: «Познавательная деятельность детей старшей группы, как средство интеллектуального развития в ходе реализации образовательной области «Познавательное развитие»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Позновательная деятельность детей старшего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Доклад из опыта работы    

                         Воспитателя старшей группы №9        

                             Халда Ирины Анатольевны

Тема:  «Познавательная  деятельность детей

старшей группы, как средство  интеллектуального

развития в ходе реализации         образовательной области «Познавательное развитие».

Проблема развития ребенка, подготовка его к школе, сложна и актуальна, ее развитие неразрывно связано с процессом формирования познавательного интереса у дошкольников.

Для успешного обучения в школе детям необходимо овладеть дифференцированным восприятием, творческим воображением, умением сравнивать и обобщать предметы и явления, владеть анализом, синтезом, умением действовать по намеченному плану, делать выводы.

Руководствуясь программой «От рождения до школы» под редакцией

 Н.Е. Веракса и решая задачи образовательной области «Познавательное развитие», я провела диагностику, которая  показала, что у некоторых детей снижен интерес к познавательной деятельности. И чтобы заинтересовать детей, увлечь их полезным занятием, я наметила для себя задачи:

- обеспечить активное интеллектуально-познавательное развитие детей;

- развивать психические процессы как основу учебно-познавательной деятельности (восприятие, воображение, память, мышление);

- активизировать познавательные интересы;

- дать знания об окружающем мире;

- формировать знания, умения и навыки в процессе разных видов деятельности;

- развивать речь детей;

- формировать математическое и конструктивное мышление;

- развивать творческие способности в мыслительной и практической деятельности.

Для успешного решения поставленных задач,  я придерживалась следующих принципов:

- создание атмосферы, которая может вдохновлять ребенка, вселять уверенность в себе, развивать творческое начало;

- создание климата взаимного доверия, психологической безопасности;

- немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная предметно-пространственная среда, которая  стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создаёт оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

В связи с этим я оформила центр экспериментирования, где создала условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей.

Для вовлечения детей в познавательный процесс, я  использую различные стимулы:

- сильнейшим побудителем развития познавательного интереса является внешняя привлекательность наглядного материала, его новизна, необычность;

- использование сюрпризных моментов, некоторой  тайны, игровых приёмов;

- мотивация помощи;

- постановка вопроса (Почему так?);

- ситуация выбора.                                                                                В целях систематизации развивающей работы с детьми, я разработала перспективный план по познавательному развитию детей, в который включила различные виды деятельности:

-режимные моменты;

-наблюдения;

-НОД;

-экскурсии;

-эксперименты;

-труд в природе;

-образовательные проекты;

-игры познавательного  характера в том числе словесные, настольно - печатные, подвижные;

-игры - путешествия;

-знакомство с познавательной и художественной  литературой;

- ИКТ:  просмотр слайдов и познавательных фильмов;

-рассматривание иллюстраций картин;

-взаимодействие с семьями воспитанников по познавательному развитию.

Изучая новую тему, я использовала определенную структуру:

- постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

- выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

- проверка гипотез;

- подведение итогов, вывод.

Процесс обучения детей я строила на основе познавательных методов:

- метод проектов ( «Дары осени», «Я расту здоровым», «Кому нужна зима?»,

«Огород на окне» и т.д.);

- метод исследовательской деятельности: наблюдение, упражнение, эксперимент («Свойство бумаги», «Волшебница вода», «Выпаривание соли», «Свойства предметов» и т.д.).

Одним из направлений детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую - опыты. Провожу их как на занятии, так и в свободной самостоятельной и в совместной деятельности. Такие   опыты способствуют развитию у детей мышления, логики, творчества, позволяют показать наглядно связи между живым и неживым в природе. Во время совместного экспериментирования я ставила цель, совместно с детьми определяла этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учила выделять последовательность действий, отражать их в речи. По окончании эксперимента обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новенькое, тем самым учила излагать в речи свои мысли, закрепляла в памяти полученные знания. Так на свойствах воды я опробовала различные техники рисования: «набрызгом», «по – мокрому», «по вощеной бумаге», «печатание», «батик» и др.  Освоение этих техник, основанных на знании различных свойств воды, делает детскую изобразительную деятельность разнообразной и выразительной.

Работая по развитию познавательной активности детей, охватывала разные направления:

- знакомство с природным, предметным социальным миром и осуществлялась с помощью:

  1. Экскурсий, целевых прогулок по экологической тропе, рассказов, бесед и др.

  2. Игр опытов: «Волшебница вода», «Ожерелье изо льда», «Покажи радугу».

  3. Шансовых  игр: лото, игры с кубиком, домино и т.д.

  4. Дидактических развивающих игр:  «Правильно пойдешь,  клад найдешь», «Пройди по лабиринту», «Следопыт», «Подбери пару», «Чудесный мешочек» и т.д.

