занятие по ознакомлению с окружающим
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Быкова Елена Николаевна

"В гостях  у Годовика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_okruzhayushchemu_v_gostyah_u_godovika.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 комбинированного вида 2 категории города

Алейска Алтайского края

Занятие

по ознакомлению с окружающим

 (познавательное развитие)

«В гостях у Годовика»

коррекционная группа

старший возраст

Воспитатель:

Быкова Е.Н.

2015г.

Цель: Продолжать учить передавать словесное изображение явлений действительности каждого времени года путем перечисления его признаков, используя в речи яркие образные сравнения, определения, выраженные прилагательные (причастия).

Задачи:

Образовательные: Обобщить и систематизировать представления детей о временах года о их характерных признаках. Учить понимать смысл пословиц и поговорок. Учить использовать полученные знания в играх, поддерживать интерес к явлениям природы.

Развивающие: развивать внимание, память, активность, логическое мышление, воображения.

Речевые: активизировать в речи детей словарь по теме, употребление прилагательных (подбором определений)

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, умение работать в коллективе.

Материал:

  1. Фонарик
  2. Конверт с письмом Годовика.
  3. Мольберты 3 шт.
  4. Картинки с летом, осенью, зимой, весной. (6 картинок)
  5. На мольбертах большие картины: «Лето», «Весна».
  6. Желтые листок, «Снежок», колокольчик.
  7. Чудесный мешочек с свеклой, морковкой, картошкой, луком, перцем, чесноком, яблоком.
  8. Карточки месяцев.
  9. Зона «Осени» - желтые листья, тучи, капли дождя, висящие на нитках.
  10. Зона «Зимы» - елка, вата, белая ткань, белый заяц, снежинки.
  11. Картинки – раскраски с временами года по количеству детей.

Подготовительная работа:

  1. Занятия по темам: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».
  2. Разучивание стихов, пословиц, поговорок о временах года.
  3. Отгадывание загадок о временах года.
  4. Перессказ рассказов К. Ушинского «Четыре желания», М. Калининой «Про снежный колобок»
  5. Наблюдения в природе.
  6. Дидактические игры «Месяцы  года», «Когда это бывает», «Четвертый лишний», «Найди на ощупь».
  7. Рассматривание альбомов, картинок о временах года.
  8. Работа с родителями: Изготовление совместно с детьми книжек – самоделок по темам: «Золотая осень», «Зимушка - зима», «Овощи».

Ход НОД:

(Дети в приемной стоят рядом с воспитателем)

- Собрались все дети  в круг

Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

(Воспитатель не заметно светит фонариком на стену)

- Ребята, что это? (Солнечный зайчик)

- Посмотрите, какой он веселый, игривый, как он скачет, он что-то  пытается нам показать.

(Солнечный зайчик светит на конверт на полке, воспитатель берет конверт и читает)

 - «Ребята, приглашаю вас в свое «Царство»»  Годовик.

- Ребята, пойдем в гости к Годовику? (да)

-А дорогу нам покажет солнечный зайчик (зайчик светит в группу, дети заходят)

- Ребята вот мы и в царстве Годовика. Посмотрите как здесь интересно.

(Выходит Годовик)

- Здравствуйте, ребята я очень рад,  что вы зашли ко мне. У меня интересно и я хочу с вами поиграть. А вы любите играть в разные игры? (Да)

- А отгадывать загадки любите? (да)

 (Годовик подводит детей к мольберту с картинками четырех времен года)

- Я буду загадывать загадку, а вы по-очереди будете находить отгадку на этих картинках (Дети отгадывают и берут картинки в руки)

Игра «Выбери отгадку»

Загадки:

Укрыла землю пуховым одеялом

Сковала реки крепким льдом.

Узоры на окне нарисовала

Искристым белым серебром.

Радость детям подарила

И на санках прокатила (Зима)

Тает снег, звенят ручьи

Все сильней потоки

И летят уже грачи

К нам из стран далеких

Дружно лопаются почки

Распускаются листочки. (Весна)

Вот стали дни короче

И длиннее стали ночи

Птицы тянутся на юг

Пожелтел и лес и луг (Осень)

Зеленеют луга и поля

В небе – радуга дуга

Можно купаться и рыбу ловить

Можно по лесу с корзинкой бродить

Бегать по лужам под дождиком теплым

И не бояться до нитки промокнуть (Лето)

-  Ребята, а как по-другому мы назовем: осень, зима, весна и лето. Что это? (Это времена года)

- А сколько в году времен? (4)

 - Когда проходят четыре времени года мы говорим что прошел год.

- А вы знаете, что времена года идут строго один за другим? (Да)

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Займи свое место». Лена будет звенеть в колокольчик, а вы будете бегать каждый со своей картинкой, когда колокольчик смолкнет Матвей скажет какое время года должно стать первым, а остальные должны занять свое место, так как времена года занимают его в году, а Полина проверит правильность задания.

Игра «Займи свое место»

- Ребята, понравилась вам игра? (да)

- Я бы хотел узнать от вас как хорошо вы знаете каждое время года.

(Дети подходят в зону, где расположено время года «Лето») на мольберте картинка «Лето»

- Ребята, какое это время года? (Лето)

- Назовите летние месяцы.

