Проект "Лекарственные растения"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Кривдина Елена Викторовна

Презентация проекта "Лекарственные растения", материал к проекту.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Березка» Исследовательский - творческий краткосрочный проект "Лекарственные растения" Подготовила воспитатель: Кривдина Елена Викторовна

Слайд 2

Цели и задачи проекта Цели: формировать представления детей о лекарственных растениях, их свойствах. Задачи: Расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования. Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях. Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю . Заинтересовать родителей и привлечь их к совместной деятельности с детьми и педагогами детского сада.

Слайд 3

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, медицинская сестра

Слайд 4

Результат: -Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека. - У детей расширились представления о природе. - Сформировались знания о лекарственных растениях. - Обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания.

Слайд 5

1 Подготовительный этап 1.Мотивационный момент 2 . Подбор художественной и методической литературы о лекарственных растениях 3.Разработка экскурсии в березовую рощу, прогулок. 4. Подбор дидактических игр по теме проекта. 5.Выбор участников, которые могли бы оказать помощь в реализации проекта. 6. Анкетирование родителей «Знаете ли вы о пользе лекарственных растений» -

Слайд 6

Реализация проекта Познавательное развитие 1.Наблюдение «Наш верный друг - чистотел» Цель: познакомить детей с ядовитым лекарственным растением – чистотелом, с его внешним видом. Рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы, что необходимо чистотелу для того, чтобы он рос. 2.Дидактическая игра «Вершки - корешки» Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения. 3.Экскурсия в березовую рощу. Цель: Познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии трав, произрастающих в нашем районе, познакомить с тем, какие лекарственные растения растут в роще (ромашка, одуванчик, подорожник…).

Слайд 7

Речевое развитие 1.Чтение художественной литературы: -Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет» -Н. Павлова «Загадки цветов» - А. Плешаков «Зеленые страницы» -А. Онегова «Тропинка полевая» 2.Составление рассказов от имени растений: «Я подорожник…», «Я ромашка…», «Я крапива…»

Слайд 8

Продуктивная деятельность Рисование на тему «Одуванчиковое поле», «Наш друг- подорожник» Игровая деятельность Д\И «Съедобное- несъедобное », «Вершки-корешки», «Что лечит это растение ?», «Узнай по описанию», п\и «Сбор лекарственных растений»

Слайд 9

Исследовательская деятельность 1.Составление рассказа со схематическим изображением «Путешествие семечки» 2. Составление схем «Что лечит растение» 3. «Где лучше растет растение?» 4. Поиск полезных растений на прогулочном участке. 5. Исследовательские наблюдения-сравнения: Изучить строения растения. Определить, одинаков ли стебель у разных растений. Определить, какие стебли, листья на ощупь: твердые, мокрые, сухие, холодные, колючие, мягкие? Прилетает ли кто-нибудь к этому растению? Есть ли запах у растений? Работа с родителями Сбор материала для альбома «Зеленая аптека» Консультация « Чудо-растения при ОРЗ,ОРВИ»

Слайд 10

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 1.Беседа за круглым столом «Самый полезный чай!» и дегустация лекарственных растительных чаёв. 2. Показ сказки для малышей «Случай в лесу» 3.Презентация проекта «Лекарственные растения

Слайд 11

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Длинноногие сестрички

Вышли стайкой на лужок.

Словно снег у них реснички,

И, как солнышко, глазок.

(ромашка)

Золотой и молодой

За неделю стал седой.

А денечка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший …

(одуванчик)

Поранил ты в дороге ногу,

Усталость не дает идти,

Нагнись, солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути.

(подорожник)

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(малина)

Ах, не трогайте меня.

Обожгу и без огня.

(крапива)

Он шипы свои выставил колко.

Шипы у него как иголки.

Но мы не шипы у него соберем

Полезных плодов для аптеки нарвем.

(шиповник)

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник) 

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву? (Крапива) 

Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый... (Одуванчик) 

.Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой... (Зверобой) 

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? - Запах... (Мяты) 

Если травку ты сорвешь,

Руки, знай, не ототрешь.

Доктор всех аптечных дел,

Кто лечит ранки? (Чистотел) 

Сидит на палочке 

В красной рубашке, 

Брюшко сыто, 

Камешками набито. (Шиповник)

 Семена, как коготки, 

Жёлто-красные цветки. 

От горла помогают, 

Кто же их не знает. (Календула) 

Кроссворд  для дошкольников.

