Презентация на тему “Приобщение детей 5-7 лет к истокам русской культуры".
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Шибаева Марина Валентиновна

Использование технологии художественной вышивки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1.pptx2.12 МБ
Файл prezentatsiya2.pptx1.96 МБ
Файл prezentatsiya3.pptx1.52 МБ
Файл prezentatsiya4.pptx2.46 МБ
Файл prezentatsiya5.pptx1.82 МБ
Файл prezentatsiya6.pptx1.99 МБ
Файл prezentatsiya7.pptx1.97 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 общеразвивающего вида Петродворцового района Санкт–Петербурга “ Приобщение детей 5-7 лет к истокам русской культуры через использование технологии художественной вышивки ” Автор : воспитатель Шибаева Марина Валентиновна г. Ломоносов 2015

Слайд 2

“ Приобщение детей 5-7 лет к истокам русской культуры через использование технологии художественной вышивки ” Цель : научить детей приёмам техники вышивания. Задачи : Образовательная: - познакомить детей с историей происхождения народного промысла – вышивки ; - привить детям навыки искусства вышивания; Развивающая: развивать у детей способность эстетического восприятия произведения декоративно-прикладного искусства ; Воспитывающая : - воспитывать и вызвать интерес к народной вышивке; показать художественные традиции вышивки.

Слайд 6

Вышивкой украшали предметы быта - полотенца, скатерти, праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы.

Слайд 11

Люди стали украшать вышитыми вещами окна, зеркала и иконы.

Слайд 13

Вышивка делилась на крестьянскую (народную) и городскую. Городская вышивка постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства.

Слайд 14

Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

Слайд 15

Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины – пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева. В процессе работы они отшлифовывали своё мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений. Женскую одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Её украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. В разных губерниях одежда имела свои особенности, отличия. Она была различной по назначению (повседневная, праздничная, свадебная), выполнялась для разных возрастов (девичья, для молодой, пожилой женщины). По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приёмы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением.

Слайд 16

Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играют геометрический орнамент.

Слайд 17

Сегодня, как и сотни лет назад, не стареет древнее искусство тканых и вышитых рушников, которые являются традиционным украшением народного жилища. Орнаментированный рушник - неотъемлемый атрибут многих народных обрядов и обычаев. Он используется на свадьбах, при встречах дорогих гостей хлебом-солью и т. д. Украшение рушников - неисчерпаемая сокровищница народной фантазии.

Слайд 18

Считаю необходимым прививать детям русскую культуру. Для этого я в группе создала крошечный музей прикладного искусства. Я рассказываю детям о куклах-оберегах, о том, как дома строились и пряники печатались, о том, что прячется в старинном сундуке, о рукоделиях. С помощью родителей мы стали пополнять наш музей : - предметами быта : лавкой, столом, табуретом, ухватом, утюгом, корзиной, домоткаными половиками ; бытовой утварью : посудой, самоваром, туесами и т. д ; игрушками : безликими куклами, свистульками, погремушками, матрёшками и т.д.

Слайд 19

Организовала выставку изделий вышитых мной и моей мамой.

Слайд 21

Предложила детям рассмотреть. Спросила, что это такое. И только два ребенка ответили, что их бабушки тоже вышивают - это у Гены и Стасика. Предложила детям попробовать вышить самым простым швом "вперед иголку" на лоскутке и оказалось, что навыки у детей владения иглой на низком уровне. Изделия на выставке детям понравились. Сказала им, что я тоже не умела вышивать, но научилась. Наше крылатое выражение "Глаза страшатся, а руки делают" поддерживает детей. Дети попросили научить их вышивать.

Слайд 22

Поставила задачи: 1. Вызвать у детей интерес к вышиванию, желание самому научиться вышивать. 2. Познакомить детей со следующими видами швов: - вперед иголку; - стебельчатый; - петельный; - тамбурный; - шнурок; - легкая гладь. 3. Формировать умение составлять узор, располагать на ткани. 4. Составлять сюжет. 5. Через вышивание продолжать развивать мелкую моторику. 6. Воспитывать у детей трудолюбие, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца. 7. Активизировать и обогащать словарь у детей. Познакомить с произведениями устного народного творчества (пословицы, загадки, поговорки, игры, русские народные сказки).

