Формирование в детях познавательной инициативы, пытливости ума, широкого кругозора через ознакомление с явлениями природы и развитие чувства эмпатии к объектам природы
методическая разработка по окружающему миру по теме

Все педагоги уделяют много внимания ознакомлению детей с явлениями живой природы. Но в тоже время мало внимания уделяется ознакомлению дошкольников с явлениями природы (ледостав, росса, гроза, радуга, листопад, дождь, туман и т.д.), а особенно формированию чувства эмпатии к объектам и явлениям природы.

А вы рассказывали своим маленьким исследователям о необычных явлениях природы: звёздном дожде, галло, северном сиянии, шаровой молнии, перламутровых облаках и т.д.

Я на протяжении двух лет работаю над темой «Формирование в детях познавательной инициативы, пытливости ума, широкого кругозора через ознакомление с явлениями природы и развитие чувства эмпатии  к объектам природы». 

В результате работы над данной темой скопился большой методический материал, который будет интересен практикующим педагогам. Материал распределён по разделам, с которыми очень удобно работать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Уважаемые коллеги!

Все педагоги уделяют много внимания ознакомлению детей с явлениями живой природы. Но в тоже время мало внимания уделяется ознакомлению дошкольников с явлениями природы (ледостав, росса, гроза, радуга, листопад, дождь, туман и т.д.), а особенно формированию чувства эмпатии к объектам и явлениям природы.

А вы рассказывали своим маленьким исследователям о необычных явлениях природы: звёздном дожде, галло, северном сиянии, шаровой молнии, перламутровых облаках и т.д.

Я на протяжении двух лет работаю над темой «Формирование в детях познавательной инициативы, пытливости ума, широкого кругозора через ознакомление с явлениями природы и развитие чувства эмпатии  к объектам природы». 

В моей методической разработке представлены формы и методы работы с дошкольниками по расширению представлений детей об обычных и необычных явлениях природы и формированию чувства эмпатии к ним. Данные методы помогают дошкольникам не только учиться видеть красоту дождя, ветра, проталин, грозы, но и сопереживать  росинкам, которые испаряются  под солнечными лучами, представить, что чувствует луна, освещающая своим светом землю, как переживает молния, сверкающая на небосклоне.

В результате работы над данной темой скопился большой методический материал, который будет интересен практикующим педагогам. Материал распределён по разделам, с которыми очень удобно работать:

Раздел «Времена года в картинах русских художников».

Раздел «Времена года в стихах и картинках».  

Раздел «Картотека явлений природы по временам года».

Раздел «Пословицы и поговорки в картинках».

Раздел «Презентации для детей явления природы».

Раздел «Явления природы».

Раздел «Явления природы в загадках и раскрасках».

Раздел «Игр и упражнений на развитие чувства эмпатии у детей дошкольного возраста».

Раздел «Рассказы и  отрывки художественных произведений о сезонных явлениях природы разных писателей, экологические сказки, поэзия».

Раздел «Диагностический материал по изучению чувства эмпатии у дошкольников и уровня развития знаний и представлений о явлениях природы».

Преимущества данного материала:

  • яркость и красочность картинок,
  • к каждому явлению природы собрана информация в доступной форме для понимания дошкольниками,
  • явления природы распределены по основным четырем сезонам года,
  • разнообразие форм работы по изучению явлений природы,
  • весь материал помещён на электронный носитель, что даёт возможность педагогу демонстрировать картинки на компьютерных установках.  

Благодаря этому материалу очень легко проводить ежедневные наблюдения в природе, достаточно просто выбрать картинку с нужным явлением природы.

 

Так же вы найдёте рекомендации по проведению с дошкольниками нестандартных занятий, например, театрализованные занятия, занятия-сюжетно-ролевые игры, занятия-аукционы, занятия-сомнения и т.д.



