойство воды – увеличиваться в объеме при замерзании. Закрепить правила безопасности в зимнее время – в гололёд.  Дать некоторые  представления о профессии орнитолог.

Методы и приемы:  Вопросы, загадки, эвристическая беседа, эксперимент, художественное слово,  создание проблемных ситуаций, поощрение

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Отгадывают загадки и объясняют

Отвечают ни вопросы, делятся своими знаниями

Слушают рассказ,  Дети находят ошибки и доказывают свой ответ:

-скворцы – перелётные птицы

-еж – зимой спит.

-белки - зимой ведут активный образ жизни

Отвечают на вопросы

Выполняют задание и объясняют свой выбор.

Слушают и рассуждают на заданную тему

Рассуждают на заданную тему, рассматривают иллюстрации.

Называют знакомые виды зимнего спорта

На снегу: 

 -лыжные гонки,  -биатлон,  

-прыжки  на лыжах с трамплина – фристайл,

На льду: 

-Конькобежный

-фигурное катание (парное и одиночное)

-хоккей    -Кёрлинг (на льду, но без коньков)

2-й этап эксперимента: рассматривают бутылки с замороженной водой и формулируют выводы.

Отвечают на вопросы

  1. загадки.

Двенадцать братьев

Разно называются

И разными делами

Занимаются.  (Месяцы года) 

Снег на полях, лёд на водах,

Вьюга гуляет. Когда это бывает?

(Зима)

В белом бархате деревня -

И заборы, и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат опадет.

(Иней)

Не сосите, сорванцы,

Ледяные леденцы!

Сам глотаю я пилюльки,

Потому что ел.

(Сосульки)

В.: Ребята, объясните, почему нельзя брать в рот сосульки.

Какие еще опасности подстерегают нас зимой? (гололед)

Как надо вести себя в гололед, чтобы не получить травму?

  1. Найди ошибку в рассказе.  

Послушайте рассказ и найдите ошибки  (читает рассказ «Зимний день»)

 

В.: - Внимательно слушали рассказ, справились и с этим сложным заданием.

- Какое еще животное впадает зимой в спячку? (медведи)

- У каких птиц зимой появляются птенцы? (клесты)

3. Расселите перелётных и зимующих птиц.

Перед вами изображены солнце и снежинка.

Надо вспомнить птиц, зимующих в наших краях и выложить рядом со снежинкой.

Найти перелётных птиц, прилетающих в наши края и поместить  рядом с солнцем.

В.: - Ребята, есть целая наука, изучающая жизнь и повадки птиц – орнитология. А учёных называют орнитологами. Самый доступный способ изучения повадок птиц – наблюдение. Можно делать это невооруженным глазом, но чаще орнитологи применяют специальное оснащение

 –  как вы думаете, что может помочь орнитологам в работе?  (бинокли, фотоаппараты, видеокамеры) Наблюдение дает возможность принимать меры по охране редких видов птиц.  

4. Объясните значение поговорки «Мороз не велик, а стоять не велит»

Назовите зимние виды спорта:

На снегу: 

На льду:

Поясняет: - Конькобежный спорт (спортсмены бегут по большому стадиону наперегонки; если спортсмены бегают наперегонки по маленькой площадке, то этот вид спорта называется Шортрек)

Ребята, есть еще зимний вид спорта, который начинался на снегу, а теперь проводится на специальных ледяных трассах:

Это вид спорта, для которого нужны санки, это санный вид спорта бобслей. А называется он так, потому что используются специальные сани в форме боба, т.е. похожи на фасоль.

4. Ответьте на вопрос: изменяется ли объем воды при замерзании?

Проводит 2-й этап эксперимента

5. Игра “Хорошо - плохо”.

За одну минуту вы должны будете привести как можно больше доказательств того, что зима - это хорошо.

Затем, также за 1 минуту приведите  как можно больше примеров того, что зима - это плохо. Будьте внимательны, 2 раза ответы не повторяйте .

В.: Как мы можем отследить время?

ЗИМНИЙ ДЕНЬ.  

Тихо зимой в лесу. И только кое-где слышны голоса синиц и скворцов.

Накануне выпал снег и хорошо видны следы животных, которые здесь побывали. Вот пробегал заяц.

«А это чьи следы?» - сказал Петя.

«Это, наверное, следы ежа», - сказала Наташа.

«Что-то не видно белок, где же они?» - спросила Таня.

«Да ты что, не знаешь, что зимой белки спят в своих дуплах?» - ответил

Петя.

3. Заключительная часть занятия:

Цель: Создать у детей радостное настроение, удовлетворение от результатов работы

Методы и приемы: вопросы, обсуждение, танец-импровизация, чтение стих.

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

Дети рассказывают стих.

«Веселые забавы»

За окном белым-бело

Землю снегом замело.

Вот веселье, вот забава,

Горка слева, горка справа.

И с горы быстрее птицы

Мчатся санки-колесницы.

Кто быстрее долетит?

Кто же всех опередит?

Пусть не тает долго снег,

Не смолкает детский смех!

Исполняют танец-импровизацию

отвечают на вопросы; вспоминают, что нового узнали

Обсуждает с детьми их впечатления от занятия, что они поняли (не поняли), что понравилось и что не понравилось, что больше всего запомнилось. Уточняет для чего это нужно знать и уметь

- Вы работали активно и справились со всеми заданиями Снежной королевы, показали, что вы любите  зиму.

В.: Давайте вспомним стихотворение «Веселые забавы»

Композиторы, тоже любят зиму и передают свои чувства в музыке. Предлагаю изобразить танец снежинок под  муз. П.И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев»

- О каком времени года мы говорили?

- Что понравилось больше всего?

- Какие задания были трудными?
- Что нового и интересного узнали?

 

Используемые материалы:

  1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.: ВАКО, 2005.
  2. Журнал «Ребенок в детском саду» - 2006 г, № 3
  3. Газета «Дошкольное образование» - 2006г , № 24