Главные вкладки

    Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Дети войны».
    материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Беседа предназначена для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым положением нашего народа в годы Великой Отечественной войны; с теми лишениями, горем и нуждой, которые испытывали дети, с подвигами детей-тружеников тыла.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл deti_voyny.docx24.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №335» г.о. Самара.

    Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Дети войны»

    Выполнила:
    воспитатель
    Карпенко Л.В.

    Самара
    2015 г.

    Задачи:  воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине; расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне; знакомить с памятниками героям войны, подвигах солдат; формировать представления детей о тружениках тыла.

    Ход беседы:

    Педагог: Идет Победа в алом платье мая,        

            Наград за все бои не сосчитать.

            Улыбка на губах её играет.

            Идёт – потомкам память передать.

            Она идёт к нам светлая сквозь годы,

            Склоняется у Вечного огня,

             И в громе пробудившейся природы

            Мы слышим эхо памятного дня.

    Педагог: мужеством исполнены страницы истории нашей Родины. И высочайшей вершиной этого мужества была самая народная и самая священная  из всех войн на земле – Великая Отечественная. Наступает самый святой праздник нашей страны – день 9 Мая.

    А с кем была война? И что хотел Гитлер?

             Он велел, чтоб разгромили,

            Растоптали и сожгли

            Все, что дружно мы хранили,

            Пуще глаза берегли,

            Чтобы мы нужду терпели,

            Наших песен петь не смели

            Возле дома своего,

            Чтобы было все для немцев,

            Для фашистов – иноземцев.

            А для русских и для прочих,

            Для крестьян и для рабочих – ничего!

    Педагог: скажите, а почему война – это плохо, это очень страшно?

    Дети: Потому что гибнут люди, а те, кто остается живым во время войны, живут плохо, страдают, голодают, болеют.

    Педагог: трудные, голодные и холодные военные годы называют военным лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям.

    Им, вашим сверстникам, так же, как и вам,

    Хотелось бегать и смеяться,

    В небесной сини голубей гонять,

    Но с детством рано довелось расстаться,

    За день пришлось на годы старше стать.

    Всем, кто видел эту войну… всем тем, кому тогда ещё не было и 16, всем, чьё детство чёрной краской опалила война, посвящаем!

    Звучит песня Т. Гвердцители «Дети войны»

    Война — не место для детей!

    Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

    Разрывы мин и грохот пушек,

    И море крови и смертей.

    Война — не место для детей!

    Ребенку нужен теплый дом

    И мамы ласковые руки,

    И взгляд, наполненный добром,

    И песни колыбельной звуки.

    И елочные огоньки,

    С горы веселое катанье,

    Снежки и лыжи, и коньки,

    А не сиротство и страданье!

    Педагог: наше поколение не воевало. Нас еще тогда не было. У нас есть детство. А у тех девчонок и мальчишек, которых застала война в 41-ом году, детство закончилось.  Патронные гильзы вместо игрушек, чёрные похоронки, осколки мин. Ради вашего детства они отдали свое – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом и играми, праздниками. Отдали, чтоб земля осталась землей людей, у которых жизнь обязательно должна начаться с книг и тетрадей, игр и праздников. Детям предназначено жить в мире, оберегаемым взрослыми. Но война на время разрушила этот закон.

    Чтец:        Дети войны, вы взрослели под грохот снарядов,

                    Вам колыбельные петь матерям не пришлось,

                    Вы не носили красивых и пышных нарядов.

    Пулей свинцовою детство от вас унеслось.

    Чтец:         Дети войны провожали отцов молчаливо,

                    Все понимая – пришел расставания час.

                    От матерей своих прятали слезы стыдливо,

            Не поднимая печально опущенных глаз.

    Чтец:         Дети войны на заводах отцов заменили,

                    «Все для победы! Для фронта!» - был лозунг один.

                    Жили в цехах, за станками и ели и пили,

            Ночи не спали, но верили – мы победим!

    Чтец:        Дети войны под бомбежкой, в холодных окопах,

            Дети полков. Партизанских отрядов сыны,

            Родине отдали жизнь до последнего вздоха –

            Как вам хотелось дожить до конца той войны…

    Педагог: многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые оказались на захваченной  врагами территории, пятые — в плену у немцев.

    Дети — слабые, беспомощные, оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма.