Предварительный просмотр:

Краевой этап Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России 2017 года»

Описание: VG_13

МАТЕРИАЛЫ УЧАСТНИКА

Труфанова Елена Вячеславовна,

Георгиевский район

 

 «Формирование в детях познавательной инициативы, пытливости ума, широкого кругозора через ознакомление с явлениями природы и развитие чувства эмпатии  к объектам природы»

«Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать».

                                       В.А.Сухомлинский

Доброта по сей день становится в ряд с такими качествами, как мужество и храбрость. Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги.

        Размышляя над тем, чего не хватает нашим детям, вроде бы у них есть дом, семья, они окружены родительской любовью, заботой и вниманием,  мы пришли  к выводу, что дошкольники равнодушны к окружающему их миру, к себе, к людям, к чувствам, поступкам, обязанностям, т.е. у них не воспитано чувство единения с природой и они вряд ли смогут без напоминания заметить какой-либо природный объект, нуждающийся в помощи человека и применить свои знания на практике. 

В современной науке проблема формирования эмпатии у дошкольников, сегодня наиболее актуальна, так как наше чадо растет и развивается, к сожалению, в озлобленной обстановке, где не является приоритетным помочь кому-то, а лишь только выжить неважно какими путями. Поэтому, вырастить и воспитать гармонично развитого человека, способного чувствовать, сопереживать, понимать — желание и стремление многих родителей. На достижение этой цели направлены и усилия педагогов.

В работе с детьми по ознакомлению  с явлениями неживой природы через чувство эмпатии  на первый план я ставлю эмоционально-нравственные и познавательные цели, а затем уже обучающие.

Считаю, что примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования уделяют много внимания ознакомлению детей с явлениями живой природы. Авторы и разработчики ставят своей задачей дать представление о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Но в тоже время мало внимания уделяется ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы (гроза, радуга, листопад, дождь, туман), а особенно формированию чувства эмпатии к объектам и явлениям неживой природы, а маленьким любителям природы очень интересно знать,  почему звёзды с неба падают и где живут метеориты.  Это и стало для меня актуальной проблемой.

Поставила перед собой  цель:

  • расширять  знания детей о явлениях неживой природы (обычные и необычные явления природы);
  • воспитание гуманного, эмоционально положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом через развитие чувства эмпатии к явлениям неживой природы;

А  реализовать данную цель можно через решение следующих задач:

  • развитие познавательного интереса к миру природы;
  • формировать  у детей ответственное и доброжелательное отношение к природе, учить сопереживать миру природы. 
  • формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного безопасного для природы и самого ребёнка поведения;
  • определение основных свойств объектов явлений природы;
  • формирование представления о погодно-сезонных явлениях в природе.
  • расширять обобщённые представления о признаках природных объектах и явлений, устанавливать простейшие связи между ними.

Ожидаемые результаты:

  • дети знают сезонные явления неживой природы;
  • у детей расширены представления об уникальных объектах и явлениях неживой природы;
  • у детей развиты наблюдательность, любознательность, воображение и фантазии;
  • дети умеют видеть красоту явлений природы, делать собственные открытия, смело рассуждать;
  • дети сопереживают миру природы;

Работая над данной темой, столкнулась с недостаточностью наглядного демонстрационного материала, систематизированных игр и упражнений, методических пособий. Поэтому первый наш шаг заключался в подборке материала по ознакомлению детей младшего и старшего дошкольного возраста с обычными и необычными явлениями природы.

        Весь накопленный материал сформирован по разделам:

Название раздела

Краткое описание

Раздел 1

«Времена года в картинах русских художников»

Сезонные явления природы в живописи особая тема в пейзажах картин природы русских художников, ведь ни что не трогает так чутко, как смена облика природы по временам года. Вместе с сезоном меняется настроение природы, которое с легкостью кисти художника передают картины в живописи. В данном разделе представлены картины знаменитых русских художников о различных явлениях природы: гроза, дождь, первый снег и т.д. весь материал систематизирован по временам года. Дано краткое описание  работы художника. Разработаны методические рекомендации и конспекты бесед по ознакомлению дошкольников с картинной живописью.

