"В гостях у матрешки". Конспект НОД по приобщению детей второй младшей группы к русской народной культуре.
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

кузьминова светлана

Конспект НОД для районнго МО воспитателей второй младшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_nam_prishli_matreshki.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

«В гостях у матрешки»

Конспект образовательной деятельности

по приобщению

детей второй младшей группы

к русской народной культуре

воспитатель МКДОУ Д/с №5 «Берёзка»

Кузьминова Светлана Васильевна

Интегрируемая образовательная область: «Коммуникативная», «Познание», «Чтение детям художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, продуктивная.

Программные задачи: Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством русского народа  - деревянной матрешкой; формировать понятие, из чего она сделана, как украшена. Продолжать совершенствовать речь детей. Учить отвечать на вопросы воспитателя развернутым предложением. Ввести в активный словарь детей слова: матрешка, расписная, деревянная, народная игрушка. Воспитывать чувство уважения к мастерству народных мастеров; развивать эмоционально-эстетические чувства; интерес к народной игрушке; вызвать желание создавать красоту своими руками.

Планируемые результаты:  проявляет познавательный интерес к народной игрушке – матрешке, к художественным произведениям о матрешке; старается расширить свои представления об игрушке (матрешке).

Материал: расписные матрешки, плоскостные изображения нерасписанной матрешки для каждого ребенка, гуашь, пенопласт, «ярмарка» - выставка предметов  народного творчества (дымковские игрушки, хохломская посуда, гжель, народные музыкальные инструменты.

Предварительная работа: рассматривание иллюстрация «Народная игрушка», игры с матрешками, заучивание стихов, песни, отгадывание загадок, роспись плоскостных изображений матрешек.

Содержание деятельности.

Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! Полюбуйтесь на ярмарку нашу! Здесь товару всякого видимо-невидимо. (Дети рассматривают поделки).

                   Я на ярмарке бывала

                   И игрушки выбирала

                   Принесла корзинку вам.

Хотите знать что в корзинке?

Дети. Хотим.

Хозяйка. Тогда отгадайте мою загадку.

                  Алый шелковый платочек,

                  Яркий сарафан в цветочек,

                  Упирается рука

                  В деревянные бока

                  А внутри секреты есть:

                  Может пять, а может шесть.

                  Разрумянилась немножко.

                  Это русская…

Дети. Матрешка!

Хозяйка. А и правда! Тут матрешки, да какие красивые!

Как вы думаете, для чего сделали этих матрешек?

Дети. Матрешек сделали чтобы с ними играть, чтобы разбирать и собирать их.

Хозяйка. Правильно. Чтобы дети могли играть, развлекаться, ума набираться.

Хозяйка. А из чего же сделаны эти игрушки-куколки?

Дети. Матрешек делают из дерева.

Матрешки деревянные, они сделаны из дерева.

Хозяйка. Конечно из дерева. Брал мастер деревянный брусок и ножом срезал лишнее, закруглял его.

Но ведь дерево светлое, а матрешки все цветные, яркие. Как это получилось?

Дети. Матрешек раскрасили красками. Их разрисовывали, расписывали. И стали матрешки яркие, красивые, нарядные, расписные.

Хозяйка. Верно, ее украшали, разрисовывали красками.

А во что же одели мастера матрешку?

Дети. Матрешку одели в сарафан, на голову повязали платок.

Хозяйка. Захотелось мне матрешку

                 В полный рост нарисовать

                 Есть ли ножки у матрешки

                 Не могу никак понять?

А вы, дети, как думаете?

Дети. У матрешки есть ножки, только они не видны, потому что у нее длинный сарафан.

Хозяйка. Конечно ножки у матрешки есть. Только за длинным сарафаном не видны они. Сарафан у матрешки длинный, красивый. А  какой узор на сарафане?

Дети. Сарафан у матрешки украшен цветами, горошком, линиями.

Хозяйка. Сарафан, платье матрешки каждый мастер украшает по-своему. У каждого мастера своя манера росписи, поэтому матрешки все разные.

Хозяйка. Ребята, а почему эту деревянную куколку назвали матрешкой?

