Ребенок открывает для себя увлекательный мир природы
статья по теме

Дубкова Светлана Викторовна

статья по ознакомлению детей с окружающим миром

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ребенок открывает для себя разнообразный и увлекательный мир природы.

Облака, разноцветная радуга, капли дождя, снежинки, пестрые бабочки – интересуют и удивляют его, будят воображение и фантазию. Ребенок воспринимает природу ярче и острее взрослого.

Важно не дать угаснуть детской любознательности, развить наблюдательность, помочь в познании окружающего мира.

Основные задачи:

  • Расширять у детей знания и представления об особенностях каждого месяца. Объяснять, из каких месяцев состоят времена года, в какой последовательности они располагаются в году.

  • Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей: учить детей давать полные ответы на вопросы; воспитывать умение связно и последовательно пересказывать текст; совершенствовать умение выразительно читать наизусть стихотворения.

  • Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление: умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.

Весна

Март – первый весенний месяц.

Его называют «утром весны», «солнечником». Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Небо кажется синим-синим. В лесу на сугробах лежат голубые тени от деревьев.

В полдень поет звонкую песенку мартовская капель. Поэтому другое народное название марта – «капельник».

             Капель

Я в полдень слушаю капель,

Она журчит, как птичья трель…

Март – месяц переменчивый – то снегом сеет, то солнцем  греет.

          ***

Приходит с добром,

Веет теплом.

Светом солнечным красна,

А зовут ее … (весна).

В марте оживляются звери и птицы. В конце марта прилетают грачи – вестники весны. В народе говорят: «Грач зиму ломает».

         ***

Черный, проворный,

Кричит: «Крак!»

Червякам – враг. (Грач)


Апрель – середина весны. Повсюду тает снег, бегут бурные звонкие ручьи. Не напрасно апрель называют «месяцем живой воды».

Лед на реках, прудах и озерах покрывается трещинами, темнеет и тает, начинается ледоход и половодье. В народе этот месяц называют «ледоломом» - апрель лед ломает и снег отовсюду гонит.

             ***

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу. (Вода)

Оживает лес. На солнечных лужайках робко зеленеет молодая нежная травка. На пригорках, на склонах холмов распускаются желтые звездочки мать-и-мачехи. На лесных полянах синеют подснежники, которые называют «синими глазами весны».

      Подснежник

Расколол ледок

Маленький подснежник,

И расцвел цветок –

Голубой и нежный.

В апреле оживают муравейники, вылетают бабочки, шмели, пчелы и другие насекомые.

В апреле снегири и свиристели улетают на север, а в родные края возвращаются скворцы, трясогузки и жаворонки.

     Скворцы

Прилетели скворцы –

Молодой весны гонцы.

Червяков они клюют

И поют, поют, поют!

Люди в апреле проращивают семена, готовят почву к посевам. В огородах в конце апреля сеют ранние культуры: укроп, петрушку, морковь и лук.


Май – сердце весны. Снег уже сошел, солнце поднимается высоко и греет землю. Дуют теплые ветры, по голубому небу плывут, как лебеди, белые облака.

В мае часто бывают грозы: сверкает молния, сердито гремит гром. Майские дожди омывают проснувшуюся землю, и природа оживает: ярче зеленеют травы, раскрываются венчики цветов. Деревья и кусты, травы и цветы пьют теплые капли.

После майского дождя в небе часто появляется разноцветная радуга.

        Радуга

Над речкой-рекой

Рыбка выгнулась дугой.

Оперлась на хвост,

Изогнулась словно мост.

И над зеленью ракит

В небе радуга горит самоцветная!

                  ***

Меня ждут не дождутся,

Как увидят – разбегутся. (Дождь)

Про весну народ говорит: «Весна цветами красна», а месяц май называет «цветень».

        ***

Белые горошки

На зеленой ножке.  (Ландыш)

Из дальних стран прилетели к нам перелетные птицы и поют, заливаются, щебечут в лесах, лугах и полях. Самый лучший певец – соловей.

