КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ в подготовительной группе по опытно-экспериментальной деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Тема занятия "Поплывёт - не поплывёт!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_poplyvyot_-_ne_poplyvyot.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

в подготовительной группе

по опытно-экспериментальной деятельности

Воспитатель: Семёнова Кермен Ивановна.

Тема: «Поплывёт – не поплывёт»

Цель: создать условия для формирования основ целостного мировоззрения старших дошкольников средствами физического эксперимента.

Интеграция образовательных областей«Социально – коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие».

Задачи:

  • Формировать познавательный интерес к изучаемому материалу.
  • Учить понимать знаки, используемые в процессе изучения темы;
  • Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ;
  • Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • Обобщать и проводить сравнение по заданным основаниям;
  • Анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков.
  •  Учить формулировать собственное мнение и позицию, принимать позицию и мнение другого.
  • Развивать умение принимать участие в работе группы, договариваться, использовать в общении правила вежливости.

Используемый материал: презентация «Лаборатория маленьких ученных», 2 воздушных шара, ёмкость с водой, 2 прозрачные банки, соль, 2 яйца, столовая ложка, салфетки.

Для каждого ребёнка: прозрачный стакан, карточка с картинками, простой карандаш, бумага, деревянные предметы, пластилин, свеча, крышка от бутылки, ракушка, монета, камешек, льдинка, тарелка, поролон, чайная ложка, цветок из бумаги, лепестки которого сложены в центр цветка.

Ход занятия:

(На экране картинка с названием – «Лаборатория маленьких учёных»)

- Доброе утро! Я рада пригласить вас в «Лабораторию маленьких ученных».

- Как вы думаете, что такое лаборатория и что там делают? (это специальное помещение для научных опытов и экспериментов)

- А как нужно вести себя в лаборатории? (не шуметь, внимательно слушать, отвечать на вопросы..)

- Я предлагаю вам стать учёными, которые разгадывают разные тайны. Согласны?

- Для начала отгадайте загадки о том, с чем же сегодня мы будем проводить эксперименты.

1. Я и туча, и туман,

   И ручей, и океан,

   И летаю, и бегу,

   И стеклянной быть могу! (Вода)

                  2. Мы говорим - она течёт,

                      Мы говорим – она играет.

                      Она бежит всегда вперёд,

                      И никогда не убегает. (Вода)

3. В море я всегда солена,

   А в реке я пресная.

   Лишь в пустыне раскалённой

   Мне совсем не место.

(Помочь детям сформировать вывод о том, что объектом изучения будет – вода.)

- сегодня нам предстоит узнать почему одни предметы плавают, а другие тонут?

  1. Работа с карточками:

- А теперь займите места у рабочего стола.

- Перед вами в серебряной тарелке лежат предметы. Разделите эти предметы на две группы: на те, которые тонут в воде и те, которые не тонут.

Выслушать предположения детей.

- На столе у вас лежат карточки с картинками. По очереди вы опускаете в стакан с водой предметы и отмечаете в карте: что тонет, а что не тонет. Если утонул, то рисуем стрелку вниз, если остался на плаву – стрелку вверх, а если предмет сначала плавал, а потом утонул – одну стрелку вверх и вторую вниз.

- Ребята, как вы думаете, почему одни предметы плавают, а другие тонут? (Ответы)

- Предметы, которые не тонут, легче воды, а те которые тонут – тяжелее!

- Скажите, а как предметы, которые не тонут, могут пригодиться людям?

- Такое свойство некоторых материалов ученные и строители используют при строительстве судов, кораблей, плотов.

- А как же могут пригодиться предметы, которые тонут?

- Посмотрите, что это такое? Якорь – для чего он нужен на корабле?

- Якорь очень тяжёлый, его отлили из метала, а предметы из метала, тонут. Опускаясь на дно, якорь удерживает лодку или корабль на месте, не дает уплыть.

  1. «Ловушка»

На экране появляются картинки: льдина и айсберг.

-  Почему такие большие и тяжёлые айсберг или льдина не тонут в воде? (ответы детей)

- Хотите проверить?

- Рассмотрите внимательно льдинку, что вы видите? (пузыри) опустите ее в воду.

- Что произошло? (Не тонет).

- Возьмите губку и рассмотрите его через увеличительное стекло. Какая она?

- Отверстия в губке – это пустоты, которые заполнены воздухом. Воздух занимает свободное пространство и заполняет пустоты.

- Опустите в стакан с водой и прижмите ее ко дну. При опускании губки, что вы заметили? (Пузыри). Это и есть воздух.

-  Вот так воздух попал в «ловушку», когда замерзала вода. Поэтому огромная и тяжёлая льдина , наполненная пузырьками воздуха, не тонет.

  1. «Солёная и пресная вода»

– Ребята, а как вы думаете в какой воде легче плавать: в солёной или пресной? (Ответы детей)

- Давайте проверим. Возьмем 2 банки с пресной водой. Одну мы оставим с пресной водой, опустим в нее сырое яйцо. Что мы видим? (Оно утонуло).

-  А вот в другую банку добавим 3-4 столовые ложки поваренной соли и опустим в нее сырое яйцо. Что вы увидели? (Ответы детей)

- Это объясняется тем, что солёная вода тяжелее, поэтому яйцо в нем всплывает. Значит, в соленом море плавать легче, чем в пресной. 

- Самым большим соленым водоемом является мёртвое море, расположившееся на территории Израиля, Палестины и Иордании.

  1. «Цветок»

– Мы уже с вами наблюдали и знаем, что бумага не тонет.

- Сейчас возьмите цветы, которые мы сделали из цветной бумаги. Все лепестки цветка мы согнули к середине цветка. Как вы думаете, что с ним произойдет, если мы его опустим в таз с водой? (Ответы детей)

- Когда вода проникла в бумажный цветок, то волокна бумаги набухают. При этом лепестки начинают двигаться, «раскрываться».

-Ребята, что нового вы узнали сегодня? (Ответы детей)

22 марта все народы мира справляют «День воды» т.к. вода на Земле требует защиты.

Как вы думаете, а как мы  с вами можем защитить ее.(ответы детей)

  1. Не бросать мусор в речки и озера.
  2. Не выливать отходы в чистые реки.

      3.Экономить воду, закрывать краны по- ненадобности.

(когда чистим зубы  и .т.д.)

      4.Можно собирать воду для полива растений.

      5.Взрослым строить больше очистительные сооружения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по театрализованной деятельности

Конспект занятия в подготовительной группе по театрализованной деятельности на тему: "Волшебный мир театра"...

Занятие в подготовительной группе Опытно-экспериментальная деятельность на тему: "Вода. Свойства воды"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка — детский сад №383»Приволжского района города Казани...

Конспект занятия: Свобода выбора при опытно-экспериментальной деятельности детей в подготовительной группе. Разноцветные платочки.

Создать условия для свободного выбора и развития творческой познавательно- иследовательской активности детей в процессе экспериментирования....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ КО ДНЮ НАУКИ (опытно-экспериментальная деятельность с солью)

 8 февраля — День Российской науки, и в нашем детском саду, в группе «Капелька» было организовано мероприятие, где каждый из дошкольников мог почувствовать себя настоящим...