Проект « Лесные жители Коми края»
проект по окружающему миру (младшая группа) по теме

Татаурова Надежда Ивановна

Проект « Лесные жители  Коми края»

Авторы проекта: воспитатели      Сергун Мария Михайловна

                                                         Татаурова Надежда Ивановна

         

Вид проекта: Творческо- информационный.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект « Лесные жители  Коми края»

Авторы проекта: воспитатели      Сергун Мария Михайловна

                                                         Татаурова Надежда Ивановна

         

Вид проекта: Творческо- информационный.

Продолжительность: кратковременный (2 недели)

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.

Цель проекта:

Формирование представлений о диких животных, расширение кругозора детей.

Задачи:

     -Развивать устойчивый познавательный интерес к диким животным.

  • Углубление знаний детей о животном мире через чтение художественной литературы о животных.
  • Формирование навыков художественного исполнения различных образов в инсценировках и играх.
  • Формировать познавательный интерес и представления о животном мире наших лесов.
  • Воспитание эстетических чувств.
  • Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в процессе проекта

Создать в группе условия для  расширения представления о животных.

Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в процессе проекта

Актуальность:

Слушая рассказы детей о тех впечатлениях, наблюдениях, которые они получают от родителей, от просмотра  телевизора, в детском саду выяснилось, что чаще всего дети рассказывают о животных. У ребят появляется много вопросов о жизни животных, ответы на которые мы вместе ищем в книгах писателей - натуралистов, в художественной литературе, Из личных наблюдений и личного опыта. Рассчитываем, что благодаря разработке и внедрению проекта «Знакомство детей с дикими животными Коми края» дети  познакомятся с описанием жизни, повадок животных в природе; получат научно-достоверные знания о животном мире; обогатиться их речь, пополнится словарный запас

Проблема: Дети в недостаточной степени имеют представления  об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме. Дети не владеют обобщающим понятием, не умеют описывать предметы.

Ожидаемый результат: Знание детьми диких животных и их детенышей.

Определение среды обитания.

Установление причинно- следственных связей между образом жизни и средой обитания.

Тесный контакт с родителями.

 1 Этап. Подготовительный.

Взаимодействие с детьми и их родителями.

Выбор темы проекта.

Постановка целей, задач.

Определение методов.

Подбор художественной литературы.

Картотека пальчиковых, подвижных, дидактических игр.

Картотека : Этюды на выражение основных эмоций.

Картотека : Голосовые, Мимические, дыхательные, Артикуляционные упражнения на тему «Дикие животные».

Картотека: Динамические паузы.

Картотека: Стихи, потешки , для развития мелкой моторики. Загадки.

2 Этап. Непосредственно реализация проекта.

В процессе непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах

и в процессе игровой деятельности научить различать и правильно называть диких животных, их детенышей, среду обитания.

Формирование правильного отношения к диким животным.

Планирование совместной деятельности с детьми

№ п/п

Виды деятельности

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность воспитателя и детей (см. приложение № 1)

 

 Игровая

 Коммуникация

Социализация

Познание

Музыка

Безопасность

Здоровье

Физическая культура

Д/игра  «Чей детеныш?", « Что за зверь?», «Кто, кто в теремочке живет?». «Отгадай и назови»,  «О ком я говорю», «Кто лишний», «Мама и малыш», «Дикие и домашние  животные», «Кто в лесу живет».

С/ р игра « Зоопарк», « Путешествие в лес», «Дома для животных»

Драматизация сказки « Теремок».

Работа в центре творчества.

 Двигательная

 Коммуникация

Социализация

Познание

Безопасность

Здоровье

Физическая культура

П/и «зайцы и волк»

П/и «Зайка беленький сидит»

П/и «Бездомный заяц»

П/и «У медведя во бору»

П/и «Лиса в курятнике»

П/и «Лиса и зайцы»

П/и «Пройди мишкой - проползи мышкой»

П/и «Зверята»

Пальчиковые игры, мимические упражнения.

