Явления природы: гроза, дождь, радуга
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Петрова Тамара Степановна

Ознакомление с природными явлениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yavleniya_prirody_raduga_i_dr.docx93.62 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Явления природы: летний дождь, гроза, радуга»

 Автор: Петрова Тамара Степановна воспитатель ГБОУ начальная школа - детский сад№687 Центр реабилитации ребёнка

Участник: Джабари Ирина Валерьевна

Проект рассчитан на группу старшего возраста (5-6лет) с ЗПР

Продолжительность проекта: 2 недели (краткосрочный)

Цель проекта: проект направлен на формирование у детей представлений о природных явлениях: летний дождь, гроза, радуга.

Задачи проекта:

  • формировать у детей  реалистические представления о природных явлениях, развивать творческие способности детей, речь, обогащать словарь новой терминологией.
  •  развивать желание экспериментировать, доводить начатую деятельность до конца.
  • воспитывать способность видеть красоту природных явлений, толерантно относиться к чужому мнению.

 

 «Выбор темы»

Однажды на прогулке дети увидели, как капает мелкий  дождик и светит солнышко. Соне стало интересно, почему идет дождь? Остальные дети стали задавать самые разнообразные вопросы: «Почему гремит гроза?», «Почему идет дождь?», «Откуда радуга появляется?»… Ответить на вопросы дети попытались, самостоятельно и ответы получались самыми неожиданными. Кто-то говорил, что радуга появляется только во время грозы, кто спорил и утверждал, что радуга бывает только во время летнего дождя…

Таким образом, и возникла тема нашего проекта «Чудеса лета: Летний дождь, радуга, гроза».

Тема нашего проекта достаточно актуальна для данного возраста, так как она подразумевает под собой общение с природой, познание тайн явлений природы.

Участие детей в проекте позволит:

- сформировать реалистические представления о  явлениях природы,

- сформировать такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить,  умение видеть красоту природных явлений родного края.

Участие родителей в проекте позволит детям более подробно увидеть красоту явлений природы и способствовать расширению кругозора детей.

Участие педагогов в проекте позволит сделать процесс формирования представлений полноценным.

Для того чтобы осуществить запуск проекта, мы воспользовались методом трех вопросов:

Рассматривание вопросов:

 Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Как можем узнать?

- Видели, как выглядит радуга;
- видели, как идут разные дожди;
- слышали гром;
- видели молнию.

- как образуется радуга;
- почему она разноцветная;
- как расположены цвета в спектре радуги;
- какие бывают дожди;
- почему идет дождь;
- почему бывает гроза.

- спросить у родителей, бабушек, дедушек;
- посмотреть специальные познавательные программы;
- прочитать художественную литературу.

 Формы и методы реализации проекта

-НОД

- чтение художественной литературы;

- наблюдение за явлениями природы;

- игра - инсценировка «Капельки и тучка»;

- экспериментальная деятельность (создаем радугу);

- разучивание пальчиковых игр.

-круговорот воды в природе.

Этапы проекта

1 Этап – подготовительный:

*рассмотрение проблемы

*подбор и изучение литературы

*постановка цели, задач

*познакомить родителей с темой, с основными этапами работы

2 Этап – практический

«Познание»

*опытно – исследовательская деятельность

*наблюдение

*беседа

*НОД

*дидактические, подвижные, пальчиковые – игры

*продуктивная деятельность

«Коммуникация»

*экологические беседы

*чтение художественной литературы

*заучивание стихов

«Художественное творчество

*рисование, лепка, аппликация

3 Этап – заключительный

*обобщение результатов работы

*анализ результатов работы

*выставка детских работ

*презентация

Работа с родителями

*консультация по теме « Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

*предложить родителям вместе с ребёнком дома провести опыт (испарение влаги)

*чтение художественной литературы по теме проекта

*предложить родителям оказать посильную помощь в оформлении уголка для экспериментирования

«Реализация проекта»

*Чтобы наш проект мог осуществиться, перед нами стояла задача: обогащения центров активности соответствующими материалами:

*В центе «Ряженья» у нас появились «ободки-капельки», с помощью которых дети могут устраивать представления, а так же играть в  игру «Капельки   и тучка».

*В центре «Изобразительного искусства» дети воплощали свои задумки и фантазии.

*Выполнили коллективную работу «Радуга и дождик».

*Игровой центр пополнился  дидактической игрой «Собери радугу».

«Мы играли, мы учили»…

*Научились играть в подвижную игру «Капельки и тучка», «Тучка и солнечные зайчики».