В мае у людей много забот. Надо поле вспахать и засеять, в саду деревья окопать, сухие сучки и ветки подрезать, в огороде грядки приготовить и посеять лук, морковь, свеклу. А на клумбах посадить красивые цветы.

           Весной

У Весны работы много,

Помогают ей лучи:

Дружно гонят по дорогам

Говорливые ручьи,

Топят снег, ломают льдинки,

Согревают все вокруг.

Из-под хвои и травинок

Выполз первый сонный жук.

На проталине цветочки

Золотые расцвели,

Налились, набухли почки,

Из гнезда летят шмели.

У Весны забот немало,

Но дела идут на лад:

Изумрудным поле стало,

И сады в цвету стоят.

Вместе с детьми

  • Составление рассказа о времени года с опорой на план:

  1. Весенние месяцы.
  2. Приметы ранней и поздней весны.
  3. Животный мир.
  4. Весенние работы людей.

  • Игра «Четвертый лишний».

Выделить лишнее слово. Объяснить свой выбор.

  • Март, апрель, май, январь;
  • Мать-и-мачеха, медуница, ромашка, подснежник;
  • Межвежонок, теленок, лисенок, бельчонок;
  • Бабочка, трясогузка, шмель, пчела;
  • Трактор, лопата, грабли, вилы.

  • Заучивание с детьми и выразительное чтение стихотворения (на выбор).

Осень

Сентябрь – первый осенний месяц.

Его называют «запевалой осени» и «златоцветом». Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников.

Осень – художница

Повязала Осень пестрый фартук

И ведерки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по парку,

Листья позолотой обвела.

В лесу в сентябре радует глаз рябина, её алые ягоды после первых заморозков становятся слаще. Поэтому и зовут сентябрь и «рябинником». В сентябре грибники и ягодники ходят по лесу с корзинками – собирают грибы, ягоды. «Грибок в кузовок – зимой будет пирожок».

     * * *

Маленький, удаленький

Сквозь землю прошел,

Красную шапочку нашел. (Гриб)


Октябрь – середина осенней поры.

В старину этот месяц называли «листопадом». В октябре часто идет холодный мелкий дождь, небо заволакивают серые облака, травы от дождя буреют, цветы вянут. В народе говорят: «От осени к лету поворота нету».

        * * *

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле. (Дождь)

В октябре звери в лесу продолжают готовиться к зиме. Насекомые: жуки, пауки, мухи – забиваются в щелки в коре деревьев и кустов, прячутся под листвой, зимуют в сухих пнях и корягах.

***

Осенью в щель заберется,

А весной проснется. (Муха)

В октябре улетают в теплые края перелетные птицы.

***

Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин. (Журавли)


Ноябрь – последний осенний месяц.

Пышный пестрый ковер листьев, устилавший землю, потемнел и поблек. Недаром зовут ноябрь в народе «чернотропом».

В конце ноября по ночам уже морозно, а темное небо напоминает звездный шатер. Играет ноябрь на ледяных гуслях, открывает ворота матушке-зиме. Эта пора в самом конце осени называется предзимьем или «серебряной осенью».

***

Когда родимый край покинут гуси,

Застынет лес у холода в плену,

Ноябрь ударит в ледяные гусли,

Встречая Государыню-зиму.

Тихо и пустынно в лесу. Не слышно звонких птичьих голосов. Попрятались в норы и дупла лесные обитатели.

Улетели перелетные птицы в теплые края. Зато прилетают в лес клесты, открывают свои кузницы. Снегири, синицы, щеглы прилетают в сады, клюют почки на кустарниках.

В ноябре издавна отмечали люди «Синичкин календарь»: вешали за окно кусочек сала, мастерили кормушки, сыпали птицам зернышки и хлебные крошки. В народе говорили: «не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает».

       ***

Пусть я птичка – невеличка,

У меня, друзья, привычка –

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда. (Снегирь)


Приметы осени

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни

На дорожку упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая – куст малины

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река –

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то.

Ранним утром на поляны

Лягут белые туманы,

А потом уж, жди не жди,

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь –

Значит наступила осень.

