Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы "Солнце. Солнечная система"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ланцова Вера Львовна

Конспект совместной деятельности для детей подготовительной группы "Солнце. Солнечная система". Сказка про солнце. Опыт "Солнце и жизнь на земле".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_solnechnaya_sistema.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №71 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Калининского района Санкт-Петербурга

 

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы

«Солнце. Солнечная система».

 

Воспитатель:

Ланцова В. Л.

                                                    Санкт-Петербург

2015

«Солнце. Солнечная система».

Подготовительная группа

Задачи:

1. Напомнить детям о строении нашей Солнечной системы; рассказать о Солнце.

2. Показать детям, что существование жизни на планете имеет свои

        причины.

3. Способствовать самостоятельному поиску интересующих детей

   знаний, через опытническую деятельность и познавательную

   литературу.

4. Вызвать у детей интерес к познанию нового, неизвестного им.

Материал:

  • схемы Солнечной системы,  карандаши цветные - по количеству детей;
  • карта Солнечной системы;
  • емкости с водой, песком, камешки;
  • энциклопедии;
  • макет Солнечной системы.

Предварительная работа:

  • чтение энциклопедий;
  • рассматривание иллюстраций;
  • чтение стихов;
  • дидактическая игра «Земля и Солнечная система».

             

                                               Ход занятия.

  • Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии я хочу вам рассказать одну сказку.

«В одной далекой и прекрасной стране случилась эта история. Давным-давно, в незапамятные времена на самом краю земли существовало одно самое обычное Королевство – с обычными королем и обычными людьми. Единственное, чем отличалось это Королевство от других – тем, что в нем всегда светило Солнце, а погода  стояла удивительная. Леса издавали ароматы цветов и трав, ручьи поили людей прохладной водой, птицы пели удивительные песни, а животные были добры и миролюбивы. И все люди радовались жизни, любили друг друга и свое солнце. Они заботились о своем Королевстве. Были добрыми и трудолюбивыми и   всегда заботились друг о друге. Если кому-то становилось грустно, то всегда рядом находились друзья, которые были готовы утешить.  Но однажды случилась беда.
На землю Королевства ступила нога  злой колдуньи! Она жила в царстве Темноты.  Злая колдунья  ненавидела Солнце.

Долгими ночами (дней в ее царстве не было) колдунья шила огромный шатер, который должен был закрыть весь небосвод, и когда шатер был готов, она направилась в путь.
Все, что надо было сделать – это натянуть над Королевством черный шатер. Но это  было не так-то просто.  Много дней колдунья ходила по королевству . Она убеждала людей в том, что жизнь без Солнца намного лучше, и никто не мог ей возразить , ведь люди не знали , что значит жить без Солнца.
И они поверили колдунье. И вот однажды все  люди собрались на главной площади  Королевства для того, чтобы совершить задуманное – натянуть огромный черный шатер. Колдунья же удалилась в свое царство, она уже сделала свое дело, остальное люди совершали сами.
И вот, шатер был натянут. В миг все померкло, и каждый житель зажег фонарик, который был приготовлен на этот день.
Конечно, фонарики не светят так ярко, как солнце, но, пожалуй, и их света достаточно, - рассуждали жители Королевства.
Прошло немного времени, и их фонари совсем погасли, а Королевство погрузилось в кромешную тьму. Люди уже не могли ухаживать за растениями, наводить порядок в своих жилищах, потому что в темноте ничего было  не разглядеть.
Постепенно люди перестали мыться и стирать одежду, потому что грязи на себе они не видели. Растения без солнечного света зачахли, а ручьи от мусора стали настолько грязными, что пить воду из них стало просто невозможно. Люди стали бояться выходить из дома, ведь можно  угодить в канаву, или в  огромный ров  в полной-то темноте!
Люди стали злыми , кругом царила тьма!
Наверное, жизнь бы вообще перестала существовать в этом Королевстве, но однажды в городе появился Путешественник. Откуда он пришел никто тогда не знал, помнят лишь то, что это был первый путешественник за долгие – долгие годы. Наверное, его никто бы и не заметил, если бы не одна удивительная вещь – у Путешественника был волшебный фонарик, а из него светил  солнечный лучик!  У него был самый НАСТОЯЩИЙ солнечный свет. Так утверждали  долгожители Королевства, которые еще помнили те  времена, когда светило Солнце. Путешественник направил свой фонарик с солнечным лучом на  шатер и тот моментально растаял в воздухе, будто его и не было.

