Конспект НОД «Вселенная звуков»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Полякова Екатерина Александровна

Исследование - одна из интереснейших областей работы с детьми. Данный конспект поможет исследовать и изучить с детьми свойства  и особенности звука.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vselennaya_zvukov.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Саха Якутия

Муниципальное  Дошкольное  Образовательное  Учреждение  

Детский сад  комбинированного вида  №60  «Огонек»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

 «Путешествие во Вселенную звуков»

 

 Полякова Е. А.

Воспитатель

Познавательно - речевое развитие.

Образовательная область: экспериментально образовательная деятельность.

 Задачи:

Образовательные: В процессе исследовательской деятельности уточнить и расширить знания детей о звуках, их происхождении. Дать понятие  характеристика звука. Учить отвечать на вопросы полной развернутой фразой.

Коррекционные: Способствовать развитию связной, грамматически правильной речи, слухового восприятия, речевого слуха. Совершенствовать у дошкольников фонетический слух и восприятие. Развивать умение рассуждать, делать выводы и умозаключения.

Воспитательные: Воспитывать  интерес к окружающему миру. Поддерживать и развивать активную позицию ребенка в диалоге, активизировать их речевые возможности.

Интегрируемые образовательные области:

- Познание

- Коммуникация

- Социализация.

 Словарная работа: звук, звуковые волны, шум, громкоговоритель, рупор.

 Демонстрационный материал: кукла, магнитофон, диск с различными комбинациями звуков (шаги человека, тиканье часов, сигнал поезда, плач ребенка, шум приближающегося автомобиля); 2 миски наполненные водой, небольшие камешки и кусочки легкого пенопласта; 3 пластиковых стаканчика - сверху плотно натянута вакуумная пленка, сахар; 4 стеклянных стакана наполненных водой - 1 полный, 2 - 3/4стакана, 3 - 1/4 стакана, 4 стакан пустой; 2 чайные ложечки; громкоговоритель, рупор из картона, шумопоглощающие наушники.  

Форма проведения: совместная деятельность детей и педагога.

Методы и формы работы:

исследование, опыт, эксперимент, наблюдение, рассуждение, анализ.

Ход деятельности

Вводная часть, беседа. ( 5 мин)

Ребята посмотрите, сегодня к нам поиграть пришла кукла Василиса. Скажите, что нам нужно сначала сказать Василисе? (Поздороваться). Конечно! Давайте дружно поздороваемся. (Здравствуй Василиса). Ребята, а как вы думаете, Василиса нас услышала? А почему? (Потому что мы громко поздоровались). Правильно, и что дошло до ушек куклы, когда мы поздоровались? (Голоса, звук). Конечно звук, молодцы. А скажите пожалуйста,  какую пользу нам приносит звук в нашей жизни? Для чего он нам нужен? (Чтобы говорить, слушать). Правильно ребята! Звук очень помогает нам в нашей жизни - мы слышим с вами знакомые звуки и можем понять что происходит вокруг, а иногда слышим незнакомые звуки и учимся познавать что-то новое...

Правильно друзья, звук нам помогает в жизни слышать, узнавать и познавать. Сейчас мои юные исследователи, мы это проверим - мы с вами поиграем в игру "Знакомое или незнакомое?".  Воспитатель  включает детям различные звуки - природы, людей, часов. Дети определяют что это за звуки как они звучат.

Ну что, следопыты, убедились, что звук необходим нам в жизни? (Да, мы можем узнать об опасности и предостеречь себя, или наслаждаться шумом моря, природы). Совершенно верно! Скажите пожалуйста, а вы знаете что такое звук? Как он выглядит? Можно ли увидеть звук? (Нет, не знаем, нельзя увидеть).

  Тогда давайте отправимся с вами в удивительный мир изучения звука! Для того, чтобы узнать что такое звук, мы с вами будем проводить настоящие опыты, как самые умные ученые!

Опыт № 1( 3 мин)

Перед вами приготовлены 2 миски с водой и мелкие камешки, а также легкие кусочки пенопласта. Попробуйте кидайте камешки в воду - что образовалось на воде? (Круги, волны) Так вот ребята, звук - это самые настоящие волны, только они невидимые, и расходятся по воздуху. Волны в зависимости от веса делают круги на воде более видимыми - сильными, или мелкими, легкими. Звук ребята точно также действует на окружающий нас мир - более сильный звук (громкий) - это сильные волны, которые расходятся на большие расстояния, слабый и тихий звук - это слабые волны, они быстро утихают.

