Конспект НОД по окружающему миру "Птицы зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Неботова Светлана Витальевна

Программное содержание: уточнить представление детей о непростой жизни зимующих птиц; подвести к пониманию того, что птицам нужна помощь человека; закрепить названия зимующих птиц; учить распознавать птиц по следам, клюву, хвосту, отгадывать загадки; закрепить знания о том, чем питаются птицы зимой; развивать внимание, наблюдательность, мышление; воспитывать познавательный интерес, любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_zimoy.docx16.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Росинка»

Конспект                                                                                                            непосредственно образовательной деятельности                                                               по познавательному развитию

Тема: «Птицы зимой»

                                                             

                                                                  Воспитатель: Неботова С. В.

г. Когалым

Программное содержание: уточнить представление детей о непростой жизни зимующих птиц; подвести к пониманию того, что птицам нужна помощь человека; закрепить названия зимующих птиц; учить распознавать птиц по следам, клюву, хвосту, отгадывать загадки; закрепить знания о том, чем питаются птицы зимой; развивать внимание, наблюдательность, мышление; воспитывать познавательный интерес, любовь к природе.

Словарная работа: упражнять в подборе прилагательных и глаголов.

Связная речь: учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

Материал: картина «Зимний лес» с контурами птиц, цветные картинки -  птицы точно такого же размера; ткань; корм (крошки белого и черного хлеба, семечки, пшено, 2 кусочка сала, к одному из которых привязана веревочка); картинки «Чьи следы?», «Чей клюв?», «Чей хвост?», «Послушай сказку и вместо картинки назови нужное слово»; туесок; фишки с номерами от 1 до 5; коробка, в которой лежат подарки зимы: веточки сосны, ели, воробьиные перышки, бумажные снежинки, снежки – комочки ваты; запись голосов птиц.

Ход:

(На мольберте картина, закрытая тканью).

Воспитатель загадывает загадку:

Снег пушистый стелется,                                                                                                           Улица бела,                                                                                                                                       И метет метелица.                                                                                                                     К нам пришла…                                 (Зима).

- Правильно. Что с собою принесла зима? (Дети рассматривают то, что лежит в коробке: веточки сосны, ели, снежинки, снежки).

- Ребята, а вам нравится зима? Чем? (Зимой можно поиграть в снежки, покататься на санках, лыжах, коньках, слепить снеговика).

- Ой, а это что такое? (Перышки).

- А чьи они? (Птичек).

- Нам, людям, никакие морозы и снега не испортят веселья. Мы закроемся в своих теплых домах и забываем о холодных ветрах, снегопадах, морозах. А как вы думаете, ребята, легко ли сейчас птицам? Нет, они всю зиму сражаются с морозами и снегом, чтобы выжить.

- Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробей, ворона, сорока, дятел, синица).

- Ребята, а вы хотите побывать в лесу, посмотреть, как живут  птицы? Давайте оденемся потеплее! (дети имитирующими движениями показывают, как они одеваются).

- Закрывайте глаза! (звучит негромкая музыка, воспитатель снимает ткань с картины).

- Вот мы и очутились с вами в лесу. Не замерзли? Но что же произошло с нашими птицами? Как будто какой - то волшебник дотронулся до них палочкой и превратил в маленькие белые льдинки. Ребята, надо помочь птицам. Поможем  им? Для этого нужно выполнить несколько заданий. С каждым выполненным заданием у нас будет оживать образ птицы.

Из туеска дети по очереди достают  фишки с номерами заданий.

1 – е задание: «Чьи следы?»

(На листе ватмана нарисованы следы воробья и вороны). 

- Почему вы решили, что это следы воробья и вороны? (Следы воробья меньше, расположены попарно, так как воробей прыгает,  не умеет ходить; у вороны лапки больше, поэтому и следы больше, ворона ходит, ставит лапы поочередно).

- Молодцы, угадали верно. (Дети закрывают контур воробья или вороны).

2 – задание: «Чей клюв?»

(На листе ватмана нарисованы клювы дятла и синицы).

- Почему у дятла клюв больше? (Чтобы выдалбливать насекомых из - под коры деревьев,  доставать семена из шишек).

- Какой клюв у синицы? (маленький, слабый).

- Может она своим клювом расколоть шишку? (Нет, она собирает остатки корма за дятлом, прилетает ближе к жилью человека).

- Правильно, ребята. (Дети закрывают контур дятла или синицы).

- Ой, что - то я продрогла. Ребята, давайте поиграем в снежки!

Физкультминутка «Игра в снежки».

3 – е задание: «Выбери корм для птиц».

Дети выбирают корм, разложенный на тарелочках.

- Почему вы не взяли крошки черного хлеба? (потому что черный хлеб в желудке у птицы скатывается в шарики и не переваривается, птица может умереть).

- Почему вы взяли сало, подвешенное на веревочке, а этот кусочек оставили? (Потому что его может утащить ворона).

(Закрывают еще один контур птицы).

4 – е задание: «Чей хвост?»

(На листе ватмана нарисованы хвосты дятла и сороки).

- У кого хвост длиннее? (У сороки).

- Для чего служит хвост дятлу и сороке? (Дятел опирается на хвост, когда долбит дерево; сороке помогает летать между деревьями).

- Верно. (Дети закрывают контур сороки).

5 – е задание: «Угадай – ка!»

Непоседа пестрая,                                                                                                                  Птица длиннохвостая,                                                                                                      Птица говорливая,                                                                                                                          Самая болтливая.                               (Сорока).

Я по дереву стучу,                                                                                                       Червячка добыть хочу.                                                                                                          Хоть и скрылся под корой -                                                                                                        Все - равно ты будешь мой!              (Дятел).

Птичка – невеличка                                                                                                                    Ножки имеет,                                                                                                                                 А ходить не умеет.                                                                                                                       Хочет сделать шажок -                                                                                                                   Получается прыжок.                          (Воробей).

Носит серенький жилет,                                                                                                                         Но у крыльев черный цвет.                                                                                                    Видишь, кружат двадцать пар                                                                                                   И кричат:                                                                                                                                     - Карр! Карр!                                      (Ворона).

- Молодцы, ребята, и загадки вы отгадали! А в заключение зима просит вас прочитать вот это письмо.

5 – е задание: «Послушай сказку и вместо картинки назови нужное слово».

Итог:

- Ребята, туесок наш опустел, выполнены все задания. Посмотрите,  как преобразился наш лес! (Звучат голоса птиц, стук дятла). Птицы очень благодарны вам за вашу помощь. Я надеюсь, что и впредь вы будете помогать им в трудную минуту, а весной птицы  отблагодарят вас звонкой заливистой песней. А нам с вами пора возвращаться в группу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру "Зимующие птицы"

Конспект занятия по окружающему миру "Зимующие птицы"...

Конспект занятия по окружающему миру "Зима. Зимние забавы"

Конспект занятия по окружающему миру с детьми подготовительной к школе группы с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи на тему "Зима и зимние забавы"...

конспект НОД по окружающему миру "Зимующие птицы"

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе....

Конспект занятия по окружающему миру "Зимующие птицы"

Это занятие о зимующих птицах. О том, как они переносят зимнее время года. Что необходимо помогать птицам в зимнее время года....

Конспект занятия по окружающему миру "Зимой в лесу" старшая группа

Конспект занятия по окружающему миру "Зимой в лесу" старшая группа...

Конспект НОД по окружающему миру "Зима, изменения в растительном мире"

Задачи:Образовательная область «Познавательное развитие»:- формировать представление о снеге и его свойствах;- учить детей отвечать на поставленные вопросы; анализировать, делать выводы в ...