/Дети с воспитателем подходят к макету Солнечной системы/.

Воспитатель:

- Ребята, а где здесь Солнце?

- А почему Солнце находится в центре?  - Что вы можете рассказать о Солнце?

- Какое оно по величине? По цвету?

- Как вы думаете, тепло там или холодно?

- Как вы думаете, есть ли там жизнь?

/ответы детей/

Воспитатель: Солнце - это огромный огненный шар. Температура на поверхности Солнца - 20 млн. градусов.

Нам кажется, что Солнце - маленький кружочек. Это потому, что оно находится от Земли на очень большом расстоянии. На самом деле Солнце огромное. Оно в 109 раз больше Земли. Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землей, это выглядело бы как большой футбольный мяч рядом с горошиной.

От Земли до Солнца 150 млн. км. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают и освещают нашу планету.

Опыт «Солнце и жизнь на Земле».

Цель: выявить влияние солнечного света на жизнь на земле.

Материал:

  • Две емкости с водой
  • Две емкости с землей
  • Два камешка
  • Настольная лампа

Ход: Предложить вспомнить, что дети чувствуют, когда их лицо обращено к Солнцу (тепло, приятно, щеки греются и т.д.)

Предложить детям выяснить, как влияет солнечный свет на все живое. Для этого дети ставят одну емкость с водой, так же одну емкость с землей и один камешек под свет лампы, а оставшиеся материалы в тень (можно закрыть плотным материалом, или коробкой ).

После постановки опыта возвращаются к макету Солнечной системы:

- Солнце - это ближайшая к Земле звезда, это центр Солнечной системы. Наша планета Земля - одна из девяти планет Солнечной системы.

- Давайте вспомним, какие это планеты? /Меркурий, Марс, Венера,    Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, и Плутон. Каждая из планет, движется вокруг Солнца по своему пути. Этот путь называется - орбита.

Солнце вместе с большими и малыми планетами составляет

Солнечную систему.

Пальчиковая гимнастика: « Раз - Меркурий,  два – Венера...»

-   Ребята, а чтобы нам в дальнейшем было легче изучать,

обследовать планеты, я предлагаю вам выполнить

интересное задание.

/3адание детям/

- Сколько планет вращается вокруг Солнца?

- Раскрасьте:

  • Меркурий - зеленым
  • Венеру - розовым
  • Землю - голубым
  • Марс - красным
  • Юпитер - в разноцветную полоску
  • Сатурн - бордовым
  • Уран - фиолетовым
  • Нептун - синим
  • Плутон - черным
  • Солнце - красным, оранжевым или  желтым.

Вот у нас с вами и получилась карта Солнечной системы.

Физкультминутка: П. /и «Ждут нас быстрые ракеты…»

В конце НОД дети обследуют, что произошло с материалом.

Выводы:

1. На «солнце» земля, вода и камень нагрелись, стали теплыми, в отличии от материалов, находящихся в тени.

2. Солнце - источник света и тепла на Земле.

Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им дает Солнце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию "Солнце.Солнечная система"

Этот материал будет воспитателям подготовительных групп....

Викторина с использованием ИКТ для детей подготовительной группы «Солнечная система»

Викторина с использованием ИКТ для детей подготовительной группы«Солнечная система»...

Конспект ООД познавательного развития для детей подготовительной группы «Солнечная система».

Конспект ОД по познавательному развитию у детей старшего дошкольного возраста позволит сформировать представления о солнечной системе, разширить  словарный запас....

Экскурсия в мини – планетарий с детьми подготовительной группы «Солнечная система и голубая планета Земля»

В рамках муниципального семинара «Поиск эффективных методов и осуществленияэкологического воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО»...

Конспект совместной деятельности "Путешествие по планетам солнечной системы"

Развивать умение решать задачи, на основе слухового восприятия, выделять главные свойства....

Конспект досуга по физической культуре "Сахалин - родина моя" совместно с детьми подготовительной группы и детьми начальной школы

Данное мероприятие проводилось в рамках приемственности дошкольного и начального образования. Представлен физкультурный досуг с интеграцией образовательных областей....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Солнечная система»

Солнечная система представляет собой группу планет, вращающихся по определенным орбитам вокруг яркой звезды — Солнца. Это светило является главным источником тепла и света в Солнечной системе....