НОД по познавательному развитию (экологическому воспитанию) на тему «Дуб и его жители» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_dub_i_ego_zhiteli_v_starshey_gruppe.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экологическому воспитанию детей в старшей группе «Дуб и его жители»

Программное содержание: Образовательные: расширять, обогащать знания детей о биологических особенностях дуба, хозяйственном применении; познакомить детей с разнообразием дубов; обогащать активный словарь. Развивающие: развивать внимание, логическое мышление; развивать любознательность, интерес к природе, её познанию. Воспитательные: воспитывать интерес к изучению природы; воспитывать бережное, ответственное отношение и любовь природе; формировать навыки поведения в природе.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, наблюдение дуба во время прогулки.

Материалы: фотографии и иллюстрации с изображением дуба; фотографии с изображением коры, листьев, плодов, цветов дуба; иллюстрация с различными видами дубовых листьев; иллюстрации животных, насекомых, грибов, растений, соседствующих с дубом. Два набора карточек для игры «Подбери правильно», магнитная доска, магниты.

Словарная работа: активизация словаря («кора», «желудь», «раскидистая крона», «могучий», «крепкий», «щедрость», «полезные вещества») ; обогащение словаря («величавый», «круча», «долгожитель»).

Ход занятия:

I часть: Вводная

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Величавый и могучий,

Он растёт на склоне кручи,

Зубчатой своей листвой

Укрывает в летний зной,

А когда наступит осень,

Жёлудь в дар он нам приносит.      (Дуб)

II часть: Основная

В: Ребята, как вы поняли, что загадка про дуб? Какими словами описан дуб в загадке? Как вы их понимаете?

Выслушав ответы, демонстрирует фотографии и иллюстрации с изображением дуба.

Д: Дуб большой, сильный, крепкий, могучий.

В: Дуб, и в самом деле, - очень сильное, величественное дерево. Дуб во все времена пользовался почтением в разных странах. У многих народов он символизирует силу, мощь, крепость, выносливость, твердость духа. В древности дубовыми венками награждали самых храбрых воинов. Дуб – дерево-долгожитель. Есть дубы, возраст которых более 1000 лет. Лес, в котором растет много дубов, называется дубрава.

У дуба мощный ствол, раскидистая крона, сильные корни. Ребята, вспомните, какие функции выполняют корни дерева?

Д: Корни держат дерево в земле, помогают ему «пить», добывают из почвы полезные вещества.

В: Дуб – это лиственное или хвойное дерево?

Д: Лиственное.

В: Какие еще лиственные деревья вы знаете?

Д: Липа, береза, яблоня, ясень и т. д.

В:Совершенно верно. У дуба очень красивые резные листья (фотографии). Но дубы бывают разные, и форма их листьев может сильно отличаться (иллюстрации). Опадая на землю, листья этого дерева со временем перегнивают и тем самым значительно улучшают качество почвы, давая питательные вещества для других растений.

А знаете ли вы, что дуб, как и другие лиственные деревья, тоже цветет? Происходит это обычно в мае вместе с распусканием листьев. А цветы представляют собой свисающие сережки (фотографии).

Ребята, а как называют плоды дуба?

Д: Жёлуди.

В:Правильно, жёлуди (фотографии).

Физкультминутка «Дубочек»:

Спелый жёлудь, как клубочек,

А в клубочке том дубочек.

(Дети сидят на корточках, сгруппировавшись)

Поднимается росточек,

(Начинают медленно подниматься и выпрямляться)

К солнцу тянется дубочек.

(Поднимаются на носочки, тянут руки вверх)

Раскрывает два листочка.

Два листочка у дубочка.

(Опускаются на всю стопу, разводят руки в стороны)

Ветер листики качает,

(Покачивают над головой поднятыми вверх руками)

Теплый дождик умывает,

("Умываются")

И дубочек подрастает,

Подрастет и дубом станет.

(Кружатся на месте, подняв руки вверх)

В: Желудями питаются многие лесные животные: дикие кабаны, белки, мыши, некоторые птицы, например, сойка (картинки). Животные способствуют распространению плодов дуба на значительных территориях. Такие желуди, прорастая, дают жизнь новому дереву.

Воспитатель демонстрирует фотографии с изображением дубовой коры:

 Ствол дуба покрыт шероховатой корой. В ней находят кров разные насекомые и их личинки. Правда, не всегда такое соседство благоприятно для дерева. Есть насекомые, которые, питаясь корой и древесиной, наносят дубу повреждения. Однако с дубом соседствуют птицы, которые избавляют дерево от этих вредителей (например, дятел).

В лесу, как в большом доме, у дуба есть свои соседи. Рядом с ним можно встретить кустарники – орешник, шиповник;  грибы – белый, сыроежка, дубовик, волнушка, рыжик (демонстрирует картинки). Среди грибов есть такие соседи, которых дуб особенно любит. Такое соседство полезно для обеих сторон: грибы, поселяясь рядом с дубом или на его корнях, не только получают от него питательные вещества, но и отвечают ему тем же, помогая, таким образом, росту дерева.

А теперь оглянитесь вокруг, посмотрите, из чего сделаны ваши стулья, столы, за которыми вы сидите?

Д: Из дерева.

В: Верно. Древесина дуба во все времена считалась очень ценной, из нее тоже делают разную мебель, которая славится своей прочностью и долговечностью. Древесину дуба благодаря устойчивости к гниению используют даже при строительстве кораблей.

Воспитатель обращается к детям:

- Скажите, пожалуйста, а что мы с вами можем сделать для дуба? Как нам нужно себя вести, чтобы сохранить это дерево?

Д: Не нужно ломать ветки, обрывать листья, сбивать и топтать грибы, пугать птиц. Можно наблюдать, делать зарисовки, фотографировать, слушать пение птиц.

Игра «Подбери правильно»

Дети делятся на две команды, каждая команда получает набор карточек с изображениями животных, растений (листья, плоды и т. д.). Среди них необходимо выбрать только те, которые имеют отношение к дубу. Выбранные карточки команды поочередно прикрепляют на магнитную доску рядом с аппликацией «Дубочек», сопровождая свои действия пояснениями. Команда-соперник контролирует правильность выполнения задания, аргументируя свои замечания.

По окончании игры воспитатель обращает внимание детей на то, что все эти животные и растения очень тесно взаимосвязаны с дубом и являются единой, целостной системой.

 

III часть: Заключительная

В: Ребята, что интересного вы узнали о дубе? Какие слова вы используете для описания дуба? Какие соседи есть у дуба в «лесном доме»? В чем заключается сила и щедрость дуба? (Выслушивает ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (экологическое воспитание) на тему «День Земли» в старшей группе комбинированной направленности.

Цель. Формировать начала экологической культуры. Закреплять умение устанавливать причинно – следственные связи в явлениях природы. Задачи.1. Дать представление об экологическом  п...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе ОО « Познавательное развитие»: Экологическое воспитание. Тема: «Экологическая пирамида»

ЦЕЛЬ: Развивать в детях умение видеть изменения, происходящие в природе осенью, учить устанавливать взаимосвязь между осенним изменением в живой природе, изменениями среди обитателей уголка природы и ...