 Тема: “Зелёная аптека”

Цель: Систематизировать знания детей по теме “Лекарственные растения”, развивать память, воображение старших дошкольников.

Вопросы к кроссворду  “Зелёная аптека”:

 1.Верхняя сторона листочков этого лекарственного растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мама.

Ответ:  Мать – и - мачеха

2.Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны.

Ответ: Подорожник

3. Сегодня лесная полянка вся жёлтая от цветов, а завтра станет белой. Желтенькие цветы превратятся в белые, а головки у них будут пушистые. Что это за цветы?

Ответ: Одуванчик

4. Отгадайте, какое растение используется при простуде и кашле:

Золотая середина

И лучи идут кругом.

Это, может быть, картина?

Солнце в небе голубом.

Ответ: Ромашка

5. С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы.

Ответ: Мята

6. Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами.

Ответ: Шиповник

7. Календула лекарственная. Какое второе название этих цветов?

Ответ: Ноготки

Развлечение  «Юные экологи»

Старшая группа

Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях, о том, какую пользу приносят они человеку.

Участники: дети старшей группы, ведущая - воспитатель.

Оборудование: элементы туристического снаряжения; аптечка; высушенные растения и их плоды; иллюстрации  лекарственных  растений; спортивный инвентарь.

В.: Решили, в поход идем, но во время похода нужно выполнить несколько заданий бабушки - травницы.

Задание 1. Игра "Собери рюкзак".

В.: Представьте, что вы собираетесь в поход. Из предложенного материала вы должны отобрать вещи, которые вы возьмете с собой. Каждая команда собирает вещи для одного рюкзака.

Задание 2. Решение проблемной ситуации:

В.: "В результате загадочных обстоятельств продукты питания и аптечка исчезли. Можно ли обойтись без продуктов питания? Если да, то каким образом?

В.: Можно ли обойтись без аптечки. Если да, то какой выход вы предлагаете?

Задание 3. Игра "Цепочка слов".

В.: Назовите (по очереди) названия  лекарственных растений.

Задание 4.

В.: Из предложенного материала (живые растения) отберите съедобные виды растений и разложите в соответствии с карточками - символами: салатника - травы, из которых готовят салат, чайника - травы, из которых заваривают чай.

Задание 5. Дидактическая игра "Узнай по запаху".

В.: В коробочках с отверстиями в крышках приготовлены растения. Предложить по запаху узнать растение и назвать его.

Привал. Игры - эстафеты: "Перевозка арбузов".

Задание 6. Игра "Собери растение".

В.:  Соберите одно или два растения из отдельно нарисованных частей.

Задание 7. Проблемная ситуация "Как оказать помощь?".

В.: Во время похода бывают разные ситуации: кто-то нечаянно поранился, кого-то ужалила пчела, у кого-то ушиб. А аптечки у нас нет. Отберите травы, которые можно использовать при порезах (листья крапивы и чистотела).

В.: Отберите травы, которые могут помочь при ушибах и укусах насекомых. (Измельченные листья подорожника).

В: Вы, молодцы. Справились со всеми  заданиями  и  теперь мы устроим чаепитие с целебными травами.

Экскурсия в парк.

Цель: 

  1. Познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии трав, произрастающих в нашем районе, познакомить с тем, какие лекарственные растения растут в роще (ромашка, одуванчик, подорожник…).
  2. Развивать мыслительную деятельность, память, внимание.
  3. Воспитывать любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям, поощрять самостоятельность суждений.

Предварительная работа:

 Беседы о пользе применения растений в лечебных целях, о создании Красной книги, разучивание стихов, загадок, пословиц, чтение детям сказок о лекарственных растениях, разные виды игр.

Словарная работа:

Отвар, настой, лекарственные растения.

Ход экскурсии

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами, отправимся в необычное путешествие – Царство растений. Поможет нам в этом этот цветочек ( показывает ромашку). Вы узнали его? Да, ребята это ромашка. Она поможет нам найти в парке лекарственные растения, которые мы с вами знаем.

Цветами можно не только любоваться,

Ведь лес как сказочное царство!

Здесь кругом растут лекарства!

В каждой травке, в каждой ветке – и микстура и таблетки.

А зачем и как лечить, я могу вас научить!

Воспитатель: Вспомните, какие растения растут в наших краях?

Я приготовила для вас кроссворд, а вы с помощью моих загадок отгадаете и найдите эти растения на лужайке.

1.Злая как волчица

Жжётся как горчица

Что это за диво?