Раздел 2

«Времена года в стихах и картинках»  

В это раздел собраны стихи и картинки о сезонных явлениях года: весенних, летних, осенних и зимних. Для детей времена года выглядят, как каждый раз новый мир с яркими характерными красками, запахами и ощущениями, присущими определенному времени года. Ознакомление детей с временами года можно начинать с картинок с описанием природы, демонстрирующих особенности сезона, знакомить с легкими стихами о природе для детей про времена года в картинках и загадках.

Раздел 3.

«Картотека явлений природы по временам года»

Наряду с временами года, временем суток, дети должны знать такие часто встречающиеся природные явления, как солнце, дождь, гроза, радуга, ветер, листопад и другие явления погоды с которые мы наблюдаем каждый день на улице. А иногда нас поражают и удивляют звёздный дождь, северное сияние, многовыпуклые облака - необычные явления природы. Природа удивительна и многогранна. Некоторые ее явления не поддаются никаким научным теориям и объяснениям. Человеку остается только восхищаться увиденным. Явления природы для детей лучше демонстрировать с картинками и стихами, объяснять в какое время года встречается то или иное явление и как выглядит природа, например, летом после дождя, когда появляется радуга или зимой, когда на деревья ложится снег.

Раздел 4. «Пословицы и поговорки в картинках»

Данный раздел знакомит с самыми интересными пословицами и поговорками о явлениях природы, которые станут также любознательным пособием для детей про времена года. Пословицы часто рифмуются поговорками в стихах, поэтому они созвучны и их легко запоминать, а картинки для детей к пословицам помогают получить еще большее наглядное представление о явлениях природы.

Раздел №5. «Презентации для детей явления природы»

Данный материал содержит мини видеофильмы и слайд-шоу для детей дошкольного возраста о различных явлениях природы. Всё сопровождается рассказом педагога и соответствующим музыкальным сопровождением.

Раздел №6. «Явления природы»

В это раздел собраны отдельные явления природы. Яркие красочные детские картинки обязательно понравятся даже малышам 3-4 лет. Каждая картинка имеет краткое описание, которое поможет педагогу в доступной форме объяснить младшим дошкольникам различные явления природы. 

Раздел №7. «Явления природы в загадках и раскрасках»

У природы есть четыре неповторимых времени года, каждое из которых является удивительной по красоте загадкой природы. А у каждой загадки есть свой ответ.  К каждой загадке про времена года есть картинки-раскраски.

Так дети не только познают мир природных явлений, а также раскрашивают картинки, которые являются ответами к загадкам о природе. 

Раздел №8. «Игр и упражнений на развитие чувства эмпатии у детей дошкольного возраста»

Подобранны  и систематизированы развивающие игры и упражнения:  

- на развитие экологической эмпатии,

- на распознание и понимание эмоционального состояния другого человека (эмоциональный компонент эмпатии),

- на формирование у детей представлений о внутреннем мире человека, его месте в окружающем мире, развитие умения сопереживать другим людям, способности мысленно переносить себя в мысли, чувства, действия другого (когнитивный компонент эмпатии),

- на развитие способности детей к межличностному взаимодействию, использовать способы взаимодействия, облегчающие страдание другого человека, вызвать стремление к оказанию действенной помощи (поведенческий компонент эмпатии).

В организованной и совместной деятельности воспитателя работа по развитию у дошкольников чувства эмпатии ведётся параллельно с ознакомлением дошкольников с явлениями природы.

