Проект "Народная кукла"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

•Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь  образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_pedagogicheskiy.doc692 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 1»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Проект «Народная кукла»

        

 

                                                                  Воспитатель: Губанова С.В

                                                Чернова В.В

2015г.


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта "Народная кукла"

Вид проекта: малый, общественно –полезный, познавательный

 (основные разработчики проекта воспитатели групп )

Длительность проекта:  долгосрочный

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

- Пробудить интерес педагогов, родителей  и детей  к русской культуре и традиционной народной кукле

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  • изучение истории возникновения народной куклы;
  • изучение видов кукол;
  • изучение технологии изготовления народных кукол;
  • создание картотеки  видов кукол;
  • привлечение родителей к изготовлению обереговых и игровых сувенирных кукол;
  • создание мини-музея «Куклы»;
  •  воспитание чувства патриотизма, уважения к национальным традициям. 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

№п\п

План деятельности

Ответственные

Сроки

I этап подготовительный

09-20.01.2015

1.

Сбор информации, распределение по темам, разделам.

Педагоги групп

               II этап основной

21.01-10.03.2015

2.

3.

Изучение истории возникновения народной куклы

Оформление альбома с историей возникновения  народной  куклы для педагогов и детей

Педагоги групп

Педагоги групп

4.

Изучение видов кукол

Педагоги групп

5.

Изучение технологии изготовления кукол

Педагоги групп

6.

Создание картотеки видов кукол

Педагоги групп

7.

Изготовление обереговых и игровых сувенирных кукол

Педагоги и дети

III этап заключительный

25-28.

03.2015

8.

Создание мини-музея "Народная кукла» в старшей группе №3

Педагоги групп

9.

Презентация проекта

Педагоги групп          

Итог:  Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

В итоге выполнения проекта достигнуто следующее:

  • Воспитателями групп  была изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды;
  • освоена технология изготовления разных видов кукол;
  • изготовлены образцы  народных кукол;
  • проведены мастер-классы;
  • создали мини - музей «Народная кукла»  детского сада;
  • создали  картотеку разных  видов народных кукол;
  • оформили альбом с историей возникновения  народной  куклы.

Куклы в педагогической работе

Для любого ребенка игра – самый желанный вид деятельности: во время игры он не только познает окружающий мир, но и преобразует свои впечатления о нем, передает мысли, чувства, эмоции. Во многом это роднит игру с занятиями искусством: недаром, когда мы говорим о творчестве, то часто используем такие словосочетания, как “игра красок”, “игра звуков”, “игра слов”. Одна из главных отличительных черт жизни любого ребенка – огромное количество игрушек, окружающих его с самого момента появления на свет. На протяжении многих веков игрушки продолжают использоваться для  развития детей, приобщения их к миру взрослых.

Куклы являются одним из наиболее древних видов игрушек: они берут свое начало вместе с человеческой цивилизацией. Вначале куклы носили обрядовый характер, лишь впоследствии приобретая свое игровое значение.

В разных странах возникали свои виды кукол и представлений, ставших впоследствии традиционными. Многие из них дошли и до наших дней.

 Специалисту по работе с детьми, социальному педагогу необходимо понимать роль игрушек и, в частности, кукол как средства социализации детей. Для этого не только стоит учитывать особенности развития детской психики, но и знать историю возникновения кукол, а также сферы их применения.


  1. История возникновения и разновидности кукол
  1. Разновидности кукол

        В широком смысле слова кукла – это не только детская игрушка, но и любая фигура, изображающая человека или живое существо. По своему назначению куклы делятся на следующие разновидности:

  • игровые куклы;
  • обрядовые куклы;
  • обережные куклы;
  • театральные куклы.

        Первые куклы носили обрядовый и обережный характер, участвуя в магических заклинаниях и мистериях. При их изготовлении практически никогда не использовались колюще-режущие предметы, которыми человек мог пораниться[1]. Куклам приписывались магические свойства: они защищали человека от болезней и злых сил, помогали в хозяйстве, повседневной жизни, личных делах.

        Примером куклы-оберега может служить старинная русская тряпичная кукла Бессонница. Когда у матери начинал плакать младенец, мать сворачивала куклу-оберег из ткани и кидала в колыбель со словами “Сонница-бессонница, не играй моим дитятком, а играй этой куколкой”.

        Обрядовые куклы были связаны с событиями календарного года, народными празднествами, религиозными обрядами. Примером обрядовой куклы может служить “Покосница”, изображавшая женщину во время сенокоса. Она делалась без надрезов и без единого шва, из цельного куска ткани. Начало купаний символизировала другая кукла – Купавка. Ее сплавляли по воде, считая, что вместе с ней уходят людские болезни и невзгоды. Известными  примерами обрядовых кукол, дошедших до наших дней, могут служить соломенное чучело Масленицы и огородные пугала, изначально игравшие роль магической защиты для урожая. Также огромное внимание уделялось здоровью детей, поэтому существовали специальные куклы “на здоровье”.

        Игровые куклы – наиболее распространенная разновидность современных игрушек. Однако и в древности существовали куклы, которые предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые, которые изготовлялись без иголки и нитки. Свернутые куклы предназначались, в первую очередь, для детей младшего возраста и представляли собой простейшие изображения человеческой (чаще женской или детской) фигуры из ткани.

        Сшивные куклы носили и образовательный характер: они играли роль экзамена для девочек по шитью и рукоделию. Девочки-подростки помогали готовить приданое старшим сестрам, попутно подбирая что-то и для своего будущего приданого.

        Прообразы первых театральных кукол появились еще на заре цивилизации (об этом подробнее в главе 1.2.), когда религиозные обряды постепенно становились все более        и более театрализованными. Кукольным спектаклям принадлежало одно из главных мест в жизни города или села[2]

        Современные театральные куклы весьма разнообразны, так как в ходе истории театр вобрал в себя традиции многих народов и эпох. Они, в свою очередь, делятся на три основных типа:

  • верховые куклы (перчаточные и тростевые), управляемые снизу (актеры-кукловоды в подобных постановках, как правило, закрыты ширмой);
  • низовые куклы (марионетки), управляемые с помощью нитей (актер-кукловод находится сверху);
  • срединные куклы, которые могут быть как ниточными, перчаточными или тростевыми, так и ростовыми; актер-кукловод, как правило, виден зрителям и зачастую может взаимодействовать со своим персонажем.
            Однако стоит помнить о том, что любая классификация кукол носит  достаточно условный характер. В традиционных народных куклах игровой аспект достаточно трудно однозначно отделить от сакрального, также сложно однозначно провести грань между театральным представлением и религиозным обрядом.

Куклы в педагогической практике

  1. Использование кукол в обучении детей и взрослых

        В настоящее время существует множество разнообразных уроков и мастер-классов по изготовлению кукол, работе с ними, знакомству с различными традициями в кукольном творчестве. Они рассчитаны на детей разного возраста, а иногда даже на взрослых.