Это же ……….

Воспитатель: Правильно, конечно же крапива.

(Дети самостоятельно находят крапиву на полянке и показывают ее воспитателю).

Загадка следующая:

2. Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (Подорожник)

Почему он так называется?  Правильно, он растёт вдоль дорог.

(Дети самостоятельно находят подорожник на полянке и показывают его воспитателю).

Продолжаем наш кроссворд.

3. Стоят в поле сестрички –

Жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашка)

Это лечебный цветок. Вот несколько советов:

- Поласкай ромашкой рот и зубная боль пройдёт.

- Чай из ромашки с мёдом дают детям на ночь – сон будет крепким.

- Если вы поранились – можно промыть рану настоем из ромашки, чтобы смыть микробы.

- Если случится тебе простудиться, появится жар, придвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый, душистый отвар…

(Дети самостоятельно находят ромашку на полянке и показывают её воспитателю).

Следующая загадка:

4. На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик на дорожке

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар. (Одуванчик)

Воспитатель:

В одной старинной  сказке говорится, что когда- то одуванчиков не было нигде – нигде. И людям было очень грустно встречать весну без красивых цветов. Вот и попросили они солнце « Подари нам красивые цветы». Улыбнулось солнце и послало на землю свои золотые лучи. Опустились эти лучи на весеннюю травку, заиграли солнечные зайчики и стали весёлыми жёлтыми цветами – одуванчиками. Растут одуванчики по всей нашей земле и в разных местах их и называют по- разному: то зубной травкой за их целебные свойства, то молочниками за белый, как молоко, сок, то пуховиками за их парашютики. А как ещё используют одуванчики?

  Дети: Для повышения аппетита, для повышения авитаминоза делают салаты, варенье, корни пережаривают для получения целебного кофе.

Подвижная игра «Лечебная полянка».

Воспитатель называет лекарственные растения, а дети должны быстро найти их на поляне в роще  или изобразить их.

Воспитатель: А все ли растения безопасны?

Какие правила поведения при сборе растений необходимо соблюдать?

  1. Нельзя много рвать растений.
  2. Нельзя пробовать плоды ( если не знаешь точно)
  3. После сбора лекарственных растений следует тщательно мыть руки.
  4. И самое главное правило – не ходить  в парк или лес одному.

Воспитатель: В конце нашей экскурсии мы с ромашкой подготовили вам игру-викторину «Вспоминай и быстро называй!».

1.        Сок какого растения используется вместо йода для выведения бородавок, а настоем из листьев умываются, споласкивают голову? (чистотел)

2.        Знаменито это растение своими колючками и цепкими плодами. Пройдёт мимо человек или пробежит какой зверь – уцепится плод и путешествует вместе с ним. А где упадёт – там может вырасти. (репей)

3.        Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой?(валерьян)

 4.    В начале апреля на проталинках, там, где припекает солнце, появляются желтые цветочные корзиночки. Они могут предсказывать погоду. В ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Хорошо помогает от кашля. (мать-и-мачеха)

Молодцы, ребята, вы справились с заданиями. Сегодня, я вижу, вы много узнали нового. Вы смогли увидеть, как растут в природе лекарственные растения. Это поможет вам в жизни. Теперь пришла пора возвращаться в детский сад.

  Я мать – и - мачеха…

Рано весной на оттаявших полянках появляются маленькие золотисто-желтые цветы- это я - мать-и-мачеха. Я необычное растение. Сначала я цвету, а потом отращиваю листья. И листья у меня необычные. Верхняя сторона гладкая, блестящая и прохладная. Нижняя сторона покрыта белыми волосками, теплая и мягкая. Теплая сторона – это мать, а холодная – мачеха. Летом мало кто обращает внимание на мои  широкие листья. А ведь я лекарственное растение. Из моих листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды.

«А если кашель у тебя,

Ты кипятком залей меня.

Отвар лечебный нацеди,

Выпей, и в кровать иди»

Такой вот замечательный я  цветок-  мать-и-мачеха. Ранней весной я удивляю и радую вас своим появлением из-под снега, а летом забочусь о вашем здоровье.

Подорожник

 Подорожник такой привычный, что не обращаешь на него внимания. Где люди ходят, там и подорожник растет. Это растение – доктор. Приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет.

«Подорожник у дороги –

Листики да лопушки.

Применяй меня от боли,

Зажили раны чтоб твои!»