*Отгадывали загадки о явлениях природы.

*Разучили пальчиковые игры «облачко» и «Сколько знаю я дождей»

 

№ 1 ОПЫТ «ПРЕВРАЩЕНИЕ ЖИДКОСТИ В пар (ИСПАРЕНИЕ)»

МАТЕРИАЛЫ:

  1. Спиртовка (осторожное обращение с огнем).
  2. Вода.
  3. Емкость для воды.
  4. Два платка, одинаковые по размеру и ткани.

ДЕЙСТВИЯ:

  1. На огне спиртовки довести воду до кипения.
  2. Наблюдать за паром.
  3. Свернуть два платка вчетверо.
  4. Намочить их в воде.
  5. Положить их на солнце.

РЕЗУЛЬТАТ:

 При нагревании вода испаряется, то есть превращается в пар (газ). Так исчезают лужи после дождя, высыхает земля, белье после стирки. Чем больше поверхность испарения, тем быстрее поверхность сохнёт

№ 2. НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста.

                                    Путешествие капельки

Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе.

Задачи: образовательные

-Расширить знания детей о значении воды в жизни человека:

-круговорот воды в природе;

-объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега;

-источники питьевой воды;

Воспитательные:

-Развивать социальные навыки; умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение, доказывать свою правоту.

-Прививать бережное отношение к воде.

Развивающие:

-Активизация и обогащение словаря детей по теме занятия.

Материалы: Иллюстрации на тему «Вода», схема «Круговорот воды в природе», глобус, мнемотаблица.

Ход работы: дети отгадайте загадку:

                      В морях и реках обитает,

                       Но часто по небу летает

                       А как наскучит ей летать,

                       На землю падает опять.

-Воспитатель: Догадайтесь, о чем мы будем сегодня говорить? Мы с вами сегодня будем говорить о воде. На земле вода содержится во многих водоёмах. Назовите их. (Моря, океаны, реки, ручьи, озёра, родники, болота, пруды.)  Дети рассматривают иллюстрации.

-Воспитатель: я видела рисунки, на которых вы изображали море. Какого цвета вода на ваших рисунках? (ответы) Давайте посмотрим на глобус. Кто знает, что это такое? (ответы)

-Глобус-это макет нашей планеты Земля, макет земного шара. Какого цвета на глобусе больше? (ответы). Синего. Это моря и океаны нашей планеты.

-Воспитатель: Чем отличается вода в морях и океанах от воды в озёрах, реках, родниках, болотах? В морях и океанах вода солёная, она непригодна для питья. В реках, озёрах, прудах вода пресная, после очистки, её используют для питья. Откуда вода попадает в наши квартиры? (с  водоочистных станций).

Наш город большой, чистой воды ему требуется много, поэтому из рек мы берём тоже много воды. Почему же тогда вода в реках не кончается? Как река пополняет свои запасы? (ответы детей). Дети мы с вами проводили опыт и наблюдали, как вода при нагревании превращается в пар.

Вот так происходит и в природе (показываю схему «Круговорот воды в природе»). Каждый день солнце нагревает воду в морях и океанах, реках и вода превращается в пар. В виде пара, крошечные, невидимые капельки влаги, поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар превращается в воду. Капельки все собираются вместе и образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они  становятся очень тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.

    А кто может рассказать, как образуются снежинки?

Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно капельки превращаются в кристаллики льда – снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озёра, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется круговорот воды в природе.

-Воспитатель: Предлагаю рассмотреть схему, заполнить мнемотаблицу. По таблице составить рассказ «Приключение капельки»

№ 3 НОД  по лепке с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР

Тема: Радуга на небе (Налеп из пластилина)

Программное содержание:

*Учить составлять задуманный предмет на плоскости (метод барельеф) из семи разноцветных согнутых в дугу столбиков.

*Продолжать учить дополнять работу композиционными решениями (солнце, облака, цветы)

*Закреплять умение анализировать и понимать содержание стихотворение.

Материал. Нарисованная на листе бумаги радуга. Картон, пластилин (на каждого ребёнка).

                                          Ход занятия

Чтение стихотв. В. Берестова «Тучка».

              Тучка с солнышком опять

              В прятки начали играть.

              Только солнце спрячется.

               Тучка вся расплачется.

              А как солнышко найдётся,

               В небе радуга смеётся.

В.   Когда на небе можно увидеть радугу? (когда после дождя светит яркое солнце)

В.   На что похожа радуга? (на мост, гору, дугу и т.д.)