        Дисциплина, изучающая кукол и сферы их применения, называется кукловедением и находится на стыке теоретических и практических познаний, педагогики, психологии, искусствоведения, истории, этнографии и частично даже медицины.

        Большое распространение получили занятия по изготовлению русских народных кукол (реже – кукол других народов России) из ткани и природных материалов. Педагоги и искусствоведы изучают народную игрушку, изготавливая вместе с детьми куклы-обереги и декоративные куклы, в которых просматриваются герои народных сказок и классических произведений русской литературы.

        На основе научных и научно-популярных книг, посвященных народной кукле, создаются целые мастер-классы для детей и взрослых. Многие мастера игрушки представляют свои авторские курсы в Интернете: в блогах, на тематических форумах, посвященных как рукоделию и работе с детьми в целом, так и кукольному мастерству в частности.

        Занятия по изготовлению народной игрушки легко совмещаются с уроками истории, этнографии, краеведения: с помощью практических занятий теоретический материал легче усваивается, становясь более живым и наглядным.

        В работе с детьми распространена практика изготовления игрушек из подручных предметов: лоскутков ткани, одежды и аксессуаров (колготок, носовых платков), природных материалов (плодов растений, веток, ракушек). Во многом это продолжение народной традиции, однако в современном обществе оно также носит дидактический характер, учит детей бережливости, хозяйственности, уважению к труду и окружающей среде, а также навыкам рукоделия (шитья, вязания, бисероплетения, работы по дереву).

        Дети не просто привязываются к куклам – они воспринимают их как живых существ, равных себе и болезненно расстаются с ними. Следовательно, многие игры с куклами могут стать уроками доброты, внимания к другому.

        В работе с дошкольниками и младшими школьниками распространены уроки японского искусства оригами – изготовления фигурок из бумаги без использования клея. Все подобные поделки основаны на нескольких базовых фигурах: некоторые из них насчитывают вековую историю и берут начало из японского фольклора, другие представляют собой изобретения современных художников и педагогов.

        В наши дни оригами представляет собой международное искусство, среди мастеров которого проводятся семинары, конференции и практикумы.

        Также большую популярность среди детей и взрослых получили самодельные куклы, изображающие персонажей популярных произведений литературы, игрового кино, мультипликации, Интернет-культуры (с распространением Интернет-мемов среди современных художников не раз появлялись кукольные изображения таких популярных персонажей, как морское чудовище Ктулху или дикий кот манул) и даже реальных исторических личностей (известно, что прообразом популярной в 90-е телепередачи “Куклы”, где главными героями выступали политики, было аналогичное французское шоу, восходящее к старинному лионскому шоу про Гиньоля). Подобным образом – через игру в куклы – можно “оживить” и “приблизить к себе” любых героев, отразить актуальные проблемы общества, социальные и философские потребности. С помощью кукол можно рассказывать ребенку о тех или иных явлениях в природе, обществе, учить отдельным дисциплинам: чтению, письму, математике, естествознанию, иностранному языку. В данном случае кукла играет роль живого персонажа, равного учащемуся, друга, соавтора, собеседника.

        Отдельно можно сказать об использовании кукол и кукольного театра в психологии, психотерапии и коррекционной педагогике.

Куклотерапия

        Истоки куклотерапии относятся к началу 40-х годов XX века, когда американский психотерапевт Якоб Леви Морено основал в США Институт социометрии и психодрамы. В своей психиатрической клинике Морено основал специальный лечебный театр. Врачи вместе с пациентами и их родственниками отражали в своих сценариях наиболее травматичные ситуации и совместными усилиями ставили спектакли. В роли зрителей также выступали врачи, больные и члены их семей.

        Метод Морено часто давал весьма ощутимые результаты, и постепенно у него стали появляться последователи – в основном в Западной Европе: Англии, Франции, Германии, Нидерландах. Куклотерапия становилась самостоятельным направлением в психотерапии.

        В СССР доперестроечных времен никто не занимался ни психодрамой, ни тем более арт-терапией и куклотерапией, так как это считалось буржуазным направлением в науке, противоречащим идеологии марксизма-ленинизма. Лишь в 1990 году советские специалисты Ирина Медведева и Татьяна Шишова разработали метод лечения детей-невротиков, который назвали драматической психоэлевацией.

        Методика драматической психоэлевации представляет собой комплексное воздействие с помощью специально заданных ситуаций. Один из главных ее  принципов - не лечение тех или иных симптомов, а попытка проникнуть глубже, заглянуть в душу, понять причину невроза.

        Данная методика позволяет работать с детьми самого разного возраста. 
Работа с куклами начинается уже на этапе диагностики. Перед ребёнком раскладывают куклы, изображающие знакомых ему жизненных либо сказочных персонажей и предлагают выбрать понравившуются игрушку, по котрой уже можно о многом судить.

        К примеру, если ребёнок выбирает зайчика, можно заподозрить у него страхи, волка – агрессию, непонятных персонажей часто выбирают дети, страдающие психопатиями. Затем с куклой ведется диалог. Кандидат психологических наук А.Ю. Татаринцева в своей статье “Основы куклотерапии” предлагает следующий приблизительный перечень вопросов:

“Ты кто? Где ты живёшь? С кем ты живёшь? Где твои родители? Большой ты или маленький? Чем любишь заниматься? Если выбрано животное: У вас в лесу есть кто-нибудь страшный? Чем ты питаешься? За тобой гоняются? Тебя кто-нибудь защищает? Есть ли у вас в лесу школа? А если можно было бы не ходить, ты ходил бы в школу? Есть ли у тебя друзья? Во что вы играете? Кто обычно выигрывает? А если проигрываешь - расстраиваешься? Что бы ты попросил у волшебника?”[3].

Лечение по этой методике условно можно разделить на два этапа. Первый называется «Лечебные этюды» и длится несколько недель. Значительное внимание уделяется домашним заданиям, в ходе которых дети вместе с родителями репетируют те сценки, которые им задают терапевты. Основная работа проводится в группе, при этом дети уже со второго занятия получают и индивидуальные задания, соответствующие личности конкретного ребенка.

В качестве одного из примеров А.Ю. Татаринцева приводит этюд для работы с такой проблемой, как ревность:

“Хозяин с собакой и щенком пошел в «детский мир». Он сказал, что каждому купит игрушку, которую они выберут. Собака выбрала красивый корабль и представляла, как они с хозяином будут в него играть. И тут собака увидела, что щенок выбрал красивую маленькую машинку.
- Я хочу такую же, - сказала собака хозяину.- ты же выбрала корабль, - сказал хозяин.
- А я хочу и корабль, и машину, - ответила собака.

  • Ну мы же договорились, - сказал хозяин.
  • А я хочу, хочу, - заныла собака.
  • Хорошо, я куплю тебе машину, как у щенка, а корабль купим потом, - сказал хозяин.
  • Нет, я хочу сейчас, - зарыдала собака, - ты меня не любишь.

