Экологическое воспитание детей.
статья по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Авдеенко Алла Владимировна

Экологическое воспитание детей.

 

В наше время состояние окружающей среды диктует необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии.

Современные дети растут в мире информационных технологий и имеют доступ  к разнообразной информации. Однако это не помогает, а иногда и мешает дошкольникам: у детей часто отсутствует интерес к познанию окружающего мира, они не в состоянии заметить и оценить красоту природы. Дошкольники любят играть в природном окружении, радуются прогулкам в лес, но при этом топчут газоны,  рвут охапками цветы,  ломают ветки, не задумываясь,  зачем это делают. Объяснить свои поступки они не могут, говорят, что играют.  А беседы о  живой и неживой природе показывают, что у детей недостаточно сформированы знания о существующих в мире природы закономерностях и взаимосвязях.

Анализ состояния развития экологических  и элементарных естественно - научных представлений детей показывает, что уровень сформированности экологической культуры и развитие элементарных естественно - научных  представлений   детей на среднем, ближе к низкому уровне, что связано, с одной стороны – с отсутствием системы   в воспитательно-образовательном процессе для формирования экологического сознания у детей 3-7 лет, и, с другой стороны –  с особенностями развития восприятия детей старшего возраста.

Например, дети имеют теоретические представления о природных цветущих растениях, но не могут  найти эти растения самостоятельно в природном окружении. Следовательно, такие наблюдения необходимо проводить непосредственно в природном окружении: учить детей  наблюдать, задавать вопросы, находить источники ответов.   Непосредственное взаимодействие с природой в отличие  от изучения её по картинкам позволит дошкольникам  приобрести практический опыт деятельности  природном окружении, получить больше впечатлений, обогатить эмоциональную сферу.  Для этого я использую самые разнообразные формы и методы: экскурсии по городу, походы в лес, экологические тропки, беседы, наблюдения, опытническая деятельность, игры.   

Туризм – это одна из форм физического воспитания детей, которая сочетает необходимые компоненты для развития экологических  и элементарных естественно – научных представлений детей и сохранения и укрепления здоровья. Это – общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Туризм развивает такие прекрасные черты человеческого характера, как коллективизм, дисциплинированность, упорство, настойчивость. Цель походов – воспитание любви  к родной природе, знакомство с родным краем, расширение  естественно – научных представлений, оздоровление организма детей, приобретение навыка ориентировки на местности, умение разбираться в карте-схеме маршрута .

В группе зародилась традиция:  каждую весну  и осень проводить экологическую акцию «Чистый берег». Вооружившись перчатками и мешками, наша группа отправляется на берег реки Рефт, чтобы привести в порядок популярные места отдыха горожан и привлечь внимание людей к охране природы. «Привести в порядок берег реки» –  самое немногое, что дети пока могут сделать для родного города Асбеста. Дошкольники ни в чем не уступают взрослым: так же тщательно собирают мусор, пластиковые бутылки, сгнившее тряпье… Мешки быстро наполняются, и взрослые обеспечивают их вывоз на полигон твердых бытовых отходов. Позже, во время отдыха, с детьми проводятся эстафеты, конкурсы, викторины: «Найди такой же», «Найди заданное», «Собери букет», – которые помогают приобрести или закрепляют знания о неживой природе, растениях и животных родного края Урал, развивают у детей  физические и умственные качества: выносливость, желание преодолевать препятствия, интерес к активному виду труда и отдыха. По окончании акции дети греются у костра, пьют горячий чай с бутербродами, подводят итоги  и получают памятные значки «Чистый берег».

          Также формированию представлений о мире растений способствует  работа на огороде и цветнике детского сада. Ухаживая за посадками, дети узнают много интересного о потребностях растений и труде по их выращиванию. Осенью дошкольники участвуют в уборке урожая, чистят от опавших листьев дорожки на участке.

Дети закрепляют полученные представления через творчество: составляют коллективные рассказы о природе и ее обитателях, изготавливают иллюстрации и книги о природе родного края и России.

Так формируется положительное и ответственное отношение к природе, что выражается в бережном отношении к растениям, насекомым, птицам; дети начинают понимать взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания и человеком. У детей повышается интерес к познанию природного и социального  окружения; они начинают относиться к себе и людям как части природы. Дети умеют вести себя и в общественном месте, и в природном окружении; в поведении детей наблюдается взаимоподдержка, доброжелательность, готовность созидать и беречь мир вокруг себя. Дети гордятся своим городом, любят  его природное окружение; у них формируется желание сделать свой город чище и лучше.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей.