Дети, рассмотрите нарисованную на листе бумаги радугу и назовите цвета по порядку, начиная с верхнего: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Предложить детям самостоятельно скатать из пластилина семь разноцветных «колбасок», соответствующих цветам радуги, и расположить их на картоне в виде дуги в строгой последовательности. Напомнить, что красная дуга самая длинная, фиолетовая – самая короткая.

Затем  дети по желанию лепят солнце, облака располагают их на картоне.

№ 4. ОПЫТ «ДЕЛАЕМ РАДУГУ!»

МАТЕРИАЛ:

  1. Маленькие зеркала на каждую пару детей.
  2. Вода.
  3. Ёмкость, такого размера, чтобы зеркало погружалось до половины (на каждую пару детей).
  4. Фонарик с ярким и хорошо направленным лучом (на каждую пару детей).
  5. Белый лист бумаги (на каждую пару детей).

ДЕЙСТВИЯ:

  1. Налить воду в ёмкости.
  2. Опустить в воду зеркало под наклоном.
  3. Включить фонарик и направить луч на зеркало, через воду.
  4. Подставить под отражённый луч белый лист бумаги – увидеть радугу!

РЕЗУЛЬТАТ:

Проходя через воду, отражаясь от зеркала, луч распадается на спектр. Таким образом мы повторяем опыт Ньютона подручными средствами.

№ 5Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе

«Волшебница-радуга»

Образовательная область «Художественное творчество»

Цель: Учить детей, смешивая цвета, получать другой цвет; закрепить знание цветов радуги и порядок их расположения; совершенствовать технику рисования гуашью.

Материалы:  Письмо; силуэты платьев (по количеству детей); кисточки; палитры;  гуашь: красная, желтая, синяя, белая; баночки с водой; посылка.

 Дети, нам с вами пришло письмо. От кого же это? Попробуйте угадать?

Загадываю загадку:

Что за чудо-коромысло

После дождика повисло?

Очень яркое, цветное,

А красивое какое!

Разноцветная дуга

Солнечная...          (Радуга).

- Правильно, это письмо нам прислала Волшебница-радуга. Давайте откроем и прочитаем:

«Здравствуйте!

Пишет вам Волшебница Радуга. У меня случилась беда. Злой колдун Клякса  не любит яркие цвета и хочет, чтобы  весь мир стал  серым, но я не могу ему позволить сделать это. А  начал он с моего волшебного платья. Теперь оно стало серым и некрасивым.  А без платья  я не смогу помешать Кляксе. Но это еще не все. Он  украл мои волшебные краски, которыми я раскрашиваю  мир. Правда,  мне удалось найти несколько красок, и я посылаю их вам. Может быть, вы сможете мне помочь и вернете цвета моему платью. Спасибо вам.                                     Ваша «Радуга»

- Дети, надо нам помочь Радуге. Мы же не хотим, чтобы все вокруг стало черным и серым. Только как же мы сможем помочь?

Выслушиваю ответы детей.

- Правильно, нам надо нарисовать Волшебнице-Радуге новые платья. Каждый из нас нарисует и получится много платьев, и Клякса не сможет их все испортить.

- Но сначала давайте вспомним, какие цвета есть в радуге. Как мы их запоминали? 

Дети произносят коротенькое предложение из 7 слов:

"КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ, ГДЕ СИДИТ ФАЗАН",
где первая буква в каждом слове - название того или иного цвета радуги:
К - красный, О - оранжевый, Ж - желтый, З - зеленый, 
Г - голубой, 
С - синий, Ф - фиолетовый.

Показываю детям картинку с радугой.

- Давайте посмотрим, какие краски у нас есть. (Красная, желтая, синяя и белая). Три цвета для платья у нас есть, а каких цветов не хватает? (Оранжевого, зеленого, голубого и фиолетового).

- Что же нам делать? Как получить недостающие цвета?

Выслушиваю предложения детей. Если затрудняются, предложу смешать разные краски. 

Смешиваю по очереди краски:  

Желтая + красная = ?

- Как вы думаете, какой цвет у нас получится? (предположение детей) (оранжевый)

Желтая + синяя = ? (зеленый)

Синяя + белая = ? (голубой)

Синяя + красная = ? (фиолетовый)

Физкультминутка:

В небе дождь, гроза.                          Поднимаем руки вверх.
Закрывай глаза!                                  Закрываем глаза руками.
Дождь прошел. Трава блестит.          Руки в стороны.
В небе радуга стоит.                           Руками рисуем радугу над

                                                              головой      
Поскорей, поскорей,                        
Выбегай из дверей,                           Бег на месте.
По траве босиком,
Прямо в небо                                       Ходьба
Прыжком…                                           Подпрыгиваем.