Она стала кататься по полу, выть, потом сбила прилавок с машинками и закричала: «Так пусть не достаются никому».

Хозяину стало стыдно за такое поведение собаки и в итоге они ушли из магазина вообще без игрушек. А дома у них состоялся разговор”[4].

Сценарий разговора и реплики персонажей необходимо дописать ребенку совместно с родителями, которые не просто присутствуют, а на правах полноценных участников включаются в происходящее. В это время происходит выделение патологической доминанты (основной проблемы, мешающей ребенку жить).

Второй этап программы - лечебный спектакль. Куклы, декорации, костюмы и прочие атрибуты мастерят сами дети и их родители, которым также придумываются полноправные роли.

Также применяют кукол в своей работе учителя начальных классов и воспитатели детских садов. Они могут служить и наглядным пособием. Дети рассматривают и описывают их внешность, одежду, определяют характер. Однако не стоит  забывать, что все-таки и учат, и лечат не куклы, а люди, и поэтому многое зависит от того, в чьи руках они оказываются – то есть от характера, эрудиции и уровня подготовки педагога.          

Многие родители, воспитатели, преподаватели детских учреждений даже не догадываются о том, что за современными игровыми куклами, которых мы можем ежедневно видеть на прилавках магазинов, скрывается многовековая история. Однако для того, чтобы понимать возможности кукольной игры, становиться соучастником детских игр, стоит изучать кукловедение как историю развития и становления кукол, знать их разновидности и предназначение.

Подобные знания легко можно передавать и детям, для которых куклы станут не только игрушками, но и живыми персонажами со своей историей. Таким образом можно не только “оживить” героя детской игры, придумать ему имя, биографию, но и расширить кругозор ребенка, заинтересовать его традициями народов мира, историей театра, литературы, религии. Следовательно, можно сделать вывод, что кукловедение как дисциплина носит познавательный характер не только для детей, но и для самих педагогов.

Немаловажную роль в педагогическом процессе могут сыграть куклы, сделанные своими руками. Во-первых, их изготовление прививает детям навыки рукоделия. Свойства многих материалов воспринимаются гораздо легче, если их можно “потрогать” руками.

Во-вторых, изготовление народной куклы – это еще и внимание к обычаям, традициям, истории своего народа, без которых немыслимо воспитание образованного человека. В наше время утеряны многие традиции, передававшиеся нашими предками из поколения в поколение на протяжении многих веков, и задача детей и взрослых – постараться возродить их, привлечь к народной культуре максимум внимания. На занятиях  по изготовлению кукол своими руками можно рассказывать о национальных праздниках как русского народа, так и других народов России и мира, традициях, обычаях, эстетической и религиозной составляющей.

В-третьих, любая вещь, изготовленная своими руками – уникальна и не имеет аналогов. Следовательно, “свою” куклу ребенок сможет воспринимать как произведение искусства со своей историей, “оживлять” ее – а, следовательно, относиться к ней более бережно и более творчески, чем к покупной игрушке из магазина.

Кукольные представления с участием разнообразных персонажей способствуют более плодотворной работе в коллективе, диалогу между детьми. Здесь возможен даже некоторый соревновательный элемент: кто быстрее осмыслит и выучит свою роль, кто подберет лучших героев и декорации. Кукольные инсценировки известных сказок и фрагментов литературных произведений способствуют интересу детей к мировой литературе: нередко после того, как ребенок увидит, прочувствует, проиграет один сюжет, особенно “изнутри”, в качестве участника, впоследствии оригинал окажется более интересным, знакомым и легким для усвоения.

В отличие от взрослых, дети многие вещи понимают буквально, поэтому важно учитывать эмоциональную составляющую кукольных представлений и игр, по возможности до определенного возраста избегать однозначно отрицательных образов, связанных с болезнью, смертью, насилием, и сюжетов с “плохим” концом. Особенно важно учитывать этот аспект при использовании кукол в коррекционных и психотерапевтических целях. Здесь сказочные и “магические” обряды прошлого могут сыграть положительную роль в борьбе с детскими страхами, переживаниями, навязчивыми образами, избавлении от отрицательных эмоций и появлении более положительных.

Нередко среди педагогов, культурологов, специалистов по фольклору можно услышать небезосновательное мнение о засилии массовой культуры в детских играх и игрушках, о недостаточном внимании к народным традициям. Безусловно, зачастую так и происходит. Главный недостаток современных массовых игрушек – отсутствие яркой индивидуальности, которое зачастую приводит к стереотипности мышления и воображения.

Даже при использовании каких-то “массовых” образов, известных нам из мультфильмов, телепередач, компьютерных игр, Интернета, можно придать полет фантазии, мастерить собственные сюжеты, обращаться к прообразам тех или иных популярных героев.

Своевременный интерес к истории игрушки, умения и навыки, приобретенные в дошкольном и младшем школьном возрасте, могут возродиться спустя некоторое время, когда часть людей уже менее подвержена влияниям сверстников. Здесь самым ярким примером может служить  популярность увлечений, связанных с куклами, народными поделками и промыслами в некоторых молодежных субкультурах – среди тех же реконструкторов или любителей ролевых игр.

О куклах

Кукла — первая среди игрушек. Ее история известна с глубокой древности. Изначально кукла служила тотемом, обрядовым символом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку. В наше время существует огромное множество разнообразных кукол. Но особой популярностью пользуются куклы ручной работы. Очень часто любимой игрушкой становится та, которая сделана своими руками, потому что в нее вложена ваша фантазия и душа.

М. Малахеева-Мирович

Одна из типичнейших игрушек, - древняя по происхождению, бывшая всегда центром внимания всякой моды, всякого художественного течения, " царь-urpyшкa", это - кукла. О ней много писано, но и поныне взгляды на значение куклы до крайности разноречивы, и никогда не отличаются спокойным беспристрастием. Игру в куклы признавали вредной такие авторитеты прошлого, как Локк и Руссо. говорящих, ходящих, агукающих киберпупсов до зрелых Барби, окруженных безумным количеством сопутствующего товара, без которого жизнь будущей женщины должна быть просто немыслима.

Вот, что писал известный педагог и психолог Б.Пэре более ста лет назад: " Я бы не кончил никогда, если бы захотел перечислить все несуразности, весь вред кукол для настроения и даже для мышления ребенка. Отдать всё внимание маленькой бесчувственной карикатуре вместо общения с окружающей жизнью, заполнить всё время только подражанию жестам и поступкам взрослых, их тону и манерам, вместо того, чтобы жить своей собственной жизнью, - разве это желательно для души и тела ребенка".  Эта страстная тирада, так же как мнение Локка о том, что вредно покупать много игрушек и что самодельные игрушки много лучше покупных, поныне находят много сторонников.

Эта сухая, преднамеренно только педагогическая точка зрения на роль игрушки в жизни ребенка, отнимает у последнего одну из величайших его радостей, превращает игру в назидательный урок, сушит фантазию и могла бы быть вредной, если бы не её теоретическая слабость.