В наше время состояние окружающей среды диктует необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии.

Современные дети растут в мире информационных технологий и имеют доступ  к разнообразной информации. Однако это не помогает, а иногда и мешает дошкольникам: у детей часто отсутствует интерес к познанию окружающего мира, они не в состоянии заметить и оценить красоту природы. Дошкольники любят играть в природном окружении, радуются прогулкам в лес, но при этом топчут газоны,  рвут охапками цветы,  ломают ветки, не задумываясь,  зачем это делают. Объяснить свои поступки они не могут, говорят, что играют.  А беседы о  живой и неживой природе показывают, что у детей недостаточно сформированы знания о существующих в мире природы закономерностях и взаимосвязях.

Анализ состояния развития экологических  и элементарных естественно - научных представлений детей показывает, что уровень сформированности экологической культуры и развитие элементарных естественно - научных  представлений   детей на среднем, ближе к низкому уровне, что связано, с одной стороны – с отсутствием системы   в воспитательно-образовательном процессе для формирования экологического сознания у детей 3-7 лет, и, с другой стороны –  с особенностями развития восприятия детей старшего возраста.

Например, дети имеют теоретические представления о природных цветущих растениях, но не могут  найти эти растения самостоятельно в природном окружении. Следовательно, такие наблюдения необходимо проводить непосредственно в природном окружении: учить детей  наблюдать, задавать вопросы, находить источники ответов.   Непосредственное взаимодействие с природой в отличие  от изучения её по картинкам позволит дошкольникам  приобрести практический опыт деятельности  природном окружении, получить больше впечатлений, обогатить эмоциональную сферу.  Для этого я использую самые разнообразные формы и методы: экскурсии по городу, походы в лес, экологические тропки, беседы, наблюдения, опытническая деятельность, игры.    

Туризм – это одна из форм физического воспитания детей, которая сочетает необходимые компоненты для развития экологических  и элементарных естественно – научных представлений детей и сохранения и укрепления здоровья. Это – общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Туризм развивает такие прекрасные черты человеческого характера, как коллективизм, дисциплинированность, упорство, настойчивость. Цель походов – воспитание любви  к родной природе, знакомство с родным краем, расширение  естественно – научных представлений, оздоровление организма детей, приобретение навыка ориентировки на местности, умение разбираться в карте-схеме маршрута .

В группе зародилась традиция:  каждую весну  и осень проводить экологическую акцию «Чистый берег». Вооружившись перчатками и мешками, наша группа отправляется на берег реки Рефт, чтобы привести в порядок популярные места отдыха горожан и привлечь внимание людей к охране природы. «Привести в порядок берег реки» –  самое немногое, что дети пока могут сделать для родного города Асбеста. Дошкольники ни в чем не уступают взрослым: так же тщательно собирают мусор, пластиковые бутылки, сгнившее тряпье… Мешки быстро наполняются, и взрослые обеспечивают их вывоз на полигон твердых бытовых отходов. Позже, во время отдыха, с детьми проводятся эстафеты, конкурсы, викторины: «Найди такой же», «Найди заданное», «Собери букет», – которые помогают приобрести или закрепляют знания о неживой природе, растениях и животных родного края Урал, развивают у детей  физические и умственные качества: выносливость, желание преодолевать препятствия, интерес к активному виду труда и отдыха. По окончании акции дети греются у костра, пьют горячий чай с бутербродами, подводят итоги  и получают памятные значки «Чистый берег».

          Также формированию представлений о мире растений способствует  работа на огороде и цветнике детского сада. Ухаживая за посадками, дети узнают много интересного о потребностях растений и труде по их выращиванию. Осенью дошкольники участвуют в уборке урожая, чистят от опавших листьев дорожки на участке.

Дети закрепляют полученные представления через творчество: составляют коллективные рассказы о природе и ее обитателях, изготавливают иллюстрации и книги о природе родного края и России.

Так формируется положительное и ответственное отношение к природе, что выражается в бережном отношении к растениям, насекомым, птицам; дети начинают понимать взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания и человеком. У детей повышается интерес к познанию природного и социального  окружения; они начинают относиться к себе и людям как части природы. Дети умеют вести себя и в общественном месте, и в природном окружении; в поведении детей наблюдается взаимоподдержка, доброжелательность, готовность созидать и беречь мир вокруг себя. Дети гордятся своим городом, любят  его природное окружение; у них формируется желание сделать свой город чище и лучше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Дети и их экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое?...

Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

В данной статье раскрыта актуальность проблемы настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофи...