НОД "Хвойный лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Широбокова Ирина Николаевна

Знакомство с представителями хвойных деревьев. Развитие умений путем логического мышления находить ответы на поисковые вопросы.          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analizy_konspekty_2014.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: познакомить детей с представителями хвойных деревьев нашего леса

Образовательные задачи: Познакомить детей с отличительными особенностями ели, сосны и лиственницы, показать их сходные и контрастные признаки.

Учить детей группировать деревья по сходному признаку (по хвое): хвойные деревья.

Отметить приспособленность хвойных деревьев к зимним условиям (стоят зеленые и зимой и летом) к распространению семян (наличие крылышек у сосновых и еловых семян)

Развивающие задачи:

Развивать у детей мышление при отгадывании загадки; подбирать варианты отгадок к одной и той же загадке по общему признаку;

Развивать воображение при перевоплощении в хвойные деревья, по возможности передавая их характерные особенности;

Развивать у детей умение путем логического мышления находить ответы на поисковые вопросы.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей гуманное отношение к природе, желание ее сохранить.

Словарная работа:

Ввести в словарь детей слова: хвоя, хвойные.

Учить детей образовывать прилагательные от названий деревьев (ель – еловые, сосна – сосновые).

Активизировать в речи детей слова – названия хвойных деревьев: ель, сосна, лиственница.

Передавать словами свои тактильные ощущения.

Предметно – развивающая среда: картинки (ель, сосна, волк, белка, медведь, лиса, заяц, клест, дятел); веточки хвойных деревьев, шишки сосновые, еловые, от лиственницы, ноутбук для показа слайдов хвойных лесов.

Ход занятия:

Педагог: сегодня мы с вами отправимся в лес. Для этого встанем в круг и, двигаясь по кругу, произносим слова: Старый лес, добрый лес, полный сказочных чудес!

Мы идем гулять сейчас

И возьмем с собою вас.

Здравствуй, лес! Добрый лес, полный сказочных чудес!

Тайны все открой свои, ничего не утаи.

Видишь – мы друзья твои!

На экране изображение хвойного леса.

Педагог: Ребята в какой лес мы с вами пришли? Почему он называется хвойный? Какие деревья могут расти в хвойном лесу? (Ответы детей)

2. Игровое упражнение «Поздороваемся! »

Педагог: Сегодня мы с ними познакомимся поближе, вы узнаете о них что-то новое и интересное. Я принесла веточки хвойных деревьев, Я осторожно сорвала их на дереве. Погибнут теперь деревья? Это не повредит им, потому что корни и ствол не повреждены. Но без надобности лучше не рвать веточки.

О каком дереве будем говорить?

Педагог картинку елки выдвигает на передний план

Какие веточки по размеру растут на самом верху елки? А внизу?

Показывает еловую веточку

Педагог: Эта веточка с елочки. Какая веточка, если с елочки?

Дети: Еловая!

Педагог: Елочка хочет с вами познакомиться и поздороваться. Положите на колени правую руку вверх ладошкой, а елочка пройдет и со всеми поздоровается. Только будьте, пожалуйста, вежливы.

Педагог веточкой ели дотрагивается до ладошки каждого ребенка и здоровается: «Здравствуй, Дима! (Исәнмесез!)», а дети: «Здравствуй, елочка» (Исәнмесез, елочка!) «Елочка» по кругу здоровается со всеми детьми.

Педагог: Какая хвоя у елочки?

Дети: Хвоя у елочки колючая, зеленая, острая и т. д.

Педагог: Хвоинки у елочки колючие и недружные. Растут на веточке по одной. Посмотрите.

Педагог: Какая веточка у вас в руках?

Дети: Еловая.

Педагог: Давайте познакомимся со следующим деревом.

Педагог выставляет вперед картинку с изображением сосны. Слайд с изображением соснового бора.

Педагог:

- Как оно называется?

- В какой части дерева располагаются ветки сосны? Как вы думаете в каком лесу светлее в еловом или сосновом? (Предположение детей)

- Вот веточка с сосны, если с сосны, то какая она?

Показывает сосновую веточку

- Какие у нее хвоинки?

Дети: Они длиннее, колючие, зеленые, острые и т. д.

Педагог: Сосна тоже хочет с вами познакомиться.

Педагог: Дети, а какое из деревьев сильнее колется?

Дети: Сосна!

Педагог: Хвоинки у сосны отличаются от еловых. Они дружат по две, то есть растут по две. Возьмите веточку сосны и рассмотрите, какие дружные хвоинки у сосны.

Дети берут веточки сосны, рассматривают

Педагог: Осталось еще одно хвойное дерево.

Педагог ставит картинку с изображением лиственницы в ряд с сосной и елью

Педагог: Как оно называется?

- Ребята, похоже ли это дерево на сосну и ель? Чем? Оно тоже относится к … каким деревьям?

Педагог: Лиственница дала нам свою веточку. Посмотрите на нее, чем она отличается от веточек ели и сосны?

