Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми "Свойства воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Изучение свойств воды с использованием ТРИЗ, здоровьесберегающих технологий и опытно-экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_voda.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по познавательному развитию

 Тема: «Веселое путешествие Мишутки в царство воды»

Авторы методической разработки:

старший воспитатель И.И. Липченко воспитатель О.П. Дубовикова

        Данная разработка предназначена для проведения непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Познавательное развитие». В основе разработки лежит опытно-экспериментальная деятельность, так как ребенок этого возраста маленький исследователь, он активно познает мир, осознает себя как самостоятельный субъект, как личность в деятельности и поведении.         В данный возрастной период продолжается развитие моторики ребенка, появляется гармония в движении рук, что позволяет им свободно проводить манипуляции при постановке опытов. У ребенка происходит расширение и углубление представлений о свойствах предметов. У детей увеличивается объем памяти, что позволяет им не произвольно запоминать достаточно большой объем информации. Воображение детей становится с одной стороны богаче и оригинальнее, а с другой стороны более логичным и последовательным. У детей продолжает развиваться наглядно- образное мышление, что дает возможность решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.).

        К концу подготовительной группы речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, к 7 годам появляется речь-рассуждение, что позволяет детям делать выводы при проведении опытов.

        Данная разработка может быть использована педагогами для проведения итогового мероприятия при изучении темы: «вода»

        По окончании мероприятия ребята узнают о свойствах воды, смогут привести доказательства(на примере проделанного опыта), получат положительный эмоциональный заряд; Продолжается работа над формированием предпосылок ученой деятельности.

Используемые технологии: Здоровьесберегающие, ТРИЗ, опытно- экспериментальная деятельность. 

Интеграция образовательных областей: «социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие».

Цель: познакомить детей с основными свойствами воды

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей со свойствами воды: прозрачность; вода – это жидкость без вкуса, без цвета, без запаха;
  2. Уточнить знания детей о значении воды в нашей жизни

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

2. Закреплять умение работать с разными  растворами, пользоваться различной посудой при проведении опытов (ложка, стакан);

3. Развивать логические операции: сравнение, обобщение, анализ, синтез;

4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение работать в группе, учитывать мнение партнера, договариваться,  
  2. Воспитывать бережное отношение к воде.  

Предварительная работа: заучивание стихотворений о воде, чтение сказок и рассказов о воде, беседы с детьми на заданную тему.

Демонстрационный материал: 2  капельки воды с разными улыбками, капелька воды, схемы, игрушка-медвежонок, корабль, обобщающая схема.

Раздаточный материал: пластиковые стаканы, ложки, кисти, краски, вода, фломастеры, карандаш простой, лист в клеточку, капелька воды, соломинка, сахар, молоко, тряпочки, картинки.

1 часть

Воспитатель:  Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие!

(Раздается плач) – в группу входит расстроенный Медвежонок.

Воспитатель: Что случилось, почему ты плачешь?

Медвежонок: Все мои друзья медведи отправились в путешествие к лесному озеру, а меня с собой не взяли, сказали, что я еще маленький. А я так люблю путешествовать!

Воспитатель: ребята, что же нам делать?

Дети: давайте возьмем Мишутку с собой в путешествие!

Воспитатель: Возьмем?

Дети: да

Воспитатель: ребята, а на каком транспорте можно путешествовать?

Дети: ответы детей (водный, воздушный, наземный)

Воспитатель:  молодцы. А вот на каком транспорте мы с вами будем путешествовать,  вы узнаете, когда выполните одно задание (графический диктант - корабль). И так, что у вас получилось?

Дети:  корабль.

2 часть

Воспитатель:   итак мы с вами отправляемся в путешествие на корабле  (аудиозапись- плеск волн) Наш корабль отправляется от пристани, все заняли удобные места? Наш корабль качается по волнам (дети имитируют движения – качаются из стороны в сторону).  А плывем мы на остров Знаний. У нас с вами будет  научно исследовательская экспедиция (пояснение воспитателя о том, что такое научно-исследовательская экспедиция). А вот, что мы будем изучать, вам предстоит угадать. Я  загадаю вам загадку, а вы постарайтесь ее отгадать.

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ...
                             (Воды)

Воспитатель:   молодцы, конечно же без воды. И сегодня мы с вами будем изучать воду. Мишутка, а ты знаешь что-нибудь о воде?

Медвежонок:  я знаю, что она мокрая и ее можно пить?

Воспитатель:   Мишутка, ребята тебе расскажут сегодня, много интересного о воде.

Воспитатель:    ребята, давайте вспомним, где в природе встречается вода? Где её можно увидеть? (ответы детей - река, озеро, море, родник, болото, лужа, ручеёк, водопад.)

А кому нужна эта вода? (ответы детей - людям, животным, растениям). А как,  ребята, человек использует воду? (ответы детей -  пьет, готовит еду, стирать, убирать, купаться, поливать цветы, мыть окна, варить, мыть посуду и т. д.)

А какая вода в море или океане?  (ответы детей – соленая)  А в озере, в пруду, в реке? (ответы детей – пресная). Какую воду люди пьют? (ответы детей – пресную)

Молодцы, правильно. Ну вот мы с вами и приплыли на остров.

Давайте пройдем в нашу лабораторию и проведем несколько опытов.

