Конспект НОД в старшей группе: «Птичья столовая».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект НОД в старшей группе: «Птичья столовая».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_starshey_gruppe.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе: «Птичья столовая».

Улыбина Лидия Викторовна,

воспитатель МАДОУ «Детский сад №74»

г. Энгельса Саратовской области

Цель: уточнить представление детей о птицах, об условиях их жизни. Продолжать развивать умение узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению. Дать представление о значении подкормки для зимующих птиц.

Материал: карта-схема участка. Карточки с изображением зимующих и перелетных птиц, следов животных. Корм для птиц: зерна овса и пшеницы, семечки, несоленое сало. Кормушки. Символическое изображение севера и юга. Колокольчик. Аудиозапись пения птиц.

Предварительная работа.

Организация конкурса «Лучшая кормушка». Создание «Зеленого патруля».

Ход НОД:

Дети на прогулке, к ним приходит юный эколог – член «Зеленого патруля». Зеленая повязка на его руке указывает на то, что он – защитник природы.

Юный эколог: наступила зима – самое трудное для птиц и зверей время года. Знаете ли вы, как можно помочь нашим меньшим братьям пережить холода? (ответы детей). Давайте прогуляемся по лесу, а путь нам укажет  карта-схема. (Показывает). На карте нарисована звериная тропа. Интересно, какие животные проходили здесь?

(Дети рассматривают карточки с изображением следов, называют животных, которым они принадлежат, имитируют их движения).

Воспитатель: вот и первая остановка, она называется «Отгадай-ка».

Юный эколог  загадывает загадки.

1)Непоседа, невеличка

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку.

Как зовут ее? (синичка)

2)Уличный мальчишка

В сером армячишке.

По двору шныряет

Крошки собирает (воробей)

3)Каждый год я к вам лечу

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко-красный галстук мой (снегирь)

4)Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник (дятел)

5)Все я вижу, все я знаю

А не знаю, так узнаю.

Не узнаю – не беда,

Можно выдумать всегда.

Что творится в лесу –

На хвосте принесу (сорока)

6)Всю ночь летает,

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло.

(сова)

           Дети отгадывают загадки и показывают карточки с изображениями названных птиц.

Юный эколог: а знаете ли вы стихотворения о птицах?  

Ласточка

Сизокрылая

Под моим окном

Свила гнездышко —

И поет себе,

Заливается,

Весну красную

Прославляючи...

( С. Дрожжин)

«Воробей»  И. Мазнин

Скачет бойкий воробей
Возле маленьких детей:
— Эй, ребятки,
просьба есть,
Бросьте крошечек поесть.

Помогите воробью,
Я вам песенку спою!

«Два дрозда»    С. Маршак

Видишь, смотрят из гнезда

Два молоденьких дрозда.

Клюв покажет первый дрозд,

А второй покажет хвост.

«Снегири» А. Прокофьев

Выбегай поскорей 
Посмотреть на снегирей!
Прилетели, прилетели, 
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос 
Им рябинку принёс;
Хорошо угостил,
Хорошо подсластил 
Зимним вечером поздним 
Ярко-алые грозди.

«Вороны» Т.Белозеров 
Заглушая щебет птичий,
Отданный заре,
Делят вороны добычу
На крутой горе.
Заслонишь от солнца очи -
Среди бела дня
Копошится ворох ночи,
Ворох воронья.
 

«Синицы»  Ю.Синицын
Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям – 
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
«Тинь-тень, тили-тень,
Всё короче зимний день – 
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,
Ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек».

   Юный эколог: следующая остановка, обозначенная на нашей карте - «Поиграй-ка». Давайте проверим, знаете ли вы, какие птицы улетают осенью на юг, а какие остаются зимовать в наших краях.

Проводится подвижная игра «Найди свой дом».

Каждый ребенок берет карточку с изображением птицы и бегает по участку. Через некоторое время воспитатель произносит слово «зима». В зависимости от того, какая птица изображена на их карточке, дети встают рядом с символическим изображением севера или юга. Затем игроки меняются карточками и игра повторяется.

Воспитатель: круглый год зимующие птицы живут в наших краях. Зимой они с трудом находят себе корм: насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, в щелях домов и заборов, плоды и семена лиственных деревьев, семена из шишек хвойных деревьев. Некоторые птицы, такие как поползни и синицы, отыскивают запасы, которые сделали осенью. Особенно трудно птицам приходится во время метелей и сильных морозов. В такую погоду они голодают, а некоторые даже погибают от холода и голода. Поэтому в зимнее время пернатые стараются держаться поближе к жилищу людей.

