ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ НАСЕКОМЫХ
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Секалина Татьяна Васильевна
Закрепление знания детей о многообразии насекомых: 
их строение;
 размножение;
 питание;
 польза;
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_o_nasekomyh.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение д/с № 72 Калининского района Санкт-Петербурга.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Теремок» (для детей с общим недоразвитием речи) познавательного развития.

Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ
НАСЕКОМЫХ»




Подготовила и провела

воспитатель

Секалина Т. В.

высшая категория

Санкт-Петербург

   Калининский район

Предварительная работа:

1.  Рассматривание сюжетных и предметных картинок по теме «Насекомые».

2. Беседа о насекомых: строение, питание, размножение, образ жизни, польза, роль насекомых в природе.

3.   Изготовление схем для составления рассказов о насекомых.

4. Чтение художественной литературы: «Лесные хоромы», «Муха-цокотуха»; сказок о насекомых:

5.   Заучивание наизусть стихотворения

6.   Проведение физкультминуток «Пчела»,

7.  Работа с родителями: сочинить с детьми и оформить сказку о насекомых на альбомном листе, сделать иллюстрации к сказке.

8.  Придумать сказку по заданной теме « Как божья коровка друзей искала». Нарисовать иллюстрации к сказке.

9.   Изготовить книжку-самоделку «Наши сказки о насекомых».

10.  Игры-импровизации «На лесной полянке».

11. Беседа «Насекомые и народные приметы».

12. Изготовление макета лесной полянки для отрабатывания предлогов «на», «за», «под», «перед», «около».

13. Демонстрация фильма с последующим обсуждением «Микрокосмос насекомых».

Материал к занятию:

- Волшебная бабочка (сюрпризный момент).

  • Подборка сюжетных и предметных картинок а так же детских работ по теме «Насекомые».
  •  Макет лесной полянки
  •  Схемы для составления рассказов (5шт.)
  • Сухой бассейн.
  • Мелкие игрушки насекомых для сухого бассейна: бабочка, муравей, божья коровка, жук, кузнечик, гусеница.
  • Атрибуты к физкультминутке: мяч

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1. Закрепить знания детей о многообразии насекомых:

  • их строение;
  •  размножение;
  •  питание;
  •  польза;
  •  характерные признаки: умение видеть сходства и различия.

2. Уточнить и расширить знания о значении насекомых в природе

3. Уточнить знание народных примет.

Воспитательные задачи:

1. Создать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра, чувства группового единства, доброжелательное отношение друг к другу.

2. Вызвать у детей интерес к жизни насекомых.

3. Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе, насекомым.

4. Развивать умение сотрудничать с друзьями.

5. Формировать у детей умение внимательно слушать других.

Развивающие задачи:

  1. Активизировать речь детей по теме «Насекомые».
  2. Развивать умение детей подбирать слова, характеризующие поведение и черты характера насекомых.
  3. Упражнять детей в диалогической и монологической речи.
  4. Совершенствовать умение составлять рассказ с опорой на схему.
  5. Совершенствовать умение подбирать признаки к предметам.
  6. Продолжать формировать навык составления предложения с использованием предлогов «на», «за», «под», «около», «перед», «под».
  7. Развивать мелкую моторику рук.
  8. Развивать двигательные навыки.

Ход занятия

1 Вводная часть

Дети входят в группу, подходят к воспитателю.

Воспитатель:  Я рада вас видеть! Ребята, давайте улыбнемся друг другу и нашему гостю, возьмемся за руки, подарим хорошее весеннее настроение своим друзьям и ласково скажем «Доброе утро»!

Дети встают в круг и приветствуют друг друга.

Воспитатель: Ребята, не кажется ли вам, что наша группа стала необычной. Как вы думаете, что изменилось?

Дети:  В нашей группе повсюду насекомые.

Воспитатель: А знаете ребята, мы с вами так много беседовали, рассматривали, лепили, рисовали, конструировали, читали и сочиняли сказки о насекомых, что добрая фея, узнав об этом,  превратила нашу группу в «Волшебную Страну насекомых».

                                                                      2 Основная часть

 Воспитатель: Ой, а что же у нас на окне?

Воспитатель вместе с детьми проходит к окну (в зону отдыха).

Дети:  Это красивая бабочка!

Воспитатель: А бабочка не обычная, а загадочная и на своих крыльях она принесла нам загадки. Попробуем их отгадать?

Дети: Да.

Воспитатель:   В лугах без устали летает,

                            Нектар цветочный собирает

                            Немного времени пройдет

                            И приготовит вкусный мед.

                                                                     (пчела)

Дети: Это пчела!

Воспитатель: Правильно, молодцы!

Воспитатель выставляет на мольберт картинку с изображением пчелы, и последующие  картинки после ответов детей.

