Конспект НОД в подготовительной группе по опытно-экспериментальной деятельности "Природные явления: извержение вулкана, дождь, радуга"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
НОД с использованием наглядных (мультимедийные слайды, схемы, видеоматериалы, словесных (беседа, рассказ, вопросы поискового характера) и практических (опыты) методов, которые направлены на применение познавательных речевых умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_prirodnye_yavleniya_izverzhenie_vulkana_dozhd_raduga.docx | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6 «Золотой ключик» п.Ола
Конспект ОД в подготовительной к школе группе по опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ «Природные явления: извержение вулкана, дождь, радуга».
Цель: Расширение знаний детей о природных явлениях.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности.
Образовательные задачи:
Уточнить представления о природных явлениях: извержение вулкана, дожде, радуге.
Учить детей отражать в речи результаты экспериментирования.
Формировать способности устанавливать причинно – следственные связи в ходе проведения эксперимента и делать выводы.
Развивающие:
Развивать внимание, воображение, умение анализировать и сравнивать.
Словарная работа:
обогатить словарь детей словами: гора, вулкан, кратер, лава, конденсация, лаборатория, опыты.
Предварительная работа:
1. Чтение детской энциклопедии «Все обо всем».
2. Рассматривание картинок, тематических альбомов, фотографий, просмотр слайдов по теме.
3. Беседы на тему: «Живая и неживая природа», «Откуда берётся дождь», «Как появляется радуга».
4. Наблюдения за неживой природой.
5. Загадывание загадок, разучивание стихотворений о вулкане, дожде, радуге.
6. Изготовление макета вулкана.
7. Подготовка необходимого для показа дождя и радуги.
Оборудование: видеоматериал «Извержение вулкана», макет вулкана, сода, моющее средство, уксус, видеоматериал «Как образуется дождь», контейнер с водой, пена для бритья; гуашь или пищевый краситель, конфетки «скитлс», белые тарелки. Мензурки, пробирки, колбочки и лупы.
Ход нод:
Воспитатель:
Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся
Воспитатель:
-А теперь давайте поприветствуем, друг друга и подарим друг другу свои улыбки.
-Скажем, друг другу «Здравствуй»
-Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Раз, два, три. Волшебство скорей приди
-Дети, мы сейчас с вами отправимся в одно очень интересное место, под названием лаборатория.
- Хотите?
- А кто мне скажет, что такое лаборатория?
Ответы детей (Лаборатория)
- А кто мне скажет, для чего нужна лаборатория? Кто там работает?
Ответы детей. Учёные, лаборанты проводят опыты, эксперименты.
-Что же мы здесь видим?
Дети отвечают (колбы, баночки, лупы, весы и т.д)
Воспитатель:
Верно, ребята. Колбы, баночки, песочные часы, весы, увеличительные стёкла и многое другое - это всё то, что нужно для опытов.
- Ребята я хочу вас сегодня познакомить с таким удивительным природным явлением как извержение вулкана.
-Вы хотите узнать, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана?
Ответы детей
-Обратите своё внимание на доску.
(Слайд №1)
- Вулкан – это высокая гора с крутыми склонами.
- На какое геометрическое тело похож вулкан? (конус).
Ответы детей
Давайте посмотрим, что находится внутри вулкана.
(Слайд № 2)
Ребята посмотрите, что вы видите на вершине горы? (на вершине горы большая чаша) Эта огромная чаша называется кратер. Давайте все вместе повторим это новое слово. (дети повторяют слово кратер)
(Слайд №3)
Внутри вулкана проходит огромная яма, уходящая глубоко в землю – это жерло вулкана. (дети вместе повторяют слово жерло). А на самой глубине вулкана находится расплавленное горячее вещество – магма. (дети вместе повторяют слово магма)
Вулканы бывают разных видов: действующие, потухшие. Иногда вулканы замирают на сотни лет, их называют потухшими. Люди, забыв, что когда-то они с грозным шумом извергали лаву, камни, пепел, дым, строят на склонах горы свои селения.
Воспитатель: Ребята, а хотите посмотреть, как происходит извержение вулкана? Тогда внимательно смотрите.
(ВИДЕО № 1)
(Действующий вулкан)
-Огромная гора словно взрывается и сотрясается от страшного грохота. Огромная туча дыма и пепла поднимается над горой. Каменный дождь осыпает склоны. И жидкая огненная лава вытекает по склонам все, сжигая на своём пути.
Ребята, а хотите поэкспериментировать и посмотреть, как же происходит извержение вулкана. Проходите к столу. Перед вами самый настоящий вулкан, но он пока спит. Давайте разбудим его.
А для этого нам с вами понадобится пищевая сода, красная гуашь, уксус и моющее средство для посуды.
Сейчас я вам расскажу, как мы это сделаем.
В кратер нашего вулкана будем насыпать ложку соды, затем добавим красной краски, немного моющего средства для посуды и в конце я добавлю вот эту жидкость. Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (самому пользоваться нельзя) это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет все готово.
(дети по указанию воспитателя добавляют ингредиенты в жерло вулкана)
А теперь внимание!
(Воспитатель в приготовленную смесь аккуратно наливает уксус. Дети наблюдают извержение вулкана).
Воспитатель: Ребята, кажется наш вулкан «оживает»
-Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается наш вулкан. Он извергается спокойно.
