занятие по ознакомлению с окружающим
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Быкова Елена Николаевна

"Ах, картошка!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_ah_kartoshka.doc214 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие

в старшей группе

по ознакомлению

 с окружающим

«Ах, картошка!»

Группа выравнивания

Воспитатель: Е.Н. Быкова

МБДОУ детский сад №10

г. Алейска

Программные задачи:

  1. Развивать память, внимание, вкусовые ощущения, познавательный интерес.
  2. Уточнить и закрепить знание детей об овощах; расширить представления детей о картофеле, о значении этого овоща в жизни человека. Формировать умение устанавливать причиноследственные связи. Кратко познакомить детей с историей появления овоща в России.
  3. Закрепить представление детей о способе посадке картофеля.
  4. Воспитывать у детей любознательность, желание экспериментировать, активность.

Предварительная работа:

  1. Занятие по теме: «Овощи».
  2. Рассматривание овощей, дегустация овощей.
  3. Дидактические игры: «Узнай овощ на вкус», «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки».
  4. Загадывание загадок, разучивание стихов по теме «Овощи».
  5. Рисование, лепка и аппликация на тему «Овощи».
  6. Домашнее задание: знакомство с рецептами блюд из картофеля, знакомство со способами хранения картофеля.

Материал к занятию:

Овощи (морковь, свекла, лук, капуста, картофель, баклажан, 2 корзинки с крупным  и мелким картофелем), картинки к игре «Посади картошку», кисель, бокалы, терка, марля, очищенная картофелина, крахмал, салфетка.

Ход занятия:

Воспитатель заводит детей в группу, они здороваются с гостями встают в круг.

- Ребята у меня сегодня хорошее настроение, я хочу, поделиться им с вами. Почувствуйте его, улыбнитесь друг другу.

- Ребята, к нам в гости приехала бабушка Таня, у которой вы часто бывали в гостях. У нее всегда интересно. Нравилась вам бывать у нее? (да)

- Я хочу вас обрадовать. Бабушка Таня сама приехала к нам.

(заходит бабушка Таня)

Бабушка: Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, мои милые дети! Я очень рада опять встретиться с вами! Я привезла вам гостинцы. Посмотрите, что у меня в корзинке.

(Дети подходят, рассматривают овощи, берут их в руки и называют – морковка, лук, свекла, картошка, капуста, баклажаны).

Воспитатель: А как, одним словом мы называем все эти плоды? (овощи)

Бабушка: А сейчас положите по очереди овощи в мою корзину и назовите его ласково (морковочка, лучок, свеколочка, картошечка, капустка, бакложанчик).

А сможете ли вы узнать их на вкус?

Игра: «Узнай овощ»

          Дети по очереди закрывают глаза, а баба Таня кладет им в рот по кусочку разных овощей надетых на палочки – вареных и сырых. Дети едят и называют какой овощ на вкус (это морковка она сырая, сочная, хрустящая, сладкая и т.д.)

Бабушка: вижу, ребята, любите вы овощи.

(Дети садятся на стульчики)

Бабушка: Я хочу сегодня рассказать вам об одном удивительном овоще. Отгадайте загадку, тогда узнаете о каком овоще.

Убедилась я с годами: чудеса-то рядом с нами

Только к ним мы привыкаем и почти не замечаем

Вот пример вам – чудо-крошка

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она

Скажут весело ребята:

Ну рассыпчата, вкусна!

(картошка)

Было с ней чудес не мало

К нам пока она попала

Путь был долог и далек

С Запада и на Восток

А знаете ли вы как попала к нам в Россию картошка? Ее привез царь Петр1, 300 лет тому назад. Ее родина Южная Америка. Плоды картофеля не сразу стали использовать в пищу. Людей сначала привлекли цветы этого растения. Женщины украшали  ими платья и шляпки (показывает картинку).

   

Кто из вас найдет цветущий куст картофеля среди других кустов?

А есть ли у вас дачи, огороды? (Да)

Сажают ли ваши родители картофель? (Да)

А кто знает, как они это делают? Найдите нужные картинки и разложите их в нужной последовательности и расскажите нам.

 

Дидактическая игра «Посади картофель»

(дети по очереди ищут нужную картинку и рассказывают)

  1. Сначала надо вскопать землю лопатой.
  2. Затем сделать в земле лунки.
  3. В лунку насыпать удобрение
  4. Положить в лунку картофель с ростками.
  5. Полить водой.
  6. Засыпать землей.

