из опыта работы "Ребенок открывает мир природы"
материал (младшая группа) на тему

Крупнова Ирина Николаевна

Тема: «Ребёнок открывает мир природы».


Начала экологической культуры закладываются ещё в раннем детстве и первоначально связаны с познанием множества конкретных и общих представлений об объектах, явлениях природы. Ознакомление детей с природой имеет важное значение в развитии ребёнка, у детей формируется понимание речи окружающих, развивается звуковая культура речи, происходит интенсивное обогащение словаря, интенсивно развиваются сенсорные способности.
Дети наблюдают природу с раннего детства, но наблюдения происходят неосознанно. Идёт накопление отдельных знаний (например, о дожде, о кошке и т.д.)  Но уже на втором году жизни могут группироваться знания в группу (например, цветы, овощи, животные)
Я работаю в первой младшей группе. В группе 20 человек, дети в основном приходят из дома, реже из других садов.
Работаю по программе «Детство». А по этой программе – дети-деятели и основную информацию получают на основе чувственного познания, поэтому чаще организую практическую деятельность детей, потому что они будут лучше запоминать, если они потрогают.
Цель моей работы – развитие познавательной сферы детей через  экспериментирование.
Для достижения цели были поставлены задачи:
- расширять представления  детей 2-го и 3-го года жизни о явлениях  живой и неживой природы;
- формировать представления о свойствах и качествах предметного мира;
- воспитывать у малышей чувство прекрасного от общения с природой, умение бережно относиться к растениям и животным.
Исходя из этого, наметила для себя план по ознакомлению детей с природой, где отметила, что необходимо пополнить дидактический материал, приобрести настольно-печатные игры, фигурки животных, сделать модели. Это помогло в решении поставленных задач.
Использую методы и приёмы по ознакомлению детей с природой: элементарные опыты, моделирование и т.д.
Хотелось бы остановиться на одной из форм работы, которую часто упускают в работе с детьми. Организация игр с природным материалом. Почему-то считается, что поделки из природного материала могут делать дети с трёх лет.
Для реализации данной формы работы заранее, на прогулке собирали веточки, листочки… На день рождения детей родители приносили персики – собирали косточки. Организовывала игры на классификацию (например, орешки складывали в одну баночку, а шишки в другую, игра «Чудесный мешочек» (например, найди орех)). Сравнивали веточки елки и берёзы, проводили элементарные опыты (например, шишку положили в воду, она закрылась, достали из воды – высохла и раскрылась). Игра «На что похоже» (например, палочка – иголки у ёжика, когда в воду опускали скорлупку – на кораблик). Рассматривали картинки (на которых изображён куст с орехами, персики на дереве и т.д.), то есть дети получают элементарные знания об окружающем мире природы. Детям очень понравилось делать отпечатки в пластилине орехов и скорлупок, из шишек и фасоли делали медведя, из ракушек – цветочек и т.д. Говорила детям, что иголки нам подарила ёлочка, листочки – берёзка, ракушки – море, семечки, из которых делали ёжику иголки, – подсолнух, косточки , из которых украшали платье, - арбуз.
Но, с природным материалом можно не только играть и мастерить, но и делать  самомассаж рук, ног с помощью больших грецких орехов и маленьких орехов фундук- дети приходят в восторг от полученных ощущений ( предварительно опробую на себе, чтобы убедиться, что орех безопасен для кожи ребенка и ребенок не получит травму). Потом орехи съедали, а из скорлупок делали поделки, это вызывает у детей положительный эмоциональный настрой, развивается мелкая моторика.
Малыши очень любят игры с природным материалом и, когда я  достаю коробочку с природным материалом дети очень радуются и даже придумали название этой коробке «Шишница».
Важно вызвать у детей положительное отношение к природе, например, на участке детям предлагаю обнять берёзку, не пугать голубя, который клюёт зёрнышки, поливая растение, говорю, как оно радуется, листочки расправило, цветочек стал весёлый и т.д.
Особую радость у детей вызывает встреча со знакомой берёзкой. Мы ходим к ней в гости на участке детского сада летом, осенью, зимой, весной, отмечаем изменение его внешнего вида. Теперь на прогулке дети сами предлагают сходить в  гости к берёзке. Мы носили в подарок берёзке ленточку, привязали ей бантик, летом носили в ведёрках водичку – поливали, зимой подарили кормушку, чтобы птички прилетали к ней в гости.
Помогали накапливать материал и родители, но вначале они не понимали, как маленькие дети могут что-то делать. Один папа даже сказал: «Да я сам не знаю как делать, а вы хотите двухлетнего научить». Каково же было удивление родителей, когда мы организовали первую выставку из природного материала по теме «Осенняя сказка». В уголке для родителей записывали высказывания детей. Например, Маша назвала гриб маленький – гриблёнок, большой – гриблин, Женечка назвала черепашку- черемама, Андрюшка ёжика – ежичонка).
Родители поверили в возможности детей и даже приносят из дома поделки, сделанные совместно с детьми.
Мы считаем, что очень важно заинтересовать родителей тем, что мы делаем в группе.
Важно, чтобы родители увидели своего ребёнка умеющим и то, что их двухлетний ребёнок может их научить делать дома.
На будущее я планирую организовать систематическую работу по ознакомлению детей с живыми объектами.
В заключении хочется сказать, что вся работа по ознакомлению детей с природой сводится к тому, чтобы научить ребёнка видеть и понимать красоту, хрупкость природы, то есть, как сказал один неизвестный мудрец: «Я сорвал цветок – он завял, я поймал бабочку -  она умерла, и тогда я понял, прикоснуться к КРАСОТЕ можно только  СЕРДЦЕМ»».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы: «О ритмической музыкальной гимнастике перед началом учебных занятий в начальной школе».