Этюды на выражение основных эмоций.

 коммуникативная

Коммуникация

Социализация

Познание

Чтение художественной литературы

Безопасность

здоровье

1 беседа «Дикие животные»

2 индивидуальная работа по развитию речи с Димой П., Лерой, Дианой.

3 словарная работа с Полиной, Варей, Владиком.

4  НОД Коммуникация

 «Как лисенок маму искал»

5 НОД Коммуникация «Сравнение диких и домашних животных».

6 НОД Коммуникация «Обитатели наших лесов»

 

 Восприятие художественной  литературы

Коммуникация социализация

Познание

Чтение художественной

Литературы

Здоровье

безопасность

  1. работа в центре книги;
  2. рассматривание иллюстраций к сказкам
  3. чтение р.н.сказки «Теремок»
  4. чтение р.н.сказки «Заюшкина избушка»
  5. рассказывание р.н.сказки « Колобок»
  6. перессказывние венгерской сказки « Два жадных медвежонка»
  7. чтение стихов, потешек, загадок о диких животных.
  8. В. Бианки « Лис и мышонок»,  «Волчишко», «Лес зимой».
  9. Е.Чарушин « Про зайчат», «Медведица и медвежата».

 

Музыка

Коммуникация

Социализация

Познание

музыка

1 прослушивание фонограмм: разучивание движений, передающих характер животных

 

 ФЭМП

Познание

Коммуникация

Социализация

Физическая культура

1 занятие по мотивам сказки « Три медведя».

 

 Физическая культура

 Физическая культура

Безопасность

здоровье

Сюжетно- игровое физкультурное «В гости к Лесовичку».

 

 Художественно- продуктивная

Коммуникация

Социализация

Познание

Художественное  творчество

Безопасность

здоровье

1.НОД. Художественное творчество.

Лепка «Миски трех медведей», «Мишка»

2 НОД. Рисование «Как зайцы готовятся к зиме»

3 НОД. Аппликация «Лесные звери»

4. индивидуальная работа по рисованию (нетрадиционные методы рисования: крупой, рисование пальчиком.

5 Раскрашивание: раскраски «Животные».

Познавательно- исследовательская

 Коммуникация

Социализация

Познание

Физическая культура

Чтение художественной литературы.

1 работа в книжном уголке (подбор литературы)

2 прогулка в лес.

3 рассматривание следов диких

животных.

4 конструирование «Домик для животных».

Трудовая

 Художественное творчество

Труд

Познание

Безопасность

здоровье

Игра « Книжкина больница» (ремонт книг).

Работа в уголке книг.

Работа с родителями.

Оформление альбомов «Дикие животные» и «Домашние животные»

Коллаж «Дикие животные».

Консультации

Оформление родительского уголка.

Участие в акции «Подари книгу детскому саду»

Мини- книжки о диких животных.

Макет «Дикие животные».

Изготовление масок и костюмов для театрализованной деятельности

Итоговый этап.

  •          Проведение открытого занятия
  •          Оформление фотовыставки по итогам проекта
  •  Представление проекта на педагогическом совете МДОУ



Предварительный просмотр:

1 неделя.    Гость группы медвежонок.

Понедельник.

Оформление книжного уголка «Дикие животные Коми края»

Цель: создать условия для реализации Проекта, развивать интерес к произведениям о животных.

Пальчиковая игра « Животные зимой»

Цель: развивать мелкую мускулатуру рук. (смотрите картотеку) приложение № 3

Н О Д. Познание. Тема: «Сравнение домашних и диких животных»

Цель: уточнить с детьми признаки домашних животных и диких. Развивать интерес

К жизни животных, пополнять словарный запас. приложение № 1

Физминутка « Медвежонок» приложение № 3

Дидактическая игра «Домашние и дикие животные»

Цель: закрепить с детьми условия жизни домашних и диких животных, уметь отличать их друг от друга, закрепить названия.