Дети. Раньше на Руси девочек называли Матренами. Мастеру понравилось это имя. Решил он именем девочки назвать игрушку. И назвал ее матрешкой.

Хозяйка. Верно. Расписали русские мастера игрушку на славу: губки бантиком, румянец на щечках яблочками лег, прикрыл голову платочек, свесилась из-под него толстая коса! И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать! Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша?! И стали новые игрушки матрешками!

Хозяйка. А давайте нашим матрешкам стихи почитаем.

1 ребенок.  Сарафаны расписные,

                       Щечки зорькою горят

                       И матрешки, как живые,

                       Шлют улыбки всем подряд.

2 ребенок.  Ах, матрешечка, матрешка,

Хороша, не рассказать

Очень любят с тобой детки

В нашем садике играть!

Хозяйка. И я приглашаю вас поиграть.

Ну-ка за руки беритесь,

В круг скорее становитесь.

Вы, ребята, не зевайте.

Что матрешка вам покажет,

Дружно, вместе выполняйте.

Физкультминутка. Под веселую музыку дети выполняют движения, которые им показывает хозяйка.

Хозяйка. Посмотрите, какие матрешки красивые! Какие у них платочки, сарафаны, какие милые и румяные лица! А я вижу матрешку, которая грустит. Почему же она не веселится? Чем же она расстроена?

Дети. У этой матрешки сарафан белый, не расписан.

Хозяйка. Дети, этой матрешке нужна помощь. Вы можете ей помочь? Что вы можете для нее сделать?

Дети. Мы можем украсить сарафан матрешки.

Хозяйка. Пройдите, гости, в нашу мастерскую. Давайте вместе поможем матрешке, украсим ей сарафан

Дети проходят, садятся за столы, украшают сарафаны матрешек используя пенопласт. Звучит фоновая музыка.

Хозяйка. Ну вот и вы сегодня стали мастерами. Какие нарядные сарафаны получились у матрешек.

Хозяйка. А матрешке понравился ее новый сарафан. И захотелось ей песню веселую спеть.

                  Дуйте в дудки, бейте в ложки

                  В гости к нам пришли матрешки

                  Ложки деревянные,

                 Матрешечки румяные!

Девочки-матрешки поют песню «Мы веселые матрешки».

Хозяйка. Какие у меня сегодня гости! Развеселили мою младшую сестричку, необычно украсили сарафан. За это я вам дарю подарок и вот такие замечательные воздушные шары.

Дети. Спасибо, хозяюшка. До свидания!

Хозяйка. До свидания, гости дорогие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лепке во второй младшей группе по русской народной сказке «Гуси-лебеди»

занятие проводится после предварительного ознакомления со сказкой...

Материал из опыта работы - проект по ознакомлению детей второй младшей группы с русскими народными сказками " В гостях у сказки"

Знакомство детей с русскими народными сказками с использованием современных образовательных технологий (сказкотерапия, игровая)...

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры для детей подготовительной группы.

Данный конспект может быть полезен воспитателям подготовительных групп при подготовке к занятиям по теме "Рождество Христово" и при подготовке к проведению праздника "Рождество Христово"....

Конспект семинара-практикума "Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры через малые фольклорные формы"

При работе с детьми раннего возраста воспитатель обязательно обратит свой взор на фольклорные произведения. Народное творчество предоставляет широкий спектр различных произведений, которые помогут осу...

Презентация "Обучение рассказыванию детей второй младшей группы по русской народной сказке «Колобок»

Презентация для проведения ООД по развитию речи в младшей группе по сказке "Колобок"...

Долгосрочный проект из опыта работы по ознакомлению детей второй младшей группы с русскими народными сказками по теме «Дети и сказки».

Долгосрочный проект из опыта работы по ознакомлению детей второй младшей группы с русскими народными сказками по теме «Дети и сказки»....

Тема: «Воспитание нравственных качеств детей второй младшей группы посредством русских народных сказок». (Самообразование вт.мл.группа)

Дата начала работы над темой: сентябрь 2022г.Предполагаемая дата окончания работы: май 2023 г.  «Сказки – это зернышко, из которого   прорастает эмоциональная оценка...