Для расширения знаний и представлений детей о явлениях природы использовались следующие формы работы:

  • Просмотр презентаций на тему: «Явления природы  в загадках и картинках» Прослушивание музыкальных композиций и произведений со звуками природы: журчание ручья, шум ветра и дождя, раскаты грома, шум морского прибоя,  музыкальные вставки.
  • Просмотр мультфильмов и познавательных телепередач («КОАПП», «Даша путешественница», «Диего - следопыт», «Весёлые зверята», «Смешарики», «Уроки тётушки Совы», «В мире животных», «Моя планета» и т. д).
  • Изодеятельность на  тему природы: «Рисуем северное сияние», «Воздушные фигуры», «Портрет дождя, ветра», «Звёздный дождь из пластилина», «Бумажные снежинки». 
  • Заучивание пословиц и поговорок о сезонных и необычных природных явлениях. 
  • Изготовление альбома детского творчества «Необычные природные явления», «Явления природы глазами детей».
  • Оформление познавательного альбома для рассматривания обычных и необычных природных явлений (фотографии, картинки, иллюстрации, открытки), используемого детьми в самостоятельной деятельности.
  • Чтение художественной литературы (рассказы и  отрывки художественных произведений о сезонных явлениях природы разных писателей, экологические сказки, поэзия).
  • Рассматривание картин русских художников на тему явлений природы.

        При организации непосредственно-образовательной деятельности использовались различные виды нетрадиционных занятий:

  • Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.
  • Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина).
  • Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).
  • Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения).
  • Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка).
  • Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).
  • Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер»).
  • Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.)
  • Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).
  • Занятия-путешествия.
  • Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)
  • Занятия-фантазии.
  • Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).
  • Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).
  • Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).
  • Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» для читающих детей).
  • Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда?). 

Развитие чувства эмпатии у дошкольников нуждается в особых методах и приёмах работы, мы использовали следующие:    

  • метод словесной передачи и слухового восприятия (стихотворение, вопросы, загадки, голоса птиц, животных и звуков природы: журчание ручья, шум ветра и дождя, раскаты грома, шум морского прибоя,  музыкальные вставки);
  • метод наглядной  передачи и зрительного восприятия (книга жалоб, иллюстрации, картины, объекты и явления природы);  
  • метод практической передачи (трудовые действия);
  • методы многоразового наблюдения объектов природы;
  • метод обсуждения увиденного;
  • отражение своих впечатлений в различных видах деятельности;
  • создание ситуаций занимательности, познавательной игры;
  • анализ жизненных ситуаций;
  • методы контроля и самооценки;
  • моделирование ситуаций (составление биоценоза «Что будет если);
  • экспериментирование;
  • использование алгоритма и мнемотехники (деление объекта на части);
  • технология «расскажи стихи руками».

Результаты работы с детьми отражены в качественной диагностике, которая проводилась по двум основным направлениям:

  • РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ЭМПАТИИ
  • ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ЯВЛЕНИЯХ ПРИРОДЫ

изучение понимания эмоциональных состояний людей, изучение способов выражения эмоций

диагностика уровня знаний у детей дошкольного возраста о явлениях природы.

Результаты следующие. По итогам контрольных срезов на конец года   24 ребёнка показали положительный результат усвоения программного материала по данному разделу.

Высокий уровень  имеют 2 детей (8%). Средний уровень имеют 19 детей, 79%.

 3 детей имеют уровень ниже среднего, 13 %, из них 2 ребёнка ближе к низкому уровню.

Дети,  имеющие высокий, средний уровень овладения знаниями и умениями по данной области: расширяют представления о явлениях неживой природы. Знакомы с домашними  дикими животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания.

 Пользуются наблюдением для познания природы. Имеют представления о характерных особенностях следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим..

 Знают о том, что нужно бережно относиться к природе, но выполняют не все.

Перспектива использования данного материала. Создание экологического кружка «Маленькие знатоки и защитники природы».

Список используемой литературы.