Подвижная  игра «У медведя во бору»

Цель: закрепить с детьми правила игры, умение   согласовывать слова с движениями.

приложение № 3

Сюжетно- ролевая игра «Стройка» - дома для животных.

Цель: развивать конструктивные навыки, умение делать постройки сообща, развивать творчество, фантазию.

Индивидуальная  работа по З.К.Р. (звук о).

Цель: отрабатывать четкое произношение звука «о».

Материал: иллюстрации к сказке « Колобок».

Вторник.

Рассматривание книг, альбомов о животных.

Цель: развивать интерес к изучению животного мира.

Труд. Красиво расставить книги на полках.

Цель: поощрять стремление детей соблюдать порядок в книжном уголке, учить бережно относиться к книгам.

Дидактическая  игра « Кто, кто в теремочке живет».

Цель: упражнять в умении вести диалог, употребляя  существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова со звуками к, т.

Приложение № 3

Художественная литература. Рассказывание сказки « Три медведя» Л. Толстого.

Цель: учить детей слушать новые сказки, следить за  развитием действия, понимать содержание, сопереживать героям  сказки, развивать память.

Подвижная  игра « Пройди мишкой - проползи мышкой».

Цель: развивать двигательную активность, ловкость, внимание.

Описание игры: воспитатель ставит 2 дуги разного размера. Ребенок должен пройти под первой дугой на четвереньках как мишка, под второй - проползти, как мышка, затем подняться и пробежать бегом на свое место.

Прослушивание голосов животных в аудиозаписи.

Цель: развивать музыкальные способности, слух, слуховую запись.

НОД. Художественное  творчество. Лепка «Миски трех медведей»

Программное содержание: учить детей лепить мисочки разного размера, используя прием раскатывания пластилина кругообразными движениями. Учить сплющивать и оттягивать края мисочки вверх. Закреплять умение лепить аккуратно.

Приложение №1

Игра с водой «Поймай рыбку для мишки».

Цель: развивать ловкость, глазомер, внимание.

Среда.

Составление картотеки: загадки, пословицы, поговорки, потешки о диких животных.

Цель: формировать поисковую деятельность при работе с литературой. Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса.

Приложение № 2

Чтение Чарушина «Про зайчат»

Цель: познакомить с жанром рассказа, учить понимать тему и содержание рассказа, закреплять умение использовать сравнения, подбирать определения, синонимы к заданному слову.

НОД. Коммуникация. Тема «Как лисенок маму искал»  

Цель: учить  детей правильно использовать в речи  названия животных  и  их детенышей в единственном множественном числе, обогащать представления детей о животных. Развивать эмоциональную отзывчивость, проявлять заботу о животных. Объединять   все ответы в короткий рассказ, пополнять словарный запас детей.

Приложение № 1

Подвижная  игра «Зайцы и волк».

Цель: способствовать реализации потребности двигательной активности, развивать физические качества.

Правила: выбирается волк, остальные дети – зайцы. По сигналу зайцы разбегаются, а волк их догоняет. Пойманный заяц становится волком.

Сюжетно -ролевая  игра «Путешествие в лес».

Цель: учить устанавливать простейшие  связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных, узнавать  и называть детенышей.

Этюды на выражение основных эмоций: «Лиса и волк», «Мешочек смеха»  ( см. картотеку). Приложение № 3

Четверг

Дидактическая игра « Отгадай и назови».

Цель: учить детей правильно называть животных,  показывать их на картинках, развивать внимание, память, речь. Приложение № 3

Рассказывание сказки « Теремок» по иллюстрациям.

Цель: развивать интерес к художественному слову, внимание детей, память, воспитывать усидчивость.

НОД. Художественное творчество. Аппликация «Лесные звери. Помогите, нам холодно».

Программное содержание: Учить детей в поделках передавать образы животных, их характерные черты способом обрывной аппликации. Развивать мелкую моторику рук, воображение и фантазию при изготовлении поделки; воспитывать аккуратно.