Рассказ о подорожнике: Один подорожник рос возле дороги, ему было скучно. Вдруг он увидел едущего по дороге мальчика. На дороге мальчику попался камень, и не успел мальчик оглянуться, как упал и разбил себе колено. У него не было с собой бинта, но возле дороги он увидел подорожник. Мальчик не растерялся, сорвал листочек и приложил к ранке, кровь остановилась. Мальчик сел на велосипед и поехал домой. С тех пор подорожник не пропускает мимо себя тех, кто нуждается в быстрой помощи.

Я ромашка…

«Я – ромашка – красота.

По мне гадает детвора.

Но и в другом полезна я:

Простуда если у тебя,

То завари ромашку в кружке

(Я через час уже готова).

Рекомендуй меня подружке –

И обе будете здоровы»

Ромашка растет на полянах в лесу, по обочинам дорог. В лечебных целях собирают цветки ромашки и сушат в проветриваемых помещениях. Ромашка полезна при многих заболеваниях. Ее применяют при заболеваниях печени, почек, простуде, бессоннице. Заваривают чай из ромашки. А настой из цветков ромашки полезен при ангине.

Рассказы о лекарственных растениях


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Эту сказку про лекарственные растения однажды я услышала в лесу, когда решила немного отдохнуть после долгого похода за грибами. Ко мне на рукав приземлилась Божья Коровка в нарядном платьице, и на ушко поведала интересную историю. Кстати, эта история не только интересная, но и полезная, она рассказывает о некоторых растениях, которые можно использовать при болезнях. Надеюсь, что первое знакомство с такими растениями будет полезно и Вам, дорогие дети, тоже. Итак, садимся поудобнее, слушаем сказку и смотрим на картинки.

Слайд 3

В роще вырос можжевельник,

Слайд 4

И в тени его ветвей Появился муравейник, Поселился муравей.

Слайд 5

Он из дома спозаранку выбегает с веником, Подметает всю полянку перед муравейником. Замечает все соринки, Начищает все травинки, Каждый куст, каждый пень, Каждый месяц, каждый день.

Слайд 6

А однажды муравьишка подметал дорожку. Вдруг упала с ёлки шишка, отдавила ножку.

Слайд 7

От волнения сова перепутала слова: Где же "Скорощь помая"? Где же "Скорощь помая"? Где же "Скорощь помая", Спасите насекомое!

Слайд 8

Звери бросились Гурьбой За лекарственной травой. Рвут аптечную ромашку, Собирают зверобой.

Слайд 9

Вот из чащи на опушку Пробирается медведь - Он решил Медвежье Ушко На опушке посмотреть.

Слайд 10

Зайцы заячьей капустой Муравья приводят в чувство, Если б жил в той роще лев – Предло - жил бы львиный зев.

Слайд 11

На спине у ёжика листья подорожника. Он больному обещает: От компресса полегчает! И другое средство тоже Предлагает муравью: Вдруг укол тебе поможет? Я иголку дам свою!

Слайд 12

Все больного навещают, Все больного угощают: Кто морошкой, кто черникой, Кто сушеной земляникой.

Слайд 13

Даже волк помочь не прочь. Думал-думал как помочь?... К муравейнику повез Волчьих Ягод целый воз.

Слайд 14

Но заметила сорока, что от волка мало прока, И спешит по просеке с новостью на хвостике: Я, друзья, не ябеда, только Волчья Ягода, Даже если мытая очень ядовитая.

Слайд 15

А потом девчонки-пчелки притащили мёд в бочонке. Ничего, что тяжело,- лишь бы другу помогло!

Слайд 16

Муравей пощиплет травку и попьет Цветочный мед. Значит дело на поправку обязательно пойдет.

Слайд 17

Все лесные витамины от брусники до малины Принесли ему друзья.

Слайд 18

Ведь Зеленая аптека лечит даже человека, А не только муравья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Открытое занятие по окружающему миру. Растения рядом с нами. Комнатное растение.

Беседа с детьми о комнатных растениях. Условия содержания комнатных растений. Их размножение. Рисование комнатного растения с натуры....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе ДОУ компенсирующего вида по формированию представлений о себе и окружающем мире на тему: «Ребенок и мир растений. Польза растений. Овощи».

Конспект НОД содержит педагогический замысел, коррекционно-развивающие задачи. Состоит из нескольких частей: вступительная часть, информационная часть, проблемная ситуация, стимулирование речемыслител...

Занятие в подготовительной группе «Растения вокруг нас. Лекарственные растения»

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....