Необходимость куклы для развития человека доказана исторически и этнографически. На ранних ступенях культуры кукла играет роль в жизни не только pe6eнкa, но и взрослой женщины, матери. Во многих местах женщины, мало отличающиеся по своему развитию от своих детей, относятся к своим куклам как к чему-то живому, а в некоторых случаях и совершенно, как к детям. У некоторых племен краснокожих мать, в случае смерти ребенка, кладет в его колыбельку куклу, водит ее за собой, говорит с ней и проделывает все, как со своим ребенком. Мать дает этой кукле имя своего умершего ребенка, его одежду и амулет и часто целый год не расстается с ней. В основе этого факта лежит широко распространенная анимиcmичecкaя идея, что peбeнok еще слишком мал, чтобы самому проделать далекий путь в рай, поэтому мать якобы помогает ему внимательным уходом за куклой-символом, пока ребенок не подрастет.

В Африке у многих племен девочки при торжественном публичном праздновании совершеннолетия (половой зрелости) получают в подарок куклу, которую они хранят до рождения первого ребенка. Затем такая молодая мать снова получает от своей матери куклу и хранит ее до второго ребенка и т. д. Эти куклы считаются священными, и Обладательницы ни в каком случае с ними не расстаются.

У наших малых народностей наблюдается аналогичное явление. Вот что говорит Б. Г. Богораз о чукчах: "Девочки играют в куклы. Чукотские куклы изображают людей, мужчин и женщин, но всего чаще детей, особенно грудных. Величина их почти так же изменчива, как и у культурных детей. Сшиты они довольно похожими на действительность и наполнены опилками, которые при каждом несчастном случае высыпаются. Куклы считаются не только игрушками но, отчасти, и покровителями женского плодородия. Выходя замуж, женщина уносит с собой свои куклы и прячет их под изголовьем, чтобы их воздействием получить скорее детей. Отдать кoмy-нибудь куклу нельзя, - так как вместе с тем будет отдан залог плодородия семьи. Зато, когда у матери родятся дочери, она дает им играть своими куклами, при чем старается разделить их между всеми дочерьми. Если же кукла одна, она отдается старшей дочери, и для остальных делаются новые. Есть, таким образом, куклы, которые переходят от матери к дочери в течение нескольких поколений, каждый раз в исправном, возобновленном виде". У негритянских племен верхнего Нила часто старые женщины, занимающиеся колдовством, посредничеством между духами и человеком, делают фетишеобразные куклы, которые по безобразию, грубости работы мало отличаются от детских кукол, но наделены волшебной силой.

Первые из известных кукол - египетские. Они имели уже подвижные суставы, настоящие волосы, тщательно выточенные конечности. Огромное разнообразие кукол было и в античном мире: здесь и глиняные животные (птицы, черепахи, лягушки, зайцы, змеи, обезьяны). Греческие дети забавлялись и троянским конем, начиненным солдатами и офицерами. Греческие и римские куклы делались частью из воска, частью из глины, иногда ярко размалевывались. Изготовление их составляло особую отрасль производства. Во время больших религиозных празднеств дети получали особенные терракотовые куколки, иногда из слоновой кости; и лишь пред замужеством девушки расставались с этими подругами и, по глубокому прекрасному обычаю, накануне брака приносили любимую куклу в жертву на алтарь Венеры. Античные игрушки, как и египетские, постоянно обнаруживают свою близость к современному им искусству; это уменьшенная скульптура своего времени, без всякой педагогической или иной тенденции и без приспособления к детскому вкусу. Нашим детям, живущим в эпоху музейной оторванности искусства от жизни, эти античные игрушки показались бы чуждыми, не вызвали бы живого к себе участия.

Современная же, рыночная индустрия готова удовлетворить любые, самые порой экстравагантные представления о том, какой должна быть кукла. От набора точных копий национальных костюмов, "обладательницы" которых смотрят стеклянными глазами сквозь стекла витрин, до все еще сохранившихся у нас штампованных Наташ из твердой пластмассы, от начиненных электроникой,   говорящих, ходящих, агукающих киберпупсов до зрелых Барби, окруженных безумным количеством сопутствующего товара, без которого жизнь будущей женщины должна быть просто немыслима.

Современные психологи убедились, что дети предпочитают мягкие игрушки, изображающие детенышей, а не взрослых животных (бельчонка, тигренка, лисенка, а не белку, тигра, лису). Причем чем больше "детского" в такой игрушке (большая голова, наивное выражение глаз и т.п.), тем она более любима. Ребенок для игр выбирает себе подобных. Это верно и по отношению к куклам: кукла-ребенок понятней, с ней легче отождествить себя, ею можно командовать и даже наказывать. Ребенок сильнее игрушки, он хозяин ситуации и творец игры.  Барби, так же как и кукла-младенец, представляют значительно меньше свободы в игре, ограничивая ее условиями. Младенца можно нянчить, но его уже не пошлешь в магазин или в школу, а Барби не прикажешь отправляться спать.

Что касается Барби, то она, безусловно, феномен последнего времени, исторически кукол, подобных этой, никогда не существовало. Барби олицетворяет собой социальный успех и потребление. Она мало интересна сама по себе, но существует только в окружении собственных вещей и чем их больше, тем лучше. Барби - это сериал, который, чем дольше смотришь, тем труднее оторваться. Известны случаи "барбимании", особенно в Америке, когда для Барби приобреталась мебель, дом, потом еще один с бассейном, кони, авто, друг и т.д. Все это значительно уменьшало и жилплощадь, и родительский кошелек. Ни о какой свободе, а тем более творчестве в подобной игре, не может быть и речи. Однако Барби может быть полезна для проигрывания будущих ролей и ситуаций, для адаптации в социальном мире.

Куклам издревле приписывались волшебные свойства. Люди верили, что они могут защитить от злых сил, принять на себя болезни и беды человека, принести ему счастье. Но чтобы игрушка выполняла защитную роль, она должна была быть "правильно" сделана. Мастерицы никогда не использовали при работе ничего колющего и режущего. И лоскутки ткани, и нитки не разрезались, а рвались вручную, а затем связывались. Узелки служили еще одним оберегом, встававшим на пути злых сил. Кроме того, куклам никогда не рисовалось лицо, так как наши предки считали, что вместе с лицом игрушка получает и душу, а значит, становится уязвимой для дурного глаза.

Тряпичные обереги сопровождали человека на всех этапах его жизни. И во время рождения, и на свадебном торжестве, и на похоронах являлись непременными спутниками людей. Благословляя дочь на замужество, мать дарила ей куклу, сделанную своими руками. А в центр свадебного пирога обязательно помещали березовую рогатину, украшенную фигурками жениха и невесты. Береза символизировала древо жизни, ветви которого - основа для молодой семьи. А муж с женой словно становятся центром маленького мира, где царят любовь и понимание.