Приложение № 1

Игра «Артисты» (имитация движений)

Дети изображают движения животных по  произносимым фразам.

«Весело скачет зайчик,

Топает косолапый медведь,

Ищет зайчика зубастый волк,

Ежик идет, не торопится, фыркает,

Белка прыгает с веточки на веточку».

Этюды на выражение основных эмоций «Мишка лапу занозил» (см. картотеку)

Цель: поддерживать эмоционально-психологическое состояние детей.

Приложение №3

Настольно-печатная игра « Чей детеныш?».

Цель: закрепить знания детей о диких животных и их детенышах, развивать мышление, память, внимание, пополнять словарный запас детей.

Труд: помочь воспитателю отобрать книги для реставрации.

Цель: учить детей выполнять простейшие трудовые поручения.

       

 

Пятница.

Беседа « Дикие животные».

Цель: формировать умение узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных.

ОБЖ: Как вести себя в лесу.

Цель: рассказать детям об элементарных правилах поведения в лесу.

Подвижная  игра «Зайка беленький сидит».

Цель: развивать двигательную активность детей, имитировать движения зайчика.

НОД. Коммуникация. Тема: «Обитатели наших лесов»

Цель: продолжать знакомить детей с животными, живущими в лесу, узнавать их на картинке, называть характерные признаки. Развивать внимание, память, воспитывать интерес к диким животным.

Приложение № 1

Индивидуальная  работа по развитию речи.

Цель: закрепить с детьми слова  считалки

« Белки зайцев угощали». Развивать память, речь детей, пополнять словарный запас.

Игра- драматизация сказки « Теремок».

Цель: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, передавать

Характерные особенности животных, учить подражать голосам животных.

Труд в уголке книги: 

Привлечь детей к посильным действиям по ремонту книг. Обсудить  последовательность работы, воспитывать бережное отношение к книгам.

         

2 неделя. Гость группы - зайчик.

 Понедельник

Дидактическая  игра «Что за зверь?»

Цель: закрепить с детьми названия и среду  обитания

Диких животных, условия их жизни, название жилища, умение собирать целое из частей. Приложение № 3

 Чтение сказки «Заюшкина избушка».

Цель: познакомить детей с новой  сказкой, учить понимать содержание, сопереживать героям произведения. Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки, развивать  память.

Сюжетно-ролевая . Игра «Зоопарк».

Цель: поддерживать интерес к ролевой игре, уметь применять ранее полученные знания в игре.

НОД. Художественное творчество. Рисование «Как зайцы готовятся к зиме»

Программное содержание: продолжать учить детей рисованию методом тычка,  не выходя за контур; воспитывать интерес  к изобразительной деятельности; развивать мелкую моторику рук, память, внимание. Приложение № 1

Подвижная игра «Бездомный заяц».

Цель: познакомить детей с новой игрой, закрепить правила.

Пальчиковые игры «Дикие животные».

Цель: развивать мелкую моторику рук, закрепить умение изображать животных с помощью пальчиков. Приложение № 3

Индивидуальная работа по лепке.

Цель: закрепить с детьми приемы раскатывания пластилина кругообразными движениями, учить сплющивать и оттягивать края мисочки вверх.

             

Вторник.

Дидактическая игра « Мама и малыш».

Цель: закрепить знания детей о диких животных и их детенышах.

Правила: воспитатель называет животное и бросает мяч ребенку, ребенок ловит мяч и называет его детеныша.

Зайчиха- зайчонок

Лисица- лисенок

Волчица- волчонок

НОД. Познание. ФЭМП  Тема: « Три медведя»

Программное содержание:  посредством игровых упражнений закреплять знания основных цветов; закреплять знания  о понятиях « большой» « маленький»,  различать и называть круг и квадрат. Развивать память, логическое мышление.

 Приложение № 1

 

Физминутка «Спрячь зайку».

Цель: закрепить ориентировку в пространстве.

Динамические паузы: «Зайки», « Зайка зимой».

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Приложение № 3

Индивидуальная работа по звуковой культуре речи.