Молодцы ребята вы все внимательно слушали и выполняли мои задания и помогли вулкану «проснутся». Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается.
-Ребята, в природе много всего удивительного. А хотите узнать, как образуется дождь.
- я предлагаю вам посмотреть видео, из которого вы об этом узнаете.
(ВИДЕО №2)
(Как образуется дождик)
-Ребята, кто мне скажет, как же образуется дождик?
Дети отвечают
-Правильно, ребята.
(СЛАЙД№ 4)
-Под воздействием солнечных лучей вода с поверхности озер, рек, морей, океанов испаряется, превращаясь в пар. Пар очень легкий, он поднимается высоко в небо. Высоко в небе очень холодно. И пар превращается в капельки. Затем мелкие водяные капельки собираются в облака. Когда их становится много, они образуют тяжёлые тучки, и уже не могут долго находиться наверху и начинают падать на землю в виде дождя. И снова оказываются в реках, озёрах, морях. Этот процесс называется круговорот воды в природе. Повторите.
Дети повторяют
-Ребята, а теперь я предлагаю вам пройти к столу. Здесь вы сами сможете поучаствовать в образовании дождика.
-Для опыта нам понадобится большая прозрачная емкость с водой. В которую мы выдавим пену для бритья - это будут облака. А теперь аккуратно берем пробирки с красителем голубого цвета и выливаем на наши облака, и получится у нас не прозрачный, а голубенький дождик. Чтобы мы с вами смогли наблюдать как из облака идет дождь.
(Воспитатель выдавливает пену для бритья в воду, а дети льют на нее из пробирки голубой краситель)
-Ребята, смотрите из нашего облачка пошел пошёл дождик. Мы с вами настоящие волшебники.
-Ребята, а теперь давайте немного поиграем.
Физкультминутка: «Дождь»
Дождик, дождик, что ты льешь? 4 хлопка
Погулять нам не даешь. Притопы.
Дождик, дождик, хватит лить, 4 хлопка
Деток, землю, все мочить. Притопы.
Кап-кап, кап-кап. (Свободные движения пальчиками)
Зонтики скорей раскроем, (Соединить руки над головой)
От дождя себя укроем.
-Ребята, я хочу вам загадать загадку, послушайте внимательно:
Дождь прошел. Раздвинув тучи,
К нам пробился солнца лучик.
И буквально на глазах
Мост возник на небесах.
Разноцветная дуга -
Это в небе… (Радуга)
(Слайд №5)
- Давайте посчитаем, сколько в радуге цветов?
Ответы детей
Правильно семь. А какие это цвета? Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. И все эти цвета идут в определённом порядке. Чтобы запомнит порядок цветов в радуге достаточно выучить следующий стишок:
Каждый – красный
Охотник - оранжевый
Желает - жёлтый
Знать - зелёный
Где - голубой
Сидит - синий
Фазан – фиолетовый.
Ребята, а вы хотите узнать, как и почему появляется радуга?
(СЛАЙД №6)
Радуга появляется когда лучи солнышка отражаются в мелких капельках воды после дождя, которые парят в воздухе и переливаются разными цветами.
-Ребята, а хотите, чтобы радуга появилась сейчас у нас здесь прямо в комнате, да ещё и зимой, ведь мы наблюдаем её только летом, когда тепло.
Для этого нам понадобятся белые тарелочки и конфетки «Skittles». Будем выкладывать их по кругу, а затем нальем немного водички в середину тарелочки.
Давайте попробуем.
(Дети выполняют опыт)
Итог:
Ребята, а теперь я предлагаю вам пройти сесть на стулья и вспомнить о каких явлениях природы мы сегодня говорили (ответы детей). Надеюсь. Вам понравилась работа в нашей лаборатории. Я хочу подарить вам мыльные пузыри, потому что в них тоже можно увидеть радугу. Поэтому вот вам мое домашнее задание: провести эксперимент с мыльными пузырями дома и постараться разглядеть радугу, а о результатах эксперимента поговорим при следующей встречи.
Спасибо, ребята, за ваше активное участие. Всем спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по опытно – экспериментальной деятельности с водой на тему: «ВОТ ОНА КАКАЯ – ВОДА!»
Конспект опытно-экспериментальной деятельности с водой в погдготовительной группе...
Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»
Дети наблюдают как магнитные силы проходят через воду, бумагу, картон....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ в подготовительной группе по опытно-экспериментальной деятельности
Тема занятия "Поплывёт - не поплывёт!"...
Картотека конспектов ОД в подготовительной группе по опытно - экспериментальной деятельности
КАРТОТЕКА КОНСПЕКТОВ ОД ПО ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ....
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы по опытно - экспериментальной деятельности «Увлекательная наука».
Тема занятия: опытно - экспериментальная деятельности «Увлекательная наука».ФИО (педагога): Кирсанова Екатерина Владимировна Должность: воспитатель...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ в подготовительной группе по опытно-экспериментальной деятельности « Математика в экспериментах»
Тема: «Поплывет не поплывет» (учить сравнивать легкие и тяжелые предметы).Цель: создать условия для формирования основ целостного мировоззрения старших дошкольников средствами ...
Конспект занятия в подготовительной группе инновационная опытно-экспериментальная деятельность «Извержение вулкана».
Конспескт занятия в подготовительной группе инновационная опытно-экспериментальная деятельность "Извержение вулкана"...