Воспитатель:  Следующая загадка:

                             Надевает эта крошка

                             Платье красное в горошек

                             И летать умеет ловко, это

Дети: Божья коровка!

Воспитатель:      С ветки на тропинку,

                            С травки на былинку

                            Прыгает пружинка –

                            Зеленая спинка

Дети:  Это кузнечик!

Воспитатель:     Чернокожий карапуз

                           Не по росту тянет груз.

Дети:  Это муравей.

Воспитатель: Шевелились у цветка

                          Все четыре лепестка

                          Я сорвать его хотел,

                          Он вспорхнул и улетел.

Дети:  Это бабочка.

Воспитатель: Не жужжу, когда сижу,

                          Не жужжу, когда хожу.

                          Если в воздухе кружусь,

                          Тут уж вдоволь нажужжусь.

Дети:  Это жук.

Воспитатель:  Молодцы, порадовали меня. Ребята, а что это там?

Воспитатель обращает внимание детей на сухой бассейн покрытый тканью. В нем находятся мелкие игрушки-насекомые.

Воспитатель: Может быть, это сюрприз от  доброй феи, посмотрим?

Воспитатель ставит сухой бассейн на стол, снимает с него ткань.

Дети:  Это наш сухой бассейн.

Воспитатель: Я думаю, что внутри кто - то спрятался. Предлагаю проверить. Но будьте осторожны и очень внимательны.

Дети достают из сухого бассейна насекомых и полным ответом произносят, кого они достали.

Дети:  - Я нашел божью коровку.

             - Я нашел бабочку.

             - Я нашел муравья.

             - Я нашел жука.

             - Я нашел пчелу.

             - Я нашел кузнечика.

Воспитатель: Интересно от кого же они там спрятались?

Дети:  Может быть от злого волшебника?

Воспитатель: Может быть. А знаете, я предлагаю выпустить наших насекомых на веселую солнечную полянку.

Воспитатель и дети отправляются к импровизированной полянке  (к театрализованному уголку) и согласно инструкциям воспитателя расставляют насекомых на «полянке». Дети выполняют инструкции и полным ответом комментируют свои действия.

Воспитатель: – Посади бабочку на цветок.

                            - Поставь муравья около муравейника.

                            - Посади божью коровку перед цветком на грибок.

                            - Посади жука под камень.

                            - Посади кузнечика за пенек.

                            - Посади гусеницу в траву.

Воспитатель:  Молодцы ребята, помогли насекомым, выпустили их на чудесную полянку. Давайте и мы тихонько присядем рядом, отдохнем и поговорим о насекомых.

Дети и воспитатель присаживаются рядом с полянкой на ковре. Проводится д/у «Собери цветок». Коллективная работа по схемам составления описательного рассказа.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я нашла.

Воспитатель демонстрирует детям лепестки цветка.

Воспитатель:  Кто-то оторвал все лепесточки у цветка, и он может погибнуть. Нам необходимо его спасти. Чтобы спасти его, нужно составить рассказ о насекомых. А помогут нам  схемы, которые изображены на лепестках.

Дети разбирают лепестки и согласно схемам составляют коллективный рассказ о насекомых.

Дети:  У каждого насекомого есть тело, которое состоит из головы, груди и брюшка. У них есть усики и шесть лап и крылья.

Дети: Насекомые питаются листьями, корой, лепестками цветов, нектаром цветов. Насекомые питаются тлей, поедают других насекомых.

Дети: Насекомое откладывает яйца, из них появляются личинки.  Личинки превращаются в куколки, а из куколок появляются насекомые.

Дети:  На зиму насекомые прячутся в коре деревьев, в опавших листьях, зарываются в землю.

Дети:  Насекомые уничтожают вредителей, дают мед, лекарства.

Дети: Если насекомые исчезнут, то погибнут цветы, их некому будет опылять, гусеницы съедят все листья и траву.  Погибнут птицы, им нечем будет питаться.

Воспитатель: Замечательный рассказ получился у вас, посмотрите, вы спасли цветочек. Молодцы!

(воспитатель прикрепляет лепестки цветка к сердцевинке) Ребята, а вы знаете народные приметы о насекомых?

Дети:   «Муха попала в еду или питье – к подарку».

            - «Убить божью коровку – накликать беду».

           - «Комары и мошки летают роем – погода улучшится».

Воспитатель: Я тоже хочу рассказать некоторые народные приметы:

 - «Если в доме живет сверчок, он приносит счастье. Покидает дом – болезнь».

 - «Укусил муравей – к вражде и спорам. Но если муравьи завелись возле вашего порога, жди счастья и успеха».

 - Вот какие приметы и еще многие другие существует в народе. А сейчас я предлагаю поиграть в игру с мячом, «Какой, какая, какое?» . Давайте встанем, образуем круг вокруг меня

 - Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть. Бабочка, какая?