Скажите пожалуйста, а волны на воде могут двигать предметы? (Конечно, мы плаваем, пускаем кораблики в ручейки и они уплывают). Тогда если звук - это волны, то он тоже должен двигать предметы? (Наверное, должен). Так давайте мы с вами это проверим!

Опыт № 2( 3 мин)

Смотрите, для вас приготовлено следующее оборудование - стаканчики, на которые натянута невидимая пленка, а сверху пленки у каждого насыпано немного сахара.  Аккуратно возьмите стаканы в руки, чтобы сахар не просыпался. Мы с вами выяснили, что если волны двигают предметы, то и звук будет оказывать тоже воздействие, правильно? (Да). Тогда давайте проверять - поднесите стакан с сахаром ближе к губам, и пропойте звук "А-а-а-а-а". Что происходит? (Сахар прыгает, он рассыпается!)  Конечно ребята, звук двигает  сахар, и чем громче звук, тем сильнее рассыпается сахар. То есть если звук делать громче, то и звуковая волна будет сильнее!

Как вы думаете, следопыты, а где нам необходимо использовать  громкий звук? (В большом зале, на стадионе, на празднике). Правильно, а как вы думаете, где звук буде звучать громче - в пустом зале, или в зале где много мебели, людей? (В пустом..., где много людей...). Давайте продолжим наше путешествие, и узнаем где же звук громче.

Опыт № 3 ( 3 мин)

Перед нами стоят стеклянные стаканчики, в которые налита вода, но стаканы наполнены по разному, где-то больше воды (полный стакан), а где то меньше (1/3, 3/4 воды) и совсем пустой стакан. Возьмите в руки ложечки и постучите по краю стакана, как отличаются звуки друг от друга в разных стаканах? (В полном стакане - звук глухой, тихий, в пустом - более звонкий, громкий). Все правильно, также ребята происходит и в помещении, в пространстве - звук громче в пустом пространстве.  

Ну что исследователи, узнали столько нового! Пора бы и отдохнуть?

Физкультминутка ( 2 мин)

А теперь, ребята, встать.

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

Опыт № 4 ( 6 мин)

Продолжим наше приключение. Скажите пожалуйста, а если помещение очень большое, как например стадион, как можно сделать звук громким? Для этого ребята, есть специальные приспособления - мегафоны, громкоговорители, рупоры. Мы с вами сконструировали рупор, а также у нас есть мегафон, давайте посмотрим как звук звучит громче. (В рупор и мегафон звук звучит гораздо громче). Ребята, а громкий звук может быть опасным? (Конечно, мы можем оглохнуть, ничего не слышать, попасть в опасность). Правильно, а что же тогда делать людям, которым приходится работать рядом с большими машинами, рабочими станками, которые очень громко шумят? Для этого рабочие используют специальные шумопоглощающие наушники - в них звук становится гораздо тише, и наши ушки будут защищены. Давайте попробуем, действительно ли наушники поглощают звук? Дети одевают наушники, отходят на расстояние и пробуют говорить в мегафон - анализируют, как звук звучит громче, как тише.   

Заключительная часть. Беседа, анализ. ( 3 мин)

Ну что друзья, путешествие в мир вселенной подошло к концу, и мы теперь как настоящие ученые узнали много нового и интересного!

  • Расскажите что же такое звук, и как он помогает нам в жизни?
  • Как выглядит звук и с чем его можно сравнить?
  • Как звук можно усилить и для чего это делается? Может ли звук быть опасным для человека?
  • Как можно защититься от громкого звука?
  • Какие новые слова и понятия Вы сегодня узнали?
  •  Понравилось вам наше приключение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

 НОД «Живое слово во вселенной звуков».

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 26 общеразвивающего вида Калининского района Санкт-Петербурга       НЕПРЕРЫВН...

Конспект «Наша Вселенная»

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ включает такие задачи: знакомство с окружающим миром. Это космос, Вселенная, живая и неживая природа....

Конспект «Двойные гласные звуки (ЯЁЮЕ). Мягкость согласных звуков. Роль воздуха»

Один из самых трудных разделов в периоде обучения грамоте у дошкольников это изучение йотированных гласных букв....

Конспект НОД «Мир звуков. Звук [У]

В процессе ознакомления с конспектом вы узнаете как: познакомить детей со звуком [у], и его характеристикой (с опорой на артикуляцию);  научить их выделять звук [у] среди других звуков, в слогах,...

Проект «Вселенная звуков!» - нескучные игры пяти дней

Дети, имеющие нарушения в развитии речи, получат возможность догнать своих сверстников, уделив дополнительное внимание развитию определённых навыков, получат удовольствие от «гимнастики у...