Вместе с детьми

  • Составление рассказа о времени года с опорой на план:

  1. Осенние месяцы.
  2. Приметы ранней и поздней осени.
  3. Животный мир (подготовка к зиме).
  4. Осенние работы людей.

  • Игра «Четвертый лишний».

Выделить лишнее слово. Объяснить свой выбор.

  • Сентябрь, октябрь, ноябрь, март;
  • Картофель, яблоко, свекла, морковь;
  • Подосиновик, сыроежка, рябина, груздь;
  • Грач, стриж, ласточка, воробей.

  • Заучивание и выразительное чтение стихотворения (на выбор).


Зима

Декабрь – первый зимний месяц. Летят с небес легкие белые снежинки и украшают землю пушистым ковром.

Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, поэтому и называют декабрь в народе «хмурень» - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. Недаром говорят: «Ноябрь приходит с гвоздочками, а декабрь – с мосточками».

          *

Без рук, без глаз

А рисовать умеет. (Мороз)

В декабре украшают лес гости с севера – свиристели и снегири. Грудка у самца-снегиря ярко-красная. Когда эта птица нахохлится, то становится похожа на румяное яблочко.

         Снегири

Стынут ветки на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо? На березе

Яблоки поспели.

Подойду поближе к ней,

И глазам не верится:

Стайка алых снегирей

Облепила деревце.

В самом конце декабря дети и взрослые готовятся к встрече Нового года. Обычай встречать Новый год появился у нас в России более 300 лет назад, когда царь ПетрI своим указом установил единый день празднования Нового года.

                    *

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная.

(Елка новогодняя)


Январь – второй зимний месяц. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей».

«Месяц январь - зимы Государь» - так народ говорит.

                 *

Он все время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идет и красит белым

Все, что видит на пути. (Снег)

Холодно и голодно в январе зверям и птицам. Птицы: сороки, галки, воробьи, синицы – прилетают поближе к людям, ищут корм. А у клестов появляются в январе птенцы. Недаром народ говорит: «У каждой пташки свои замашки».

В январе у детей много веселых забав: катание на санях, на лыжах и коньках.

В январе солнце поднимается выше, светит ярче, день становится чуть-чуть длиннее.

                         *

Сперва с горы летишь на них,

А после в гору тянешь их. (Санки)

*

Две курносые подружки

Не отстали друг от дружки.

Обе по снегу бегут,

Обе песенки поют,

Обе ленты на снегу

Оставляют на бегу! (Лыжи)

                      *

Льется речка – мы лежим,

Лед на речке – мы бежим. (Коньки)


Февраль – последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку.

В старину февраль называли «снеговеем». Кружатся, летят белые пушистые снежинки, покрывают поля и леса.

В феврале день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, иногда звенит первая робкая капель, а с крыш свисают длинные хрустальные сосульки.

В феврале бываю оттепели, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают, делаются ниже.

         Оттепель

Ветры с юга прилетели,

Принесли с собой тепло,

И сугробы враз осели,

В полдень с крыши потекло.

В феврале свет прибывает, солнышко пригревает, оживают лесные обитатели – птицы, звери.

             *

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

В конце февраля люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы.

Солнышко-ведрышко,

Из-за гор – горы!

Выгляни солнышко

До вешней поры.


Вы узнаете зиму?

Кругом глубокие снега,

Куда я взгляд ни кину,

Метет и кружится пурга.

Вы узнаете зиму?

Заснули реки подо льдом,

Застыли недвижимы,

Горят сугробы серебром.

Вы узнаете зиму?

На лыжах мчимся мы с горы,

Нам ветер дует в спину.

Нет веселее той поры!

Вы узнаете зиму?

Мы принесли густую ель

На праздник наш любимый,

Повесим бусы мы на ней.

Вы узнаете зиму?

Вместе с детьми:

  • Составление рассказа о времени года с опорой на план:
  1. Зимние месяцы.
  2. Приметы зимы.
  3. Животный мир.
  4. Зимние забавы детей.

  • Игра «Четвертый лишний»

Выделить лишнее слово.

  • Декабрь, январь, февраль, сентябрь;
  • Береза, клен, ель, дуб;
  • Синица, дятел, кукушка, сорока;
  • Воробей, клест, галка, снегирь;
  • Шуба, свитер, платье, валенки;
  • Гирлянда, кубики, шарик, хлопушка.

  • Заучивание и выразительное  чтение стихотворения (на выбор)

Опыты

  1. Снег сохраняет тепло: он укрывает землю будто одеялом, охраняя растения от мороза. На улицу вынести 2 бутылки с водой одинаковой температуры (температура воды измеряется градусником). Одна бутылка закапывается в снег, другая остается на снегу. Через несколько часов температура воды измеряется снова, и оказывается, что бутылка в снегу охладилась меньше.

  1. Превращение воды из жидкого состояния в твердое: вода на морозе превращается в лед. Можно залить снежную горку, и она превратится в ледяную. Залив подцвеченной красками водой формочки, получим красивые ледяные фигурки.

  1. Превращение снега в воду: попробуем внести комок снега в помещение и положить его в чашу. Через некоторое время сможем убедиться в том, что снег превратился в воду. Но воду эту нельзя назвать чистой – в ней видны частички грязи, пыль. Происходит это потому, что во время снегопада снег собирает из воздуха частички пыли. Поэтому, несмотря на то, что снег кажется белоснежным, в нем содержится много грязи и микробов. Еще и поэтому снег нельзя есть: можно не только простудиться, но и получить кишечную инфекцию.


Июнь – первый летний месяц – лучшая пора года!

«Заря с зарею сходится» - так говорят об июне потому, что светлая короткая ночь разделяет закаты и рассветы, вечернюю и утреннюю.

В июне густые, сочные травы украшены цветами. Зелень на деревьях и кустах свежая, ярко-зеленая. Листья раскрылись, окрепли, наполнились соком и стали пахучими.

                   Травы

Травы дремучие, травы пахучие,

В белых соцветьях поляны.

Влага зеленая, жизнь потаенная

Мяты, хвощей и дурмана.

Возле рябины пень муравьиный,

Темный, в разводах слоистых.

И молодою, свежей листвою

Пахнет малинник душистый.

В жаркие июньские дни разражаются грозы с сильными ливнями. А после ливня на небе сияет в солнечных лучах разноцветная радуга.

     

          ***

Поднялись ворота,

Всему миру красота. (Радуга)

                           

                            ***

Один льет, другой пьет, а третий растет. (Дождь, земля, трава)

Июньский лес полон жизни, движения, птичьего щебета. Звери заняты заботой о подрастающих малышах. Много дел в июне и у птиц.

В лесах и лугах над душистыми цветами порхают, кружатся бабочки и стрекозы. Пьют нектар из венчиков цветов пчелы и шмели. «Где цветок, там и медок».

                       

                     ***

Кто на себе свой дом носит? (Улитка)

                ***

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел. (Бабочка)


Июль – второй месяц лета. В народе его называют «макушкой лета», «красой», «сердцем лета».

Солнце поднимается высоко и заливает землю горячими лучами. Часто бывают грозы и ливни. «Лето грозовое, значит, и грибное» - примечают люди.

Июль – месяц сладких ягод и душистых медовых трав. Яркие цветы украшают луга и поля: цветут ромашки, колокольчики, васильки, донник.

              Лето

Сколько запахов у лета!

Сладкий – липового цвета,

Горький – листьев тополиных,

Нежный, еле уловимый

Запах зреющей малины.

В лесу поспевает сладкая малина, черника, брусника, ежевика. Появляются первые грибы: волнушки, рыжики, грузди, белые.

           ***

Черненькая сладенькая,

Всем ребятам миленькая. (Черника)

          ***

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви ее поди-ка:

Куст в иголках,

Будто еж,-

Вот и назван… (Ежевика)

Птичьи голоса в июле становятся тише. Птенцы уже выучились летать и теперь сами добывают себе пищу – жучков, паучков, мошек.

      ***

Я на дереве сижу

И жужжу, жужжу, жужжу. (жук)

      ***

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)

Для ребят июль – веселое и беззаботное время, разгар каникул, когда можно купаться, загорать, удить рыбу, собирать грибы и ягоды.


