НОД по окружающему миру "Маленькие соседи"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

НОД по окруающему миру "Маленькие соседи" для дете старшего дошкольного возраста об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 56 «Искорка»

Конспект  НОД

по окружающему миру 

«Маленькие соседи»

(старший дошкольный возраст)

Воспитатель

Тарасова С.Н

НОД ПО окружающему миру

«Маленькие соседи»

Задачи:

Образовательные: Расширять представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых. Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения. Закрепить навык  согласования прилагательных с существительными в родительном падеже (зелёного кузнечика). 

Развивающие: развивать мышление, наблюдательность, познавательный интерес.

Воспитательные: Воспитывать любовь к природе

Ход занятия.

Воспитатель: - Ребята, вы любите путешествовать? Воспитатель предлагает детям отправиться в лес отдохнуть на полянке. Включение аудиозаписи звуков леса. Дети представляют, что очутились на полянке.

    -Кого мы можем тут встретить? Я вам загадаю загадку, а вы попробуете мне ответить одним словом.

-Ребята, какие жители в лесу, которые не испугаются, будут сидеть рядышком. Их очень много, они находятся  повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это? Вы догадались? (Это насекомые)

Назовите, каких вы знаете насекомых? (Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, пчела, комар, муха). – Это все это насекомые.

Воспитатель находит модели существенных признаков насекомых и выставляя их на магнитную доску, объясняет, что у них тело состоит из члеников, шести ног, крыльев, усиков. Насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела, по цвету.

Насекомые - древнейшие, самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле.

-Ребята, а как вы думаете, только ли на земле обитают насекомые? (Ответы детей).

-Насекомые обитают не только на земле, они прекрасно себя чувствуют и в воде, и под землей, и в воздухе.

-Вспомните, как передвигаются насекомые. (Червяк ползет, бабочка летает, кузнечик прыгает, водомерка плавает.)

 Ребята, у меня есть волшебная коробочка, давайте посмотрим, кто там находится?  - Отгадайте, кто это?  (воспитатель достает  насекомого)

Имя взял у кузнеца,

Цвет - у огурца,

Крылья - у мошки,

Ножки - у блошки. (Кузнечик.)

Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел - он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)

Ростом мал, но работящий,

И охотник настоящий.

Дом из хвои собирает,

Лес от гусениц спасает. (Муравей.)

Не зверь, не птица,

Носок, как спица.

Летит - пищит,

Сядет - молчит. (Комар.)

На ромашку у ворот опустился вертолет.

Золотистые глаза,

Кто же это(Стрекоза.)

Над цветками я жужжу,

целый день в заботах -

Я пыльцу в карман беру,

Наполняю соты. (Пчела.)

Он шнырял, шуршал в шалфее,

Он ужасный шум затеял,

Сколько дел он натворил,

Даже муху разбудил. (Шмель.)


Физкультминутка.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

 Прыг-скок, прыг-скок,

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко. (дети показывают движения из стихотворения)

- Ребята, а чем питаются насекомые? (Ответы детей.) У  каждого насекомого - свой корм.

Гусеницы поедают листья, жуки-точильщики и короеды - древесину и кору деревьев, дождевые черви любят прелые листья, комары питаются соком растений и кровью животных, бабочки и пчелы – цветочным нектаром. А есть насекомые - хищники, которые охотятся на других насекомых, например божья коровка поедает тлю.

-  Ребята, а вы знаете, кто на Земле самый сильный? (Ответы детей.)

Нет не слон, не бегемот, нет, нет. Самый сильный на земле - муравей! Да, да, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. А еще муравьи отличные строители. Какие прекрасные терема-муравейники они строят. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Население в одном муравейнике - несколько сот тысяч жителей. Правит в муравейнике муравьиная королева. В молодости у нее были небольшие крылышки и она любила полетать и порезвиться. Но, став почтенной матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с тех пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появляются личинки. Заботятся о них рабочие муравьи, они кормят личинок, ухаживают за ними. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют "санитарами леса". Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.

- Ребята, а вы знаете, в природе существуют вредные и полезные насекомые. Вредные насекомые - переносчики болезней животных и человека, а полезные - опыляют растения, дают продукты и сырье.

Например, пчела-труженица не только дарит целебные и уникальные по своему составу продукты, но и опыляет растения, способствуя продолжению жизни на Земле. Муравьи в огромных количествах уничтожают разнообразных гусениц, жуков и прочих вредителей. Так что их можно назвать лесными санитарами.

А вот ребята, мухи приносят вред человеку, потому что являются переносчиками заразных болезней. Что, касаясь другого представителя насекомых – вредителей тли, то они часто наносят довольно значительный вред фруктовым деревьям, овощам и зерновым культурам. Они высасывают, все соки из растения и впоследствии оно увядает и, в большинстве случаев, погибает.

Воспитатель: Давайте мы сейчас с вами закрепим наши знания в игре. (Проводится игра).

Дидактическая Игра «Полезные и вредные насекомые»

Слева и справа в ряд стоят стульчики, на полу лежат карточки с изображением насекомых по количеству детей. Воспитатель предлагает каждому ребенку взять по одной карточке. Ребята, Наши насекомые заблудились и ищут дорогу домой. Давайте мы им поможем. Каждый возьмет по одному насекомому и отведет их к своим домикам. А теперь будьте внимательны! Слева от меня расположены домики для полезных насекомых, а с правой стороны для вредных. Приступайте к заданию (под веселую музыку). Проводится итог задания, ведется опрос 3-4 детей о вреде или пользе своего насекомого.

Речевая Игра «Насекомые-малютки»

Ребята, давайте сейчас представим, что мы с вами оказались в лесу (Звучит музыка «Звуки природы») и встретили очень маленьких насекомых – малюток. Давайте назовем их ласково.

Это не комар, а комарик.

Это не пчела, а пчелка.

Это не жук, а жучок.

Это не муравей, а муравьишка.

Это не паук, а паучок.

Это не муха, а мушка.

Это не стрекоза, а стрекозка.

- Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Что нового вы сегодня узнали? А кому мы сегодня помогли найти свои домики? Какую пользу приносят насекомые? А какой вред приносят насекомые? Чем питаются? Где живут?

Литература:

1. Воронкович О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

2. Арбекова Н.Е, Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Планирование работы воспитателя в подготовительной к школе группе / Н.Е. Арбекова. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 96с.  ISBN 978-5-91928-064-4.