Совместная образовательная деятельность в мини – музее «Русская изба»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Зарипова Людмила Алексеевна

Знакомство детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, коромысло, самовар и т.д.). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мини - музей "Русская изба"35.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               Совместная образовательная деятельность

в мини – музее «Русская изба»

Тема: «Что было – что стало»

                                                                   Воспитатель: Зарипова Людмила Алексеевна

Цель: Продолжать знакомить детей с предметами народного быта.

Задачи:

1.Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, коромысло, самовар и т.д.). 2.Обогатить словарь детей народными пословицами и загадками. Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения.  

3.Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Словарная работа:  прялка, коромысло, чугун, самовар.

Оборудование: «Русская изба» с предметами быта (печь, лавки, стол, плетень, старинная посуда, прялка и др.), дидактическая игра “Что было, что стало”, аудиозапись русской народной песни, русский народный костюм для хозяйки, атласная лента для игры – хоровода.

Воспитатель в русском  народном костюме  встречает детей.

- Милости прошу ко мне в горницу, гости дорогие!

Горница у меня небольшая,
       Да красивая какая!
       На убранство поглядите.
       Да про всё мне расскажите!

Дети садятся на лавочки возле печки.

  • Дети, есть  в моей избе уже знакомые вам предметы?
  • Какие?
  • Для чего служил предмет?
  • Из чего  этот предмет изготовлен? и др.
  • А какой предмет, как вы думаете, самый главный в избе? Почему?

В каждой избе была печь. Её ласково называли печь - матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Отгадайте мою загадку:

Летом спит,
Зимой горит,
Пасть открывает,
Что дают – глотает       (печь).

Воспитатель обращает внимание детей на прялку.

  • Кто знает, что это такое?

В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества ещё не было, девушки пряли и пели песни. Давайте послушаем.

Звучит русская народная песня (аудиозапись)

Русский народ любил трудиться. Об этом говорится в пословицах. Вот послушайте:

  • У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.
  • Будешь хорошо прясть - хорошо оденешься.

А ещё русский народ любил после труда хорошо отдохнуть: песни попеть, хороводы поводить. Давайте поиграем в хороводную игру.  

Игра с лентой
(под русскую народную музыку)

Вышел Ваня погулять
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)
Стал подружку выбирать
Стал подружку выбирать
Кому ленточку отдать
(Дети останавливаются)
Поклонись, поклонись
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)
Да за ленточку держись.

Ваня: “Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая” и др.

(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется)

Молодцы. Много добрых слов сказали друг другу.

А сейчас я загадаю вам загадку, а отгадку найдите и мне покажите.

Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра…       (
коромысло).

За водой ходили к колодцу. Вода была чистая, студеная. Любили русские люди почаёвничать, т.е. чай попить. Воду наливали в самовар. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара.  Пили чай с мёдом, вареньем и баранками.

Ребята, давайте поиграем в игру, которая называется «Что было, что стало». Я буду показывать картинки предметов, какими пользовались раньше, а вам нужно подобрать (найти )  картинку предмета, которым мы сейчас пользуемся (т.е. чем его заменили)

  • Чугунок – кастрюля
  • Самовар – чайник
  • Свечка – электрическая лампочка
  • Печка – газовая плита
  • Колодец – водопроводный кран

Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас чай приготовила, баранки испекла.

Садитесь, угощайтесь, гости добрые!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность. Мини-музей "Русская изба"

Проектная деятельность в детском саду для старшего дошкольного возраста.Раздел программы: социализация. Представлена интеграция с другими образовательными областями программы. Перспективный план мероп...

Детская музейная проектная деятельность. Проект мини - музей "Русская изба"

Детский сад – первая ступенька в общем систематизированном образовании ребенка, его первый опыт участия в общественной жизни.Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа п...

Совместная образовательная деятельность в мини – музее «Русская изба» «Милости просим гости дорогие»

Конспект занятия в музее "Русская изба" для  детей старшей-подготовительной группы....

Мини-музей "Русская изба". Презентация образовательной программы.

Проектирование и реализация программы мини-музея "Русская изба" для детей с ОВЗ...

Проект Досуговая деятельность дошкольников как одна из форм приобщения детей к народной культуре в мини музее "Русская изба"

Целью данного проекта является приобщение детей дошкольного возраста к русской культуре: ее истоками, традициями и обычаями, через изобразительное искусство, музыку, устное творчество, ручной труд, не...

Конспект образовательной деятельности по формированию основ патриотизма у детей 3-4 лет «Мини музей «Русская изба» (культура и быт русского народа)

Конспект образовательной деятельности по формированию основ патриотизма у детей 3-4 лет «Мини музей «Русская изба»...