Слайд 23

Исходя из задач, составила перспективный план работы по обучению вышиванию, в котором распределила всю работу по месяцам, соблюдая дидактические принципы от простого к сложному. Большую помощь оказали родители по созданию условий для вышивания. Были приобретены на каждого ребенка: пяльцы, нитки мулине, иглы с большим ушком, булавки, копировальная бумага, калька, ножницы, лоскуты ткани.

Слайд 24

Занятие проходят успешно лишь в том случае, если дети заинтересованы, увлечены работой. А это возможно при хорошей организации работы и продуманной методике проведения занятий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитывая это, использую различные методы и дидактические приёмы обучения на занятиях в разных сочетаниях в зависимости от поставленных задач.

Слайд 2

Например, начинали новую тему рассказа об истории, характерных особенностях применения вышивки, так, знакомя детей с русской стариной.

Слайд 6

Рассказывала о предметах быта, о назначении выполненных изделий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рассказ сопровождала иллюстрациями, изделиями, выполненными мастерами, а также прослушиванием музыкальных произведений.

Слайд 2

В предварительной работе использовали такие приемы: выкладывание орнаментов, зарисовка элементов орнамента. Такие виды работ развивают творческое мышление, фантазию детей. При ознакомлении детей с техникой вышивки использовала многие приемы и упражнение: шнуровка, шитье по бумаге.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 7

Одним из подготовительных этапов обучения вышиванию стала работа с минифланелеграфом . Его можно использовать во всех возрастных группах: в самостоятельной деятельности (художественной); в предварительной индивидуальной работе по вышиванию; в аппликации; в математике. Работа на минифланелеграфе способствовала: - закреплению знаний о цвете, оттенках; - закреплению знаний о разнообразии геометрических фигур; - закреплению знаний о расположении предметов на всей поверхности (ориентировка в пространстве).

Слайд 8

Задания, которые выполнялись на минифланелеграфе: - выкладывание контура овощей, фруктов, животных, транспорта, игрушек. Дети сами придумывали себе задания, изображали угощение для кукол, зверей ; - выкладывание элементов геометрического и растительного узора на круге, квадрате, прямоугольнике ; - создание сюжета рисунков, аппликации ; - конструктивным способом составлять из геометрических фигур и плоскостных изображений растение, животных, птиц, одежду человека, мебель, зимние забавы, транспорт и т.д.

Слайд 10

Ежедневно в разные режимные моменты проводилась предварительная работа - комплекс пальчиковой гимнастики (утром, в свободное время): игры с пальчиками, игры с предметами, дидактические игры, обводка, штриховка, работа с ножницами, проволокой, веревкой, бумагой, бросовым материалом.

Слайд 13

Знакомила детей с порядком расположения цветов в спектральном круге. В спектре различают две группы цветов - теплые и холодные.

Слайд 14

Дети выполняли задание по теме "Веселая палитра", "Братья-краски", «Нарисуй цветок, чтобы видно было, что тебе весело". Анализируя работы, обращала внимание на подбор цветовой гаммы (теплые и холодные тона).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Обучение вышиванию проводилось индивидуально, подгруппой, вне занятий, в свободное время. Продолжительность работы 10-30 минут. В октябре месяце мы учились разъединять пасму на несколько нитей по 2-3. Нитки капризничали: перекручивались, образовывались узелки. Чтобы этого не случалось, нитку нужно отмерить правильной длины. Это можно сделать по линейке, или обводя через локоть. Этот секрет дети поняли и справляются с ним.

Слайд 3

Следующий этап - это вдевание нитки в иголку. Учились вдевать нитку с конца, кончик нужно засучить, т.е. покрутить между пальцами. Это облегчает вдевание нитки, в противном случае конец разъединяется на отдельные волокна. Чтобы нить не убегала из иголки, на ней делают узелок. Трудности: завязывание узелка. С этим заданием некоторые дети не справляются и в индивидуальном порядке над этим идет работа. С детьми проводились игры с волчком.