Еще до рождения ребенка мать готовила ему игрушку, которую клали в колыбельку, чтобы она охраняла ее от недобрых сил. С ней ребенок рос, учился ходить, произносил первые слова. Когда не мог долго уснуть, мама клала ему в кроватку свернутую из лоскутков куклу-Бессонницу - берегиню, оберег малыша. Если женщина теряла ребенка, тоже делала куклу и ухаживала за ней, как за сыном или дочкой. Считалось, что это поможет душе умершего освоиться в загробном мире, а матери - смириться с горем.

Куклы передавались в семьях из поколения в поколение. Первую каждая девочка получала от мамы или бабушки, хранила ее, берегла, шила ей наряды. Во все времена ребенок через игру постигал мир, примеривая на себя разные роли, учась модели поведения, принятой у взрослых.

В прошлом веке народную куклу вытеснили серийные игрушки. Но сейчас спутницы игр наших бабушек возвращают себе утраченную роль, возрождаются их забытые секреты... Рукотворная народная кукла занимает особое место в причудливом кукольном мире. Она не только игрушка, которая забавляет и не предмет для украшения интерьера, издавна кукла в центре многих календарных и семейных событий. В крестьянских семьях кукла проживала со своей хозяйкой целую жизнь, была с ней и в радости, и в горе.

На заре цивилизации первобытные охотники не только рисовали на камне картины будущей охоты, но и разыгрывали сцены предстоящей удачной охоты, для чего из глины лепились фигурки людей и животных. Эти фигурки и стали первыми куклами человечества.

Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. У наших предков был ужасный обычай: чтобы умилостивить богов, приносили в жертву им людей. Но однажды кому – то пришло в голову предложить богам вместо живого человека куклу. Взяли обыкновенное полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла – полено спасла человека.

Появились и другие куклы – чучела, которых приносили в жертву разным богам. У каждой куклы было своё имя: Кострома, Морена, Купало, Ярило…

Обряды жертвоприношения с тех пор превратились в настоящие праздники: наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры, затем “отдавали” богам – топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. А взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья.

Куклам, как будто, не придавали особого значения, но теперь, по прошествии времени, выясняется, что без кукол не обходился ни один праздник.

На изготовление кукол шли в основном подручные материалы. Делали кукол из соломы, из глины, из дерева, из мочала, из камыша, из початков кукурузы, из корней травы, из сучьев и веток деревьев.

По материалам археологических исследований и литературным источникам известны куклы древнего Египта – из дерева и ткани. От древнего Китая до нас дошли глиняные куклы. В детских погребениях античной эпохи обнаружены куклы, и марионетки из слоновой кости. В Афинах были распространены примитивные деревянные куклы. В феодальном обществе стали развиваться кустарные промыслы игрушки. У детей феодалов, а позднее у детей богатого дворянства и крупной буржуазии куклы отличались небывалой роскошью. Они были одеты в дорогие наряды, а кукольные дома были сделаны с резной мебелью и полной обстановкой. Такие куклы служили для украшения комнат и хранились как фамильные ценности.

На территории России древнейшие куклы найдены из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве. Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий.

Так всем известные деревянные поделки, выполненные в подмосковном селе Богородском, почему-то назывались «дуры».

Липовое полено раскалывалось на четыре части. Называлось это – “бить баклуши”. Баклуши получались разные. Какая уже, какая – шире. От этого зависела и форма барыни или кавалера – гусара.

Об истории кукол

 
Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений.

Фото слева - "Рванка" Марины Мишиной.

Первое - детская игрушка в виде фигурки человека. Второе - в театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом): куклы на нитях (марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надетые на руку), механические, верховые куклы (перчаточные и тростевые, играющие над ширмой), теневые куклы (плоские тростевые куклы, проектирующие на экран тени или силуэты). Третье - фигура, воспроизводящая человека в полный рост. (словарь С. И. Ожегова) Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства. В ранней истории практически невозможно отделить куклу от идола. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах. Так же в некоторых религиях кукла считалась вместилищем душ предков. Кукле рисовали глаза и рот, делая ее тем самым подобием человека, нарекали определенным именем. После этого вред, причиненный кукле, неизбежно распространялся на ее живого двойника. В это свято верят колдуны - от австралийских шаманов до «черных магов». Бывало, что жертва в самом деле умирала, когда в ее восковое изображение втыкали иголки. Таким образом, мистическая вера в связь между куклой и человеком укреплялась.

Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры.

Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Паяца археологи находят в могилах маленьких египтян. Кукла иногда представляет собой грубый чурбанчик без рук, без ног. Головы украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии. Древнейшие египетские куклы несли функцию погребальных даров и были призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, чточеловеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Поэтому куклы часто делались резцом, так как боялись, чтобы она не убежала из гробницы.

Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями. 
Начиная с середины XIX века, в области археологии произошли открытия чрезвычайной важности. В пещерах Франции и Испании были обнаружены произведения эпохи палеолита - столь совершенные, что их долго принимали за поздние подделки. Сам ряд изображений - в живописи, графике и мелкой пластике - свидетельствует о некоей изначальной потребности человека дублировать объект. А что же такое кукла, если не дубль? Животного, человека, духа, наконец.

В Чехословакии, в захоронении "Брно-2" найдена маленькая фигурка из мамонтовой кости. Её конечности были подвижно прикреплены к туловищу. Некоторые исследователи предлагают считать эту находку началом истории куклы. Фигурке из "Брно", по самым приблизительным подсчетам, 30-35 тысяч лет. Её материал долговечен, она как бы определена существовать всегда, замещая смертное существо. Исследования подобных захоронений дают возможность утверждать, что представления о рубеже между мёртвым и живым уже тогда были довольно развитыми, и существует мнение, что кукла возникает именно тогда, когда оппозиция "жизнь-смерть" становится непереносимой для психики. Однако существует и другое мнение. Современные ученые предполагают, что кукла системы "Брно-2" не начало, а результат длительного процесса отделения куклы от человека, самостоятельного становления в культурном пространстве.

Первые куклы, каких мы знаем, связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Это обряды культа сотворения мира и культа умерших предков. Надежды на урожай соединялись с верой в помощь умерших предков. И сейчас еще африканские племена используют в обрядах кукол, как изображения мертвых. Кукла, связанная с областью мертвых и богов, покорила все континенты. От Азии, через Европу и Африку, до Америки. Можно вспомнить свидетельства античных писателей, описывавших большие фигуры богов, которых, хитроумным способом приводя в действие руки и голову, носили в процессиях в Риме и Египте. Даже маленьким куклам приписывали функции богов, на что указывает средневековое название кукол - кобольды. Из обрядов рождался кукольный театр. В Индии и юго-восточной Азии главной темой кукольных представлений были деяния богов-героев Махабхараты и Рамаяны. Кукольник являлся подобием творца - Брахмы, а театр кукол - подобием мира.