    Педагог: много трудностей и лишений в годы войны выпало на долю детей. Рано они стали взрослыми. Но они не сдались и вместе со взрослыми, как могли, помогали бороться с жестоким врагом.

    Подростки работали в цехах заводов сборщиками, обмотчиками, токарями, санитарками в госпиталях, в детских мастерских, созданных при школах и те, кто был мал ростом, стояли на подставленных к станку скамейках. Работали по 12-14 часов в день, недоедали, недосыпали. Они изготавливали ящики для гранат, полевые аптечки, коробки для мин, маскировочные сетки, шили белье для осиротевших детей.

    Педагог: другие ребята после школьных занятий шли в госпитали к раненым – под диктовку писали письма, ухаживали за раненными,  устраивали концерты, раздавали приготовленные подарки.

    В период летних каникул ребята собирали лечебные травы, ягоды, убирали сено, очищали поле от сорняков, косили траву, ухаживали  за домашними животными: курами, кроликами. Ребята постарше работали трактористами.

    Особенно страшно и тяжело было жить детям на территории занятой фашистами. Голод, холод, угроза остаться сиротой постоянно сопровождали их. Но и здесь, как могли, они пытались помочь Родине. Сотни детей и подростков действовали в партизанских отрядах, совершали диверсии, собирали разведывательные сведения для советских воинских частей, лечили и прятали бойцов, пленных и жителей, бежавших из фашистских лагерей.  

    «Мальчик из села Поповки»    Самуил Маршак

    Среди сугробов и воронок

    В селе, разрушенном дотла,
    Стоит, зажмурившись ребёнок –
    Последний гражданин села.
    Испуганный котёнок белый,
    Обломок печки и трубы –
    И это всё, что уцелело
    От прежней жизни и избы.
    Стоит белоголовый Петя
    И плачет, как старик без слёз,
    Три года прожил он на свете,
    А что узнал и перенёс.
    При нём избу его спалили,
    Угнали маму со двора,
    И в наспех вырытой могиле
    Лежит убитая сестра.
    Не выпускай, боец, винтовки,
    Пока не отомстишь врагу
    За кровь, пролитую в Поповке,
    И за ребёнка на снегу.

    Педагог: тяжёлая судьба выпала на долю детей, которые остались в блокадном Ленинграде. 28 августа 1941 в город пробился последний поезд с хлебом. Враги перекрыли все пути. Продовольствия в городе почти не осталось. Ленинградцы получали 125 граммов хлеба – и больше никаких продуктов.

    «Голод» - это страшное слово. А ещё страшнее, когда от голода умирают дети.                 Кто сумел – уехали,

            Как мать говорит, в чём есть.

            Не помню я, что ели мы,

            А помню, хотелось есть.

            Не помню я улиц с деревьями.

            В садах лишь стволы да пни.

            Ни дня с облаками, сиренями.

            Сплошь мокрые, голые дни.

            Не видел я неба с птицами.

            Пикировал с неба страх.

            И я окружён был лицами,

            Светящимися впотьмах.

    Педагог: но несмотря на голод, холод, постоянные бомбёжки юные ленинградцы наравне со взрослыми защищали свой город. Они рыли окопы, собирали цветной металлолом, необходимый для патронов и снарядов, дежурили на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы.

    И Родина не забывала о детях даже в суровые военные годы. В 1942 году, несмотря на сложную обстановку, для детей были устроены новогодние елки, некоторые – в бомбоубежищах.

    Во время войны по возможности дети продолжали учиться. Бумаги не хватало, и писали на обрывках газет, листовках.

    В классе очень холодно, На перо дышу,

    Опускаю голову И пишу, пишу.

    Первое склонение  — Женский род на «а»,

    Сразу, без сомнения, Вывожу — «война».

    Разве могли предполагать фашисты, что бороться с ними не на жизнь, а на смерть будут совсем юные девочки и мальчики. Они не играли в войну, они жили по её суровым законам: распространяли листовки, ходили в разведку, взрывали эшелоны врага.

    Чтец:        Горнили «к бою» трубы полковые.

            Военный гром катился над страной.

            Вставали в строй мальчишки боевые,

            На левый фланг в солдатский строй.

            Великоваты были им шинели,

            Во всем полку сапог не подобрать,

            Но все равно в боях они умели

            Не отступать, а побеждать.

            Жила в сердцах их взрослая отвага,

            В двенадцать лет по-взрослому сильны,

            Они дошли с победой до Рейхстага-

            Сыны полков своей страны.