  1. Билева Г., Зимина Л. Развитие познавательных интересов в процессе ознакомления с явлениями природы. – М,1988,
  2. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М, 1982,
  3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Яр, 1996,
  4. Овчаренко Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М, 2003.
  5. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».
  6. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007г
  7. Смирнова В. В. Балуева Н. И. Парфенрва Г. М. «Тропинка в природу».
  8. Санкт-Петербург Издательство СОЮЗ, 2001г
  9. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Москва АРКТИ, 2003г
  10. Дыбина О. В «Ребенок в мире поиска».
  11. Москва Творческий Центр, 2005г
  12. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой».
  13. Москва Педагогическое общество России, 2005г
  14. Парамонова Л. М. «Что плавает? Что тонет? »
  15. Чебоксары 1997г
  16. Л. В. Ковинко «Секреты природы – это так интересно»
  17. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей.
  18. Дошкольное воспитание. N 1, 2005г.
  19. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
  20. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом» Москва Творческий Центр, 2004.
  21. Овчаренко Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М, 2003.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка образовательной деятельности

по познавательному развитию на тему

 «Друзья природы»

(для детей средней группы)

Труфанова Елена Вячеславовна,

воспитатель

Цель. Формирование познавательной инициативы, пытливости ума, широкого кругозора, через ознакомление детей с явлениями природы и развития чувства эмпатии к объектам природы.

Задачи:

- расширять представления детей о природе;

- развивать умение детей узнавать и называть времена года, сезонные явления погоды, замечать изменения в природе, сравнивать осенние, зимние, весенние, летние пейзажи;

- развивать творческое воображение;

-  помогать детям логично и понятно высказывать свое суждение, доброжелательно общаться со сверстниками, выражать свою точку зрения;

- совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;

- развивать у детей умение рассказывать: описывать предмет.

- формировать способность к сопереживанию, вчувствованию в предмет (живой, неживой), явление, увеличивать возможность чувственно-эмоционального постижения мира ребенком;

- продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с объектами природы, не нанося им вред;

Вид детской деятельности. Игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Образовательная область. «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей

«Познание» - формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

«Социально-коммуникативное развитие».  Формирование предпосылок экологического сознания - продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с объектами природы, не нанося им вред.

«Речевое развитие». Развитие свободного общения со взрослыми и детьми  - доброжелательно общаться со сверстниками, выражать свою точку зрения, совершенствовать диалогическую речь. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.

«Художественно-эстетическое развитие». Развитие танцевально-игрового творчества – развитие эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся снежинки, капает дождик и т.д.)

Форма проведения. КВН «Юные друзья природы».

Материал и оборудование: магнитофон; аудиозапись звуков природы: ветра, пения птиц, шума моря, дождя; картины с изображением времен года для игры «Найди ошибку»; карточки с изображением явлений природы: тумана, дождя, радуги, росы; медали для награждения детей «Юный друг природы».

Ход образовательной деятельности.

Под музыку в группу заходят команды.

Воспитатель: - Добрый день дорогие друзья. Сегодня мы встретились, чтобы провести конкурс веселых и находчивых «Юные знатоки природы» и узнаем кто из вас больше знает о природе, В игре принимают участие две команды «Знайки» и «Почемучки», ваши аплодисменты.

Воспитатель: - А сейчас команды поприветствуют друг друга.

Воспитатель: -  Команда «Почемучки» ваше приветствие: 

-

Воспитатель: - Команда «Знайки», ваше приветствие.

-

 

Воспитатель: - Объявляю первый конкурс «Отгадай загадку», за правильный ответ вы получите  Загадка для команды «Почемучки».

Если дым столбом стоит,

Под ногами снег скрипит,

Если мерзнут щеки, нос,

Что на улице?..

(мороз)

Воспитатель: - Следующая загадка

Разноцветными клоками
Вата по небу плывёт.
Если в кучу соберётся,
То на землю дождик льёт.
Объясните мне, ребята,
Как зовётся эта вата?

(облака) 

Воспитатель: - А теперь отгадывает загадки команда «Звездочек».

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто ...

(листопад)

Воспитатель: - Следующая загадка

Лейся дождь весёлый,
Мы с тобою дружим!
Хорошо нам бегать
Босиком по …
(ЛУЖАМ)

Воспитатель: - дает командам фишки

Воспитатель: - А теперь попробуйте  отгадать звуковые загадки о явлениях природы. Перед вами лежат картинки, на которых нарисованы отгадки. После того как вы услышите звуки природы, выберите нужную картинку и прикрепите на коврограф.