Таким образом, эти представления имели философскую подоплеку. Вообще, на протяжении всей истории куклы зачастую были связаны с философией. Более поздним проявлением использования кукол в обрядах были христианские кукольные представления. Со средних веков и до наших дней они широко распространены в Европе. Куклы принимают участие в торжественных шествиях по случаю христианских праздников. В католических храмах Италии и Испании, наряду с обилием крашеной скульптуры, часто встречаются куклы, изображающие Деву Марию с младенцем и апостолов. Фигуру Богоматери называли «Марион» или «маленькая Мария», откуда и пошло слово «марионетка». И одежда, и лица поражают натуралистичностью и изяществом. Также у католиков принято устраивать около каждой церкви подобие Вифлеемских ясель. Обычно, персонажи этого библейского сюжета - куклы в человеческий рост, снабженные примитивными механизмами, позволяющими эмитировать движения. Европейская рождественская традиция через Украину и Белоруссию пришла и в Россию, воплотившись в кукольном вертепе. Вертеп - переносной маленький кукольный театр, с двумя сценами, расположенными одна под другой. Верхняя сцена - вифлеемские ясли, нижняя - дворец царя Ирода. С вертепами устраивали представления на ярмарках для простого люда, позже вертепы перекочевали в дома зажиточных горожан. Представления проходили при свете свечей и сопровождались церковным пением.

Со временем куклы перестали быть связаны исключительно с культами и обрядами.

Со второй половины XVII века Франция начинает задавать всей Европе тон как в области политики, экономики, духовной жизни, так и в области моды. Модных журналов в те времена еще не издавали, а узнавать о новых тенденциях во французской моде желали все модницы Европы. Предприимчивые французы вспомнили, что в древнем Риме для демонстрации мод в провинцию посылали раскрашенные глиняные фигурки (фигурины), высотой от 8 до 25 см. И во Франции создают потомков фигуринов - прекрасных пандор. Поистине, пандоры были настоящими произведениями искусства. Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды. К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, огромное количество аксессуаров.

Позже, в 60 годы XIX века пандоры переродились в манекен (голландское слово, означающее «мужчинка»). Но еще раньше, в конце XVII века у пандор появились уникальные собратья - андроидные механизмы. Золотой век механических андроидов приходится на эпоху своеобразного и неповторимого синтеза новой Европейской культуры.

Самый известный из создателей автоматов Жак Вокансон (1709-1782) начинал свою карьеру в салоне парижского мецената Ле Риш де ла Пуплинер, где бывали Вольтер, Гримм, герцог Решилье, Ван Лоо Ла Тур, Бюффон, Рамо. Они были одними из первых, кто увидел первый автомат Вокансона "Игрок на флейте". Каждый из посетителей салона - философ, художник, биолог, композитор - видел в этом автомате воплощение фундаментальных для их сфер принципов. Эта кукла, размером с человека, умела исполнять 12 мелодий. При этом она доподлинно играла на флейте, её пальцы ходили по отверстиям флейты, изо рта вырывалась струя воздуха, губы и небо двигались как у человека. Флейтист Вокансона рассматривался как первая удачная попытка создания искусственного человека. Недаром Вокансону покровительствовал сам Людовик 15, правительство окружало его работу тайной, массоны возлагали на его опыты особые надежды. Идея спора с самим богом, т.е. создания искусственного человека, имела во Франции 100-летнюю историю и восходила к философским трактатам Декарта. Рассматривая механику в качестве метанауки, Декарт моделировал законы природы по типу закона механики. За XVIII век было создано необыкновенное количество механических кукол. Это и знаменитая "Музыкантша" Анри-Луи Жаке Дроза, "Писец" и "Рисовальщик" Пьера Жаке Дроза, механические животные и др. Известно, что куклы для детей начали изготавливать очень давно. Но так как это была кустарная работа и каждая кукла была посвоему уникальна, можно сделать вывод, что далеко не у каждого ребенка была возможность иметь такую куклу. В середине XIX века, наряду с промышленным подъемом и экономическим расцветом в Европе, проснулся особый интерес к духовным потребностям ребенка и связи их с экономикой. Начинают открываться фабрики по изготовлению игрушек и, в частности, кукол. Коммерческий успех той или иной фирмы зависел от разнообразия выпускаемой продукции, ее качества и конечно от степени художественности изделий. Для создания художественной куклы объединяются художники и педагоги. В России вопросами эстэтизации игрушки занимались такие маститые художники как Рерих, Бенуа, Бартрам, Малявин, Поленова, Добужинский и Билибин.

В наши дни промышленное производство кукол достигло неимоверного развития. Кукла стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, неким напоминанием о детстве или просто красивым аксессуаром, предметом интерьера. Куклы встречают нас в театре, в магазине, они смотрят на нас с экранов телевизоров или становятся частью рекламных акций. И все же, на фоне победоносно шагающих серийных игрушек, в XX веке появляется новый жанр искусства, странный и загадочный, - авторская художественная кукла. Двадцатый век - век новых технологий и синтеза искусств. Смешение жанров порождало новые направления и виды художественной деятельности. В результате этого приблизительно в середине ХХ века появился новый вид искусства - авторская кукла. Вероятно, зарождение этого жанра было своеобразной попыткой художников отстраниться от агрессивного искусства эпохи НТР, уйти от хаоса современной жизни в совершенно иное, камерное пространство, создать в нем свои правила игры. В отличие от театральной куклы, кукольной анимации, от детских кукол для "игры", эти произведения созданы исключительно для созерцания и порой поражают своей неигрушечной глубиной. К настоящему времени этот вид искусства полностью сформировался, обрел собственные направления и течения, имеет своих классиков и авангардистов. Современные авторы уже создают работы, которые можно с большим трудом отнести к куклам, несмотря на их кукольную технологию. Скорее их можно назвать фигурами, объектами. Их нельзя отнести к бутафории, скульптуре малых форм или одетой скульптуре. Они слишком подробны, отточены, ювелирны. Как правило, они фигуративны. Такие работы - плод экспериментов художника, поиска новых приемов, новых фактур, сочетания стилей. Тема авторской художественной куклы только начала звучать на российской сцене. И можно с большой степенью вероятности утверждать, что этот вид искусства получит в России интересное и неординарное развитие. Как правило, в авторской кукле каждый художник отдает предпочтение какому-то одному, своему, виду материалов. На изучение их свойств и возможностей использования под свою стилистику иногда тратится очень длительное время. Классический материал, используемых для создания кукол - фарфор. Он дорог в изготовлении и требует высокого мастерства художника на всех стадиях работы с ним. Современные технологии дали художникам-кукольникам материалы, удобные в работе и открывающие новые возможности. Это твердеющие на воздухе ЭФАППЛАСТ, ГЛОРПЛАСТ, ЛА ДОЛЛ, СУПЕРСКАЛПИ, ПУППЕН-ФИМО, ПРЕМО.

У производителей современных кукол главенствующая задача - приворожить маленьких покупателей и их родителей новизной, оригинальностью, технологичностью и многофункциональностью. В связи с резким техническим скачком игрушки стали более «роботизированы».

