Летнее мероприятие «Зелёная аптека»
материал по окружающему миру (старшая группа) по теме

Новицкая  Людмила Мечеславовна

Закрепить представления детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.                                                                                                                                     Развивать игровое творчество, смекалку.                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Воспитывать бережное отношение к растениям.                                                                                                                                                                                                                                                                                              Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы – описания, загадки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Летнее мероприятие «Зелёная аптека»

Цели: закрепить представления детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.                                         Развивать игровое творчество, смекалку.                                                                 Воспитывать бережное отношение к растениям.                                                                Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы – описания, загадки.

Предварительная работа:                                                                                            - Подбор и чтение детской литературы по данной теме.

- Знакомство с устным народным творчеством по теме, разучивание пословиц и поговорок про лекарственные растения.

 - Оформление альбома «Наши зелёные помощники» с детскими рисунками и сказками;                                                                                                                                        - Викторина для детей и родителей «Целебное лукошко»

 - Рисование “Наши друзья – лекарственные растения”

 - Дидактические игры.

 - Поисково-исследовательская деятельность  “На участке ищем полезные растения”

 - Беседа “Кто любит цветы, тот не может быть злым”, “Что где растет, когда цветет”

 - Лепка  “Цветок-это чудо”

 - Чтение легенд, сказок, стихов, загадок о лекарственных растениях

 - Составление рассказов и сказок о лекарственных растениях.

 - Художественная литература В. Бианки “О травах”

 - Выставка рисунков “Волшебные растения”

Оборудование:  Сорока, иллюстрации лекарственных дикорастущих растений; посуда для дегустации; конверты с заданиями, шапочки для героев.

Ход праздника:                                                                                                          

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас с вами праздник, посвященный лекарственным травам. Давайте прочитаем, что написано на плакате

Хором: ЛЕСНАЯ АПТЕКА

Ведущий: Мы с вами узнаем, как же могут помочь обыкновенные травы здоровью человека.

Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,                                                               Где чистым воздухом так сладостно дышать,                                                                     Есть в травах и цветах целительная сила,                                                                                  Для всех умеющих их тайну разгадать…(В. Рождественский)

Около 300 лет назад в России появились первые аптеки, где продавали лекарственные травы. А в далекие времена лечебные травы собирали специальные люди и их называли… Как же их называли, кто из вас ребята знает? (Ответы – предположения детей).

Людей, собирателей лекарственных растений, называли “травниками”. Им давали лошадь, нужные продукты и на целое лето посылали в леса и луга. В помощники себе травники брали крестьянских ребят. Знатоки трав пускались в далекое путешествие по лесам и рекам за целебными травами. И теперь специальные экспедиции ученых работают по изучению лекарственных растений. Во всех концах России заготавливают ежегодно сотни тонн лекарственного сырья, которое используются для изготовления многих лекарств.

Ведущий: Ребята, а вы знакомы с лекарственными растениями? (ответы детей) Это легко проверить! Я вам загадаю загадки и,  если вы правильно ответите, значит,  вы настоящие знатоки лекарственных растений!

1. Злая волчица

Жжётся, как горчица

Ай, не трогайте меня

Обожгу и без огня

Что это за диво

Это же (Крапива)

2.Рос шар бел, дунул ветер улетел (Одуванчик).

3.Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? - Запах... (мяты)

4.Расправит свой ажурный листик

Король всех трав... (тысячелистник)

5. Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

6. Я знаменита не цветами,

А необычными листами:

То твердыми, холодными,

То мягкими и теплыми.

Сверху листик гладкий,

Но с байковой подкладкой. (Мать-и-мачеха)

7. Весной растет,

Летом цветет,

Осенью осыпается,

Зимой отсыпается.

А цветок-то, медок,

Лечит от гриппа,

Кашля и хрипа. (Липа)

8. Носит этот мальчик желтый сарафанчик.

Подрастет - нарядится в беленькое платьице:

Легкое, воздушное, ветерку послушное. (Одуванчик)

9. Он красивой розе брат,

Если ты не виноват,

Все равно имей в виду,

Может уколоть в саду. (Шиповник)

10.Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой... (зверобой)

11.В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички –

Белые реснички. (Ромашка)

Молодцы! Все загадки отгадали! (Прилетает сорока)

Сорока:  - Беда, беда!!! С лесными жителями случилась беда!

Ведущий:  - Здравствуй, уважаемая сорока! Чем ты так встревожена, что случилось?

Сорока:  - Здравствуйте, ребята, здравствуйте, взрослые! Вы наверно все заметили что наше лето очень холодное и дождливое, вот лесные жители все и разболелись… У одних ангина, у других – кашель и насморк, у третьих от волнения сердце разболелось… Не знаю как помочь. Пролетала мимо вашего детского сада и услышала,  что вы беседуете о лекарственных растениях. Может вы нам поможете?