  5. Словесных игр ( познавательной направленности): «Отгадай животное»,  « Что длиннее?», «Кто быстрее назовёт», «Скажи наоборот», «Отгадай загадку» и т.д.

  6. Игры путешествия: «Путешествие по глобусу», «Путешествуем с капелькой», «Путешествие в страну математики», «Путешествие по морскому дну».

Такие виды детской деятельности ориентированы на исследовательскую деятельность, обеспечивающую как можно больше «культурной практики». Такая практика позволяет ребенку самостоятельно обобщить имеющиеся у него знания и представления в систему знаний, сделать правильные выводы.

Создание проблемных ситуаций, даёт мне возможность заинтересовать детей, привлечь их к проблеме. Например, ставлю проблему: слепить фигурку из сухого  и мокрого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему?  Рассматривают  песок через лупу и  обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть.   Или же игровой приём, например:  Лесовичок прислал детям приглашение в гости. Проблема, как туда добраться? Предложила детям подумать и выбрать тот вид транспорта, который поможет добраться до домика  Лесовичка, но поставила условие, что этот транспорт не должен нарушать экологию леса. Выслушав детей, я прошу объяснить, почему они предложили этот вид транспорта. Даю детям возможность решить эту проблему, обсудить её и принять правильное решение. Совместное обсуждение даёт возможность детям высказать своё мнение, выслушать мнение сверстников, учит их рассуждать. А мне, как педагогу решать задачу по культуре общения (выслушивать, не перебивая сверстников), использовать разные формы речевого этикета.  

 Использование компьютерных и мультимедийных средств обучения стимулирует познавательный интерес детей, позволяет раздвинуть рамки познавательного и интеллектуального развития детей. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Современные средства обучения   очень увлекательны. Поэтому в своей работе я использую разные формы познавательной деятельности с применением ИКТ: создание презентаций, просмотр слайдов, фильмов, мультфильмов познавательной направленности. Это позволяет возбудить у детей познавательную активность, любознательность и познавательные интересы ко всему окружающему миру.

Для осуществления полноценного развития познавательного интереса у детей необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи.

 Педагоги и родители должны стать единомышленниками в решении поставленных задач. Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывается в следующих формах: была оформлена серия наглядной информации в родительский уголок, проведены индивидуальные и групповые консультации: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Необычное  рядом», «Лаборатория в кастрюле» и др. Использовала разный материал в виде памяток и рекомендаций. Приобщала родителей к совместному взаимодействию по реализации образовательных  проектов, организации фотовыставок, выставок совместной  с детьми продуктивной деятельности(тематические рисунки ,поделки из природного и использованного материала). Кроме того вовлекла родителей в оформление предметно- развивающей среды. Была проведена акция «Скворечник», «Вместе с ребенком»- выставка детских рисунков, конкурсы на лучшую кормушку для птиц,  дизайнерское оформление участка. Работу с родителями я строила по следующим принципам:

- единство в работе ДОУ и семьи;

-доверие между педагогами и родителями;

- взаимопомощь в совместной работе по воспитанию детей.

Подводя итоги о проделанной работе, я сделала вывод, что постоянная  целенаправленная работа повысила познавательную активность детей, они стали любознательнее, научились управлять своим поведением, взаимодействовать со  взрослыми и сверстниками. Научились решать интеллектуальные задачи.

Я считаю, что проделанная работа была эффективна, а совместная деятельность детей и родителей положительно влияет на детей. Только постоянная систематическая работа дает хорошие результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организованной образовательной деятельности Образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» на тему : «Как помочь Буратино?»

Программное содержание: учить выделять условие и вопрос задачи, учить решать  задачи путём сложения и вычитания однозначных чисел;  закрепить знание детей о последовательности дней недели; з...

Конспект Организованной образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» во второй группе раннего возраста на тему: «Котик в гости к нам пришел»

Программное содержание: учить детей узнавать и называть домашнее животное, формировать умение выделять характерные особенности (пушистый хвост, мягкая шерсть, зоркие глаза и т. д)., учить различать пр...

Итоговое занятие по развитию речи (Образовательная область «Речевое развитие») и по математике (Образовательная область «Познавательное развитие») в средней группе.

Цель занятия - Выявить уровень сформированности знаний, умений и представлений детей, полученных ими в течение учебного года и закрепить их....

Занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему "Путешествие в Страну Математики" (образовательная область "Познавательное развитие")

Занятие по формированию элементарных математических представленийдля детей старшей группы на тему "Путешествие в Страну Математики"(образовательная область "Познавательное развитие"...

Особенности реализации образовательной области Познавательное развитие в условиях реализации ФОП.

Особенности реализации образовательной области Познавательное развитие в условиях реализации ФОП.Познавательное развитие является важнейшим компонентом общего развития дошкольника. Этому процессу отво...