Дети: Иголочки у этого дерева растут дружно.

Педагог: А чем отличается веточка лиственницы от веточек ел и сосны?

Дети высказывают предположения (хвоинки пожелтели и опадают).

Педагог: Правильно! У лиственницы  на зиму хвоя желтеет и осыпается.

3. Рассматривание шишек с хвойных деревьев

Педагог приглашает подойти к столу, где находятся шишки хвойных растений

Педагог: Эти шишки с хвойных деревьев. В шишках находятся семена - орешки. Из них вырастут новые деревья. Продолговатые шишки с ели, а округлые – с сосны, мелкие – с лиственницы.

Для чего они им?

Дети высказывают свои предположения.

Педагог: Крылышки помогают орешкам как можно дальше разлететься от дерева – мамы.

Педагог, подняв высоко сосновый орешек, отпускает его

4.Игра «С чьей ветки детки».

На трех подносах лежат по веточке хвойных деревьев. На четвертом подносе шишки с разных хвойных деревьев. Нужно к каждой ветке положить соответствующие шишки.

Дети разносят шишки, затем проверяют, правильно ли выполнено задание и каждый раз, называют с какого дерева шишки.

Физминутка.

Җил исә, исә-исә,                                  Ветер дует нам в лицо

 Агачларны селкетә.                             Закачалось деревцо.

Җил тына-тына, тына,                          ветер тише, тише, тише -

агачлар үсә үсә.                                      Деревцо все выше-выше.

5. Этажи леса.

Педагог: Ребята, а в лесу растут только деревья? Растения располагаются этажами. Верхний этаж занимают деревья, средний – кустарники, первый, самый нижний – травы, мхи и лишайники. В хвойных лесах растут кустарник под названием можжевельник, клюква, черника.

6. Животные хвойного леса.

Педагог: Что не хватает в нашем лесу? Ну конечно же животных. Я загадаю вам загадки, а вы отгадайте и узнаете кто живет в хвойном лесу. (Загадки про медведя, белку, зайца, лису, волка. Отгадки дети говорят на русском и татарском языках. Выставляются картинки.)

Кого еще не хватает в нашем лесу? Правильно, птиц! (Выставляются картинки с изображением дятла и клеста). Чем питается дятел? Как называют дятла и почему? (Высказывания детей). Зачем клесту такой клюв? (Ответы детей)

Игра «Помогите елочке вырасти»

Педагог: Помогите этой елочке вырасти. Помогать будете по очереди. Условие: помочь смогут те, кто сможет ответить на мои вопросы. Если вы не знаете ответа, пропускаете ход. Посмотрим, как будет расти наша елочка медленно или быстро.

Педагог каждому ребенку задает вопрос по теме занятия, если ребенок отвечает, он надевает одно из колечек пирамидки, если нет – пропускает ход.

Вопросы для детей (по числу колечек пирамидки) :

1. Как называют иголочки – листья у некоторых деревьев?

2. Как называются деревья с хвоей?

3. Назовите их.

4. По сколько хвоинок вместе растет у сосны?

5. По сколько хвоинок вместе растет у лиственницы?

6. А у ели?

7. Какое дерево свет любит?

8. А какое дерево любит тень?

Педагог: Как росла елочка? Почему она росла быстро?

Дети: Мы быстро отвечали на вопросы.

Педагог: Вы были молодцы. Мне очень приятно было с вами общаться. Теперь пришла пора проститься с лесом и вернуть домой.

Встаю в круг, идя по кругу произносят слова: До свиданья, старый лес,

Полный сказочных чудес!

Подружились мы с тобой,

Нам теперь пора домой! Сау булыгыз!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 23 «Ромашка»

Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

Открытый показ к педсовету по теме: «Организация образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе:  «Хвойный лес».

                                                 

                                              Воспитатель I квалификационной категории

                                Широбокова Ирина Николаевна

2014 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое учебное пособие "Хвойное дерево -ель"

Мультимедийное пособие для воспитателей, родителей о деревьях...

Хвойный лес Урала зимой

Ознакомление с животным миром Урала зимой....

"Зимние забавы". "Хвойные деревья"- методические материалы по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Материалы по расширению словарного запаса, различные загадки, дидктические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, чтение литературы, работа с родителями. Составлени...

"Что за чудо, хвойный лес, сколько в нем живет чудес..."

Занятие - сказкаОрганизация непосредственно образовательной деятельности детей  по ознакомлению с окружающим миром в  подготовительной к школе группеСтарший воспитатель  д/с НОУ О...

Рисование красками "Елочки - хвойные иголочки"

Все занятия проводятся в игровой форме. Дети рисуют пальчиками....

Консультация для родителей по лексической теме "Лиственные и хвойные деревья" подготовительная группа.

консультация поможет родителям закрепить с детьми материал по лексической теме....

статья о новогоднем утреннике в группе №2 МАДОУ Детский сад №1 п. Хвойная

Информация для родителей о новогоднем празднике...