Делай сегодня то, что другие не хотят,                            завтра будешь жить так, как другие не могут.

                                                                                                                                                               Wayne Rooney

    «Здоровье всего дороже». «Здоровье разум дарит». С мудростью этих русских народных пословиц спорить трудно. Но вполне очевидно, что режим дня младшими школьниками не соблюдается в полном объеме, что наносит ущерб их здоровью. Во многих семьях дети ложатся спать поздно, проводят много времени за компьютером и за просмотром телевизора. Утром, придя на занятия, они не могут сразу с полной отдачей приступить к работе. Нередко по пути в школу между детьми и родителями возникает непонимание, а иногда и конфликт. В результате всего  этого ребёнок приступает к занятиям несобранный и расстроенный. Выручает музыкальная физкультурная зарядка проводимая ежедневно за 10 минут до начала первого урока. Детям нравятся танцевальные движения, которые выполняются под весёлую ритмичную музыку любимых детских песен, поднимают настроение и работоспособность.

Хочу предложить вниманию коллег  подборку из десяти танцевальных физзарядок. (Они составлены не мною; выражаю благодарность авторам.)  Движения к каждой из этих презентаций разучивают 2-3 ученика для показа перед классом. На каждый день приходится по два комплекса: первый проводится перед первым уроком, второй – перед началом самоподготовки в ГПД. Для каждого дня недели предназначен определенный комплекс, и конкретные учащиеся отвечают за организацию и проведения его. Такое чередование позволяет избежать пресыщения, а строгая системность проведения дисциплинирует. Каждый ребёнок имеет свое поручение в этой сфере, где бесспорно развивает организаторские способности, творческую инициативу, чувствует себя значимым и полезным для коллектива, а класс в целом неизменно становится дружнее, организованнее, работоспособнее, повышается творческий потенциал группы. При организации и проведении таких минут здоровья считаю важным сочетание ненавязчивости, импровизации и системности. Именно это, на мой взгляд, привело к заметному улучшению ситуации в учебно-воспитательном процессе во вверенном мне ученическом коллективе. Продолжительность ритмической гимнастики 3-5 минут. Можно выполнять комплексы целиком или только их часть. На точность воспроизведения движений нацеливать детей не рекомендуется, напротив поощряется импровизация, творчество, активность. От физкультминуток, проводимых во время урока, эти комплексы отличаются значительной физической нагрузкой, большей продолжительностью, значимостью психологической установки на предстоящую работу. Важны и другие задачи, решаемые минутками здоровья перед началом учебной деятельности, а именно:

  1. укрепление  кистей, стоп, позвоночника, формирование правильной и красивой осанки;
  2. активизация чувств общей координации движений;
  3. улучшение функций дыхания, кровообращения, терморегуляции, положительное влияние на работу внутренних органов;
  4. предоставляется возможность учащимся получать в стенах школы дополнительные положительные эмоции, повышается мотивация учения, способствует сплочению классного коллектива;
  5. повышение умственной работоспособности через эмоциональное воздействие на кору головного мозга;
  6. развитие художественно-эстетических чувств и творческих способностей учащихся;
  7. снимается физическое, эмоциональное, психологическое напряжение и т.д.

    Велика роль динамических музыкальных минут здоровья в организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Сколько  плюсов в небольшой интерактивной презентации! Но как сложно бывает на практике проводить эту работу в строгой системе: то к уроку надо что-то приготовить, то кто-то из родителей или учеников просит уделить внимание и т.п. Но именно система в любом деле приводит к успеху. Вдохновляют слова неизвестного автора: «Всё будет не так, как мы решим. Всё будет  тогда, когда мы решимся».

    Надеюсь, предложенные материалы помогут учителям начальных классов интереснее и продуктивнее организовать жизнедеятельность  учащихся в свете здоровьесберегающих  технологий.

18.07.2012                                                                                                             Козлова Е.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по экологическому воспитанию дошкольников "Ребёнок открывает мир природы"

Данная программа состоит из пояснительной записки, двух частей, заключения и списка использованной литературы. Представленная программа экологического воспитания - это систематизация и изложение нако...

Образовательная область: «Художественное творчество». Ребёнок открывает мир природы.

Сюжетное рисование в старшей группе.конспект занятия + презентацияТема: «У кормушки»....

Конспект непосредственной образовательной деятельности область "Познание" раздел "Ребенок открывает мир природы" в подготовительной группе на тему: « Растения – наши друзья».

Задачи данного занятия:Систематизировать знания детей о растениях.- Закрепить знания детей о размножении растений.- Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разн...

"Ребенок открывает мир природы"

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы...

Хранители Природы 2015-2016 год. «Открываем мир природы» Операция «Листопад».

Хранители Природы 2015-2016 год. «Открываем мир природы»Операция «Листопад»....

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках программы «Хранители природы» по направлению «Открываем мир природы».

раВоспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.боты:...

Презентация "Познавательное развитие средствами природы в младшей группе (ребёнок открывает мир природы)"

ЗАДАЧИ. 1. Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами). 2...