Опыт № 1.

Когда нам очень хочется пить, мы пьем воду и при этом говорим: «Какая вкусная вода». А есть ли у воды вкус? (ответы детей ) Давайте проверим это. Возьмите соломинку и стакан с водой и попробуйте. Есть ли у воды вкус?

Дети: ответы детей.

Воспитатель:   А теперь для сравнения возьмите ложечкой сахар и растворите его в воде. И снова через соломинку попробуйте воду. Какая она?

Дети: сладкая

Вывод: простая вода безвкусная (на доске вешаю схему), но если в ней растворить  какое-нибудь вещество сахар например. То она будет сладкой.

Воспитатель:    молодцы. Мы с вами выяснили, что обычная вода не имеет вкуса  (посмотрите на схему на доске)

Опыт № 2.

Воспитатель:   А как вы думаете. Вода имеет запах или нет? (ответы детей).

А теперь понюхайте воду. Чем она пахнет? (ответы детей - совсем не пахнет.).

В: А сейчас возьмите кусочек лимона и выдавите сок в воду. Понюхайте воду? ( вода пахнет лимоном).

Воспитатель подводит детей к выводу о том, что вода не имеет запаха (вешаю схему)

Опыт 3.

Воспитатель:   Ребята, возьмите в руки пустой стакан и перелейте воду из одного стакана в другой  и обратно. Что вы наблюдаете?  (ответы детей - вода льется),  почему?  

Воспитатель подводит детей к выводу о том, что вода это жидкость  (вешаю схему)

Воспитатель:   А сейчас закройте глазки. Что вы слышите? (аудиозапись- журчание ручья).

(ответы детей)

Воспитатель:   я думаю, что вы немножечко устали. Давайте выйдем из нашей лаборатории и спустимся к реке.

Физкультминутка:

К речке быстрой мы спустились (ходьба на месте)

Наклонились и умылись (действия по тексту)

Раз, два, три, четыре (хлопки)

Вот как славно освежились (встряхнуть кисти рук)

Вышли на берег крутой (действия по тексту)

И отправились домой.

Воспитатель:   ну вот мы с вами снова вернулись в нашу лабораторию.

Опыт 4.

А сейчас стакан с водой отставьте в сторону. А в пустой стакан из большого цветного стакана налейте немного воды. На тарелке лежит картинка, возьмите ее, положите на стол и поставьте на нее стакан с чистой водой. Что вы наблюдаете? (ответы детей - картинку видно). А теперь возьмите стакан с молоком и поставьте на картинку. Что наблюдаете? (ответы детей - в стакане с молоком картинки не видно)

Воспитатель подводит детей к выводу о том, что чистая вода прозрачная и не имеет цвета (вешаю схему)

Опыт 5.

Ребята, а как вы думаете, что произойдет с водой, если добавим в нее краску?  (ответы детей). Растворится ли она? Давайте проверим: возьмите кисточку и с ее помощью добавьте в воду краску. Что получилось? (ответы детей – вода окрасилась в разные цвета)

Воспитатель подводит детей к выводу о том, что краска в воде растворилась и изменила цвет воды. Вода прекрасный растворитель (вешаю схему)

А что еще может раствориться в воде? (ответы детей).

В: молодцы. Сегодня мы с вами узнали много интересного о воде. Но нам нужно с вами возвращаться домой в детский сад.

Мишутка: Ребята, мне так понравилось на этом острове, я хочу остаться здесь жить. Приезжайте ко мне в гости! До свидания!

 Звучит аудиозапись – звук моря. Дети качаются на волнах – плывут на корабле в детский сад.  Ну, вот мы и дома. Понравилось вам наше путешествие?

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру "Хорошо - плохо". Я кидаю мяч, кто поймал – тот отвечает на мой вопрос Итак, начали: "Вода это хорошо. Почему?".

Дети: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.

Воспитатель:  " Вода - это плохо. Почему?":

Дети: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.

Воспитатель:  Вода – это наше богатство. Ее нужно беречь.А как вы можете ее беречь?

Дети: закрывать кран; не пускать сильную струю; набирать воды столько, сколько нужно; не бросать в реки и озера мусор.

Воспитатель: И так ребята, что мы сегодня узнали о воде? Какими свойствами обладает вода? (вешаю большую схему для повторения свойств воды)

Дети: вода это жидкость без вкуса, без цвета,  без запаха,  прозрачная.

Воспитатель: Молодцы, ребята,  а дома вместе с родителями проведите еще один опыт и узнайте, что не растворяется в воде. А завтра  расскажите нам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР

совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР является необходимым условием для формирования коммуникативных навыков, свободного общения детей друг с другом и со взрослыми. разви...

«Мы весёлые ребята, любим бегать и играть». Конспект непосредственно образовательной двигательной деятельности в 1 младшей группе.

Продолжить учить ходить и бегать под музыку, сохраняя устойчивое равновесие. Выполнять действия по сигналу воспитателя. Приучать детей говорить внятно, не торопясь. Продолжать совершенствовать двигате...

Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»

Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна пришла"

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...

Конспект непосредственной образовательной детельности по экспериментированию с водой «Маленькие фокусники» во второй младшей группе

Образовательная область: «Познавательное развитие»Вид деятельности: Познавательно-исследовательская.Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению ка...