Конспект НОД "Колесо истории"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

С детьми подготовительной группы в учебном году была проведена проектная деятельность "Волга-царица русская!" о истории малой Родины. Хочу поделиться опытом работы и представить вашему внимания методическую разработку по нраственному воспитанию "Колесо истории".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volga.docx33.42 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение      

 детский сад компенсирующего вида № 3 «Радуга»

ПЛАН - КОНСПЕКТ

СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВОСПИТАТЕЛЯ НЕМЦОВОЙ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ

С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

г. Балаково, 2014г.

          НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

                          ТЕМА:  ИГРА-ВИКТОРИНА «КОЛЕСО ИСТОРИИ»

                                                 

Цель:

Развитие интереса детей к истории родного края, формированию любви к «Малой Родине».

Задачи:
Образовательные: Расширить и обобщить знания детей о  реке Волге и родном городе. Продолжить знакомство с историей возникновения реки, и с тем, что с ней связано. Закрепить представления детей о том, что история родного края  неотделима от истории страны.
Развивающие: Продолжать развивать умение детей выражать свои мысли грамматически правильными предложениями, вызвать чувство гордости за свою «малую Родину».

Воспитательные: Воспитывать любовь к родному краю, чувство того, что мы тоже являемся частичкой истории страны, бережное отношение к богатству природы.
Словарная работа: 
Исток, станица, Воля, Своя, Свияга, герб.
Предварительная работа:
Выставка музея- картин  с историей возникновения реки Волга и её настоящим, Презентация «Вечер загадок и отгадок», рассматривание фотографий о городе, о природе нашего края, чтение стихов, беседы о городе, его достопримечательностях, создание Арт-альбома «Как я отдыхал на Волге».
Методические приёмы:

1.Практический (дидактическая игра, игровая ситуация, динамическая пауза).

2.Наглядный (показ, просмотр).

3.Словесный (художественное слово, беседа, объяснение).

Материалы и оборудование:
Изображения «времялёта» - лестница, слайды с изображением рыб,  герба города Балаково, и природы нашего края.

Атрибуты к драматизации сценки: (изба, лавка, деревья, куклы, костюмы русские народные, корзина, узелок, доспехи, конь, указ,  ткань-для рек-голубая, горы-коричневая).

коробочка открытий, 4 конверта с разрезными картинками о реке Волге-формата А3, «Чудесный мешочек» с магнитами достопримечательностей  Балаково.

Место проведения: Музыкальный зал.

             ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Детская

 деятельность

Формы и методы организации

совместной деятельности

Двигательная

Подвижная игра, перестроение детей.

Игровая

Игровая ситуация, правила игры,  игровые упражнения.

Коммуникативная

Беседы, вопросы, формулировка ответов на поставленный вопрос.

Речевая

Загадывание загадок, чтение стихотворения.

Музыкальная

Хоровое пение, перестроение детей под музыку.

              РАЗВЁРНУТЫЙ КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                     ПО  ТЕМЕ:  ИГРА-ВИКТОРИНА «КОЛЕСО ИСТОРИИ»

Вводная часть:

Воспитатель: - Ребята, сегодня с нами может произойти удивительное событие. У нас есть возможность перенестись на машине времени в прошлое. Вы хотите? Тогда нам нужно объединиться  в команду, капсула «времялёта» уже построена и готова к старту.
Основная часть:

Воспитатель: -Для заправки «времялёту» нужны наши знания. Во время полета они превратятся в звезды, которые нас вернут назад в настоящее. Чем больше будет звёзд, тем будет больше возможности побывать в наиболее интересных местах. А собирать и считать звезды наших знаний нам помогут  опытные путешественники нашего времени, которые будут следить за нашим полётом с Земли -ваши родители.
Правила полета:
1. Выслушивать вопросы внимательно;
2. Не выкрикивать, не подсказывать;
3. Если готовы ответить, поднимайте руку;
4. Если участники полёта не будут знать правильного ответа, то можно воспользоваться помощью «землян».
Капитаном нашего «времялёта буду «Я». Давайте представимся- провожающим.
Команда: «Удача» звать команду нашу
                  Между собой мы все дружны
                  Поприветствуйте команду нашу,
                  Удачи пожелайте нам с Земли!
Воспитатель: - Чтобы отправится по волшебной лестнице времени «времялёту» нужны наши знания, потому что он движется силой мысли. Проверим, достаточен ли запас наших знаний.
1. В каком городе мы живем?
2.На какой реке он находится?
3.Каким одним словом можно назвать людей, живущих на Волге?
4.Чем знаменита эта река в России?
5. Что такое исток, и что привлекает туристов к истоку реки Волга?
6.Почему в народе называют Волгу Матушкой- кормилицей? А как ещё называют?
Воспитатель:- А у нас появился достаточный запас топлива для отправки «времялета» . И я предлагаю отправиться в прошлое нашего родного края. Но нам обязательно надо знать, откуда мы улетаем, чтобы вернуться назад.
1. В какой области России находится наш город?
3. Назовите точный адрес отправки (адрес детского сада).
Вы готовы к полёту? Тогда займите свои места, пристегните ремни, вращается колесо «времялёта» (идёт обратный отсчёт) - улетает время…

Воспитатель: -  Мы отправились в прошлое нашего края, и попали в небольшое селение!
Сценка: (по легенде о Волге) В русском народном стиле.