Бабушка:  Ребята, а что нужно картошке для того чтобы она выросла? (Показывала символы  - условия для роста картофеля. Дети глядя на эти символы называют)

Картошке нужно тепло, свет, окучивание, полив, рыхление, прополка и борьба с колорадским жуком.

Бабушка:  Скажите, а в какое время года садят картофель?

(картофель садят весной)

А долго ли растет картофель? (все лето)

Да ребята, а в какое время года копают картофель? (Осенью)

Ребята садят одну картофелину, а сколько можно выкопать осенью? (3,5,10)

Да ребята, я сажу три ведра картофеля, а выкапываю десять мешков.

Посмотрите, какую картошку я привезла вам показать

(подходим к столу, где лежат разные клубни картофеля)

Ребята, посмотрите, все ли клубни одинаковые. (Нет)

(дети берут в руки и рассматривают)

Этот клубень большой, круглый, желтый, шершавый с бугорками. Этот клубень овальный, фиолетовый, гладкий.

Бабушка: значит, ребята, картофель может быть разных сортов. Люди давно поняли, что картофель -  это второй хлеб и так полюбили его, что сочинялио нем стихи и песни. А знаете ли вы стихи и песни про картошку?

И зелен и густ на грядке вырос куст

Покапай немножко, под кустом – картошка,

Кормишь ты честной народ

Если есть картошка в доме

Будешь сытым круглый год.

Песня «Ах, картошка» из фильма «Завтрак на траве»

Под музыкальное сопровождение.

Бабушка: А хотите поиграть с картошкой? Давайте соберем урожай: мелкую картошку в одну корзину, а крупную в другую.

Игра «Собери картошку»

   

Бабушка: Ребята, вы наверное, проголодались? Попробуйте-ка моего угощения.

(дети подходят к столу и пьют кисель)

Бабушка: ребята, чем это я вас угостила?(киселем)

Вкусный кисель? Нравится вам? (да)

А знаете, кто помог мне его сделать? Картошка.

(подходим к столу где лежит в блюдце крахмал)

Посмотрите, как вы думаете, что это? На что похоже? Потрогайте, что ощущаете? Попробуйте на вкус (сухое, белое, скрепит, похожа на сахар, на муку)

Да, ребята, это мука, только картофельная. Ее называют крахмал. Повторите. Сейчас я покажу, как получается крахмал.

(натираю картофелину на терке, кладу кашицу в марлю и отжимаю сок в тарелку)

Вот ребята, если эту массу высушить, то образуется  сухое, белое вещество – картофельная мука или крахмал. Затем этот крахмал добавляют в кипящую воду, добавляют фруктовый сок все это охлаждают и получается кисель. Посмотрите на эту ажурную салфетку, я ее накрахмалила, и она стала белая, красивая и твердая – долго не будет мяться.

А еще картофель помогает нам справиться с некоторыми болезнями – он обладает лекарственными свойствами. Если вы простудитесь – подышите над паром вареной картошки – и вам станет легче. Если обожжете палец или руку приложите пластик сырого картофеля к ране  - и все пройдет. Соком картофеля лечат болезни желудка.

Картофель очень полезный овощ в нем много витаминов. Из него можно приготовить 100 блюд. Каждый день  в меню детского сада есть блюдо из картофеля. А какие блюда из  картофеля знаете вы? (Жареная картошка, картофельное пюре, картофельная запеканка, вареники с картошкой, пироги с картошкой, салаты, суп, борщ и т.д.)

Бабушка: Ребята, мне у вас очень понравилось. А кому из вас что больше понравилась на занятии?

Ответы ребят.

- Ребята, вы хорошо знаете овощи, а о картошке знать будете еще больше. А я в свою очередь жду вас в гости к себе. До свидания!

Литература

Артемова Л.В. Окружающий мир в детских играх дошкольников – М.: Просвещение, 1992

Бондаренко А.К. Диагностические игры в детском саду – М.: Просвещение, 1991

Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет - М.: Просвещение, 1987

Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников – М.: ВАКО, 2005

Дьяченко О.М. Чего на свете  не бывает - М.: Знание, 1994

Зырянова Л.Н. занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях – Ростов Н/Д: Феникс,2013

ЛуничМ.В. Детям о природе - М.: Просвещение, 1989

Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой – М.: Просвещение, 1987

Савельева Е.А. 500 веселых загадок в стихах – сибирское университетское издательство, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...