Звучит запись ветра, пения птиц, дождя.

(дети выполняют задание)

Воспитатель: - И так, вы услышали звуки пеня птиц, грозы и вьюги, давайте посмотрим как вы справились с заданием……… (анализируешь)

Воспитатель: - Команды, замечательно справились с этим заданием и получают по фишки.

Воспитатель: - Следующий конкурс называется «Найди ошибку». Вам нужно внимательно рассмотреть картину, найти ошибки и исправить их.  Команда «Знайки» - ваша картина «Зима», а у «Почемучек – лето.

Команды подходят к плакатам с изображением времен года -  

лета и зимы, в изображении которых допущены ошибки,

выбирают нужные карточки и исправляют ошибки художника.

(Дети выполняют задание, звучит музыка)

Воспитатель: давайте посмотрим, как вы справились с этим заданием. Молодцы все ошибки исправлены. А теперь внимание вопрос на засыпку.

Воспитатель: обращается сначала к одной -  А давай представим, что цветок все-таки расцвел, как вы думаете, что в этом хорошего?

Ребенок: - Очень красиво, когда цветут цветы: приятный аромат, хорошее весеннее настроение.

Воспитатель: - А как ты думаешь, что плохого в том, что цветок расцветет зимой?

Ребенок: - Плохо то, что он все-таки погибнет от мороза.

Воспитатель: - а давайте возьмем его в свои ладошки нежно бережно и согореем его своим теплом.

Воспитатель: - обращается к следующей команде, показывает картинку снежинки. А представьте, что летом выпал снег, что в этом плохого?

- Если летом выпадет снег, то погибнут все растения от холода и многим птицам и животным нечего будет есть.  

Воспитатель: - а что в этом хорошего

Предполагаемые ответы детей: - Можно кататься на санках, играть в снежки.

Воспитатель: - а давайте поиграем в снежки………………..

Физминутка.

Воспитатель: - А теперь я предлагаю немножко отдохнуть. У меня есть волшебный кубик, с его помощью мы будем превращаться в разные явления природы. Кто из вас самый смелый, бросай кубик. Во что предлагает превратиться кубик.

На гранях кубика нарисованы следующие природные явления: радуга, дождь, гром, солнце, ветер, снег.

Дети выполняют движения в соответствии с картинкой, а воспитатель дает словесное описание изображаемому объекту. Радуга – яркая, разноцветная, веселая, красивая. Дождь – мокрый, теплый, грибной, проливной. Гром – сильный, страшный, хмурый, громкий. Солнце – яркое, лучистое, горячее, ласковое. Ветер – пронизывающий, теплый, легкий, игривый.

   

Воспитатель: - Ну что отдохнули, садитесь на коврик, переходим к следующему конкурсу, который называется «Почему так нельзя?».  Сейчас я расскажу вам небольшую историю, а вы поможете мне в ней разобраться. Слушайте внимательно.

«Как-то раз Маша со своими родителями пошла в поход в лес. Долго они шли и, наконец, решили устроить привал, чтобы отдохнуть и пообедать. Папа стал разводить костер, но Маша сказала, что делать это ни в коем случае нельзя».

Воспитатель: - Вопрос команде «Умняшки»: как вы думаете, Маша права.

Предполагаемые ответы детей: - Да.

Воспитатель (обращается к «Звездочкам»): - Настя, а ты знаешь, почему нельзя разводить костер в лесу?

Предполагаемые ответы детей: - Сгорит трава, цветы, деревья.

Воспитатель (обращается к «Умняшкам»): - Погибнут насекомые, птицы, зайчики.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что чувствует лес, в котором случился пожар.

Предполагаемые ответы детей (воспитатель по очереди обращается к игрокам каждой команды):  Ему больно, страшно, обидно, он расстроен, огорчён, испуган, дрожит каждый листочек.

Воспитатель: -  Вам жалко горящий лес? (Да). Какие вы отзывчивые. Я уверена, что вы никогда не разожжете костер в лесу. И за выши правильные ответы каждая команда получает фишку.      

Воспитатель: - Настало время конкурса капитанов. Капитаны приглашаю вас подойти к этому столу. Вам надо выбрать картинку и превратиться в то явление природы, которое на ней  нарисовано, и рассказать о себе. Первым отвечать будет капитан команды «Звездочки».

На столе перед детьми выкладываются карточки, на которых изображены солнце, луна, дождь, радуга.

Предполагаемые ответы детей:

 - Я солнышко, яркая звезда. Я люблю дарить людям тепло. Мне нравится согревать водичку в озерах и реках, чтобы там купались дети.

Воспитатель. Солнышко, посмотри на небе появились большие темные тучи, что ты будишь делать?

Ребенок. Я могу испугаться  и спрятаться за тучку и тогда пойдет дождь.

Предполагаемые ответы детей:

-   Я круглая и большая луна, появляюсь на небе ночью. Я люблю смотреть как все люди ложатся спать.

Воспитатель: - Попробуй рассказать, что думает луна, когда увидит, что ночью где – то не спит ребенок? (ребенок плачет, зовет маму, боится). Почему он не спит? (у него болит животик или зубки). Как его успокоить? (погладить по головке, обнять, поцеловать, погладить по головке)

Воспитатель: - Молодцы, капитаны, вы принесли своим командам еще по одной  фишки. Можете присоединиться к своим командам.

Воспитатель: - Итак, заключительный конкурс «Кто быстрее соберет картинку». Вы знаете необычные явления природы?   Тогда скажите, что нарисовано на этих картинах.

Команда звездочки отвечает – северное сияние.

Команда умняшек отвечает -  звездный дождь.

Воспитатель: - Посмотрите, какие в этих бассейнах спрятаны кубики с разрезными картинками. Команда «Звездочек» должна найти картинки, на которых нарисовано северное сияние и собрать их на этом столе. А команда «Умняшек» ищет кубики с изображением звездного дождя и тоже собирает их в большую картину на этом столе. А чтобы правильно собрать свои картины вы можете смотреть на образец. Чья команда быстрее соберет картину,  получит фишку.

Воспитатель: - Вот и подошел к концу наш конкурс. Давайте посчитаем фишки. ….. молодцы победила дружба.  

Воспитатель: за участие в конкурсе вручаю вам самую первую вашу награду – медаль «Юный друг природы». Друг природы – это человек, который любит, изучает, бережет и охраняет ее.

Участники под музыку награждаются медалями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры старших дошкольников через ознакомление с явлениями природы родного края.

Экологическое воспитание дошкольников имеет важное социальное значение, потому что в процессе формирования  экологической культуры, происходит становление осознанного отношения к природе во всем ...

Проект с детьми и родителями подготовительной группы на тему: Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД посредством квест-игр. «Грамотный пешеход»

Проект с детьми и родителями подготовительной группы на тему: Формирование  у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД посредством квест-игр.&laq...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения

Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях на улицах и дорогах.Известно, что, привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жи...

Самообразование на 2020 – 2021 учебный год «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ, а...

«Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомления с правилами дорожного движения».

Тема: «Формирование у детей младшего  дошкольного возрастанавыков безопасного поведениячерез ознакомления с правилами дорожного движения».Цель: совершенствование условий для форм...

Тема: «Формирование у детей в средней группе навыков безопасного поведения через ознакомления с правилами дорожного движения».

Тема: «Формирование у детей в средней группе  навыков безопасного поведения  через ознакомления с правилами дорожного движения».  Цель: совер...


 

Комментарии

ЕНЯКИНА МАРГАРИТА НИКОЛАЕВНА

Спасибо за интересный и полезный материал!