Ведущий: В давние-давние времена в лесу меж двух голубых рек жили люди. Уж не помнит никто- то ль это    

  (реб.)        было село, то ль станица. Охотились, рыбу ловили, на светлых полях хлеб растили. Как и положено, были в том селении дети: маленькие и побольше, совсем взрослые. Среди старших самым видным был Силушка. Во всём умудрялся он быть первым- и в играх мальчишеских, и в охоте лесной, и в работе любой. И красив и силён -залюбуешься. (дети герои изображают)

И на счастье –беду полюбили его две подруженьки: Волей звали все первую, другую же Своею величали. Хорошие были обе, да каждая по-своему.  (сидят на лавке)

Мать-реб: Воля! Иду маменька, иду.

Ведущий: Воля- стройной была, с косой русой, нравом добрым, но крутым и суровым при случае.

Своя нежной была, доверчивой, с тонкой талией,  взглядом радостным.

Дружил молодец Сила в своём хуторе, с ними обеими. Вот однажды вдруг беда, вражья туча с востока надвинулась. Все мужчины в селе на войну собираться стали. Сила тоже в поход стал готовить себя. Нет достойнее дел, как за Отчизну встать и с врагом ненавистным помериться.

Своя: (с узелком) Сила удачи тебе. Воротись живым.

Сила: Я вернусь с победой.

Ведущий: Воля-заболела и  не смогла проводить Силу на войну. Как узнала Воля, что Сила ушёл на войну. Расплакалась она, побежала проститься с солнышком, встала на берег и бросилась в холод могучей реки, волны и закрыли её на совсем в своей синеве. Меж тем с войны весть пришла с гонцом.

Гонец: Вот Своя принёс я весть тебе горестную. Сила пропал с войском своим.

Своя: (заплакала) Не может быть.

Ведущий: Загоревала, загоревала. Не смогла она быть без своей подруге Воли и друга своего Силы. Вошла она в реку вторую, да и бросилась, подхватили её волны синие, да и унесли.

А тут и война закончилась, и Сила вернулся с победой.

Мать: Здравствуй, сынок с победой тебя.

Сила: Мама, а где подружки мои Воля и Своя?

Мать: Их реки наши холодные забрали.

Ведущий: Как узнал Сила о беде, загоревал он и пошел к двум рекам. Подошёл он и встал на берегу между двух рек. Горевал, горевал, головой крутил, крутил и на реки смотрел, Видеть Волю хотел и Свою. Шаг-другой ступил, и упал, каменеючи. С той поры так и лежит каменной глыбой между двумя реками- подруженьками Сила-богатырь. Уж потои его люди стали называть горою Симбирскою, а реки те….

Которая Волю унесла (песня «Из далека долго…»)

А, которая Свою (песня про Свиягу)
Воспитатель: - Вот так мы и узнали, откуда взялось название рек Волга и Свияга. Ну, а нашему «Времялету»  требуется под заправки, его нужно наполнить звездами, а для этого нужна не только сила мысли, но и сила движений-тренировка.

Физминутка «Чтобы умным стать и ловким», (звучит космическая музыка).

Чтобы умным стать и ловким, (Сгибание-разгибание рук к плечам в стороны.)
Приступаем к тренировке. (Шагаем на месте.)
Дышим глубже, все вот так. (Руки вверх-вдох; руки вниз-выдох.)
А потом на месте шаг, не спеша. (Шагаем на месте.)
Как земля- та хороша! (Прыжки на месте.)
Звёздный дождь не страшен нам. (Шагаем на месте.)
Ловим мысли тут и там. (Хлопаем в ладоши.)
Руки в стороны, по швам, (Руки в стороны.)
Хватит звёзд и  нам, и вам. (Хлопаем в ладоши.)
Мыслить научились быстро мы (Изображаем метание левой рукой.)
И летаем мы стремительно.

Воспитатель: -Наш полёт продолжается.

-Движется время, люди стали селиться на берегах рек, создавая там города, почему? (вода и питание-рыба).

-А какая рыба обитает в Волге- дидактическое упражнение  «Узнай и назови рыбу» (6 слайдов- лещ, щука, карась, сом, судак, осётр).

-Внимание, вопрос!? Какая из этих рыб занесена в Красную книгу?(осётр)

Воспитатель: - Но время не стоит на месте, и мы перемещаемся вместе с ним дальше. (на экране появляется коробочка).