Предлагаю детям сесть за столы. Перед детьми ставлю схему смешивания цветов. По схеме, еще раз вспоминаем, как получить нужные цвета.

- Когда вы получите все нужные цвета, надо будет раскрасить Волшебнице-Радуге платье. Не забудьте, что цвета должны идти друг за другом в определенной последовательности. Но чтобы у нас не получились все платья одинаковыми, как можно расположить полосы на платьях?

Выслушиваю ответы детей (вертикально – сверху вниз; горизонтально – слева направо; по диагонали (наискосок)).

Дети приступают к выполнению задания. Включаю  музыку «Классика для малышей».

Если у кого-то появляются затруднения, помогаю по схеме определить необходимые цвета.

После выполнения работы, рассматриваем платья, выбираем понравившееся, объясняем, почему именно это платье.

Когда платья высохнут, отправляем их радуге посылкой.

№ 6 НОД по рисованию в старшей группе

По теме: «Разноцветные капли дождя».

Цель занятия:

Формирование у детей умения выражать свое отношение к погоде через характерную деталь (в данном случае – капли дождя).

Задачи:

-Ознакомление с приёмами работы  акварельными красками  «по-сырому».

-Закрепить навык закрашивания внутри контура.

-  Развивать чувственно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Материал для занятия:

Белые вырезанные капли;

Акварель,

Большие круглые кисти;

Банка с водой;

 Салфетка.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла Капелька! Здравствуй Капелька.

Капелька: Здравствуйте ребята!  Я Капелька – путешественница.

Сегодня я вам расскажу  о моём  путешествии. Хотите послушать?

Путешествие Капельки.

Жила-была капелька. Я жила в доме у мамы тучки. В этом доме я жила не одна, а со своими братиками и сестричками, такими же капельками. Когда капелек стало слишком много в домике тучки, я и мои родные  оторвались от тучки и полетели в путешествие. Одна капелька упала на дом, другая – на дерево, третья – на цветок и так появилось много- много красивых капелек. Все они сияли разными цветами, а  я  сияла жёлтым и красным цветом, потому что упала на тюльпан. Капли всегда разноцветные потому, что дождь попадает на всё вокруг, на лист, дерево, яблоко на ветке, дом, а  капли отражают всё, что есть вокруг них.

Воспитатель: Понравилось вам путешествие капельки?

Капелька: Ребята, я прилетела к вам не просто так, а хочу попросить вас нарисовать моих сестрёнок и братишек. Вы мне поможете?

Воспитатель: Ребята, сможем мы помочь нашей знакомой? А давайте не только нарисуем капельки, но и позовём Капельку и её сестричек с братишками на прогулку.

Практическая часть

Воспитатель: Сейчас мы будем рисовать капельки дождя.  Для этого мы смочим водой всю нашу капельку, а теперь по контуру капельки рисуем, синим цветом, потом красным и затем жёлтым в середине.

Дети, рисуя, видят, как смешиваются цвета между собой.

Воспитатель:

Облака, облака

Белоснежные бока

Были лёгкие, как птицы

Напились земной водицы

И набухли,  раздулись

Как шары легко столкнулись.

Раздались раскаты грома-

Все попрятались в дома.

Тучи фыркают сердито,

Капли капают на диво

Разноцветные, как краски,

Дождь идёт! И всё как в сказке!

Капелька рассматривает рисунки.

Капелька: Ой, какие красивые капельки у вас получились!  Ребята, пока мои сестрички и братишки подсыхают, мы с вами потанцуем.

Солнца нет, и потемнело,

Дождик начинается.

Кап-кап на дорожки,

Кап-кап на ладошки,

Дождик землю поливай

С нами поиграй.

Дети с Капелькой выходят из-за столов на ковёр и начинают танцевать под музыку.

Капелька: Ребята спасибо вам большое, что нарисовали для меня моих сестричек и братишек, а то мне было без них скучно. Мы обязательно прилетим к вам на прогулку. А сейчас я с вами прощаюсь. До свидания, друзья!

Итог занятия

Воспитатель: Кто приходил к нам в гости? Какого цвета капельки дождя?

А почему они разноцветные? Какие цвета мы использовали при рисовании капелек?