Юный эколог: Мы можем помочь птицам пережить зиму, устроив кормушки. Если подкармливать птиц каждый день, они привыкают к месту подкормки. Синицы, голуби, стайки воробьев регулярно собираются вблизи кормушек, садятся на ветки деревьев и кустов, ждут, когда вынесут корм.

Воспитатель: на нашей карте обозначена следующая оста  (Нельзя шуметь, громко разговаривать).

Дети подходят к веранде, где расставлены кормушки.

Воспитатель: какими разными могут быть кормушки для птиц! Посмотрите и скажите, из чего они сделаны (ответы детей).

Найдем каждой из них подходящее место. (дети вместе с воспитателем развешивают кормушки)

Юный эколог: какой корм можно насыпать в кормушки? (Семена конопли, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, некоторых сорных трав едят многие птицы. Овес, пшено клюют воробьи и овсянки. Синицы очень любят несоленое сало.)

Дети насыпают в кормушки корм, закрепляют кусочки сала на ветках деревьев.

Воспитатель: сегодня мы открываем птичью столовую. Может быть, это поможет спасти не одну птичью жизнь. Придет весна, и пернатые друзья отплатят нам за заботу. Поедая насекомых-вредителей, они не только сохранят немало насаждений в парках, скверах, но и будут радовать нас своим пением.

Проводится дидактическая игра «Голоса птиц».

Звучит запись пения птиц, дети называют птиц, чьи голоса они  слышат.

Ребенок читает стихотворение А. Яшина

Покормите птиц зимой! 
Пусть со всех концов 
К вам слетятся, как домой, 
Стайки на крыльцо. 
Небогаты их корма. 
Горсть зерна нужна, 
Горсть одна — и не страшна 
Будет им зима. 
Сколько гибнет их — не счесть, 
Видеть тяжело. 
А ведь в нашем сердце есть 
И для птиц тепло. 
Разве можно забывать: 
Улететь могли, 
А остались зимовать 
Заодно с людьми. 
Приучите птиц в мороз 
К своему окну, 
Чтоб без песен не пришлось 
Нам встречать весну!

Воспитатель: наблюдая за птицами, можно узнать  много интересного. Если на ветках деревьев сидят воробьи, распушив перышки и нахохлившись, что это значит? (На улице мороз. Надо теплее одеваться). Правильно. Многие народные приметы связаны с поведением птиц. Если птицы сидят, прижавшись к стволу деревьев, жди мороза. Ворона сидит на верхушке дерева – к морозу. Воробьи громко чирикают – к оттепели. Вороны и галки садятся на низко растущие ветки – к ветру.

Что это: птицы вспорхнули и разлетелись. Кто же их испугал? Да это птицелов!

Проводится подвижная игра «Птицелов»

Каждый ребенок называет птицу, крику которой он может подражать. Игроки встают в круг, в центре которого птицелов – водящий с завязанными глазами. Птицы бегают вокруг него и нараспев произносят:

В лесу, во лесочке на зеленом дубочке,

Птички весело поют. Птицелов идет!

Он в неволю нас возьмет. Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши. Игроки – птицы останавливаются. Водящий подходит к одному из игроков, который издает крик выбранной им птицы. Птицелов угадывает название птицы, и имя игрока, после чего тот становится ведущим.

 Воспитатель: хорошо, что среди наших детей нет птицеловов. Никто не будет пугать птиц возле кормушек, которые вы смастерили вместе с родителями.

Юный эколог: не забывайте подсыпать в кормушки угощение для наших пернатых друзей. Пусть с утра и до вечера на них суетятся птицы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект зимней прогулки для детей подготовительной к школе группы "Птичья столовая"

Прогулки зимой...Кто сказал, что они должны быть формальными и скучными? Благодаря удачно подобронному материалу, художественному слову и опытно-экспериментальной работе прогулка может превратиться в ...

Конспект НОД (по экологической тропе) "Птичья столовая" подготовительная группа

КонспектНепосредственной образовательной деятельностиЭкскурсия по экологической тропе.« Птичья столовая»Цель: Создать условия для продолжения    формирования представлений детей об объе...

Мультимедийная разработка конспекта образовательной деятельности на тему "Птичья столовая"

Во время прогулок с детьми следует вызывать у них сочувствие к птицам, которые на зиму не улетают в теплые края. Подкормка птиц станет отличным поводом для разговора на тему природы, экологии и помощи...

Проект в старшей группе " Птичья столовая"

Проект в старшей группе " Птичья столовая"...

Экологическая экскурсия к пруду в старшей группе «Птичья столовая».

Цель: Формировать желание заботиться о зимующих птицах. Задачи:·       Расширять представления о зимующих птицах;·       ...

Социально-значимый проект в старшей группе "Птичья столовая"

Задача взрослых  - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, м...