Цель: уточнить произношение согласных звуков (Д, ДЬ) в слогах  и словах.

Подвижная  игра «Лиса и зайцы».

Цель: закрепить правила игры, учить  согласовывать слова с действиями.

Приложение № 3

Домашнее задание: выучить стихи о животных.        

 Среда.

Чтение произведений о диких животных.

Цель: побуждать и поддерживать интерес детей к  художественной литературе о животных. Учить понимать идею произведения, дать представление о лисе и мышонке, образе жизни этих животных, поведении и состоянии дикого животного в доме человека, воспитывать любовь к животным.

Материал: рассказ В. Бианки « Лис и мышонок», «Волчишко».

НОД « Сюжетно- игровое физкультурное. « В гости к лесовичку»

Программное содержание: упражнять навыки в выполнении спортивных, циклических упражнений (бег, прыжки, ходьба), в бросании шишек в вертикальную цель любым способом, в преодолении препятствий. Упражнять в сохранении устойчивого равновесия  при ходьбе по гимнастической скамейке.

Приложение № 1

Подвижная игра «Зайцы и волк».

Цель: развивать внимание, умение согласовывать слова с движениями.

« Зайцы скок, скок, скок, на зеленый на лужок, травку щиплют, кушают, осторожно слушают, не идет ли волк?

Вечер загадок «Угадай, кто это?».

Цель: развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок, способствовать

Расширению кругозора, сообразительности, смекалки.

Приложение № 2

Индивидуальная работа по изодеятельности .

Цель: учить  детей правильно держать карандаш, раскрашивать животных, не выходя за контур.

 Четверг.

Дидактическая  игра « О ком я говорю».

Цель: уточнять и активизировать словарный запас, учить детей определять форму предложного падежа имен существительных в единственном числе с предлогом « но».

Материал: набор графических схем с изображением диких животных.

Приложение № 3

Рассказывание венгерской сказки «Два жадных  медвежонка».

Цель: познакомить детей с венгерской сказкой, помочь понять ее содержание. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию, воспитывать интерес к сказкам других народов.

Подвижная  игра «Лиса в курятнике»

Цель: познакомить детей с новой игрой, закрепить правила игры.

Приложение № 3

НОД Художественное творчество. Лепка « Мишка».

Цель: упражнять детей в изображении в изображении предметов, состоящих из частей круглой формы разной величины. Отрабатывать умение скреплять части предмета, плотно прижимая их друг к другу.

Приложение № 1

Чтение потешек про диких животных.

Цель: развивать интерес к художественному слову, память, речь детей.

Приложение № 2

Индивидуальная работа в уголке творчества. Рисование пластилином диких животных

Цель: развивать мелкую мускулатуру рук, воспитывать усидчивость.

Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке»

Цель: закрепить слова, добиваться четкого их произношения, развивать память.

Приложение № 3

 Пятница.

Дидактическая  игра « Кто лишний».

Цель: учить детей выбирать из ряда животных лишнее, объяснять, почему оно лишнее. Развивать логическое мышление, Внимательность.

Приложение № 3

Мимические упражнения.

Цель: учить детей делать различные выражения лица: грустное, радостное, испуганное.

Приложение № 3

НОД. Познание. «Прогулка в лес».

Цель: развивать у детей познавательный интерес  к миру животных; расширять и уточнять знания детей о  диких животных Коми  края, внешний вид, способы маскировки и защиты от врагов. Закрепить  в речи детей обобщающее понятие « дикие животные». Воспитывать интерес и бережное отношение к представителям диких животных.

Приложение № 1

Игра «Изобрази  животное» - имитировать движения диких животных.

Индивидуальная работа по рисованию.

Цель: познакомить детей с нетрадиционными способами рисования. Развивать творчество, фантазию, интерес к  новым видам изодеятельности.

Подвижная  игра «Зверята»

Цель: закрепить слова  и движения новой игры.

Стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Приложение № 3