Современная тенденция - очеловечивание «малыша для малыша». Вершиной в этом направлении можно назвать куклу «My Real Baby». Она любопытна тем, что изобретена в лаборатории искусственного интеллекта и очень похожа на настоящего младенца. На ее маленьком личике может воспроизводиться около 15 различных эмоций, которые меняются в зависимости от того, что вы с ней делаете, как прикасаетесь, как с ней говорите. Но что особо поражает - ее можно научить говорить! Казалось бы, что может быть лучше: подарил малышке подобную «дочку» - и не нужно никакой собаки или кошки: ребенок сидит, играет и развивается. Но лично я не дала бы своим детям подобного робота. Зачем заменять настоящую игру электроникой?

В 1970 г. в Советском Союзе был налажен выпуск пластмассы. И появляются миллионы промышленных стандартных игрушек, изготовлением которых занимались около 900 предприятий. Хотя все они заказывали образцы в Институте игрушки, в готовой кукле уже нельзя было узнать образец. Вместо добродушных пупсов получались холодные и рациональные игрушки. Поэтому некоторые психологи считают, что поколение девочек 70-80 гг. так и не почувствовали себя в роли настоящих «мам».

«Растим фотомодель»... так говорят некоторые мамы, покупающие малышкам куклу Барби. На самом деле, Барби - удивительная кукла. Она была верным спутником не одного поколения девочек. И, кстати, кукла Барби - меньшая из «зол» современного рынка. Она хотя бы похожа не человека, а не на монстра! Хотя и воспитывает в ребенке потребителя. Сейчас становится все больше и больше «гламурных» барышень, которые хотят себе розовую машинку, модные наряды, белоснежную улыбку и безукоризненного и богатого Кена. Не оттого ли это, что в детстве они ассоциировали себя с любимой игрушкой?

Популярнее Барби сегодня только кукла Братц. Если Барби представляла собой куклу-женщину, то Братц - это непропорциональный подросток с утрированными чертами лица. Выглядит эта ультрапопулярная куколка чрезвычайно вызывающе - яркий макияж, непропорционально длинные ноги и большая голова, сексуальная одежда. Как вы думаете, с каким характером и какими наклонностями вырастет девочка, играющая с Братц?

Педагог-исследователь народной игрушки Галина Львовна Дайн отмечает, что в Советском Союзе в конце 1920-х гг. запрещается кукла. Ее изъяли из детских садов, поскольку считали, что она вредна и воспитывает мещанские навыки. Был организован Комитет по игрушке при Наркомпросе, а потом при Министерстве просвещения, и начал осуществляться систематический контроль над игрушкой. Но педагоги, наблюдая за играми детей, увидели, что они все равно приносят с собой кукол и потихоньку играют с ними. Пришлось куклу реабилитировать, признать, что дети, играя с ней, учатся, приобретают культурные навыки. Таким образом, можно сказать, что дети отстояли свое законное право на игру с куклой!

Детализация кукол порой достигает предела. Так, например, появились так называемые dolls. Лица этих кукол - яркое выражение определенных эмоций. Иногда чересчур утрированное. Они сердятся, хмурятся, плачут, гримасничают, показывают язык, щурятся. Иногда имеют старательно прорисованные дефекты внешности - прыщи, серый или зеленоватый цвет лица, обвислые животы, мешки под глазами или старческие морщины. Неофициальное их название - «страшные куклы», поскольку часто они представляют собой весьма отталкивающее зрелище.

Немного исторической справки: 

Народную тряпичную куклу-мотанку, или как ее еще называют узелковая кукла, считают древним оберегом. Появление куклы связывают с началом выращивания льна, тем самым можно сказать, что народной тряпичной кукле-мотанке около 5000 лет. И не только в России или Украине можно найти такую древнюю тряпичную куклу – она популярна во многих странах. 

Эта не простая игрушка защищала ее владельца от невзгод и неприятностей, ею пользовались в ритуалах. Например, если человек хотел избавиться от какой-то напасти (болезни или неприятностей) – их вплетали в куклу при ее изготовлении, после чего сжигали куклу. Согласно народным поверьям, куклы-обереги имеют волшебные свойства: защищают человека от злых сил, дурного глаза, притягивающие на себя болезни и несчастья. Первую такую ​​куколку делали для младенца и клали в колыбель. Сейчас у нас существует обычай привязывать красную шерстяную ниточку на руку малыша, а раньше для защиты делали куколки. Маленькие детки носили их с собой, а те, что постарше, расставляли в доме. Также, кроме маленькой мотанки, в детской должна была стоять кукла побольше - толстушка, или кукла-нянюшка. Сейчас, ничего не изменилось: небольшое можно носить с собой или положить в авто, ну а куколку побольше поставить в квартире, офисе или отеле. 

Традиции изготовления тряпичных кукол на территории, где проживали славянские народы существовали вплоть до начала 20 века. Затем, в связи с появлением резиновых, пластмассовых и заводных игрушек, они были потеряны. Без преувеличения можно сказать, что сейчас наблюдается бум на рукотворные игрушки. 

Для изготовления кукол можно использовать различные материалы: солому, ветки, шишки, веревки, ткань. Куклы, в свою очередь, делятся на игровые, обрядовые и обереги. Игровые могут быть как в виде человечков, так и в виде фигурок животных, но это скорее просто приятная штучка, сделанная собственными руками. 

Основные требования кукол-оберегов: при изготовлении заготовки тела куклы ничего нельзя прокалывать иглой - все приматывается и привязывается. Иглу можно брать в руки, когда начинаешь украшать и наряжать.Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки"). Даже волосы в голову не желательно пришивать. И самое главное условие для Народной тряпичной куклы-мотанки – кукла должна быть крестообразной и ни в коем случае не напоминать собой человека реального. 

Русская народная кукла "Колокольчик" 
 
Кукла Колокольчик - куколка добрых вестей. Родина куколки - Валдай. Оттуда и пошли валдайские колокольчики. 
Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. 
У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. 
Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение. 



Русская народная кукла "Девка-Баба" 
 

В народе называют ее Перевертыш, Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол, потому что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется. 
Девка - это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом. 
Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой. 

 
Мужчине, отцу ребенка, при родах отводилась активная роль. Он присутствовал при рождении ребенка и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия. Эти обряды называются "кувада". 
В предбанник выставлялось лукошко с куриными яйцами. Мужчина садился на лукошко, делая вид, что высиживает яйца (по поверьям, яйцо являлось первоосновой жизни). Громкими неистовыми воплями, подражая крикам роженицы, мужчина выманивал злых духов в предбанник. Чтобы обманутые и разозленные духи не вернулись к роженице, в предбаннике развешивались обрядовые куклы. Верили, что в эти первые попавшиеся на глаза неодушевленные образы людей и вселялись злые духи. Самого младенца прятали в чулане, а мужчине подкладывали спеленутую куклу. 
Чтобы понадежнее обмануть злых духов, в некоторых деревнях сразу после родов женщины переодевались в мужнину одежду и начинали вести домашнее хозяйство, а мужчины чуть ли не целую неделю, до крещения младенца в церкви, пролеживали в постели с тряпичной куклой. После родов куклы сжигались во время обряда очищения. 
К концу XIX века истоки древнего обряда были окончательно утрачены и забыты, а куклы остались. Но направленность их магического действия изменилась: теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от неисчислимых козней злых духов. В некоторых губерниях за две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу - оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца 
Обычно в кроватке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и веселые, они заменяли погремушки. 

