Главные вкладки

    Конспект занятия по экспериментированию в средней группе "Невидимка-воздух"
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

    Данный конспект позволяет рассказать детям о свойствах воздуха путем экспериментирования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nevidimka-vozduh.docx714.99 КБ

    Предварительный просмотр:

                                        «НЕВИДИМКА-ВОЗДУХ»

                                        (Занятие в средней группе)

    Задачи:

    Образовательные:

    - подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

    - дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

    - способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

    - способствовать формированию у детей познавательного интереса;

    - обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

    - учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

    Развивающие:

    - развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

    - развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

    - развивать зрительное и слуховое восприятие.

    Воспитывающие:

    - воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

    - воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,

    - воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

    Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

    Предшествующая работа:

    - наблюдения за ветром;

    - проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;

    - эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;

    - изготовление корабликов с парусами, вееров.

    Оборудование:

    - полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);

    - стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей);

    - мыльные пузыри (по количеству детей);

    - баночки с разными запахами;

    - сундучок Кузи;

    - игрушка «Домовёнок Кузя» и ширма;

    - кораблики из бумаги;

    - сосуд – «море» для корабликов;

    - салфетки бумажные (по количеству детей);

    - веера (по количеству детей);

                                           

                                                Ход занятия:

    Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

                             Он нам нужен, чтоб дышать,

                             Чтобы шарик надувать.

                             С нами рядом каждый час,

                             Но невидим он для нас!

    Что это?

    Дети: Воздух!

    Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория. (подходят к лаборатории)

    Домовёнок Кузя : Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

    Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.

    Кузя: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?

    Воспитатель: Скажите, ребята, Кузе, вы видите воздух вокруг нас?

    Дети: Нет, не видим.

    Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

    Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

    Кузя: Вот-вот! Невидимый! Значит,его и нет вовсе!

    Воспитатель: Погоди, погоди, Кузя! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

    Кузя: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

    Воспитатель: Ребята, давайте докажем Кузе, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

    Дети: Да.

     

       Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом

    Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

    Дети: Он пуст.

    Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

    Дети: В нём нет воздуха.

    Воспитатель: Смотри, Кузя! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

    F:\Новая папка (2)\IMG_2799.jpg

    Кузя: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!

    Воспитатель: Конечно, Кузя! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает!

    Кузя: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? 

                          Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»

     

       Опыт 2. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

    Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

    Дети: Выходят пузырьки.

    F:\Новая папка (2)\IMG_2788.jpg

    Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

    Дети: Мыльные.

    Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем.

                                             «Мыльные пузыри»

     Воспитатель: Кузя, как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей?

    Кузя: Конечно, же мыло!

    Воспитатель: Ребята, прав ли Кузя? Почему? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.

    Кузя: Понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?

    Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Кузе, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

    Дети: Нет.

     

       Опыт 3. С салфеткой.

    Воспитатель: А с салфеткой видно?

    Дети: Да.

    Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?

    Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

     

       Игра « Кораблики»

    Воспитатель: Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.

    Кузя: Это вы дуете, воздух толкаете. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?  

                          F:\Новая папка (2)\IMG_2838.jpg

      Опыт 4. С веером.

    Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

    Дети: В лицо дует ветерок.

                                F:\Новая папка (2)\IMG_2814.jpg

                               

    Воспитатель: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только помогает парусникам плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите, воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.

    Кузя: Как эта вертушка похожа на ветряную мельницу! У нас в деревне была такая. Там, на мельнице, муку мололи. А потом из этой муки пироги пекли. Я люблю, когда пирогами пахнет!

    Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

     

       Опыт 5. «Баночки с разными запахами».

    Кузя: Ой, как запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.

    Воспитатель: Что ты, Кузя! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

     

       Опыт 6. «Не дышу»

    Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!

    Воспитатель: Кузя, если тебе не нравятся запахи в этих коробочках, то мы тебе поможем. Откроем форточку, и сюда прилетит свежий воздух. А на свежем воздухе дышится легко.

    Кузя: Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!                           

    Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;

    Чтоб увидеть воздух, его надо поймать;

    Что воздух легче воды;

    Что воздух есть внутри пустых предметов;

    И даже внутри людей;

    Без воздуха ничто живое не может жить;

    А ещё я узнал, что воздух не пахнет и может передавать запахи;

    А ещё я наконец-то узнал, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха;

    Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня на занятии. До свидания!

    Воспитатель: И нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Воздух и его роль в жизнедеятельности человека» выполнена в условиях реализации ФГОС

    Данный конспект позволяет рассказать детям о свойствах воздуха путем экспериментирования через органы чувств, наглядных образов и вспомогательных материалов. Закреплять умение устанавливать прич...

    Конспект занятия по экспериментированию В средней группе Тема: «Фокусы с магнитами». Составлен воспитателем Овечко Г. Н. Дата проведения: март 2014 г.

    Конспект занятия по экспериментированиюВ средней группеТема: «Фокусы с магнитами».Составлен  воспитателем Овечко Г. Н.Дата проведения: март 2014 г....

    Цветочный город. Конспект занятия по экспериментированию в средней группе.

    Занятие по экспериментированию в средней группе...

    «Волшебник — воздух». Конспект занятия по экспериментированию в средней логопедической группе

    Программное содержание:- развивать представления детей о свойствах воздуха;- помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи;- подвести к пониманию, что воздух есть в окружающем пр...

    Конспект занятия по экспериментированию в средней группе Тема: «Волшебник – воздух»

    Программное содержание:- развивать представления детей о свойствах воздуха;- помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи;- подвести к пониманию, что воздух есть в окружающем пр...