Если б всё на свете было

Одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Видеть мир привыкли люди

Белым, жёлтым, синим, красным…

Пусть же всё вокруг нас будет

Удивительным и разным!

№ 7 НОД по оригами «Зонтик»

article1187.jpg

Цель: закрепить умение складывать бумагу в разных направлениях

Задачи:

  • - научить конструировать зонтик, собирая его из нескольких модулей;
  • - закрепить умение складывать базовую форму "воздушный змей", составлять аппликацию, аккуратно работать с клеем;
  • - развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.

Материал: лист картона, заготовка ручки зонтика, по 4 цветных квадрата (6*6), клей, кисточка, клеёнка, салфетка.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки...

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски...

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка...

 

Воспитатель: Дети, а вы любите сказки? А кто вам дома рассказывает? Назовите свои любимые сказки?

Вот сколько сказок вы знаете, но никто на свете не знает столько сказок, сколько знает их Оле - Лукойе. Вот мастер-то рассказывать!

У Оле - Лукойе есть два зонтика: один, разноцветный, с картинками, который он раскрывает над хорошими детьми  и тогда им всю ночь снятся чудеснейшие сказки, а другой совсем простой, гладкий, черный, который он раскрывает над непослушными  детьми; ну они и спят всю ночь как чурбаны, и поутру оказывается, что они ровно ничего не видали во сне!"

 

- Я знаю, вы у меня хорошие ребята, и над вами Оле – Лукойе, раскрывает только вот такой разноцветный зонтик (показ образца) и вам всю ночь снятся чудесные сны. Давайте на некоторое время станем маленькими волшебниками и превратим разноцветные бумажные квадратики в волшебный зонтик. Крибле – крабле - бумс! Итак, мои маленькие волшебники за работу!

2.Пальчиковая гимнастика.

1-2-3-4-5 - удары по столу пальчиками обеих рук: левая - начинает с мизинца, правая- с большого пальца

Вышел дождик погулять - беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук

Шел неслышно, по привычке, - "шагают" средний и указательный пальцы обеих рук

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке: - ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу

"По газону не ходить!"

Дождь вздохнул тихонько: - часто и ритмично бьют в ладоши

-Ох! - один хлопок

И ушел. Газон засох - ритмичные хлопки по столу.

 

3. Поэтапное складывание поделки (каждый этап показ складывания воспитателем - повтор детьми):

а) сложите все квадраты, используя базовую форму "воздушный змей";

б) две базовые формы "воздушный змей" сложите пополам по линии сгиба

5.Физкультминутка

Капля раз, - прыжок на носочках, руки на поясе

Капля два - прыжок

Очень медленно сперва - 4 прыжка

А потом, потом, потом - 8 прыжков

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, - руки развести в стороны

От дождя себя укрыли - руки полукругом над головой

 

5. Составление аппликации, наклеивание деталей.

http://www.maam.ru/images/users/photos/medium/781cccd3773f7203e78b0d2f0cc68784.jpg

6. Анализ детских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Чудеса лета: Летний дождь, радуга, ветер»

Участие детей в проекте позволит сформировать реалистические представления о  явлениях природы, формирования таких качеств, как любознательность, умения наблюдать, логически мыслить, воспитывать ...

Формирование в детях познавательной инициативы, пытливости ума, широкого кругозора через ознакомление с явлениями природы и развитие чувства эмпатии к объектам природы

Все педагоги уделяют много внимания ознакомлению детей с явлениями живой природы. Но в тоже время мало внимания уделяется ознакомлению дошкольников с явлениями природы (ледостав, росса, гроза, радуга,...

"Неживая природа.Явление природы"

исследовательская-опытная деятельность....

«Неживая и живая природа. Явления природы».

laquo;Неживая и живая природа. Явления природы». Осень...

Конспект НОД в подготовительной группе по опытно-экспериментальной деятельности "Природные явления: извержение вулкана, дождь, радуга"

НОД с использованием наглядных (мультимедийные слайды, схемы, видеоматериалы, словесных (беседа, рассказ, вопросы поискового характера) и практических (опыты) методов, которые направлены на применение...

Предлагаю вашему вниманию конспект познавательного досуга «Тайны природы» (гроза, ветер, град, молния, солнце).

laquo;Познавательный досуг «Тайны природы» (гроза, ветер, град, молния, солнце) для детей 4-5 лет Цель: закрепление представлений детей о природных явлениях»Задачи: закреплять...