- Расскажите какое бывает лето? (Лето бывает жаркое, зеленое, ясное, дождливое, солнечное, теплое, веселое, забавное, разноцветное).

- А вы любите лето? (Да) А что можно делать в это время года? (летом можно загорать, бегать босиком, собирать ягоды, ловить рыбу, отдыхать на море, ходить в походы, кувыркаться в душистом сене)

(Подходим к зоне расположения «Осени») на нитях висят желтые листья, тучи, дождики.

- Посмотрите, какое здесь время года? (Осень)

- Расскажите какая бывает осень? (Дети, передавая друг другу желтый листок, называют)

- Осень бывает золотая, солнечная, грязная, урожайная, дождливая, богатая, веселая, печальная, прощальная…

- Назовите осенние месяцы.

- А какие пословицы и поговорки об осени вы знаете? Как их понимаете?

Ответы детей:

«Осень – вечер природы» (потому что все засыпает, увядает, готовится к зиме)

«Осень всех накормит никого не обидит» (осень урожайная пора в огородах, в полях, в лесу собирают урожай, сыты и люди и звери)

«Осень - припосиха», а зима – «прибериха» (осенью люди собирают урожай и запасают на зиму)

- Да, ребята, осень – урожайная пора и сейчас вы узнаете, что лежит в чудесном мешочке.

Игра «Чудесный мешочек»

(Дети наощупь находят 6 овощей 1 фрукт, называют его, достают и показывают)

- Ребята, посмотрите, что здесь лишнее? (яблоко – фрукт, свекла, картошка, лук, морковь, перец, чеснок - овощи)

- Молодцы! Ребята, вы наверное, устали давайте  отдохнем, посидим и назовем следующее время года.

(Подходим к зоне «Зима», звучит запись с звуками ветра и вьюги. Елка в снегу, белая простынь на полу, белый заяц, снежинки.)

- Ребята, какое время года вы видите и слышите? (Зиму)

- Назовите зимние месяцы.

- А вам нравится зима?  Передавая снежок друг другу, назовите какая бывает зима? (зима бывает снежная, холодная, морозная, хрустящая, блестящая, суровая, вьюжная, пушистая)

- А вы любите зимние забавы? (да)

- А какие зимние забавы вы знаете?(катание на санках, лыжах, коньках, игры в снежки, в хоккей, лепка снеговика, снежного города).

- А давайте поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика.

«Зимние забавы»

1,2,3,4,5 мы во дворе пошли гулять

Бабу снежную лепили

Птичек крошками кормили

С горки мы потом катались

А еще в снегу валялись

Все потом к дет. саду подошли

Отряхнулись и зашли.

- Помогите досказать пословицы о зиме.  Я начну, а вы закончите ее.

- Декабрь год кончает (а зиму начинает)

- Берегите нос (в большой мороз)

- Зимой два друга (метель и вьюга)

-Зимой солнце светит (да не греет)

-  Молодцы! Отдохнули пошли дальше. После холодной зимы всегда наступает что? (Весна) (Подходим к картине «Весна» на мольберте)

- Ребята, а какое у нас сейчас время года? (Весна)

- А какие весенние месяцы вы знаете?

- А какой сейчас месяц? (Апрель)

- Кто найдет этот месяц на карточках?  (синий квадрат с цифрой 2)

(Ребенок берет синий квадрат с цифрой 2и называет «Месяц апрель» - второй весенний месяц)

- Ребята, а почему весну называют утро природы? (Потому что все просыпается, пробуждается, просыпаются животные: барсук, медведь, еж,  прилетают перелетные птицы – грачи, скворцы, жаворонки, ласточки, утки, гуси; распускаются листочки на деревьях, расцветают подснежники, одуванчики, тюльпаны, нарциссы – цветы первоцветы).

- Молодцы! Хорошо вы знаете времена года и можете поиграть в игру.

«Когда это бывает?»

(Дети в кругу, Годовик задает вопрос и бросает мяч ребенку,  тот называет время года и бросает мяч обратно, отвечая полным ответом)

  1. В какое время года  собирают землянику?
  2. Когда птицы улетают в теплые края?
  3. Когда люди вывешивают скворечники?
  4. В какое время года чаще всего бывает гроза?
  5. Когда реки покрываются льдом?
  6. Когда заяц серый?
  7. Когда бывает ледоход?
  8. Когда день короткий, а ночь длинная?
  9. Когда на деревьях появляются почки?

- Молодцы ребята! Понравилось вам у меня?

- А кому что понравилось?

- Я хочу вам подарить картинки с временами  года, но я не успел их раскрасить, возьмите их в детский сад и там раскрасьте и расскажите другим детям о временах года.

Литература:

  1. Зырянова Л.Н. Занятия по развитию речи в ДОУ – Ростов Н/Д.: Феникс, 2013г.
  2. Горькова Л.Г. «Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников» - М.: ВАКО, 2005г.
  3. Сахипова З.Г. Читаем детям. – Л.: Просвещение. Ленинград отделение, 1991г.
  4.  Рез З.Я. Хрестоматия для детей  старшего возраста – М.: Просвещение, 1990г.
  5. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе  для детского сада – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...