Август – последний летний месяц. Красное лето идет на убыль. Дни становятся короче. Дожди в августе на редкость.

Август самый щедрый, богатый месяц в году: в садах созревают яблоки, груши, сливы, в огородах – морковь, свекла, лук, в полях наливаются спелостью колосья ржи и пшеницы, а в лесах много грибов, ягод и орехов. Поэтому и зовут август в народе «хлебосолом».

В конце августа появляются на деревьях первые желтые листочки – приметы ранней осени, а на солнце поблескивают легкие серебряные нити паутины.

Хорошо в августе в лесу! Тепло, сухо, много ягод, грибов, орехов.

Скатерть-самобранка

Красит спозаранку

Солнце край небес,

Скатерть-самобранку

Расстилает лес.

Хватит угощенья

У него для всех:

Сладкие коренья,

Мед, грибы, орех.

В конце августа жизнь в лесу постепенно замирает. Смолкают птичьи голоса. Животные: ежик, белка, барсук – начинают делать запасы в свои лесные кладовые.

         Август

Август устали не знает,

Заглянув во все сады,

Он в корзинки собирает

Золотистые плоды.

Груши, яблоки, малину,

Наклоняя ветки рвет,

А в бочонки и кувшины

Льет густой душистый мед.

Август – праздник жатвы. Убирают с полей рожь, пшеницу, овес.

                            ***

В летнюю пору растут золотые горы. (Снопы)

          ***

Золотое решето

Черных домиков полно. (Подсолнухи)

Я рисую букет

Вот и настало лето,

Теплынь и благодать!

Цветов и трав букеты

Я буду рисовать.

Пойду с альбомом к речке,

В зеленые луга,

Где Иван-чая свечки,

Где копны и стога.

Как сладко пахнет медом

И скошенной травой!

Замечу мимоходом

Цветочек луговой.

И стебель серебристый,

Украшенный цветком,

Я зарисую быстро

В свой маленький альбом.

А на лесной опушке

Ромашки расцвели,

Кукует здесь кукушка,

Гудят, жужжат шмели.

Ползут в траве букашки,

Скользит по веткам свет,

Три белые ромашки

Украсят мой букет.

Чудесное приволье

В лесу и у реки,

Во ржи, в широком поле

Синеют васильки.

Их нарисую тоже,

А рядом – колоски,

Чтобы припомнить позже

Июльские деньки,

Пропахшие цветами,

И зноем, и травой,

И подарю я маме

Рисунок летний свой.

Вместе с детьми

Составление рассказа о времени года с опорой на план:

  • Летние месяцы.
  • Приметы лета.
  • Животный мир.
  • Летние работы людей.

Игра «Четвертый лишний»

Выделить лишнее слово. Объяснить свой выбор.

  • Июнь, июль, август, апрель.
  • Ромашка, ландыш, колокольчик, василек.
  • Стрекоза, кузнечик, ящерица, комар.
  • Яблоко, земляника, малина, черника.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы "Ребенок открывает мир природы"

Тема: «Ребёнок открывает мир природы». Начала экологической культуры закладываются ещё в раннем детстве и первоначально связаны с познанием множества конкретных и общих представлений об объектах, явл...

Конспект непосредственной образовательной деятельности область "Познание" раздел "Ребенок открывает мир природы" в подготовительной группе на тему: « Растения – наши друзья».

Задачи данного занятия:Систематизировать знания детей о растениях.- Закрепить знания детей о размножении растений.- Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разн...

"Ребенок открывает мир природы"

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы...

"Ребенок открывает мир природы"

Цель: Формирование у детей представлений о временах года, умение замечать красивое в окружающем мире....

Конспект НОД «Ребенок открывает мир природы»

Конспект предложен для средней грууппы....

Как маленький ребенок открывает для себя мир природы.

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое образование можно и нужно с момента поступления ребенка в ...

Ребенок открывает мир природы

Расширять представления детей о знании растений в жизни человека; о природных красителях....