Статья "География для дошкольников - возможность и реальность"
статья на тему

Блошенко Любовь Васильевна

География для дошкольников - возможность и реальность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_dlya_doshkolnikov.doc25.37 КБ

Предварительный просмотр:

ГЕОГРАФИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ –

ВОЗМОЖНОСТЬ И РЕАЛЬНОСТЬ

    География – интереснейшая и не простая наука, которая включает в себя обширные знания, помогающие ребенку понимать устройство бытия.

     В нашем образовательном учреждении была разработана и экспериментально апробирована программа по обучению дошкольников географии. На занятиях дети узнают, как люди в разных странах мира используют окружающую среду для получения пищи, воды, топлива, строительных материалов и многого другого, что может дать природа. У детей появляются знания о том, какой работой занимаются люди и как они изменяют мир вокруг себя. Узнают, как связаны между собой различные части света, как общаются между собой люди разных континентов, стран, культур, и как транспортные системы и ландшафты влияют друг на друга и др.

   Детей так же интересуют вопросы о том, как изменяется окружающая среда под влиянием человеческой деятельности. Они начинают понимать какая большая и в то же время «маленькая и  хрупкая» наша планета, насколько важно и необходимо защищать природу и беречь природные ресурсы. Детей удивляет тот факт, что люди не умеют ценить богатства Земли, загрязняют окружающее пространство, что уровень загрязнения природы настолько высок, что планета находятся в реальной опасности.

    Занятия географией формируют у детей стремление познавать мир, а познание – есть функция не только интеллекта, но и личности в целом: происходит развитие мыслительных процессов – внимания, памяти, мышления, представления, воображения; дети учатся воспринимать, анализировать, сравнивать, обобщать; у них расширяется кругозор, формируется эрудиция, развивается система отношений – с собой, с другими людьми, с миром в целом.

   Важно понимать, что ребенок отличается от взрослого человека своей активностью, заинтересованностью и способностью узнавать всё, обо всём и обо всех. Его необыкновенная любознательность в сочетании с детской непосредственностью, доверчивостью и открытостью позволяют «впитывать получаемую информацию как губка». Организация наших занятий по принципу: «…скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; вовлеки меня – и я пойму» – позволяет добиться максимального успеха. Уровень абстрактного мышления ребятишек-дошкольников далек от совершенства, поэтому работа с малышами на занятиях максимально насыщена наглядностью, деятельностью, доступностью для понимания. Педагогический процесс организуется таким образом, чтобы дети имели возможность изучать географию в игровых ситуациях через эксперименты, наблюдения, исследования посредством видео- и аудео- материалов, настольных дидактических игр, пособий, карт и глобусов.

   Прикладные виды деятельности создают атмосферу творчества на занятиях, помогают детям практически вжиться в образ (например, обитателя материка). Этому же способствуют элементы театрализации и перевоплощения на занятиях, работа с гримом и костюмированными показами.

    Мы так же понимаем, что познавательный процесс ребенка не должен ограничиваться рамками занятия. Так, в возрастной группе организована зона практических исследований, где ребенок может в свободное время, по желанию, нарисовать что-то его интересующее, использовать тематические «разукрашки», исследовать глобус, поизучать карту мира и карты материков, рассмотреть книги, пособия, альбомы, фотографии, диафильмы, провести доступные опыты и пр. Такая организация образовательного пространства помогает ребенку «насытиться интересующей его информацией».

    Так дошкольники в нашем ДОУ имеют возможность с легкостью знакомиться с азами метеорологии, экологии, астрономии, физики, химии, геометрии, биологии, зоологии, геологии, социологии, истории, культурологии и др. – теми науками, которые синтезированы в географии.

   Дети воспринимают географию как интереснейшую науку, которая появилась благодаря путешественникам и первооткрывателям, проанализировавшим и описавшим увиденное ими в экспедициях. Само слово «география» означает «землеописание». Начиная работу по программе для нас было важно, чтобы дети интересовались жизнью Земли, всеми ее тайнами и особенностями, стремились больше узнать о нашей планете и знакомиться с теми, кто ее населяет – полюбили географию как науку.

    Дети-дошкольники по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Они ежедневно открывают для себя новые предметы и явления. Малышей интересует всё вокруг, побуждает думать, задавать вопросы, предлагать свои решения или объяснения (иногда очень нестандартные и по сути своей интересные). Ребёнок обладает природным стремлением к познанию, он склонен к открытиям, любит путешествовать, превосходит взрослых в наблюдательности и пр. Взрослым остается малое – помочь ребенку посредством организации специального пространства, привлечь его внимание к определенным фактам, явлениям, событиям, помочь ему изучить, пронаблюдать, проанализировать изучаемую область и т.п.

    Становлению ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта познания, способствует организация партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где они получают возможность проявлять собственную инициативу в исследовательской активности.

    Удовлетворяя любознательность в процессе познавательно-исследовательской деятельности, ребенок расширяет свои представления о мире, овладевает причинно-следственными, родовидовыми, классификационными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.

    В дошкольном детстве у ребенка формируется любознательность и способность воспринимать новые впечатления. Если суметь сохранить эту способность в детском возрасте, – в более старшем она превращается в условие легкости и непринужденности в овладении новыми знаниями и навыками.

   На наших занятиях дети так же узнают о правильном отношении человека к природе, начинают понимать, как можно ее использовать без вреда для окружающего мира и как сохранить природные ресурсы для будущих поколений.

Список литературы:

  1. Багрова Л.А.  Я познаю мир. Страны и народы. Издательство АСТ 1998
  2. Годовикова Д. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 1986 - №1.
  3. Гризик Т.И. Познаю мир: Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга». – М.: Просвещение, 2000. – 160 с.
  4. Глубь В.Т. Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: ВАКО, 2004. – 144 с.
  5. Колпакова О.В. Занимательная география. Издательство Белый  город. – 2012 г.
  6. Мелихова Г. И. География и ты: Твои первые путешествия и открытия: Для ст. дошк. и мл. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1998. – 80 с.
  7. Петрова Н.Н. География. По материкам и океанам.
  8. Ревенко М.В. Малышам о географических открытиях. – 2-е издание. – М.: Педагогика – Пресс, 1992. – 128 с.
  9. Старжинская Ирина  Издательство: Юнипресс, 2006 г.
  10. Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2007. – 112 с.

Селищев Е. Н. География для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 240 с.

Усачев А. Занимательные стихи.

Успенский Л.В. Занимательная география. Издательство Ленинздат 1947г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Фастфуд в питании дошкольников мифы и реальность»

Говоря о фастфуде, нужно понимать, что это название в значительной степени условное. Обычно под фастфудом (от англ. fast food - быстрая еда) подразумевается возможность быстро перекусить....

Организация игровой деятельности дошкольников с использованием технологии «дополненная реальность» в дошкольном образовательном учреждении.

Игровая форма с использованием технологии «дополненной реальности» позволяет активизировать познавательную деятельность детей, сделать  освоение образовательной программы  более ...

Культурное наследие Санкт - Петербурга в образовании дошкольников - возможности и проблемы

В статье рассматривается потенциал Санкт - Петербурга для создания условий формирования всестороннего развития детей....

Развитие инженерного мышления у дошкольников миф или реальность?

В данной методической разработки описывается как развивать у детей инженерное мышление. Презентация прилагается....

«Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников. Возможности материала «Логические блоки Дьенеша»

laquo;Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников. Возможности материала «Логические блоки Дьенеша»...

Функциональная грамотность у дошкольников: миф или реальность?

Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизнен...