Как маленький ребенок открывает для себя мир природы.
методическая разработка (младшая группа) на тему

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое образование можно и нужно с момента поступления ребенка в дошкольное учреждение. Задача воспитателя в работе с детьми ясельного возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Дать понятие о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_malenkiy_rebenok_otkryvaet_dlya_sebya_mir_prirody.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Как маленький ребенок открывает для себя мир природы.

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое образование можно и нужно с момента поступления ребенка в дошкольное учреждение. Задача воспитателя в работе с детьми ясельного возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Дать понятие о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи. Малыш все понимает буквально и ощущения свои сохраняет надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной с взрослым деятельности, игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель. Воспитание не станет экологическим, если  уже в ясельном возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужно вода, птички – зерна и вода, морские свинке – трава и вода,  а воробей зимой – крошки хлеба.

Камни, песок, вода круглогодично присутствуют в группе раннего возраста. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику. В группе есть центры воды и песка, где малыши проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки,  через трубочки. Видят и понимают, какие предметы, не тонут в воде и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет.

Опыт и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в  природную среду и наоборот.

Итоговые игровые комплексные занятия дают возможность обобщить материал и оставляют яркий след в душе ребенка.

 Предлагаю, примерный план занятий в группе раннего возраста  знакомство с неживой природой

сентябрь

октябрь

ноябрь

  1. Постройка из песка домика для зайчика

Цель: дать представления о сухом и влажном песке: сухой  - сыплется, влажный – лепиться

  1. Постройка из камней домика для зайчика

Цель: познакомить со свойствами камней: твердые, тяжелые, ими можно украсить постройку из песка. Каждый ребенок строит из камней дорожку к дому зайчика.

  1. Аквариум – дом для рыбок

Цель: познакомить с устройством аквариума: дно засыпано песком, песок мокрый; камни утопают в песке, они тоже мокрые, темные, большие и маленькие.

  1. Постройка из камней домика для собачки.

Цель: продолжать формировать знание об свойствах камней.

Сравниваем камень с поролоном: что легче, что тяжелее, что тонет в воде, что плавает. Камни имеют разную форму, цвет. Из них можно построить дом для собачки, лягушки, зайчика.

  1. Игры с песком в центре песка и воды:

«Пирожки для куклы Кати»

Цель: продолжаем формировать знание свойств песка: сухой песок пропускаем через трубочки: сыплется, шуршит. Из мокрого песка можно испечь пирожки для куклы Кати.

  1. Наблюдение за водой в фонтанчике

Цель: познакомить со свойствами воды: течет, журчит, брызги летят, капельки капают. Обсудить вопрос о том, кому нужна вода: детям, рыбкам, птичкам. Водой моем лицо, руки, чтобы были чистыми.

                          декабрь

                         январь

            февраль

  1. Игра – занятие с водой, песком, камнями:

«Домик для черепашки Агашки»

Цель: продолжаем формировать умение манипулировать сухим и влажным песком; стимулировать работу воображения, проявление творческих возможностей; учить использовать разную форму камней, их сходство с  чем-либо  - при постройке домика.

  1. Игры-забавы с водой

Цель: продолжаем формировать знания об свойствах воды: прозрачная, теплая, холодная; в ней можно мыть игрушки; тяжелые предметы в воде тонут, легкие плавают на поверхности.

  1. Дидактическая игра

«Снежинка в гостях у ребят»

Цель: продолжаем формировать знание о свойствах  снега: он лепится, из него можно скатать комок; в теплых руках снег тает и превращается в воду.

  1. Игра

     «Великие помощники»

Цель: продолжать формировать знание  об роли воды: она нужно человеку, в ней можно, например, постирать белье и платьица для куклы Кати; водой поливают комнатные растения, земля становится влажной, и растения пьют из нее эту влагу.

  1. Игра

   «Купание куклы Кати»

Цель: продолжаем формировать знание о свойствах воды: чистая, теплая, холодная; еще раз повторить вопрос о том, кому нужна вода.

  1. Игры – опыты с водой

Цель: показать, что вода прозрачная, но ее можно окрасить в любой цвет или сделать грязной; что на вкус она отличается от сока, молока и других жидкостей.