Слайд 5

В процессе работы знакомим детей со следующими правилами: - рабочее место нужно содержать в порядке, каждый инструмент должен иметь свое место (игла в игольнице, ножницы, булавки - в коробке); - игла всегда должна быть с ниткой, чтобы ее легче было найти, если она вдруг упадет на пол; - нельзя вкалывать иглу в одежду; - никогда нельзя брать в рот иглу, булавку, пуговицы, нитки; - не следует откусывать нитки зубами; - ножницы передавать кольцами вперед.

Слайд 6

Первый шов, который освоили дети - это шов "вперед иголку". Второй шов – “ тамбурный ” .

Слайд 7

Третий шов – “ петельный ” . Четвёртый – “ стебельчатый ” .

Слайд 8

Проводились контрольные срезы, с целью определения качества освоения разных видов швов, с которыми дети знакомились в предыдущие месяцы, чтобы уточнить, с кем необходима индивидуальная работа. Выполняя свою работу, дети узнали ее назначение. Это мог быть подарок для мамы, мешочек для семян, воротничок для медведя, для украшения помещения. Главное ребенок узнал применение выполняемой работы. В ходе нашей совместной деятельности дети освоили швы: "вперед иголку", "стебельчатый", "тамбурный", "шнурок", "легкая гладь".

Слайд 9

Детям предлагала поупражняться в закреплении ткани в пяльцах.

Слайд 10

Индивидуально и со всей группой проводили беседы о правилах работы с иглой, ножницами, наперстком. При показе нового вида шва использовали крупные пяльцы и демонстрировали приемы в замедленном темпе, большой иглой и толстой яркой ниткой.

Слайд 11

Как правило, при фронтальном показе детям все кажется ясным и простым, но, приступая к работе, они сталкиваются с трудностями, поэтому занятие по вышивке с детьми требуют подгрупповой, индивидуальной работы.

Слайд 13

После окончания работы проводили просмотр готовых изделий, давали оценку выполненным изделиям, отмечали навыки, полученные в результате вышивки.

Слайд 20

Для просмотра детских работ была оформлена выставка для родителей и детей других групп. Предлагали родителям посетить эту выставку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Детьми были выполнены сюжетные работы по темам: “ Птицы ” , “ Зимние забавы ” , “ Насекомые ” , “ Цветы ” и др.

Слайд 10

Для родителей проводились консультации, выставки литературного материала, фотовыставки, выставки детских работ, выставлялись ширмы-раскладки. Проводились открытые занятия для родителей и педагогов детского сада.

Слайд 11

В заключении хочется сказать, что эта работа приносит много радости как мне, так и детям. Проведенная с детьми работа вызвала интерес к народной вышивке и к художественным традициям русского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей раннего дошкольного возраста к истокам русской культуры

Статья по теме " Приобщение детей раннего дошкольного возраста к истокам русской культуры"...

Рабочая программа по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами музейной педагогики».

Данная рабочая программа составлена с учетом ФГОС и предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Целью программы является создать условия  для восприятия целостной картины истории своей...

Методическая разработка на тему: "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"

Конспект итогового мероприятия по реализации проекта по приобщению детей старшего возраста к русскому народному творчеству с использованием русских народных игр «В гостях у бабушки Матрены" Презентац...

ПРОЕКТ на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, через ознакомление с народной игрой»

Национальные игры способствуют передаче младшему поколению от старшего накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой.Н...

Статья на тему "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"

Наиболее незащищенными от негативных воздействий, в силу несформированности мировоззренческих позиций, оказались дети, подростки и молодежь. В этой связи особого внимания требуют дети дошкольного возр...

Отчёт по самообразованию на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры»

Несомненно, на сегодняшний день тема приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры очень актуальна. В то время,  как развивается наука, в жизнь внедряется компьютериза...