Ведущий: Уважаемая сорока, ты обратилась по адресу. Наши ребята – большие знатоки растений  и они постараются  вам помочь. Далеко ходить не придётся. У нас в детском саду растёт много лекарственных растений, которые помогут вылечить лесных обитателей. Но для того чтобы их найти, нужно изучить карту и выполнить специальные задания (каждой группе раздаются конверты с заданиями и картами, дети вместе с воспитателями изучают задания и отправляются по своему маршруту)

Сорока: Вот спасибо! Пока вы будете искать растения,  я полечу в лес, обрадую своих друзей и быстренько назад к вам за лекарствами. До встречи!

Организовано 5 площадок, на каждой из них детей встречает взрослый –хранитель полянки, на которой представлены 2-3 растения. Но для того,  чтобы их найти, дети должны по карте найти площадку и  выполнить задания хранителя площадки. ( Рассказать стихотворение, спеть песенку, отгадать загадку, нарисовать лекарственное растение и среди множества представленных картинок, выбрать нужные растения и т.д). После  получения этих растений, дети отправляются на главную площадку.

Ведущий: Ну вот, дорогая Сорока, ты во время прилетела, наши ребята все  успешно выполнили задания и сейчас они расскажут тебе о том, какие растения они нашли и как ими лечится. Эти все растения растут в нашем детском саду (шиповник, малина, ландыш, ромашка, подорожник, липа, крапива, зверобой, мята, тысячелистник и многие другие).  Каждая группа,  рассказывает о своих растениях)

Вед. Ребята, вы,  большие молодцы! Знаете много лекарственных растений и любая простуда теперь вам не страшна! А вы знаете,   что нужно для того, чтобы лекарственные растения росли, цвели и помогали нам? ( Ответы детей)

Нужно солнышко и дождик.  Сейчас мы поиграем и вами в игру «Солнышко и дождик». Дорогая Сорока, присоединяйся к нам.

Ведущий: Всем известно, что   для того чтобы собрать полезные растения, нужно соблюдать определённые правила. Вы знаете какие?

Правила сбора лекарственных растений

1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.

2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.

4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.

6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы детей).

(Появляется доктор-Одуванчик)

Ведущий: К нам пришёл гость, он тоже большой любитель  лекарственных растений. Давайте послушаем его.

Доктор Одуванчик: Здравствуйте, ребята, здравствуй, гостья. Да, я очень люблю свою зелёную аптеку! Вот что про неё расскажу, слушайте внимательно и запоминайте:

Лечит мята – невралгию,

А свекла – гипертонию.

Земляника – гонит соль,

А шалфей – зубную боль.

Арбуз кушай при нефрите,

А бруснику – при артрите.

Клюква вылечит цистит,

Редька- кашель и бронхит.

Головную боль – калина,

А простуду – чай с малиной.

Подорожник ты промой

Ранку им скорей прикрой.

Крапива вам очистит кровь,

Лечит зрение морковь.

Сон вернут – пустырник, хмель,

Силу, бодрость – мёд, женьшень.

Печень подлечи рябиной,

Сердце – мятой и калиной.

Эти, друг, советы слушай,

Зелень ежедневно кушай.

Зверобой не забывай,

С ним заваривай ты чай!

Доктор – Одуванчик: Всё запомнила, уважаемая Сорока?

Сорока: Спасибо, вам ребята и доктор! Я столько сегодня полезного узнала? Полечу в свой лес лечить своих друзей! До свидания!

 Доктор – Одуванчик:  - А сейчас я всех приглашаю пройти на свои участки и отведать вкусный, а главное – полезный  чай из шиповника.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта детей подготовительной группы " Зелёная Аптека"

Цели: 1. Расширить знания учащихся о лекарственных растениях. 2. Развивать у дошкольников чувство прекрасного. 3. Воспитывать бережное отношение к растениям. 4. Дать практические рекомендации ...

НОД с использованием ИКТ с детьми старшей группы "Зелёная аптека"

Занятие по теме: «Зеленая аптека» было проведено с детьми старшей группы с использованием ИКТ (презентация). НОД построена в соответствии с программой «Детство», под редакцией З.А.Михайловой, Т.И.Баба...

Зелёная аптека Кубани

Программные задачи:Продолжать уточнять и расширять знания детей о разнообразии     лекарственных растений Кубани;Закрепить знания об их строении;Формировать представления об ...

Тетрализованное представление: "Зелёная аптека тундры".

Знакомство дошкольников с лекарственными растениями тундры....

ПРАЗДНИК ЗЕЛЁНАЯ АПТЕКА

РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ...

Конспект НОД с использованием ИКТ для детей старшей группы по теме «Зелёная аптека»

Занятие проводилось в рамках реализации проекта "Зеленая аптека"...

Сценарий НОД с использованием ИКТ "Зелёная аптека" ОО "Познание" для детей старшей группы

Представления об использовании лекарственных трав медецине,вызвать желание к экспереминтированию....