  1. Игра – опыт

      «Как растения пьют воду»

Цель: Дать представление о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряет листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится темной; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя.

  1. Игра – сказка

       «Про маленькую капельку»

Цель: продолжаем формировать знание о свойствах воды: прозрачная, чистая, нужна человеку, животным, растениям. Без воды не могут жить рыбы, птицы и, конечно, человека.

март

апрель

май

  1. Наблюдение:

   как веточки пьют водичку

цель: объяснить детям, что ветка дерева живая, пьет водичку, на ней распускаются листочки.

  1. Игры с песком

«Угощение на мамин праздник!»

Цель: продолжаем формировать знание о свойствах песка. Лепим пирожки, украшаем  их камешками.

  1. Игры с водой

« Уточки плавают»

Цель: продолжаем формировать знание о свойствах воды: легкие игрушки в воде плавают, тяжелые – тонут.

  1. Наблюдение за водой в природе.

Цель: дать возможность детям убедиться в том, что вода в природе бывает в разных состояниях: ручей, лужица – это вода, сосулька – тоже вода. Бегут ручьи, дети пускают по ним кораблики, вода журчит, льется, стекает в лужицы.

Наблюдаем за сосульками: они хрупкие, тают на солнышке. Если подержать сосульку в руке – она тоже растает, получится вода.

  1. Рассматривание картинок с изображением реки, пруда

Цель: продолжаем формировать представления о роли воды в природе. В реке, в пруду живут рыбы, лягушки. Это их дом, они не могут без воды чистой, прозрачной. Нельзя воды загрязнять, в грязной воде все живое погибнет.

  1. Игры в песочнице:

«Строим башню»

Цель: продолжаем формировать знание о свойствах песка

  1. Рассматриваем

иллюстрации  картинок с изображениями лошадей, коров, пасущихся на лугу.

Цель: продолжаем формировать знание о домашних животных: корова ест траву, пьет воду, дает молоко; лошадь тоже ест траву, пьет воду, на лошади можно ездить, возить грузы.

Экологическая сказка: «Про маленькую капельку».

Для детей первой младшей группы.

Цель: познакомить детей со свойствами воды: теплая, прозрачная, холодная, чистая, грязная.

Подвести малышей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы, звери и человека.

Доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой.

Предварительная работа.

Наблюдение за рыбками в аквариуме и за комнатными растениями. Купание куклы, стирка белья.

Игры с игрушками в воде.

Материал: аквариум с рыбками

Капитошка: капелька – игрушка

Два тазика с водой, игрушки для купания и игр, уточки;

Лека с водой, комнатные растения

Фонтанчик с водой, чашки с водой, пустые чашки, губки ( по числу детей)

Маска – Солнышко;

Банка с грязной водой

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель: Я вам, дети, сейчас расскажу сказку про маленькую водяную капельку. Хотите? Слушайте.

- Жила – была маленькая водяная капелька. Где была капелька, там была и вода. А где была водичка, всем было хорошо. Радостно было рыбкам плавать в воде, растениям и цветам хорошо было расти. А нам с вами купаться и пить воду. Но вот однажды случилось с капелькой беда. Налетел сильный ветер и принес мороз, капелька и замерзла. А без капельки погибнут рыбки, цветы и птицы. Надо спасать капельку. Давайте позовем на помощь Солнышко. Оно теплое, яркое отогревает капельку.

( Дети зовут Солнышко)

Солнышко, отзовись!

Красное, появись! (появляется Солнышко – маска)

Солнышко. Здравствуйте, детки.

                     Зачем меня звали, маленькие друзья?

                     Или какая случилась беда?

Воспитатель: Солнышко! Мороз капельку заморозил. Помоги нам вернуть её, пожалуйста. Птицы, рыбы, растения, люди не могут без воды.

Солнышко: Я вам помогу. Ветер разгоню и вашу капельку верну.

                          Солнышко танцует, кружится, и появляется капелька.

Капелька: Здравствуйте, ребята.

                   Я водяная капелька,

Я очень вам  нужна,

Покапаю, покапаю –

Получится вода.