    Педагог: маленькие герои большой войны. Их было много – обыкновенных школьников, ставших подпольщиками и партизанами, отдавших жизни за то, чтобы другие школьники могли спокойно расти  в мирное время. Эти ребята еще не достигнув совершеннолетия, достигали таких высот мужества, что оказывались достойными Золотых Звезд Героев, орденов, медалей. И вот что поразительно: в указах Президиума Верховного Совета СССР, об их награждении никогда не упоминалось, что речь идет о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых.

    Война – сколько ужаса, страха, горя в одном этом слове. Мальчишки и девчонки 1941 года… Их никто не призывал стоять у станков, ухаживать за ранеными, воевать на фронтах и в партизанских отрядах. Они сами сочли своим долгом, своей обязанностью вместе со взрослыми помочь Родине.

    К сожалению, не всем мальчишкам, девчонкам тех грозных лет  удалось дожить до победы. В годы второй мировой войны погибло 13 миллионов детей.

    Тринадцать миллионов детских жизней

    Сгорело в адском пламени войны.

    Их смех фонтанов радости не брызнет

    На мирное цветение весны.

    Мечты их не взлетят волшебной стаей

    Над взрослыми серьезными людьми,

    И в чём-то человечество отстанет,

    И в чём-то обеднеет целый мир.

    Педагог: пусть же наша с вами встреча станет данью памяти всех юных защитников великой битвы.

    Звучит метроном (Объявляется минута молчания.)

    Чтец (2):    Не забывайте, прошу вас, того поколенья,

                    Тех, кто тогда воевал.

                    Кто насмерть с врагами в войну ту сражался,

                    Отчизну свою отстоял.

     Чтец (3):    Не забывайте, прошу вас, того поколенья,

                    Тех, кто на фронт не попал.

                    Тех, кто работал для фронта в три смены,

                    Трудом он в тылу ту победу ковал.

    Чтец (4):    Не забывайте, прошу вас, того поколенья,

                    Чье детство украла война,

                    Все горе и беды со взрослыми вместе

                    Из чаши одной хлебнули сполна…

    Педагог: Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Сегодня – они последние свидетели тех трагических дней.

            И в День Победы по восторженной земле,

            Блестя наградами, шагают ветераны

            Фронтовики, герои, совесть наших дней

            Сегодня их здесь видеть рады.

            И будет так, так непременно будет

            На сцену выйдет в орденах старик –

            Последний на планете фронтовик,

            И перед ним в порыве Встанут люди.

            И голосом спокойным и усталым

            Солдат бывалый поведёт рассказ

            Как нашу землю вырвал из металла,

            Как эту землю от позора спас.

            И он уйдёт, свидетель битвы грозной,

            С букетом роз и маков полевых…

            Смотрите вы на них, пока не поздно,

    Пока  они живут среди живых.

    Педагог: ребята, сегодня к нам на встречу пришли ветераны  войны... Те самые дети военной поры, о которых мы вам рассказали. Давайте поприветствуем их и дадим им слово.

    ... Прошла война, прошла страда,

    Но боль взывает к людям:

    Давайте, люди, никогда

    Об этом не забудем.

    Пусть память верную о ней

    Хранят, об этой муке,

    И дети нынешних детей,

    И наших внуков внуки.

    Педагог: человек беспамятный способен породить только зло, и ничего другого, кроме зла. Нужно помнить страшное из того военного времени ради живущих, ради тех, кто ещё будет жить, и ради того, чтобы детство никогда больше не называлось войной.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект проведения беседы с детьми старшего дошкольного возраста по теме: Композитор Эдвард Григ

    Программное содержание: развитие музыкального восприятия, формирование музыкально-эстетической культуры, формирование представлений детей о творчестве композитора Эдварда Грига, развитие умения ...

    конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Кто в лесу главный?"

    Дать детям представление о леснике- человеке, который заботиться о лесе,способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу, развивать активную речь....

    Конспект НОД Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Спасибо деду за победу»

    Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Спасибо деду за победу"....

    Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Подвиг народа – Победа в В.О.Войне.

    Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему:"Подвиг народу - подвиг в ВОВ"...

    беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему огонь, вода и газ

    эта беседа поможет детям освоить важнейшие правила безопастности при пожаре, аварии водопровода и утечке газа....

    Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «По страницам сказок».

    Сказочное времечко,Времечко желанноеТихо начинаетсяСказка долгожданная ........