Дети:  Красивая, пестрая, нарядная, веселая, игривая, волшебная

Воспитатель:  Жук, какой?

Дети:  Коричневый, мохнатый, усатый, полосатый, летящий, жужжащий.

Воспитатель:  Насекомое, какое?

Дети:  Маленькое, полезное, красивое, летящее, ползущее.

Воспитатель:  Ну что ж ребята, и здесь вы меня порадовали. А давайте расскажем нашим друзьям-насекомым на полянке сказку, которую мы с вами придумали.

Дети с воспитателем проходят к полянке, присаживаются.

Воспитатель: Как называется наша сказка?

Дети:  Сказка называется «Как божья коровка друзей искала».

Дети поочередно рассказывают сказку небольшими отрывками.

Давным-давно жила была божья коровка. Звали ее Крапинка. Была она красивая, добрая, веселая, вежливая. Она часто скучала потому, что у нее не было друзей. Крапинка хотела поиграть с муравьями, но они не пустили ее в игру. Ей надоело грустить одной, и полетела она искать друзей. Крапинка пробиралась сквозь дремучий лес. Ей было страшно, она от страха дрожала. Но она летела и летела. И вот перед ней оказалась солнечная, цветочная полянка. Крапинка увидела Ромашку и подлетела к ней.

- Здравствуй Ромашка, мне одной очень скучно. Муравьи со мной не играют. Давай с тобой играть.

- Давай поиграем, - ответила Ромашка.

- Давай играть в догонялки, - предложила Крапинка.

- Я не умею бегать и летать, меня крепко держат земля и корни, - ответила Ромашка.

Крапинка огорчилась и полетела дальше. Прилетела Крапинка в лес и увидела на пеньке жука.

- Здравствуй, Жучок. Давай с тобой поиграем.

- Давай, - ответил Жучок.

- Полетели наперегонки к колокольчику.

 - Я не умею летать, - ответил Жучок.

Расстроилась божья коровка и полетела дальше. Крапинка прилетела

 на берег озера, и грустно смотрела на желтые кувшинки.

И вдруг она услышала песенку.

 Да еще какую – радостную, веселую, бодрую.

- Кто тут? – спросила Крапинка.

  • Это я, кузнечик Петя! – ответили из травы. Я пою тем, кто грустит.
  •  Я буду петь для тебя от всей души, пока ты не улыбнешься. Что у тебя случилось?

- Спасибо, Петя, - вздохнула Крапинка, - только песенкой моему горю не поможешь. Сколько лесного народа вокруг, а я одна. И друзей у меня нет.

- Так не бывает, - возразил кузнечик, - я точно знаю, что ты найдешь много друзей.

 Воспитатель: Как вы думаете, понравилась наша сказка насекомым на полянке?

Дети:  Да, понравилась.

Неожиданно появляется добрая фея.

Фея:  Здравствуйте ребята. Я добрая фея. Я долго наблюдала за вами и вижу, что вы старательные и умные. Как много вы знаете про братьев наших меньших – насекомых. Вам понравилось в моей волшебной стране?

Дети:  Да, понравилось.

Фея поименно обращается к каждому ребенку, интересуясь его впечатлениями.

Фея:  Слава, чем  тебе больше всего понравилось заниматься в «Стране насекомых?»

Дети:  Отгадывать загадки, спасать насекомых, играть с лепестками цветка, играть с мячом, рассказывать нашу сказку.

Фея:  Но пришел час расставания, я благодарю вас за ваши знания, а за ваши старания я дарю вам леденцы.                  «Я палочкой раз взмахну,

                                   Я палочкой два взмахну

                                   И детей я в группу верну!»

Воспитатель: Ну, вот и закончилось наше путешествие в «Страну Насекомых». Спасибо, ребята.

Используемая литература.

О. А. Скоролупова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Весна. Насекомые, перелетные птицы». Москва ООО «Издательство Скрипторий 2003» 2006 год.

О. С. Ушакова, Е. М. Струнова «Развитие речи детей 5 – 6 лет».  Москва. Издательский центр «Вентана – Граф» 2008 год.  

 Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. / Под ред. Нищева Н. В. СПб; ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»

Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»

Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

«Путешествие с книгой»:« Путешествие на праздник Масленица».

Занятие разработали и провели: Воспитатели старшей группы №8ГБДОУ№127Невского районаг. Санкт-ПетербургаСитникова Нина Федоровна иФарухшина Наталья Михайловна Ко...

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

Путешествие в страну "Здоровье" имитационная игра- путешествие

Предлагаю разработку имитатационной игры-путешествия с подготовительной  группой дошкольников компенсирующей направленности. Используемая технология доступна и целесообразна для восприятия детьми...