-Ой, посмотрите, что в нашем «Времялете» лежит. Так это же коробочка открытий. Но, как- то странно,  на ней изображена перелётная птица, назовите её? (Иволга). А как вы думаете почему, она здесь изображена? (потому, что в её названии есть слово «Волга»).

-Верно, а почему коробочка так называется? Как вы думаете?

-Ой, а внутри конверты и не один, и как они красиво украшены цветами, да не простыми прямо узоры расписные.

-Как называется этот народный промысел? Чем он знаменит? (Городецкая роспись, находится город Городец на берегу Волги).

-Внутри на крышке коробочки написано задание: Внутри конвертов находится мозаика, нужно будет собрать картины, на которых изображено, что в отношениях к реке Волге хорошо, а что плохо. Те конверты на которых цветы розового цвета-хорошее отношение, а те на которых  голубые- плохо.  Работать необходимо в группах по 4 человека.

-Отлично, теперь мы знаем, как сохранить природное богатство родного края.

-Наш полёт продолжается. Внимание на табло монитора! (на экране монитора появляется старое фото села Балаково).

-На берегу реки Волги когда-то было село Балаково. И люди в нём были такие разговорчивые. Про них так и говорили в округе «балакают». От того и произошло название нашего города.

      Не волшебным мудрым словом

      Расколдован богатырь-

      Это город Балаково

      Раздаётся вновь и вширь.

-Колесо истории вернуло нас в настоящее время (фото современного Балаково). Но, у нас возникла проблема- двери нашего  «Времялета» заблокированы и откроются только после того, как мы выполним задание «Машины времени». (на экране загорается знак вопроса, и появляется герб города).

-Что это? Правильно, символом любого города является герб.  

Давайте рассмотрим элементы герба и расскажем, что они означают: вода-со всех сторон окружает наш город, ладья- судоходство,     колосья-хлебный город, рыбы- рыбный город и входит в состав Саратовской области, полу-солнце- процветающий, возрождающий, молодой город.

Внимание! На экран, сейчас мы узнаем,  раз блокировались ли наши двери?

Зрительная гимнастика ИКТ «Космическая».

Воспитатель:- Компьютер машины времени сработал на открывание дверей, давайте выйдем из «Времялета», и глубоко вдохнём волжским воздухом.

      Над лугами, над дубравами и над синими озёрами

      На широкую дороженьку приведёт тропинка узкая

      Не найти Земли прекраснее, чем сторонка наша русская.

Песня «Любимый край».

Воспитатель: - Мы с вами совершили полёт на волшебном «времялёте», показали наши знания, нашу любовь к родному краю. Смогли побывать в прошлом, настоящем, а хотите заглянуть в будущее? Ну тогда, нам помогут ваши друзья Максим К. и Рита, которые расскажут нам, какой они представляют нашу Волгу-великую в будущем.
Дети рассказывают о своих проектах.
Рефлексия.  

- Ребята вы все граждане нашей огромной страны, которая называется как?(Россия)

- Мы с вами живем на какой реке? (Волге)

-Моя малая Родина – это…

-Я люблю её за…

-Я хочу пожелать ей…

 На экране появляется салют, звучит музыка победы. Ребята, сегодня впервые во всём мире, произошло такое знаменательное событие,  дети побывали в прошлом и будущем, с помощью нашей силы мысли мы с вами передвигались во времени и управляли машиной-времени, и в знак благодарности за такое важное открытие для истории нашей страны, конструкторы, разработавшие этот проект,  решили наградить вас памятными подарками, который вам всегда будет напоминать о родном и любимом уголке  своей Родины. В «машине времени» находится «Чудесный мешочек», сейчас каждый из вас на ощупь достанет свой приз. (магнитики Балаково)

Ребята, и помните, когда вы подрастёте, то в ваших силах сделать наш край, нашу реку, наш город ещё лучше.

Недаром говорят: “Где родился, там и пригодился”.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект «Сказочная история Филимоново»

Конспект интегрированной совместной образовательной деятельностии«Сказочная история Филимоново»(на основе сказки «Заюшкина избушка»)[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3113796","attribu...

Конспект занятия « История города Балашова».

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе....

Конспект НОД «История Олимпийских игр» для детей старшего дошкольного возраста с использованием электронной презентации

Конспект НОД  «История Олимпийских игр» для детей старшего дошкольного возраста с использованием презентации Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира»Цель...

Конспект занятия История возникновения города Смоленска. Символика родного города.

Конспект занятия История возникновения города Смоленска. Символика родного города....

Конспект НОД "История посуды" с использованием технологии музейная педагогика

Конспект непосредственной образовательной   по  ознакомлению с окружающим             для детей 5-6 летс использованием...

Конспект занятия:"История возникновения автомобилей"

знакомство  с историей возникновения автомобиля; развитие умения анализировать дорожные ситуации, умения применять знания на практике; воспитание культуры поведения на улицах и дорогах города, уп...

конспект НОД "История монет"

Образовательная область Познание (ФЭМП)...