"Кубышка-Травница" 
 
Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу". Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка. 
Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки. 
Кубышка-Травница до сих пор следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница 

"Неразлучники" 
 
Кукла Неразлучники − символ и оберег крепкого семейного союза, поэтому делается как бы на одной руке, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и беде. 
В настоящее время традиция сохранилась. Теперь, как и сотни лет назад, несмотря на технический прогресс, можно сделать кукол своими руками и подарить новой семье от чистого сердца с пожеланием никогда не разлучаться. 
В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол – свадебных неразлучников. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое. После свадебного торжества эта кукольная парочка хранилась в доме как оберег семейных отношений и верности. 

Подорожница 
Описание: http://img-fotki.yandex.ru/get/5300/pinigina.1c/0_621cf_5726b6df_XL.jpg 
Сборы в дорогу и сегодня сопровождаются многими приметами, обычаями и суевериями: присесть на дорожку, не отправляться в путь в понедельник, вернуться, если кто-то закудакал, возвращаться — плохая примета. Все ли знают для чего, почему Покидая родину увозить с собой горсть земли или золы из родного очага было давней и широко распространенной традицией. 

На каком-то этапе появилась обережная маленькая куколка с котомкой, в которую помещали щепотку земли или золы. Правда очень маленькую щепотку, ведь кукла крохотная 5-6, а бывает и 3 см высотой. По другим преданиям в котомку помещали зерно или горошину, чтобы путник был сыт. Как-то не убедительно и сегодня не актуально. А вот слова песни группы Чиж и Ко «Иду в поход - два ангела вперед, Один душу спасает, другой тело бережёт...» мне очень по душе.  Для меня Подорожница — рукотворный ангел-хранитель тела и души и хороший подарок для отъезжающих. 
Я убеждена в том, что подобные куклы должны быть эстетичными и привлекательными. 
Если мы чётко понимаем для чего, почему и зачем (в соответствии со своими представлениями), то это и есть продукт нашей души, творение наших рук и нашего мироощущения. Подорожница очень сильна своим терапевтическим эффектом в уверенности — всё будет хорошо. Надёжный оберег, ибо как мыслим, так и складывается. К тому же мы всегда в пути! 

Спиридон-солнцеворот 
Описание: http://img-fotki.yandex.ru/get/5202/pinigina.17/0_5e48a_50ecdeb7_L.jpg Описание: http://img-fotki.yandex.ru/get/5406/pinigina.1c/0_62912_8c87402e_L.jpg
Обязательный атрибут Спиридона-солнцеворота − колесо. 
Смысл Спиридона − поворачивать Солнце. Т.е. самое главное существо, отвечающее за прибытие солнечных дней. С 25-го декабря световой день начинает прибавляться, происходит «поворот солнца на лето, зимы на мороз». 
Спиридон поворотом колеса может полностью изменить вашу жизнь в нужную сторону! 
Эта куколка подойдёт любому мужчине или подростку. Его обладатель будет держать свою судьбу в своих руках, и сам станет управлять событиями в своей жизни. 

Очистительная кукла. 
По традиции Очистительная кукла избавляла от «плохой» энергетики в доме. Например, после семейной ссоры женщина распахивала окна, двери, брала в руки куклу и, используя ее как символический веник, выметала весь негатив прочь из избы. 
Мне очень нравится эта кукла, потому что она, имея образ человека, максимально приближена к игровой, и с ней могут играть дети. Ведь именно они более всего заинтересованы чтобы в доме царили мир и согласие. А если куклу делать вместе, приговаривая, что куколка будет мирить поссорившихся, то ребёнок будет включен в возможность воздействовать на отношения таким символическим способом - принося куклу родителям в напоминание. Позитивная направленность даже в конфликтных ситуациях очень важна, и такая обереговая кукла будет этому способствовать. Живите в мире и радости! 


  1. Список литературы
  1. Ихара Х. Искусство бунраку переживает ренессанс/ Х. Ихара; Пер. с яп. [Электронный документ] (http://www.vsakura.ru/art/bunrak.aspx). – Проверено 20.04.2010
  2. Йорик. История марионеток/ Библиотека театра и искусства. - 1913. - кн. 2.
  3. Котова И.Н. Русские обряды и традиция. Народная кукла / И.Н. Котова, А.С. Котова. - СПб: Паритет, 2003. - 238 с.
  4. Кукла Барби: за и против [Электронный документ] (http://ladies.academ.org/articles/deti/2335). - Проверено 23.04.10.
  5. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища/ А.Ф. Некрылова. - Л.: Искусство, 1984. - 213 с.
  6. Смирнова Н.И. Искусство играющих кукол/ Н.И. Смирнова. - М.: Искусство, 1983. - 270 с.
  7. Смирнова Н.И. Советский театр кукол 1918-1932./ Н.И. Смирнова. - М., 1963.

Татаринцева А.Ю. Основы куклотерапии/ А.Ю. Татаринцева// Психологическая газета. - 2008. - 8 ноября 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детям о куклах-оберегах: презентация "Куклы мартинички - весны заклички"

В презентации говорится об одной из кукол-оберегов, а именно о "мартиничках". Дается пошаговая инструкция по изготовлению таких куколю Данный вид деятельности абсолютно доступен дошколдникам, изготовл...

Дидактические игры "Соберем кукле бусы", "Оденем кукле сарафан"

Задачи: Формировать представление о форме, цвете предметов. Знакомить с шестью цветами спектра (желтый, зеленый, синий, красный, оранжевый и фиолетовый), белым и черными цветами.  Развитие мелкой...

Консультация для воспитателей "Традиционная народная кукла. Применение традиционной куклы в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данная консультация для воспитателей содержит информационный материал по традиционной народной кукле и возможности ее использования при работе с детьми....

Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы "Пеленашки".

Цели:1. Познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами.2. Приобщать детей к традиционной культуре России.3. Активизировать словарный запас дошкольников. 4. Учить ма...

План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»

План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»Цель мастер-класса:-систематезировать знания о народной кукле-научить изготавливать одну из раз...

МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ОБЕРЕГОВОЙ КУКЛЫ «ВЕПССКАЯ КУКЛА» ИЛИ КУКЛА «КАПУСТКА»

Цель мастер-класса: создание условий для развития творческого потенциала педагогов дошкольных учреждений....