А вы знаете, как я капаю?

Дети: Кап, кап…

Воспитатель: Капелька, пойдем с нами, послушаешь, как журчит водичка.

                          Дети наблюдают, как журчит вода в фонтанчике.

Воспитатель: А сейчас поспешим на помощь рыбкам. Посмотрим, есть ли у них вода?

                           Дети походят к аквариуму.

Воспитатель: Правильно ли мы пришли, здесь ли рыбки живут? ( Наблюдаем, вмести с детьми,  как рыбки плавают в аквариуме.) Что рыбки делают?

Дети: Плавают.

Воспитатель: Правильно. Плавают в воде. Какая вода?

Дети: Чистая, прозрачная.

Воспитатель: А можно у рыбки водичку забрать?

Дети: Нет, они умрут.

Воспитатель: (показывает банку с грязной водой). Могут ли рыбки жить в грязной воде?

Дети: Нет.

Капелька: Это грязная вода, она никому не нужна.

Воспитатель: Поспешим, ребята, дальше, на помощь растениям и  цветам.

                            Походят с лейкой к растениям.

Воспитатель: Как здесь растения поживают?

Капелька: Пить хотят.

Воспитатель: Что же нам нужно сделать, ребята?

Дети: Полить их.

Капелька: А где же водичка?

Дети: В лейке.

Воспитатель (поливает растения). А растения что делают с водичкой?

Дети: Они её пьют.

Воспитатель: Видишь, Капелька, без тебя погибли бы все растения: и деревья, и цветы.

                     Все подходят к столу, где стоят чашки с водой.

Капелька: А вы знаете, для кого эта водичка?

Воспитатель: Рыбки пьют в аквариуме. А кто  пьет из чашечки кипяченую водичку?

Дети: Мы

Воспитатель: Спасибо, Капелька, это для наших ребят. Попробуйте, ребята, водичку. Что вы делаете?

Дети: Пьем водичку.

Воспитатель: Какая водичка? Можно ли пить грязную воду?

Дети: Нет.

Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем Капельке, что мы ещё делам с водой.

Под музыку воспитатель показывает движения, имитирующие процесс стирки, а дети повторяют эти движения: стирают платочки, намыливают мылом, поласкают и стряхивают.

Воспитатель: Вот видишь. Капелька, что дети умеют делать с водичкой.

 (Подводит детей к тазикам с водой.  Предлагает потрогать воду сначала в одном тазике, потом в другом.) Какая водичка?

Дети: Теплая.

Воспитатель: А в этом тазике?

Дети: Холодная.

 Воспитатель раздает детям разноцветные  губки. Они обмакивают губки в воду, потом отживают.

Воспитатель: Что это капает с губки?

Дети: Водичка.

Воспитатель: А как она капает?

Дети: Кап, кап…

Воспитатель предлагает детям переливать воду из чашки в чашку и наблюдать, как она льется.

Капелька: Молодцы, дети. За то, что вы все про меня знаете, я подарю вам эти игрушки. ( Плавающие)

Капелька предлагает детям поиграть, а сама прощается и уходит. Дети играют, погрузив игрушки в воду. ( Свободная деятельность)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы "Ребенок открывает мир природы"

Тема: «Ребёнок открывает мир природы». Начала экологической культуры закладываются ещё в раннем детстве и первоначально связаны с познанием множества конкретных и общих представлений об объектах, явл...

Конспект непосредственной образовательной деятельности область "Познание" раздел "Ребенок открывает мир природы" в подготовительной группе на тему: « Растения – наши друзья».

Задачи данного занятия:Систематизировать знания детей о растениях.- Закрепить знания детей о размножении растений.- Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разн...

"Ребенок открывает мир природы"

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы...

"Ребенок открывает мир природы"

Цель: Формирование у детей представлений о временах года, умение замечать красивое в окружающем мире....

Конспект НОД «Ребенок открывает мир природы»

Конспект предложен для средней грууппы....

Ребенок открывает для себя увлекательный мир природы

статья по ознакомлению детей с окружающим миром...

Ребенок открывает мир природы

Расширять представления детей о знании растений в жизни человека; о природных красителях....